Обобщение опыта «Развитие оперативной памяти как условие совершенствования навыков чтения и орфографической зоркости на основе современных технологий»
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Хурулова Ольга Иосифовна

Научить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно?

Предлагаю  идеи и варианты разнообразных подходов к решению этой проблемы.

Актуальность  педагогического  опыта

  • XXI век – век информационных технологий, объем всей информации превосходит ограниченные возможности человека, тем более маленького человека.
  • Современный специалист, любого предприятия, любой организации должен уметь работать с потоками информации. Текстовый поток является традиционным и главным среди информационных потоков.      
  • Начальная школа первый и главный пункт, где происходит знакомство с текстами, формирование и дальнейшее развитие смысловой и технической стороны навыка чтения.

Идея опыта – развитие навыка чтения и орфографической зоркости с опорой на оперативную памятью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx1007.4 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Обобщение опыта

«Развитие оперативной памяти как условие совершенствования

навыков чтения и орфографической зоркости

на основе современных технологий»

Научить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно?

Предлагаю  идеи и варианты разнообразных подходов к решению этой проблемы.

Актуальность  педагогического  опыта

  • XXI век – век информационных технологий, объем всей информации превосходит ограниченные возможности человека, тем более маленького человека.
  • Современный специалист, любого предприятия, любой организации должен уметь работать с потоками информации. Текстовый поток является традиционным и главным среди информационных потоков.      
  • Начальная школа первый и главный пункт, где происходит знакомство с текстами, формирование и дальнейшее развитие смысловой и технической стороны навыка чтения.

Идея опыта – развитие навыка чтения и орфографической зоркости с опорой на оперативную памятью.

Опыт основывается на педагогических  идеях психолога Л. Д. Столяренко: «Память человека – тот «рабочий механизм», который позволяет удерживать идеальные знаки родного языка и оперировать ими в речи».

    Следовательно,  процесс обучения чтению пойдет гораздо быстрее и успешнее, если  использовать возможности оперативной памяти.  

    Новизна опыта : систематические зрительные диктанты на уроках русского языка и литературного чтения с опорой на информационные технологии и технологии  Зайцева В.Н..

Принципы реализации идеи.

Адекватность

требований

и нагрузок

Учёт

возрастных

особенностей

Повторность

Постепенность

Комплексность

Системность

Педагогический  инструментарий

Материально-технические средства:

  • Учебный кабинет оснащен мультимедийной установкой, компьютером, есть выход в Интернет.
  •  Владею информационными технологиями, оформляю обучающие презентации в приложении Microsoft  Office Power Point. Готовлю слайд – фильмы.
  • Использую электронную энциклопедию «Кирилла и Мефодия», компьютерные программы для проверки техники чтения.

Методика: Владею приемами и методами работы со зрительными диктантами по методике И.Т. Федоренко. 

Система работы

  • Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
  • Наблюдение за детьми.
  • Диагностика формирования навыков  чтения.
  • Ежедневные письменные  работы  учащихся.
  • Мониторинг результатов.

Зрительные диктанты на разных этапах  урока русского языка:

1. Этап проверки домашнего задания

Скворец, лужица, лисица, курица, дворец, колодец.

Зрительный диктант:

1.  Прочитайте и запомните слова.

2. Запишите в первый столбик

слова с суффиксом –ец-,

во второй столбик

слова с суффиксом –иц-.

3. В каких именах существительных  пишется суффикс –иц- и –ец-.

Способы добывания знаний

Результат работы ребёнка – вывод правила: суффикс –ец- пишется у существительных мужского рода, суффикс –иц- пишется у существительных женского рода.

2. Этап словарной работы

Содержание задания                           

Ср-да,  п-н-дельник, -прель, су--ота,   ин-й, б-рёза, обл-ко.

Задание:

1.Прочитай слова и запомни их.

2.Запиши их в столбик

вставляя пропущенные буквы.

3. Прочитайте первые буквы слов

по вертикали. Какое слово получилось?

4. Это новое словарное слово.

Запомните и запишите его.

Результат работы ребёнка – знакомство с новыми словарными словами.

3. Этап целепологания

Задание:

    Мы учимся в школе. Слова необходимо писать правильно. Письма приносит почтальон.

Содержание задания:

1.  Прочитайте первое предложение и запомните.

2. Запишите второе слово из предложения.

3. Прочитайте второе предложение и запомните.

4. Запишите третье слово из предложения.

5. Прочитайте третье предложение и запомните.

6. Запишите первое слово.

7. Назовите тему урока.

Результат работы ребёнка – самостоятельная формулировка темы урока.

4. Закрепление нового материала

Тема урока: «Непроизносимые согласные»

Содержание задания:

Поздним вечером стояла ненастная погода.

Задание:

1. Прочитайте и запомните предложение.

2. Запишите его в тетрадь.

3. Подчеркните слова с непроизносимой согласной

Результат работы – отработка орфографического навыка правописания непроизносимой согласной в корне слова проверяемой ударением

Зрительный диктант на уроках  литературного чтения

Методика проведения

  • В каждом диктанте  четыре - шесть предложений. Наращивание длины  происходит по одной - две буквы.
  • Диктант находится на электронном носителе. С помощью проектора отображается на экране первое предложение.
  •  Ребенок в течение  4 - 8 секунд  читает молча это предложение и запоминает. Далее предложение исчезает с экрана, а ученик записывает  его в тетради.
  • Аналогично проводится работа над оставшимися предложениями.
  • Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова.
  • Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

1 день работы: 2 ошибки                                 2 день работы: 1 ошибка                

                               

3 день работы: нет ошибок                            4 день работы: нет ошибок

                             

ИКТ на уроках

Тренажер для проверки техники чтения                Электронные учебники

                                 

Коррекционная работа на других уроках и дополнительных занятиях

    Упражнения:

  •  «Буксир»” -  чтении в паре.  
  •  «Бросок – засечка»– развитие зрительного    умения ориентироваться в тексте.
  •  «Губы»- чтение текста с прикрытой верхней частью строчки.
  • «Спринт»-кто быстрее прочитает.
  • «Молния»-чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимальной скорости.
  •  «Радиоспектакль»- ролевое  чтение.

Результативность опыта

Итоги успеваемости и качества знаний

по литературному чтению

Итоги успеваемости и качества знаний

по русскому языку

Перспективность опыта

  • Обеспечивается эффективность формирования орфографических и читательских навыков у младших школьников.
  • Осознанно воспринимается текст, пополняется литературный запас слов, скорость чтения у детей выходит на оптимальный уровень.
  • Обучение принимает исследовательский характер .
  • Дети умеют работать с потоками информации.
  • Развивается оперативная память, которая обеспечивает успех в усвоении других предметов.

Директор МОБУ СОШ С. ЕРКОВЦЫ_____________ Е.В.Федорчук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

упражнения для развития оперативной памяти

Использую для развития памяти....

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Развитие орфографической зоркости на основе упражнения с корневыми орфограммами.

Урок по русскому языку в 3 классе на закрепление умения находить и правильно писать слова с корневыми орфограммами....

Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".

Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....