Фольклор как средство развития связной устной речи детей на уроках литературного чтения.
статья по чтению

В статье рассматривается Фольклор как средство развития устной связной речи детей на уроках литературного чтения 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor.docx59.14 КБ

Предварительный просмотр:

        Фольклор как средство развития  связной устной  речи детей      

        на   уроках  литературного   чтения.

 

                                                            Оглавление

   

1. Значение речи в развитии ребенка.  

2. Фольклор как средство развития устной связной речи детей.  

3.Пути  формирования  связной устной  речи  младших школьников.  

4. Анализ программ и учебников по «Литературному чтению»

с точки  зрения  изучения фольклора как средства развития речи.  

Выводы .

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

    Речь человека является своеобразным зеркалом  культуры  и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивать речь – это  значит формировать определённые речевые умения: ориентироваться в ситуации общения; умение планировать высказывание; умение реализовывать свой замысел (говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности).

Красивая речь – визитная карточка каждого. В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Поэтому    одна из важнейших задач обучению родному языку – развитие  речи. «Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика – показатель  его умственного развития» - писала   Н.И. Политова. [36] Успехи учащихся в овладении связной речью обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем остальным предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

        Развитие речи – составная  часть содержания начального курса русского языка, а, следовательно, и составная часть уроков чтения и грамматики. Однако проблема состоит в том, что ученики, для которых родной язык должен служить средством самореализации в устной и письменной речи, часто с трудом формулируют свои впечатления и мысли. Поэтому одна      из задач по развитию речи является формирование у учащихся умений строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

     Речь – это  один из инструментов развития высших отделов психики, развитие интеллекта. Словесное общение – это  ведущее средство развития речевой деятельности младшего  школьника.                                                                                                                                    

          В   последние   годы в  российской   системе   школьного образования произошли определённые перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.                                                                                                                                                                                                                                                                

                          Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного творчества. Ещё К.Д.Ушинский говорил о том, что  «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие и будущие поколения народа в одно великое, исторически целое». [45]  

            Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой   активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному  творчеству,  в частности,  устному, поскольку  находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка  его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Глава 1. Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения. 

1.1.  Значение речи в развитии ребенка.

        

  Речь – результат согласованных действий многих областей головного мозга: механизмов, воспринимающих речь, обеспечивающих понимание услышанных слов и предложений, механизмов, формирующих содержание ответа, и механизмов, обеспечивающих содержание ответа, и механизмов, обеспечивающих «программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы». [13]  

Речь – это  деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств.

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора,  и монолог артиста на сцене, и ответ ученика у стола учителя в классе, и научный труд, и телеграмма. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Следовательно, и, руководство развитием речи не может быть всегда одним и тем же. Поэтому педагогу, развивающему детскую речь, необходимо помнить о взаимосвязи всех видов речи и их особенностях.

         Выделяют такие виды речи, как внутренняя и внешняя, импрессивная и экспрессивная.

      Внутренняя речь мысленная, обращённая к самому себе. Она отрывочна, лишена чётких грамматических форм. (М.Р. Львов)

     Внешняя речь – звуковая  или  знаковая,  обращённая  к  другим. Внешняя речь может быть письменной  или устной   (монологической, диалогической). Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней бывают высокими. [24]

          Импрессивная речь – процесс понимания устной и письменной речи.

         Экспрессивная речь – процесс высказывания в виде активной устной                                                                                                                                    

речи или самостоятельного письма. Устная экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи и завершается развёрнутым речевым высказыванием.

В    устной речи, как речи звучащей, большую  роль играет   интонация.                                                                                                                                  

      Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи.

          Внешняя, звучащая речь бывает диалогическая и монологическая.

       Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений. Часты в диалоге вопросительные и восклицательные предложения, междометия, частицы, встречаются поговорки, разговорная лексика. Синтаксис диалога обычно не сложен.

    В устной речи вообще, а в диалоге особенно используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация. Отработка всего этого входит в круг задач методики речевого развития учащихся.

         В школе применяется искусственная форма диалога - беседа. Обычно это диалог между учителем и учениками. В отличие от «стихийного» диалога здесь, как правило, употребляются полные предложения. Беседа – это  обучение    правильному       построению       предложений,       высказываний, приобщение детей к литературной речи в диалоге.

       Диалогическая речь всегда поддерживается репликами или вопросами собеседников, всей ситуацией.

        Монологическая речь, т.е. речь одного человека, это - рассказ, сообщение, пересказ, выступление на собрании, сочинение и т.п. Эти виды

монолога, устного и письменного, находятся в центре внимания школы.

       В отличие от диалога монолог более произволен, требует волевого усилия,  а  иногда  значительной  подготовительной  работы.  Так, рассказ  по наблюдениям (сообщение) подготавливается учеником иногда на протяжении нескольких дней. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организованна. Говорящий заранее планирует весь монолог как целое, составляет его план, готовит отдельные фрагменты и средства языка. В монологе необходима обработка внутренних связей, композиции.

        Словарная работа, чтение, пересказ, беседы, составление предложений – всё  это служит подготовкой к самостоятельному связному рассказу, т.е. к монологу.

           Именно в монологической речи обнаруживаются жанровые различия (описание, повествование и т.п.), стилистические особенности (речь деловая и речь эмоционально-образная). В отличие от диалога монолог, как правило, обращён не к одному человеку, а ко многим. Автор должен так его составить, чтобы он был понятен любому слушателю или читателю.

             Первоначально ребёнок выражает свои чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишёнными чёткого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает интуитивно улавливать систему в языке. В его высказываниях появляются различные части речи, употреблённые в нужных падежных, временных, родовых и иных формах, конструируются предложения. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, ребёнок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетания и даже иногда образует совершенно новые.  К семилетнему возрасту дети уже в основном владеют важнейшими  средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в  пределах разговорного стиля.

            Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно.                                                                                                                                  

          Первое условие речевого развития ребёнка – это  потребность общения. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их детям нужно дать образцы речесочетаний, различных оборотов    речи. «Следовательно,   пишет М.Р. Львов, и создать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребёнка». [23]

              Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это  способ познания действительности. Богатство речи в значительной степени зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материал. Это третье условие успешного речевого развития.[23]

              Для ребёнка хорошая речь – залог  успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью всегда отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

                Язык  усваивается ребёнком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

                   Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

        Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

    Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки   для   развития   мышления.  Психолог    Н.И. Жинкин   писал: «Речь – канал развития интеллекта ... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». [7] Знания, факты, т.е. информация,   – материал   мышления. И через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

                Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Психологи выделяют наглядно-образное и действенное мышление. Работа мысли, усложняясь в связи с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.

       Обогащение речи оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник,      наполнялись   реальным     смыслом.  Это  обеспечивает    связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны. Полную чёткость мысль может выразить её в ясной и понятной другим людям форме.

        Многие учёные, лекторы замечали, что чтение лекций или спор помогали им самим понять некоторые связи исследуемой темы, а иногда и свои      ошибки   входе        рассуждения.     Значит,   речь   шлифует    мысль,  совершенствует её, развивает мышление.                                                                                                                    

          Как строится внутренняя речь, можно проследить на себе самом, но нелегко проникнуть в мир внутренней речи учащихся.

   Для решения языковых задач учитель может  использовать и внутреннюю речь. Детей приучают подготавливать свои высказывания на уровне внутренней речи, т.е. в уме. В этом случае и внутренняя речь становится более полной и чёткой. Школьник мысленно составляет предложении, даже проговаривает его, а затем произносит или записывает.

    Детям даётся задание подготовиться к сообщению на предложенную тему, подумать, о чём следует рассказать, какие слова употребить, подготовить предложения для этого рассказа. Так внутренняя, мысленная подготовка повышает качество речи детей, совершенствует речевые умения и навыки. Такая подготовка предстоящих высказываний является временной, учебной мерой. Человек, который умеет свободно выражать мысли, минует ступень внутренней  подготовки   высказывания.                                                                                                                                                                                                                                                              

                В школьном возрасте совершенствуются все функции речи, особенно обобщающая. Речевая деятельность – говорение, восприятие речи, письмо, чтение – становится средством учения, развития                                                                                                                                познавательной деятельности. [27] Некоторые дети стесняются говорить, избегают участия в беседе, не отвечают на прямой вопрос учителя. Поэтому в начальной школе надо добиваться, чтобы школьник говорил смело, отчётливо.  

        По мнению известного учёного М.Р. Львова [23]  у детей в школьном возрасте появляются следующие  изменения в устной связной речи.                                                                                                                         

  а) Речь всё более переходит в сферу волевых действий, ситуативная речь дошкольника уступает место организованной речи школьника: составление предложений, рассказов, ответы на вопросы учителя, пересказы прочитанного и пр. Растёт её обобщённый и отвлечённый характер.

  б)  Вводится   понятие   языковой   нормы,   понятие   «можно»   и  «нельзя», «хорошо» и «плохо», т.е. происходит элементарная дифференциация стилей: ребёнок начинает пользоваться теми или иными параллельными языковыми средствами в зависимости от условий высказывания.

   в) Вводятся в действие два новых вида речевой деятельности – чтение и письмо, что не только обогащает и разнообразит речь, но и постепенно приобщает школьников к богатствам письменно – книжной  речи; последняя оказывает сильное влияние на детскую речь, преимущественно устную, которая к старшим классам сближается с речью письменной.

   г) Речь самих школьников и других людей, образцы художественной речи становятся объектом наблюдений, анализа, синтеза, обобщения, теоретического изучения. Школьники усваивают систему языковых понятий и закономерностей языка. Теоретическое изучение языка, перенос языковых закономерностей на собственную речевую деятельность  школьника способствует развитию, обогащению речи ученика, повышению её общей культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

            Развитие речи учащихся – это процесс, предполагающий постепенное обогащение словаря, усвоение всего многообразия словосочетаний, синтаксических конструкций, умение строить текст. Развитие речи предполагает не только количественное увеличение языковых средств, употребляемых в речевой деятельности индивида, но и – главное – их активизацию,     гибкость    использования,   быстроту   реакции,  точность  и правильность выбора языковых средств и построения речевых конструкций. Всё это может быть сформировано лишь в разносторонней речевой практике, на протяжении всех лет дошкольного воспитания и обучения в школе.                                                                                                                        

              Поэтому могут быть выявлены тенденции в развитии словаря учащихся, грамматического строя речи, построения текста, в формировании стиля их речи.

      В обогащении лексики основная тенденция – усвоение новых слов и значений,   сочетаемости   слов и   рост  активности    слов.  При  переходе  из  начальной школы в средние классы, дети используют в своей речи от 7 до 12 тысяч слов. В процессе школьного обучения устная и письменная речь развивается постоянно, на различных учебных предметах технических и гуманитарных. Особенно развитию речи способствуют уроки родного языка и литературного чтения.  По мнению известных педагогов Ладыженской Т.А., Львова М.Р., Политовой Н.И. наиболее активно связную устную речь можно развивать при изучении произведений фольклора.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                        

1.2. Фольклор как средство развития связной  речи.

      Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: колыбельные песни, потешки, сказки, пословицы и поговорки, частушки и т.д. - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт  культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ученик не только овладевает родным языком, но и,  осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Культура концентрирует в себе весь опыт человечества, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.[2]

         Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по  своей   форме, во-вторых, по своему  содержанию».    В книге   «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных классов, К.Д.Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них.[45]

              Окружающие  предметы,   впервые   пробуждающие   душу   ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

               Необходимо также широко использовать на уроках литературы все виды фольклора (песенки, потешки, пословицы, сказки и т.д.).

            В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

             Начинать работу по развитию речи нужно с таких жанров фольклора,  которые    специально   созданы    для  детей:   народные   песенки,   потешки,  колыбельные песни. С    ними    ребёнок встречается   с   первых  дней  своей жизни: мать, прикасаясь к малышу, тихо, ласково напевает, укладывая ребёнка спать. Они созданы на материале, который хорошо известен детям с первых лет их жизни, близок их миропониманию и конкретен. Поэтому небольшие стихи созданные народом для маленьких, читаются несколько раз, воздействуя на умственное и познавательное развитие ребёнка.

           Ненавязчиво народные песенки, потешки учат ребёнка тому, что от него ожидают. В них даются нормы поведения.

           Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим миром, приобщая детей к истокам собственной культуры. Поскольку в них мы находим элементы крестьянского быта.

          «Ценность фольклорных произведений в том, что они обладают высокой выразительностью, что имеет большое значение в формировании детской мысли».[28]

      С помощью потешек, скороговорок можно развивать фономатический слух, т.к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией на мотив народных мелодий.                                                                                                                                

     С помощью данных фольклорных произведений можно использовать такой эмоциональный приём, как обращение к ребёнку по имени. Это позволяет ребёнку стать как бы соучастником действия и через это прийти к пониманию произведения. Данный приём показывает внимание взрослых к ребёнку, уважение к нему.

   Народные песенки, потешки, за счёт особой интонации, ритмичности, которые создаются за счёт использования в произведениях простых рифм, звукосочетаний – наигрышей и сочетаний слов, напевность их позволяет ребёнку вначале почувствовать, а затем и  осознать  красоту    родного языка,   его   лаконичность,  приобщают   к такой   форме    изложения     собственных   мыслей.

    Использование в народных песенках, потешках уменьшительно-ласкательных суффиксов благотворно влияет на детей. Ласковый тон находит отклик в сердце ребёнка. Эти произведения способствуют формированию образности речи, словесному творчеству детей.

      Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений. Загадка – жанр, в котором вещи воспроизводят иносказательно, через сравнения их с отдалённо сходными. Загадки используют для того, чтобы испытать память, догадку, сообразительность.

    Поэтому    загадки    занимают   особое    место   по   развитию детского мышления. Она по выражению К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное    упражнение».[45]      Загадки способствуют развитию умственной  активности. Загадки обогащают представления  детей   об окружающем мире, пополняют их словарный запас. Загадывание и отгадывание загадок является проверкой человека на его способность мыслить, мыслить поэтически.

         «Загадки – поэзия, соединённая с игрой» - К.Д. Ушинский. Отгадывание загадок оказывает влияние на разностороннее   развитие     речи детей.  Употребление в   загадке  средств   выразительности  (многозначность слов, ритмическая организация, олицетворения) способствует формированию образности речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, формируют    представления  о    переносном значении слов.  

          Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляет сосредоточиться на языковой форме и анализировать её.

       Для детей младшего школьного возраста доступными являются считалки и народные игры.

       Считалки – стишок, с помощью которого устанавливают очерёдность в игре. Анализируя смысл считалок, дети знакомятся с бытом русского народа, культурой.

      Игры имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии детей. Цель хороводов и игр преследует   познавательную и  воспитательную задачу.

      В играх и хороводах развиваются различные средства общения движения, жесты, мимика, эмоции, внимание, память, мышление и, конечно, речь.

           Параллельно с народными играми можно проводить игры – драматизации, этюды на выражение эмоциональных различных состояний.

            Огромной любовью у детей пользуются сказки. В русской народной сказке заключено богатое содержание: насыщенность речи языковыми средствами: сравнения, синонимы, антонимы и др. Сказка вводит ребёнка в воображаемые ситуации, заставляет пережить с героями такие же чувства: переживает их радости и печали.                                                                                                                            

             В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого общения, уважительное отношение к старшим. В процессе чтения сказки можно делать короткие остановки, что бы объяснить и уточнить значения    слов,    предложить   вообразить ту   или иную сцену,    домыслить последующие события,    прочувствовать    эмоциональное    состояние героя, задать вопросы. Так у детей развивается умение внимательно слушать, осмысленно воспринимать текст, выражать своё отношение к прочитанному. После чтения происходит обсуждение сказки с целью выявить, как дети поняли главную мысль; каково их отношение к поступкам героев; насколько сбылись предположения о содержании сказки. В заключение ученики могут воспроизвести содержание сказки: инсценировать эпизоды, разыграть пантомимы, нарисовать картинки – мультики и их озвучить, воспроизвести сказку с опорой на иллюстрации, разыграть сказку по ролям, сочинить свою сказку и др.

               Нельзя не оценивать большое влияние пословиц на развитие детской речи. Вообще по степени понимания пословиц можно судить об уровне овладения языком. В начальную школу дети приходят, уже имея значительный   багаж    словарного   запаса   и   речевой    практики.  Однако практика показывает, что многоплановость пословиц, наличие в них подтекста, скрытых смыслов, слов, которые используются в переносных значениях, а также умение расширить и обобщить ситуацию, описанную в пословице, соотнести её со своим жизненным опытом для адекватного понимания всё это осложняет осознание младшими школьниками всей полноты смысла народных пословиц.

      Поэтому следует на уроках чтения формировать умения понимать пословицы во всей глубине. Можно использовать такие виды работ как подбор пословиц, отражающих мысль какого-либо произведения; пересказ произведения или фрагмента, который раскрывал бы основную мысль какой-либо    пословицы;   придумывание      ситуации,    иллюстрирующей    смысл пословицы; сочинение по пословице; объединение пословиц в группы на основании синонимичных отношений между ними; сочинение сказок, финал которой можно сформулировать словами пословицы. Как видно, пословицы могут успешно использоваться в качестве материала для работы по развитию и культуре речи.

            Литературное образование невозможно без развития речи школьника.  Исходя из этого можно выделить следующие задачи изучения фольклора на уроках литературного чтения:

     1. Развитие восприятия произведений устного народного творчества:      

  •  вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества;
  • сформировать интерес к образам произведений народного словесного искусства;
  •  создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им

 языка фольклорных произведений, их выразительных   средств, таких,   как эпитеты, сравнения, олицетворения, юмор  (как средство выразительности).

   2. Способствовать  формированию умения использовать доступные детям языковые средства выразительности произведений устного народного творчества в их собственной речи:

  • сформировать понимание содержания произведений словесного творчества народа  (о чём говорится):
  • сформировать умение вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения, и т.п. (не обозначая их терминами) с помощью вопросов типа: как в произведении описывается предмет (явление)? Что говорится о нём? С чем сравнивается? И т.п.

  3. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности за счёт      использования детьми выразительных средств языка,                                                                                                                              

образов произведений устного народного творчества:  

  • поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа;
  • поощрять желание детей придумать сказку, загадку, пословицу и т.п.

       Для осуществления поставленных задач необходимо как можно шире включать в педагогический процесс,   в жизнь детей в школе произведения словесного      творчества      народа.   Сотрудникам     школы       необходимо максимально в собственной речи   (применительно к сложившейся ситуации) использовать пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки и т.п. Как можно чаще рассказывать детям народные сказки, побуждать их самих узнать новую сказку, пословицу или поговорку, но не только узнать, но и поделиться своим впечатлением от произведения народного творчества. Для этого можно предложить детям узнать новую сказку или загадку у бабушки, дедушки или у родителей, а затем рассказать её одноклассникам на уроке.

       В процессе изучения детьми устного народного творчества на уроках использовать различные формы работы, а также можно проводить  кружковую  и студийную работу по ознакомлению с народными традициями.

1.3. Пути формирования связной устной речи у младших школьников на уроках литературного  чтения.

         Одним из важнейших положений, руководящим деятельностью учителя  по развитию связной речи детей, является Государственный стандарт к речи учащихся. [34] Опираясь на эти требования, учитель видит, что надо и как сформировать у своих учеников, какой должна быть у них связная устная речь.  Выделяют следующие требования к устной речи учащихся.

   1) Содержательность. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь.   Тогда   рассказ  ученика  будет   хорош,   интересен,  полезен  и  ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём высказываются обдуманные, не выдуманные переживания или воображаемые картины.

          Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения,   собственные                                                                                                                            

размышления, переживания – вся  окружающая ребёнка жизнь. Учитель помогает ему подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии   с ясно   выраженной темой,   чем уже   тема, тем полнее может                                                                                                                                

быть раскрыто её содержание. Приучить детей говорить содержательно – очень  важная задача начальных классов.

  2) Логичность. Последовательность, чёткость построения речи. Хорошее знание того, о чём школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

     3) Точность. Умение говорящего и пишущего не просто передать факт,

наблюдение, чувства, но и выбрать  для этой    цели     наилучшие языковые  средства – такие  слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств  Их разнообразия, умения выбрать в разных случаях разные слова. Наиболее подходящие к содержанию. И слова, и их сочетания, и структура предложений, и образы должны быть разнообразны, новы, оригинальны.                                                                                                                            

  4) Выразительность. Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой. Выразительность речи –  это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением рассказа.

     5)   Ясность. Это доступность речи тем людям, к кому она обращена. Речь  всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать и возможности, и интересы, и другие качества адресата. Речи вредит излишняя запутанность, не рекомендуется перегружать речь терминами, цитатами.

   И выразительность, и ясность речи предполагают также её чистоту, т.е. отсутствие   лишних   слов   (так называемых   слов   паразитов:   ну,   значит, понимаешь, так сказать и др.), грубых, просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов и т.п.

  6) Правильность.  Соответствие  литературной  норме.  Различают                                                                                                                               правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – орфоэпическую, произносительную.

    Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать, чтобы  в начальных классах проводилась серьёзная работа лишь над отдельными сторонами речи.

     Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования.  При изучении фольклорных тем чётко формулировать задания и вопросы, стараться подбирать такой учебный материал, способный увлечь ученика, вызвать у него положительный отклик, желание высказаться.  При устных ответах помогать ученику, тактично поправлять и исправлять его речь, учить слушать речь своих товарищей.

         Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.  [24]

       В методике начальной школы приняты следующие упражнения по развитию устной связной речи:

  • развёрнутые  ответы на вопросы (в том числе беседа);
  • различные текстовые упражнения с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики;
  • устный пересказ прочитанного;                                                                                                                          
  • устные рассказы учащихся по заданной теме, по  картине, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.;
  • рассказывание художественных текстов, заученных на память;
  • импровизация сказок; начатки литературно-художественного творчества;
  • письменные изложения образцовых текстов;
  • перестройка   данных     учителем    текстов    (выборочные       пересказы,                                                                                                                                  

      изложения,     творческие формы пересказа, инсценирование   сказок

      и пр.)   как устно, так и письменно;            

  • различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;
  • письменные сочинения разнообразных типов;
  • обсуждение статей в газеты, отзывы о прочитанных произведениях, о спектаклях, кинофильмах, телеграммы.                                                                                                                                                                                                    

 В приведенном списке представлена и устная речь, и письменная; преобладает речь монологическая, но есть и  диалоги; материал самый разнообразный: от наблюдений, до лаконического языка телеграммы; жанры – от простого повествования о происшедшем до драматизированного рассказа. Некоторые упражнения выполняются на уроке, иные – дома. Различна и степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

         Всё это разнообразие даётся учащимся почти без теории, практическими способами. Только чёткое планирование речевых упражнений на длительный срок позволит избежать назойливых повторений одних и тех же видов работ.

            При работе по развитию связной устной речи можно  выделить следующие    пути  её развития на уроках литературы:

  • Создание мотива речи, т. е потребности высказаться.

    Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека  порождаются   определёнными   побуждениями.   Эту    сторону          речевой   деятельности психологи называют мотивацией речи.

«Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и ему хочется поделиться, т.е.   у него имеется внутреннее побуждения к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства».  [36]

       Мотив     речи  («ради чего я говорю ». - Л.С. Выготский [5])  возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель.

       В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом.

           Именно такой речевой мотив порождается ситуацией  живого общения с детьми. В процессе живого общения высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть слово, фраза, развёрнутое сообщение. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся могут высказываться то свободно, то выполняют «жёсткое задание» (Л.В.Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое.

     Успех в работе по развитию речи невозможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнить задание,  предлагаемое учителем. В ситуации такого обучения, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету учителя, когда место связной речи занимают лишь «полные ответы» [36] на бесчисленные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить двигателем высказываний детей.

       Иногда требование полных ответов от учащихся является целесообразным и обязательным, но это требование должно быть ограничено определёнными учебными ситуациями. Эта нужная и своеобразная форма работы  имеет    определённую   цель:  «... научить    школьников    правильно   строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова». [36]

       Если  учитель  не  ставит  задачи  специально работать над   построением  предложения, то требовать от ребёнка полного ответа не следует. Полные ответы не соответствуют природе устного речевого общения, поэтому они не способствуют развитию речи, а создают препятствие в работе, так как вносят в беседу искусственность и отбивают у ребёнка охоту говорить.

       На начальном этапе обучения, когда навыки письменной речи учащихся ещё только   начинают формироваться, когда все письменные работы выполняются под руководством учителя и самостоятельность учащихся в составлении и построении связного письменного сообщения незначительна, проявить свои мысли и чувства, обнаружить свою наблюдательность, свои знания и интересы дети могут только в устной речи – в непринуждённых свободных высказываниях или в организуемых учителем связных сообщениях. Как отмечал К.Д. Ушинский, учитель «обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями» и при этом дать такие    упражнения,   которые    возбуждают   мысль  ребёнка   и   вызывают «выражение этой мысли в слове». [36]

  • Введение учащихся в роль рассказчиков.

    Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо «ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика», умеющего передать замысел простыми словами, «в которых вслушиваются с таким напряжённым вниманием слушатели ... Рассказчик не может  говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтённых оценок слушателей».[6]  Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и     героев, о  которых он  читает,  представлять  себе  те  места,  тех людей, о  которых говорит или пишет.

    Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к высказанному. Очень хорошо проводиться эта работа при изучении сказок, когда дети могут самостоятельно сказывать сказку фольклорную или придуманную ими самими.        

  • Планирование работы.

       Упражнения  в  устной  связной  речи  имеют  место  на  каждом  уроке. Поэтому, планируя работу на предстоящий день, необходимо предусматривать, в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ или устное сочинение, свободное высказывание или развёрнутый ответ. Каждый связный устный ответ ученика    является упражнением в устной речи и, следовательно,   он   должен  отвечать  требованиям  к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.    Внимание детей должно акцентироваться на таких сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство.

  • Исправление  речевых недочётов.

    На уроках чтения надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его самостоятельная экспрессивная речь ещё не развита. Ребёнок «понимает в окружающем больше, чем может передать словами». [6] Желая что-то  рассказать он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается мало понятным. Стремясь передать текст буквально, ребёнок плохо пересказывает, не может выделить в тексте главную мысль и донести это главное до слушателя. Сам ученик обычно не замечает своих ошибок, наоборот, ему часто нравится его сообщение. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

       Не осознав смысла всего текста и его частей, не усвоив содержания и речевых  особенностей    произведения,   ученик     своими      пропусками,                                                                                                                                

недомолвками, не логическими перестановками мысли, неумелой заменой слов искажает и мысль, и стиль произведения. Тем самым снижаются значение устного высказывания ученика (т.к. оно  не  отвечает   требованиям, предъявляемым к речи) и эффективность самого упражнения (т.к. оно не  обеспечивает решения всех задач, которые ими предусматриваются).

      Общим требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная речь. С этой целью исправляются и предупреждаются речевые недочёты, проводится словарная и лексическая работа, изучаются грамматика и орфография.[36]

       При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений,  так  как  навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи  в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.

            На уроках литературного чтения дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям.

       Все эти сведения дети получают только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений и заданий.    

  • Знакомство с правилами построения текста.

     При обучении детей связной речи, необходимо  познакомить их с понятием текст, с основными его признаками. Эта работа необходима для того, чтобы в будущем учащиеся могли самостоятельно составлять свои высказывания.

       Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами  построения   текста, с   его   структурой,    с   тем   как   соединять,  связывать в тексте части и предложения друг с другом. (Зачин, начало, присказка.  Основная, главная, средняя часть. Концовка, конец.) Это особенно четко можно проследить в фольклорных произведениях.  «Петушок – золотой гребешок», «Гуси лебеди», «Дочь-семилетка».

  • Работа над связностью и цельностью высказываний.

   Необходимо учитывать те затруднения, которые возникают у детей при создании   текста и   которые    без специальной   работы  под    руководством учителя не могут быть преодолены.  В последние годы предметом внимания учёных  является структура высказывания. Отмечаются две взаимосвязанные и наиболее характерные стороны текста – связность и цельность.

     Основные признаки текста: наличие заголовка, информативность, завершённость, тематическое единство; подчинение каждого компонента текста его общей мысли; наличие определённой логической схемы построения (композиция высказывания); связь между частями текста и между предложениями; стилистическое единство текста и др. [20]  

  • Оценивание высказываний учащихся учителем.

        Учитель определяет, оценивая высказывания ученика, какие в нём заключены мысли и как они переданы учеником. Он выделяет аспекты анализа и контролирует:

      1) отбор слов (так как в отборе слов осуществляется сообщение нового);

     2)  грамматическую конструкцию составленных предложений;

   3) логическую связь отдельных частей высказывания  в письменном тексте – связь двух соседних предложений.

       Названные аспекты анализа показывают учителю, умеет ли ученик (говорящий или пишущий) стать на точку зрения слушателя (читателя) и соответствует ли высказывание замыслу автора. При объяснении пословиц как раз можно услышать, какие слова отбирает ученик для ответа, как он строит предложения, логично ли строит свой ответ из предложений, не перегружает ли его ненужными словами. Когда пересказывает сказку, соблюдает ли логику изложения, какие свои слова использует при пересказе, что вносит нового в пересказ. При сочинении своей сказки умеет ли отбирать материал, строить свой собственный текст.

         Опираясь на теорию связной речи Н.И. Жинкина, Т.А. Ладыженская вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе, развивая навыки связной устной речи учащихся, и которые должны помочь говорящему  или пишущему, создавая текст, стать на точку зрения  слушателя (или читателя), реализовать как можно лучше свой замысел.                                                                                                                                  

«1) Умение понять, осмыслить тему высказывания.

  2) Умение раскрыть основную мысль высказывания.

  3) Умение собирать материал к высказыванию.                                                                                                                                         

  4) Умение совершенствовать написанное (для письменной речи).

  5) Умение строить высказывание в определённой композиционной форме.

 6) Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко».[20]

      Т.А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в нём главное и собрать материал, зависят содержательность, убедительность, ясность высказывания. Умение систематизировать материал определяется логичность, последовательность высказывания.

     Обучая,  учитель помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения.

         Отрабатывая под руководством учителя умение, раскрывать тему и основную мысль высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознает её, вычленяет то главное, что предусмотрено этой темой, и таким образом понимает, о чём ему надо рассказывать и какую основную мысль надо донести до слушателей или читателей.

         Целесообразно намечать темы для устных рассказов в соответствии с общей тематикой уроков чтения. Это будет способствовать лучшему усвоению литературных образцов, обогащению словаря учащихся, поможет детям быстрее ориентироваться в теме и содержании и обеспечивает большую их самостоятельность при построении рассказов.

           Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника,       дающего      материал   к   этому   высказыванию.   Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, ученик обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности,  впечатлениями,    фактами,    которые помогут ему полнее    раскрыть тему.

                  Отработка первых трёх умений связана с работой над содержанием сообщения, обучение же следующим трём (умению систематизировать собранный материал, строить высказывание в определённой композиционной форме, выражать свои мысли правильно) связано с работой над структурой и речевым оформлением высказывания.

         Нередко подготовительная работа заканчивается сбором материала. Однако собранный материал – это только та фактическая основа, на которой строится сообщение. Часто учитель даёт учащимся излишнее количество такого материала и не получает более или менее содержательного высказывания. Все факты и представления остаются неиспользованными ребёнком, так как он высказывается в том положении, «когда понимает в окружающем больше, чем может передать словами».[6]

       Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей (читателей) свой замысел.

         Как отмечает Н.И. Жинкин, замысел относится ко всему рассказу в целом. Это планирование композиции рассказа. «Планируя, рассказчик, прежде всего, должен наметить основной тезис рассказа, его сердцевину. Потом он подыскивает подход к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намёки на дальнейшее развитие, а возможно и обещания решить какую-то задачу. После этого надо обдумать выводы и концовку». [6] Таким образом, выделяются основа рассказа, его начало и окончание.

         Умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и связываются с работой над планом.                                                                                                                                

          При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: как вы свяжете между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какие слова надо заменит, чтобы в тексте не      было    повторения одного и того же слова?     Как надо переставить слова во втором предложении, чтобы его лучше связать с первым? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения.  

    В построении связного текста большое значение имеет использование разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую связанность, убедительность и эмоциональную выразительность. Однотипность синтаксических конструкций, использованных в тексте, свидетельствует о неумении строить текст. Однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают ту логическую связность, которая является признаком связного текста. И вместо связного текста образуется просто несколько предложений, объединённых одной темой.

       Поэтому при анализе детских ответов  необходимо постоянно обращать внимание на то, как в тексте связаны между собой соседние предложения (с помощью союзов, специальных слов). Особенно следует привлекать внимание детей к порядку слов в предложении. Ведь порядок слов – тоже один из способов выражения логической связи. Самим детям это заметить трудно, задача учителя – помочь им.[1]

   

1.4. Анализ программ и учебников по «Литературному чтению» с точки зрения изучения фольклора как средства развития речи.

       Курс литературного чтения является непрерывным с 1 – по 11 класс. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и вводит в круг чтения младших школьников преимущественно художественные тексты. Он акцентирует внимание учителя  и    детей  на    том,   что   перед  ними   не   просто    познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают     богатство  окружающего   мира  и   человеческих   отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает установление межпредметных связей между всеми видами искусства.                                                                                                                              

        Литературоведческий принцип в условиях начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения выдвигая, на первый план художественный образ. Слово становится объектом словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

     Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, наполненном смыслом и значением. Анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и научиться адекватно сопереживать герою.

           Литературоведческий принцип находит своё отражение и в том, что программы охватывают все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения и др. Программы чётко ориентированы на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

     Рассмотрим, какова система работы по развитию речи в различных учебниках литературного чтения для начальной школы.

   Напомним, что согласно общепринятому подходу к структуре современного школьного учебника, учебники литературного чтения для начальной школы включают следующие компоненты:

  1. систематизированный учебный материал в виде художественных произведений;
  2. аппарат организации усвоения знаний;                                                                                                                                
  3. вопросы и задания, предназначенные для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, обобщение и  систематизация учебного материала;

      4) вопросы и задания различные по своим функциям:

  • вопросы, на основе которых выявляется первичное восприятие произведения учащимися;                                                                                                                            
  • вопросы, на основе которых можно выявить усвоение содержания произведения;
  • задания, направленные на умение работать с текстом;
  • задания, специально направленные на развитие речевых умений;
  • задания, обеспечивающие формирование читательских умений;
  • упражнения, нацеленные на развитие творческих способностей.

5) иллюстративный материал: изображение предметов или сцен из произведений;

    6) аппарат ориентировки в учебнике (оглавление учебника, рубрикация).

                        Поскольку нас интересует система развития речи   в  учебника «Литературное чтение» для начальной школы, мы будем рассматривать   структурные    компоненты   учебников   при   изучении темы «Фольклор». Анализ будет вестись с точки зрения соответствия содержания и методического аппарата учебников научным представлениям о развитии речи, речевой направленности  и нацеленности на организацию познавательной активности учащихся.

             Анализ учебника «Литературное чтение» для третьего класса четырёхлетней начальной школы. Авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.

    Учебник состоит из двух частей. В первой части представлены произведения разных жанров фольклора, басни, произведения наших классиков. Вторая часть содержит следующие произведения таких авторов, как  Д.Н. Мамин-Сибиряк, С.А. Есенин и др.                                                                                                                                                                                                                                                              

            В учебнике выделены рубрики: «Работаем с текстом     произведения», «Обрати внимание», «Подсказка», «Словарь», «Проба пера», «Книжная полка», «Проверь себя», к некоторым произведениям нарисованы иллюстрации.                                                                                                                              

         Система работы над произведениями фольклора построена таким образом: устное народное творчество изучается блоком и подробно в 1 четверти, изучаются былины, сказки, потешки, скороговорки, пословицы. Детям даётся представление о специфике каждого жанра, манере чтения, на примерах показывается широта тематики загадок и пословиц. Очень часто в этих произведениях встречаются «трудные» слова, поэтому на уроках проводится работа над такими словами, для этой работы в учебнике представлена рубрика «Словарь».

   В учебнике представлены  различные виды работ по разделу «Фольклор», позволяющие развивать речь. Третьеклассники учатся сочинять свои загадки сказки, пословицы. Учатся рассказывать сказки. На уроках чтения уделяется внимание  выработке выразительности и правильности чтения изучаемых произведений: соблюдение ударений в словах, пауз в тексте,  обучение чёткому  и правильному произношению.

      В программе по литературному чтению в 3 классе обращается внимание   на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением  (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель, как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное  значение, а затем использовать  в собственной речи слова и выражения.

                 Развивается один из основных видов речевой деятельности – говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом  (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своём отношении к произведению, героям и их  поступкам.                                                                                                                                                                                                                                                      

 Обучение пересказам и рассказыванию, чтение наизусть стихотворных произведений.                                                                                                                                

     Анализ учебника «Литературное чтение» для третьего класса  четырёхлетней начальной школы. Авторы: Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова.

                В учебнике    В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой раздел «Фольклор» изучается в течение всего учебного года. «Цель курса – осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира входе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.   Одна из задач – это развитие разнообразных речевых навыков школьников, связанных с процессами:

  • восприятия художественного произведений (навыков осмысленного слушания и чтения);

- их интерпретации (навыков устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

- собственного творчества (навыков устного и письменного высказывания на свободную тему). [Программы нач.кл. по системе Л.В.Занкова ,34]

  Анализ произведения в сочетании  с созданием собственных литературных опусов особенно активно развивает устную, письменную и внутреннюю речь.

 В учебнике подобраны тексты разного вида, жанра, стиля, позволяющие применять разные словесные и не словесные средства чтения: модуляции голоса, речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.

Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному и его переосмыслению (отзыв, рецензия).

                 Особенностью работы по учебнику литературное чтение в 3 класс является формирование общего представления о специфике основных жанров литературы и фольклора, об истории их становления.

   Произведения, изучаемые в 3 классе по теме «Фольклор»: частушки, загадки, колыбельные, считалки, скороговорки, сказки.

    Задания представленные в учебнике развивающие речь: сочинение считалок, загадок, скороговорок, частушек, потешек, сказок. Наблюдение над диалогом, монологом в различных жанрах. Сочинение пословиц, поговорок, хитрых монологов, разоблачающих монологов.      

 

    Анализ учебника «Литературное чтение» для третьего класса четырёхлетней начальной школы. Авторы Р.Н., Е.В. Бунеевых.

По программе Р.Н., Е.В. Бунеевых в 3 классе произведения фольклора не изучаются.

     Анализ учебника «Литературное чтение» для 3 класса четырёхлетней начальной школы. Автор: М.П. Воюшина.

      В учебник вошли произведения русской  и зарубежной художественной литературы, фольклор, познавательные тексты, справочная литература.

    Произведения фольклора изучаются в 3 четверти. Рекомендуемые виды работ: составление плана сказки, сказывание сказки по плану, сочинение сказки.

  Программа исключает пересказ художественного текста. «Пересказ не вполне отвечает цели развития речи – формированию способности содержательно, точно, ярко, образно выражать свои собственные мысли и чувства». [4]

 В учебнике даются одни тексты, задания к ним отсутствуют. Ребята вместе с учителем наблюдают, как «сделано» произведение, знакомятся со способами выражения эмоций. Затем на уроке создаётся речевая ситуация, ставится речевая задача и идёт поиск средств её решения. При этом дети не копируют текст - образец, а используют аналогичные   языковые   средства для  решения  собственной речевой задачи.                                                                                                                                                                                                                                                            

     

Анализ учебника «Литературное чтение» для 3 класса четырёхлетней начальной школы. Автор: Э.Э. Кац.

    Учебник состоит из двух частей. Произведения фольклора изучаются в первой четверти и представлены сказками. В небольшом количестве.        

     В учебнике выделены рубрики: «Работа в парах», «Информационный поиск», «Творческая работа», «Трудный вопрос», «Интеллектуальный марафон», «Дифференцированные задания».

  В учебнике включены задания, способствующие развитию словаря и коммуникативных способностей детей. По теме «Фольклор» изучаются народные сказки, песни. Задачи, которые решаются на этих уроках: пересказывание сказок близко к тексту, уметь высказать своё отношение к героям произведения, развивать внимание к собственным мыслям, переживаниям, развитие воображения, речевой творческой деятельности. Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета. Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего, развитие умения участвовать в драматизации  произведений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Изучение темы  «Фольклор» по программам «Литературное чтение».

   Современные программы по предмету Литературное чтение  включают в себя раздел  «Фольклор». Этой теме отводится довольно большое место.

 Приведём перечень изучаемых тем по основным программам.

автор

 класс

   Содержание.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

В.Ю. Свиридова

Н.А. Чуракова

    1

Общее представление о фольклоре. Обзорное знакомство с малыми жанрами фольклора. Сказка.

Знать о разнообразии малых жанров фольклора. Рассказывать о событиях от 1 и 3 лица; отличать монолог от диалога; задавать вопросы по тексту; сочинять устный отзыв о прочитанном, писать сочинение на свободную

 тему.

    2

Малые жанры фольклора.

Особенности сказок.

Знать о традиционных выразительных средствах фольклора, сочинять устный и письменный отзыв о прочитанном, передавая собственное отношение к

                                                                                                                           

автор

класс

    Содержание.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

изображаемому. Рассказывать о любимом литературном герое.

  3,4

Малые жанры  пословицы, поговорки, побасенки, сказки.

Знать об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; о функциональных особенностях фольклорных жанров; различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора, находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях.

Л.А. Ефросинина

М.И. Оморокова

 1

Устное народное творчество: сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы.

Уметь различать  стихотворения, сказку, загадку, пословицу, потешку. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам  учителя.

 3

Сравнение малых фольклорных форм. Былины. Шутки, считалки, пословицы, песенки-заклички, загадки.

Уметь определять тему и жанр произведения,                          пересказывать текст по плану, пользоваться словарями.    

 3

Былины, пословицы, поговорки, загадки, сказки.

Уметь пересказывать текст произведения, самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, жанрами, пользоваться справочной литературой.

4

Произвед. устн. народного твочества (былины, легенды, сказы).

Различать и сравнивать произведения фольклора. Уметь пересказывать произведения по плану, ставить вопросы к тексту, составлять небольшое монологическое высказывание; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Р.Н. Бунеев

Е.В. Бунеева

   1

    ------------------

  ------------------

   2

   Сказки, скороговорки.

Уметь  отвечать на вопросы учителя к тексту произвед., на предварительные вопросы к тексту, самостоятельно формулиров. вопросы.

   3

 ----------------

  ------------------

         

автор

класс

   Содержание.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

 4

Русские народные сказки в ранних записях.

 Уметь проводить « диалог с автором» в процессе чтения текста, находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.

М.П. Воюшина

1

Малые жанры фольклора, сказки.

Составлять устный рассказ по пословице, продумывать свои сказки, сочинять загадки.

2

Русские народные песенки, сказки, загадки.

Уметь сказывать сказки, читать сказки по ролям.

3,4

Сказки.

Уметь составлять план сказки, рассказывать сказки.

Э.Э. Кац

1

Народные сказки о животных.

Уметь выделять в тексте                                              непонятные слова, находить значения слов в справочнике. Высказывать своё отношение к героям произведения, отвечать на вопросы              по содержанию прочитанного.

2

Народные сказки,

пословицы, песни.  

Уметь характеризовать героя, объяснять причины поступков

героев, выражать на доступном уровне в речи своё отношение к герою произведения, составлять устные рассказы по рисункам, читать по ролям, писать сочинения – миниатюры.

3

Народные сказки, песни.

Уметь создавать словесные иллюстрации к тексту, уметь вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию, уметь писать сочинение на заданную тему, уметь сочинять сказки.

  4

Народные сказки, былины.

Уметь писать небольшие сочинения  – повествования, описания, рассуждения, опираясь на свой читательский опыт, составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи.

                                                                                                                       

             Из приведённой таблицы видно, что по всем программам ведётся работа по развитию речи. В каждом классе предусмотрены свои требования по её развитию. Опираясь на художественный материал учебников можно развивать устную речь у учащихся. На наш взгляд система работы над развитием речи лучше осуществляется по программе Л.А. Ефросининой. В  этой программе уделяется большое место произведениям фольклора, продумана система заданий к тексту, объясняются литературоведческие понятия, а так же   значения отдельных слов, изучение произведений вначале учебного года большим блоком даёт возможность повторить и расширить знания   детей,    настроить     их    на      творческую      деятельность, которая способствует развитию их речи, тем самым предоставляется возможность использования фольклора на дальнейших уроках при изучении других литературных произведений в течение учебного года.

                                                                                                                               

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Вывод по главе.

       Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, так как свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. С возрастом потребность выражать свои мысли расширяется, разнообразится. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Поэтому развитию связной устной речи отводится ведущая роль в обучении родному языку.

         В программе начальной школы ставятся важные задачи по усвоению учащимися литературного  языка.  Для решения этих задач педагог должен знать требования к речи детей, уметь оценивать выполняемые детьми упражнения, знать, что нового появляется в речи учащихся в этом возрасте.

      Развитие связной устной речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которая  планируется и на каждый урок, и в перспективе. Развитие устной речи имеет свой арсенал методов, упражнений, свою программу умений. Зная это,  педагог может построить урок так, чтобы при выполнении   различных   упражнений и  заданий   дети учились осознавать,  что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Все эти сведения дети получают только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений и заданий.

      Для развития связной устной детской речи неоценимую помощь могут оказать произведения фольклора. Многие исследователи фольклора указывают на его огромное значение в обучении детей связной устной речи, на его богатый потенциал и неограниченные возможности использования в работе учителем. Использование сказок, загадок, пословиц и др. произведений на уроках способствует формированию образности речи школьников, словесному творчеству детей. Вызывает их живой отклик, повышает их интерес  к слову.  Побуждает у них желание  высказаться и   как   следствие речевая активность школьников при этом возрастает.

        Во все программы начальной школы по литературному чтению включены для изучения фольклорные произведения. Предлагаемый в них фольклорный материал понятен и доступен детям.

           Включение в программу по литературному чтению произведений фольклора помогает решать задачу развития связной устной речи детей, способствует формированию творческой активности в речевой деятельности за счёт использования детьми выразительных средств языка, образов произведений устного народного творчества. За счёт отгадывания и придумывания загадок, обсуждения пословиц, сочинения сказок   обогащается словарь детей. Идёт  формирование у них умения высказывать свои мысли чётко, развёрнуто, последовательно.

   Количество и содержание изучаемых произведений в каждом классе по каждой программе разное.

    Каждая программа по литературному чтению при изучении фольклорных  тем решает по-разному речевые задачи, имеет своё содержание и методы работы, свои критерии и требования к знаниям и умениям учащихся.

                                               Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие школьников.,- М.,Academa,1998.

2. Введенская Л.А. Пословицы. Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей.,- Ростов -на-Дону, Март, 2000.

3. Воюшина   М.П. Программа по литературе.,С-П, спец. лит. ,1999.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь .- Избр. психол. исслед.- М., 1956.

5. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Учебник «Литературное чтение», -М.,Вентана-Граф, 2009.

6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи.- В кн.:В защиту живого слова /Сост. В.Я.Коровина. -М.,1966.

7. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе.-в кн.: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4 – 8 классах., -М., 1969.

8. Изучение развития учащихся учителем, Самара, 1992.

9. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения. Начальная школа 2009, № 4.

10. Кац Э.Э. Учебник. Литературное чтение, -М. , Астрель, 2009.

11. Кац Э.Э. Обучение в 3 классе.- М.,Астрель, 2006.

12. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить., - М, Просвещение, 1973.

13. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника., Начальная школа, 2008, № 10.

14. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников. /Начальная школа., № 9, 2002.

15. Кустарева В.А.,Рождественский Н.С. Система письменных упражнений в связной речи .-М:изд-во АПН РСФСР, 1963.

16. Крутецкий В.А. Психология .,- М., Просвещение, 1980.

17. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения.-2-е изд.,- М:Линка-Пресс, 1994.                                                                                                                                                                                                                                                              

18. Ладыженская Т.А.Речевые секреты.,– М. ,Просвещение,1992.

19. Ладыженская Т.А. Речевые уроки.,– М ., Просвещение, 1995.

20. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся., - М.; Педагогика, 1975.

21. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу .-В кн.: Характеристика связной речи детей 6-7 лет .- М.,1979.

22. Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников ., Санкт-Петербург, Союз, 2003.

23. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития.-М., Просвещение, 1975.

24. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах .-М , 1987.

25. Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2000.

26. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников : Межвуз.сб.науч.тр.-СПб.: Образование, 1992.

27. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя.-М:Просвещение, 1983.

28. Максакова А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего школьного возраста .// Дошкольное воспитание, 1986, № 1,2.

29. Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Комаровой Т.С.,- М., 1997.

30. Никитина Е.И. Русская речь :Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учебных заведений .-2-е изд., испр.  -М.:Просвещение, 1993.

31. Николаева Е.В. Творческие работы по развитию речи. /Начальная школа до и после. № 3, 2006.

32. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.-М. Баласс, 2004.                                                                                                                                

33. Пленкин Н.А. Система работы по развитию связной речи учащихся // Преемственость и перспективность в обучении русскому   языку., -М.:Просвещение, 1982.

34. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа., - М.  Просвещение, 2001.

35. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.,1990.

36. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.,  -М.,Просвещение., 1984.

37. Пуцелева М.Л., Евстифеева Н.А. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения. Начальная школа,№ 4, 2009.

38. Речь.Речь.Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А.Ладыженской .-М.;Педагогика,1983.

39. Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского.- М.: Просвещение, 1970.

40. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.-М.,1963.

41. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников // под ред. Рамзаевой Т.А.- Санкт-Петербург; Специальная литература, 1996.

42. Смирнова О.И. Творческие письменные работы как средства совершенствования речемыслительной деятельности. Начальная школа плюс до и после, 2008, № 5.

43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., Просвещение, 1981.

44. Черногрудова Е.П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках. Начальная школа, 2009, № 1.

45. Ушинский К.Д. Родное слово .- Собр. Соч. - М.; Л.,1949, т.6.

46. Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 класс., Волгоград, Учитель, 2008.

47. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся                                                                                                                                общеобразовательной школы.-М., Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются технологии включения элементов музыкального фольклора в учебные предметы сельской начальной школы....

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Организация работы над темой Фольклор как средство развития речи младших школьников

Эта работа расчитана на то, чтобы научить детей  воспринимать  выразительные средства языка в соотве ствии с их функцией в художественном   произведении;- на...

Выступление "Малые формы фольклора как средство развития образной речи детей"

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и связанным с сознанием и познанием окружающего мира.   С введением нового Федерального государственног...