Обобщение опыта «Развитие оперативной памяти как условие совершенствования навыков чтения и орфографической зоркости на основе современных технологий»
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Научить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно?
Предлагаю идеи и варианты разнообразных подходов к решению этой проблемы.
Актуальность педагогического опыта
- XXI век – век информационных технологий, объем всей информации превосходит ограниченные возможности человека, тем более маленького человека.
- Современный специалист, любого предприятия, любой организации должен уметь работать с потоками информации. Текстовый поток является традиционным и главным среди информационных потоков.
- Начальная школа первый и главный пункт, где происходит знакомство с текстами, формирование и дальнейшее развитие смысловой и технической стороны навыка чтения.
Идея опыта – развитие навыка чтения и орфографической зоркости с опорой на оперативную памятью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 1007.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Обобщение опыта
«Развитие оперативной памяти как условие совершенствования
навыков чтения и орфографической зоркости
на основе современных технологий»
Научить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно?
Предлагаю идеи и варианты разнообразных подходов к решению этой проблемы.
Актуальность педагогического опыта
- XXI век – век информационных технологий, объем всей информации превосходит ограниченные возможности человека, тем более маленького человека.
- Современный специалист, любого предприятия, любой организации должен уметь работать с потоками информации. Текстовый поток является традиционным и главным среди информационных потоков.
- Начальная школа первый и главный пункт, где происходит знакомство с текстами, формирование и дальнейшее развитие смысловой и технической стороны навыка чтения.
Идея опыта – развитие навыка чтения и орфографической зоркости с опорой на оперативную памятью.
Опыт основывается на педагогических идеях психолога Л. Д. Столяренко: «Память человека – тот «рабочий механизм», который позволяет удерживать идеальные знаки родного языка и оперировать ими в речи».
Следовательно, процесс обучения чтению пойдет гораздо быстрее и успешнее, если использовать возможности оперативной памяти.
Новизна опыта : систематические зрительные диктанты на уроках русского языка и литературного чтения с опорой на информационные технологии и технологии Зайцева В.Н..
Принципы реализации идеи.
Адекватность требований и нагрузок | Учёт возрастных особенностей | Повторность | Постепенность | Комплексность | Системность |
Педагогический инструментарий
Материально-технические средства:
- Учебный кабинет оснащен мультимедийной установкой, компьютером, есть выход в Интернет.
- Владею информационными технологиями, оформляю обучающие презентации в приложении Microsoft Office Power Point. Готовлю слайд – фильмы.
- Использую электронную энциклопедию «Кирилла и Мефодия», компьютерные программы для проверки техники чтения.
Методика: Владею приемами и методами работы со зрительными диктантами по методике И.Т. Федоренко.
Система работы
- Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
- Наблюдение за детьми.
- Диагностика формирования навыков чтения.
- Ежедневные письменные работы учащихся.
- Мониторинг результатов.
Зрительные диктанты на разных этапах урока русского языка:
1. Этап проверки домашнего задания
Скворец, лужица, лисица, курица, дворец, колодец.
Зрительный диктант:
1. Прочитайте и запомните слова.
2. Запишите в первый столбик
слова с суффиксом –ец-,
во второй столбик
слова с суффиксом –иц-.
3. В каких именах существительных пишется суффикс –иц- и –ец-.
Способы добывания знаний
Результат работы ребёнка – вывод правила: суффикс –ец- пишется у существительных мужского рода, суффикс –иц- пишется у существительных женского рода.
2. Этап словарной работы
Содержание задания
Ср-да, п-н-дельник, -прель, су--ота, ин-й, б-рёза, обл-ко.
Задание:
1.Прочитай слова и запомни их.
2.Запиши их в столбик
вставляя пропущенные буквы.
3. Прочитайте первые буквы слов
по вертикали. Какое слово получилось?
4. Это новое словарное слово.
Запомните и запишите его.
Результат работы ребёнка – знакомство с новыми словарными словами.
3. Этап целепологания
Задание:
Мы учимся в школе. Слова необходимо писать правильно. Письма приносит почтальон.
Содержание задания:
1. Прочитайте первое предложение и запомните.
2. Запишите второе слово из предложения.
3. Прочитайте второе предложение и запомните.
4. Запишите третье слово из предложения.
5. Прочитайте третье предложение и запомните.
6. Запишите первое слово.
7. Назовите тему урока.
Результат работы ребёнка – самостоятельная формулировка темы урока.
4. Закрепление нового материала
Тема урока: «Непроизносимые согласные»
Содержание задания:
Поздним вечером стояла ненастная погода.
Задание:
1. Прочитайте и запомните предложение.
2. Запишите его в тетрадь.
3. Подчеркните слова с непроизносимой согласной
Результат работы – отработка орфографического навыка правописания непроизносимой согласной в корне слова проверяемой ударением
Зрительный диктант на уроках литературного чтения
Методика проведения
- В каждом диктанте четыре - шесть предложений. Наращивание длины происходит по одной - две буквы.
- Диктант находится на электронном носителе. С помощью проектора отображается на экране первое предложение.
- Ребенок в течение 4 - 8 секунд читает молча это предложение и запоминает. Далее предложение исчезает с экрана, а ученик записывает его в тетради.
- Аналогично проводится работа над оставшимися предложениями.
- Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова.
- Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
1 день работы: 2 ошибки 2 день работы: 1 ошибка
3 день работы: нет ошибок 4 день работы: нет ошибок
ИКТ на уроках
Тренажер для проверки техники чтения Электронные учебники
Коррекционная работа на других уроках и дополнительных занятиях
Упражнения:
- «Буксир»” - чтении в паре.
- «Бросок – засечка»– развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
- «Губы»- чтение текста с прикрытой верхней частью строчки.
- «Спринт»-кто быстрее прочитает.
- «Молния»-чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимальной скорости.
- «Радиоспектакль»- ролевое чтение.
Результативность опыта
Итоги успеваемости и качества знаний
по литературному чтению
Итоги успеваемости и качества знаний
по русскому языку
Перспективность опыта
- Обеспечивается эффективность формирования орфографических и читательских навыков у младших школьников.
- Осознанно воспринимается текст, пополняется литературный запас слов, скорость чтения у детей выходит на оптимальный уровень.
- Обучение принимает исследовательский характер .
- Дети умеют работать с потоками информации.
- Развивается оперативная память, которая обеспечивает успех в усвоении других предметов.
Директор МОБУ СОШ С. ЕРКОВЦЫ_____________ Е.В.Федорчук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...
"Формирование учебно-познавательной компетенции через развитие орфографической зоркости на основе работы над ошибками "
Исследовательская работа....
упражнения для развития оперативной памяти
Использую для развития памяти....
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...
Развитие орфографической зоркости на основе упражнения с корневыми орфограммами.
Урок по русскому языку в 3 классе на закрепление умения находить и правильно писать слова с корневыми орфограммами....
Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".
Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....