"Формирование учебно-познавательной компетенции через развитие орфографической зоркости на основе работы над ошибками "
методическая разработка по русскому языку по теме

Мельник Елена Юрьевна

Исследовательская работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Формирование учебно-познавательной компетенции через развитие орфографической зоркости на основе работы над ошибками

   

Автор: Мельник Елена Юрьевна

            Россия, гп. Пойковский

           Нефтеюганского района

           Тюменской области

           НРМОУ «ПСОШ № 2»

           Учитель начальных классов

гп. Пойковский

2010 год

Цель работы: выявить влияние работы над ошибками на развитие орфографической зоркости.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования
  2. Проанализировать причины ошибок учащихся
  3. Разработать систему упражнений по устранению типичных ошибок
  4. Исследовать влияние системы работы над ошибками на развитие орфографической зоркости учащихся.

Гипотеза: Систематическая работа над ошибками приводит к развитию орфографической зоркости учащихся.

Предмет исследования: формирование орфографической зоркости учащихся

Объект исследования: система заданий и упражнений по работе над ошибками.

Методы:  

  1. Анализ
  2. Классификация
  3. Эксперимент

         Орфографическая грамотность – это составляющая часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.

   Среди причин, порождающих ошибки  учащихся я выявила  следующие:

  1. Невнимание, рассеянность, поспешность;
  2. Не видит орфограммы (не развита орфографическая зоркость);
  3. Орфограмму видит, но ошибочно её определяет;
  4. Допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
  5. Не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
  6. Работает медленно, не успевает применить свои знания.

  Анализ контрольного  среза по проверке безударной гласной в корне показал, что больше всего допускается ошибок в тех заданиях, где нужную орфограмму определяют сами ученики. Отсюда можно сделать вывод, что именно слабо развитая орфографическая зоркость является основной  причиной ошибочного написания.

1 задание .

Диктант – 33% качества

2 задание.

Вставить пропущенную гласную – 67% качества.

3 задание.

Выписать слова с безударной гласной в корне – 52% качества.

4 задание.

В словосочетания вписать пропущенные гласные, подобрать проверочное слово – 72% качества

5 задание.

В предложении вписать пропущенные гласные, подчеркнуть словарное слово – 72% качества.

  Одним из наиболее эффективных средств повышения орфографической грамотности учащихся является работа над орфографическими ошибками. Её следует проводить не только по результатам контрольных работ. Ошибки, допущенные учениками в классной и домашней работах тоже нельзя оставлять без внимания; теряется вся ценность их проверки, как для учителя, так и для ученика.

  Таким образом, перед учителем встаёт задача: наряду  с другими методическими мерами, направленными к поднятию грамотности учащихся, вести систематическую работу над ошибками.

    В начальных классах она должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.

    Исправления и отметки, сделанные учителем в тетрадях учеников, должны обязывать учащихся к определённой работе над ошибками, которую в свою очередь нужно контролировать.

   Нельзя думать, что ученик, только просмотрев исправления учителя, перестанет делать ошибки. Как бы учитель тщательно не исправлял ошибки, старательно надписывая правильные буквы или даже выписывая целые слова, он будет работать впустую, если не потребует от учащихся работы над исправленным. Сами по себе, без последующей работы над ошибками, исправления учителя не способствуют повышению грамотности.

  Наиболее ценными следует признать те приёмы исправления ошибок, которые обеспечивают осознание учащимися допущенных ошибок.  Я применяю следующие:

  1. Зачёркивание без надписывания нужной буквы;
  2. Подчёркивание ошибочной буквы, части слова, всего слова, в котором сделана ошибка;
  3. Пометка на полях, заставляющая ученика самостоятельно искать ошибку на данной строчке;
  4. Часть ошибок на незнакомые или на не закреплённые правила исправляю сама, другие оставляю без исправления и предлагаю самостоятельно найти и исправить определённое количество.

 Целесообразно проводить текущие работы над ошибками по мере выявления наиболее часто повторяющихся ошибочных написаний в классной и домашней работах. Для этого выписываю слова на доску с указанием допущенных ошибок и вместе с учениками доказываем правильное написание. Можно применить также другой приём: выписать слова и найти «слабые места», в которых могли быть допущены ошибки или провести небольшой словарный  диктант " Проверю себя ", когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается, игра «Не ошибись» с использованием сигнальных карточек.

    Также применяю такой приём, как «пластилиновое письмо». Слова наиболее трудные для запоминания (словарные), и слова, в которых дети наиболее часто допускают ошибки мы с детьми пишем пластилином на уроках трудового обучения.

                 

   Уроки, посвящённые анализу ошибок,  организовываю так, чтобы активно работали все учащиеся, а не только те, которые допустили ошибки. Часто бывает, что ученики не сделавшие ошибок не принимают участие в этой работе, они считают, что им нечего делать и занимаются на уроке посторонними делами. Это тем более недопустимо, что навыки орфографического письма у учащихся неустойчивы. Отсутствие ошибок в работе отдельных учащихся не всегда говорит о прочном  и сознательном усвоении ими пройденного материала. Эти учащиеся также нуждаются в закреплении и повторении того или иного раздела. Я использую тексты с какографическим написанием, причём допускаю ошибки на различные правила. 

       Мелкие асение дождики совсем не похожы на летние гразовые дажди. Ани идут беспрестанно. Ветер дует без устали. Он далико разносит созревшые симена диревев и траф.

     Работа над ошибками по контрольным работам выполняется после проведения диктанта в индивидуальных тетрадях.

Для каждого ученика был заведён "дневник грамотности" (за основу взяла опыт работы Е.В. Бельдиной учителя лицея г. Екатеринбурга). Типы ошибок учащиеся должны определять сами и вносить соответствующие данные в дневник. Каждое слово, в котором допущена ошибка, пишется правой, а затем левой рукой, для того, чтобы внимание более длительное время фиксировалось на правописании слова. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание.

   " Дневник грамотности " заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками с помощью образца для работы над ошибками.

   

 Для формирования у учащихся умения исправлять допущенные ошибки важное значение имеют знания специфики природы ошибок, требующей различных подходов к их исправлению.

   При анализе допущенных ошибок в словах определяется освоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.

        Все ошибки можно разделить на две большие группы: осознанные, появление которых ученик может объяснить, и неосознанные, в возникновении которых ученик не отдаёт себе отчёта. Первая группа ошибок соответствует ошибкам, которые методисты, психологи и педагоги называют орфографическими (в широком смысле), а вторая – «ошибками невнимательности» или описками. Приём какографии даёт возможность раскрыть перед младшими школьниками отличительные особенности двух групп ошибок, определить приёмы работы по их обнаружению и устранению, а также обобщить способ действия по проверке написанного. Как можно провести такую работу?  На этапе систематизации и обобщения знаний по графике и орфографии, полученных в период обучения грамоте разграничить понятия «опечатка», «ошибка» и «описка». Провести небольшое исследование с детьми по книгам, журналам, газетам и подвести к выводу, что пропуски, замены и перестановки букв называются опечатками. Их исправляют корректоры.

     По аналогии (печатать – опечатка – писать - …) дети сами выведут понятие «описка» - это та же ошибка, но сделанная в тетради. Затем предложить учащимся для коллективной проверки предложение с описками. После выполнения работы под руководством учителя проанализировать процесс нахождения ими описок:

- Как вы обнаружили пропуски, замены и перестановки букв? (Прочитали предложение, послушали себя.)

-  Нужно ли знать какие-либо правила, чтобы обнаружить эти ошибки? (Нет)

-  Как вы думаете, почему же тогда написавший допустил их? (Спешил, на миг задумался о чём-то другом…)

-  Да, был невнимателен. С каждым из нас может быть такое. Что же надо сделать после записи, чтобы проверить, нет ли в ней описок? (Читать, как написано, и слушать, всё ли правильно.)

- Можно себе при этом помогать карандашом.

   Выполнение взрослой корректорской деятельности на небольших отрывках из книг и исправление описок в неумелых записях первоклассников позволит детям закрепить приобретённый способ действия.

   С этого момента основным материалом для упражнения в нахождении и устранении описок  будут служить собственные записи первоклассников. Причём учащиеся должны осознать, что любая письменная работа считается выполненной только тогда, когда она проверена.

  Организация в ходе дальнейшей работы исправления «чужой» записи с орфографическими ошибками поможет младшим школьникам осознать отличие ошибок от описок. Прочитав запись уже известным способом, учащиеся убедятся, что не пропуски, замены и перестановки букв сделали её непонятной: причина неверных написаний в данном случае кроется  в незнании признаков опасных мест и в неумении применять правила.

   Таким образом, учащимся становится понятно, что проверка должна состоять из двух шагов. Первый шаг – контроль написанного с точки зрения наличия описок, второй – с точки зрения наличия ошибок. Другими словами, сначала, читая по слогам и слушая себя, ученик решает, нет ли пропусков, замен и перестановки букв, а затем, отметив «опасные места», определяет, соответствуют ли выбранные письменные знаки правилам орфографии.

   Ошибки на правила, связанные с обозначением фонем буквами, включаются в какографические упражнения  по мере знакомства учащихся с конкретными правилами правописания. Очень важно при этом соблюдать методическую постепенность, которая заключается в том, чтобы сначала предлагать ошибки на одно правило, а затем на несколько правил. Причём, когда необходимо поупражнять учащихся в поиске ошибок на одно конкретное правило, задание может звучать так: «Проверьте, верно ли найдены буквы для безударных гласных в корне слова.» Когда же стоит задача потренировать школьников в нахождении различных нарушений правописных норм, формулировка заданий наряду с часто употребляемой в пособиях «Исправь ошибки», может быть следующей «Проверьте, нет ли в записи ошибок.»

  Систематическое и осознанное выполнение детьми серии заданий по исправлению «чужих» работ с опорой на установленную последовательность операций обеспечит прочное усвоение учащимися общего способа действия при проверке, что позволит им качественно корректировать свои записи.

   Регулярно отслеживая работы учеников моего класса (в классе 19 чел), и, изучив наиболее распространённые ошибки, я пришла к следующим результатам:

Орфограмма, на которую допущены ошибки

Начало года

Конец года

Рост

Кол.уч.

%

Кол. уч

%

%

Безударная гласная

14

31,5

11

42,1

10,6

Парная согласная

8

57,8

6

68,4

10,6

Непроизносимая согласная

9

52,6

8

57,8

5,2

Гласные и,у,а после шипящих

5

73,6

5

78,9

5,3

Удвоенная согласная

10

47,3

10

68,4

21,1

Словарные слова

8

57,8

8

78,9

21,1

Таким образом,  планомерная работа над ошибками с учащимися дает высокую эффективность обучения, так как комплекс опорных умений и навыков обеспечивает целостный ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические.

 

Литература

1. М.В.Ушаков «Работа над ошибками как средство поднятия грамотности учащихся»

2. С.В.Ярославцева «Работа над словарными словами в начальной школе»

3. Л.А.Железная «Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку» Начальная школа № 4 2003год

4. Т.В.Корешкова «Использование неверных написаний при обучении самопроверке.» Начальная школа» № 6  2003год.

5. В.В.Волина «Весёлая грамматика»

6. Н.Г.Кувашова «Русский язык 3 класс»

                     

  Работа над ошибками (3 класс)

1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так:

Малыши,  карандаши,  ежи,  роща,  туча.

2. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Например: Илья,  Петров,  Мурка,  Волга,  Красноярск.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

3. Сочетания чк, чн, нщ, щн

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.

Например: дочка,  речка,  мощный

4. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.

 Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Делай так: к берегу,  к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

5. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.

Например: вьюга,  листья,  соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, я.

6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

 Подчеркни мягкий знак (Ь) и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так:  ель,  тень,  пень,  коньки,  мальчик,  пальто.

7. Безударная гласная в корне проверяемая ударением (а, о, е, и, я) Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так: сады – сад,  волна – волны,  червивый – червь.

8. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором была допущена ошибка правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы – мороз,  ягода – ягодка

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

9. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса.  Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа,  груп-па,  групповой,  подгруппа.

10. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на,  ма-ли-на,  маль-чик, клас-сный, строй-ка.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

11. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода,  ягода,  ягода,  ягодка,  ягодный

12. Разделительный твёрдый знак (ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд,  объявление,  объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

13. Непроизносимые согласные в корне слова.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда,  звёздочка,  звёздный,   честь - честный

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

Например: полетели,  побежали,  потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

15. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку .Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал,  уехал,  переехал.

 Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

16. Безударные гласные в родовых окончаниях прилагательных.

Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

Делай так: в доме (каком?) новом.

Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания

17. Не с глаголом.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                          гл.                   гл.              гл.

Делай так: не_пришёл,  не_выучил, не_знал.

18. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.

 Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.

                                                н.ф.         н.ф.        н.ф.

Делай так: (что делать?) шить,  замечать,  гулять.

Опасная гласная в корне

Опасная согласная в корне

                 

Безопасное слово   !

Опасная гласная в слове

Опасная согласная в приставке

Опасная согласная в приставке

                          !

Нет опасных звуков в слове

Опасная согласная

Опасная согласная в корне

Опасная гласная в корне

Опасная гласная в слове

Безопасное слово

Опасная согласная в приставке

Опасная гласная в приставке

Опасная согласная

Нет опасных звуков в слове

  Опасная согласная

Нет опасных звуков в слове

11. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Например: ягода,  ягода,  ягода,  ягодка,  ягодный

12. Разделительный твёрдый знак (ъ).

Например: съезд,  объявление,  объём.

13. Непроизносимые согласные в корне слова.

Например: звезда,  звёздочка,  звёздный,   честь - честный

14. Гласные и согласные в приставках.

Например: полетели,  побежали,  потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

15. Правописание приставки со словом. 

Например: заехал,  уехал,  переехал.

16. Безударные гласные в родовых окончаниях прилагательных.

Например: шаре (каком?) красном, небом (каким?) синим

17. Не с глаголом.

                          гл.                   гл.              гл.

Например: не_пришёл,  не_выучил, не_знал.

18. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы. 

                                                н.ф.         н.ф.        н.ф.

Например:  (что делать?) шить,  замечать,  гулять.

11. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Например: ягода,  ягодка,  ягодный

12. Разделительный твёрдый знак (ъ).

Например: съезд,  объявление,  объём.

13. Непроизносимые согласные в корне слова.

Например: звезда,  звёздочка,  звёздный,   честь - честный

14. Гласные и согласные в приставках.

Например: полетели,  побежали,  потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

15. Правописание приставки со словом. 

Например: заехал,  уехал,  переехал.

16. Безударные гласные в родовых окончаниях прилагательных.

Например: шаре (каком?) красном, небом (каким?) синим

17. Не с глаголом.

                          гл.                   гл.              гл.

Например: не_пришёл,  не_выучил, не_знал.

18. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы. 

                                                н.ф.         н.ф.        н.ф.

Например:  (что делать?) шить,  замечать,  гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...

Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися

Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися...

Развитие орфографической зоркости на основе упражнения с корневыми орфограммами.

Урок по русскому языку в 3 классе на закрепление умения находить и правильно писать слова с корневыми орфограммами....

Выступление "Формирование умения различений орфограммы и развитие орфографической зоркости".

Выступление на РМО.Начальная школа является базой, основой всего образования человека....

Развитие орфографической зоркости. Из опыта работы

Развитие орфографической зоркости               Можно ли представить себе дом без фундамента? Фундамент – основание, служаще...

Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".

Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....