Самостоятельная работа №1 по литературному чтению
методическая разработка по чтению (4 класс)

Татьяна Николаевна Серёгина

Данная самостоятельная работа направлена на ликвидацию трудностей, возникших у ребёнка при выполнении диагностической и стартовой работ. Предложенные ниже карточки направлены на повторение изученного материала по литературному чтению и ликвидацию возникших при этом проблем.

Задания из карточек выполняются в тетради для самостоятельной работы. Карточки распечатываются, разрезаются и наклеиваются в тетрадь для самостоятельной работы по литературному чтению. Задания можно выполнять прямо в самой карточке.  

Обращаю внимание на то, что необходимо обязательно указывать дату выполнения заданий и номер карточки.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_no1.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение                                                                                               4 класс

                                     САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ    РАБОТА №1

«Ликвидация трудностей, выявленных при выполнении стартовой работы»

      3.1 – 1 (2)

                                                        уровень сложности

                                         

класс                                номер карточки  

                 номер темы

Данная самостоятельная работа направлена на ликвидацию трудностей, возникших у ребёнка при выполнении диагностической и стартовой работ. Предложенные ниже карточки направлены на повторение изученного материала по литературному чтению и ликвидацию возникших при этом проблем.

Задания из карточек выполняются в тетради для самостоятельной работы. Карточки распечатываются, разрезаются и наклеиваются в тетрадь для самостоятельной работы по литературному чтению. Задания можно выполнять прямо в самой карточке.  

 Обращаю внимание на то, что необходимо обязательно указывать дату выполнения заданий и номер карточки.  

Умения

Набор  заданий (карточек)

Определение жанров

№1, 2, 3, 4

Определение типа построения текста (рассказчика)

№ 5, 6, 7, 8

Вычитывание событий из текста

№9, 10, 11, 12

Определение главной мысли

№9, 10, 11, 12

Определение рифмы

№15, 16, 17

Толкование слов (объяснение значения слов)

№9, 10, 11, 12

Определение темы произведения

№9, 10, 11, 12

Определение настроения

№18, 19

Нахождение художественных приёмов в тексте

№20, 21, 22

Определение ритма  (схема ритмического рисунка)

№13, 14

     Все карточки выполнять не надо!!! Не забывайте, что презентация состоится на неделе с 8 по 12 октября!                                                                                                           Успехов!!!

Жанры устного народного творчества

3.1 – 1 (1) Определи, к какому жанру устного народного творчества относится произведение. Выдели слова, по которым точно можно определить жанр.

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.

____________________________

На пони попона.
На попоне клоун
В колпаке с помпоном.
Поклонится клоун -
Падает колпак с помпоном!
Поклонится пони -
Падает клоун с попоной
За колпаком с помпоном!

___________________________

3.1 – 2 (1) Определи, к какому жанру устного народного творчества относится произведение. Выдели слова, по которым точно можно определить жанр.

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час;
Раз, два, три, четыре.
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный вон,
Убежали мышки вон.

____________________________

Жил жук Жорик,
Жил под жасмином.

______________________

Что везешь?

- Сено.

- Какое сено, ведь то дрова!

- А коли видишь, так что спрашиваешь?

_____________________________________

3.1 – 3 (2) Прочитай текст. Определи жанр произведения. Свою точку зрения докажи с помощью текста. 

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

_____________________________

Уж ты, Васенька, дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой на бережок.
Тебя мышка съест,
Либо ласточка,
Либо серенький волчок
Из-за кустичка,
Либо белая собачка
Из-под мостичка.

________________________________

3.1 – 4 (2) Коля, Маша и Петя определяли жанр произведения. Мнения их разошлись. Напиши, как могли рассуждать ребята? Выскажи свою точку зрения   

Раз, два, три, четыре-
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

Коля

Маша

Петя

Свое мнение

считалка

небылица

потешка

Тип построения текста

3.1 – 5 (2) Определи тип построения текста. Доказательства выдели в тексте.

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.                                  У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.                                                                          Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.        

                                               ________________________________

3.1 – 6 (1) Определи тип построения текста. Доказательства выдели в тексте.

Утром первого сентября мы с Петькой и другие наши ребята шли в школу.

Дед Матвей выглянул из калитки и позвал Петьку:

— Ну-ка, ступай сюда. Бери подарок!

И протянул корзинку большущих яблок.

Петька сказал деду спасибо, а яблоками оделил всех ребят…..   __________________________

3.1 – 7 (1) Определи тип построения текста. Доказательства выдели в тексте.

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня - фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.          ______________________________

3.1 – 8 (2) Определи тип построения текста. Доказательства выдели в тексте.                     Пушкин назвал нашу осень «очей очарованье».                                                                                    Глядишь на осенний лес, и словно тебя заколдовали — не можешь глаз отвести.                                 Недаром русские художники любили и любят рисовать золотую осень. В эту пору каждая полянка, каждая лесная опушка просится на полотно.                                                                                                        Только осенью можно по-настоящему оценить красоту таких деревьев, как ясень, осина, рябина и клён.                                                                                                                                                              Высокая большая рябина — словно девушка, нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах и серьгах. А маленькая рябинка — это живая лесная сказка: села в высокую траву жар-птица и распустила свой огненный хвост._________________________

Вычитывание событий из текста.

3.1 – 9 (1) Прочитай текст.

Мечта

Остановилась Лужица посреди дороги и ждет, чтоб на нее обратили внимание.

        Прежде всего, ее, конечно, нанесут на карту. Лужица будет выглядеть на карте неплохо – у нее такие ровные берега! Вот здесь, на этом берегу, наверное, построят санаторий. На том берегу – порт или еще что-нибудь. Да, кстати, почему в нее никто не впадает?

        Размечталась Лужица – и это понятно: каждому хочется найти себя в жизни. Но теперь Лужица себя не найдет: она так воспарила в мечтах, что на земле от нее только сухое место осталось.

  1. Опиши характер героя. ______________________________________________________________________________
  2. Объясни значение слов

Санаторий_______________________________________

Воспарила________________________________________

  1. Определи тему произведения ___________________________________________
  2. Определи главную мысль текста? _____________________________________________________________________________________________________________________________

3.1 – 10 (1) Прочитай текст.

Слово-звезда

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.

(М. Пришвин)

1.  Как ты думаешь, Михаил Пришвин поделился своими мыслями:

а) о далеких звездах;

б) о силе человеческого слова;

в) об отважных первооткрывателях космоса?

2. Какие слова и выражения делают текст таким красивым и поэтичным? Подчеркни их карандашом.

3. Объясни значение слов:

Поколение ___________________________________________________________

Вселенная _____________________________________________________________

  1. Определи тему произведения ___________________________________________
  2. Определи главную мысль? _____________________________________________________________________________________________________________________________

3.1 – 11 (1) Прочитай текст.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами  дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

(К. Паустовский)

1. Что произошло в природе, что так удивило героя:___________________________________________________________________________

2. Объясни значение слов

     ходики____________________________________________

  1. Определи тему произведения ___________________________________________
  2. Определи главную мысль текста? _____________________________________________________________________________________________________________________________

3.1 – 12 (1) Прочитай текст.                                                                                                              Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!
– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
– Моя! Моя! – кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
– Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
– Чья собака? – сердито закричал он.
– Моя, – сказал Коля.
Ваня молчал. 

1. Из-за чего ссорились мальчики?____________________________________________
2. Кто напал на Жука в лесу?___________________________________________________

3. Объясни значение слов:

Лесник_________________________________________________________

Овчарка _________________________________________________________

  1. Определи тему произведения ___________________________________________
  2. Определи главную мысль текста? _____________________________________________________________________________________________________________________________

Стихосложение.

3.1 – 13 (1) Прочитай тексты.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Сделай схему ритмического рисунка

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.

Жёлтые метели
За окном с утра шуршат.

Сделай схему ритмического рисунка


3.1 – 14 (1) Прочитай тексты.

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Сделай схему ритмического рисунка

Улетает птичья стая,
Тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка
На ветру дрожит осинка.
Говорю ей:
- Успокойся,
Белой зимушки не бойся.

Сделай схему ритмического рисунка

3.1 – 15 (1) Прочитай тексты.

Осень

И. Мазнин
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.

Определи рифму_______________________

______________________________________

Цветная осень

С.Маршак

Цветная осень - вечер года -
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.

Весь этот мир - как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.

Определи рифму_________________________________

______________________________________

3.1 – 16 (1) Прочитай тексты.

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
В. Нирович

Определи рифму_______________________

______________________________________

Озорники

Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.

Определи рифму_______________________

______________________________________

3.1 – 17 (2)   Определяя рифму, мнения третьеклассников разошлись.

Оцени работу ребят.  Выскажи свою точку зрения.                                                          Листоход

В. Шульжик
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.

Маша

Алёша

Свое мнение

Парная, открытая, точная

Кольцевая, открытая, точная, перекрестная

3.1 – 18 (1)   Прочитай текст.

Афанасий Фет

ОСЕНЬЮ

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы
.

Определи настроение____________________

Г. Новицкая

Береза

Зеленым облаком береза

В ржаное поле забрела.

Ей носят новости стрекозы

Из леса, где она жила.

Она стоит на перепутье,

Чуть отражается в ручье,

Наполненная тихой грустью,

С гнездом грачиным на плече.

  1. В каких строчках выражено настроение березки? Подчеркни волнистой чертой.

3.1 – 19 (2)   Прочитай текст.

Собрались и полетели

Е. Головин
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.

 Определи настроение______________________

Выдели те слова и выражения, которые подсказывают настроения рассказчика.

Перед дождем

Николай Некрасов

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

Определи настроение______________________

Выдели те слова и выражения, которые подсказывают настроения рассказчика.

3.1 – 20 (2)   Прочитай текст.

Славная осень

Н.А. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

Найди и выдели в тексте художественные приемы, которые использовал автор.

_______________________________________

_______________________________________

В.Брюсов

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Найди и выдели в тексте художественные приемы, которые использовал автор.

_______________________________________

_______________________________________

3.1 – 21 (2)   Таня и Оля придумали такую схему, которая помогла им определять в тексте олицетворение как изобразительное  средство.

неодуш.                                                                         ≈   одуш.

Выскажи своё мнение об их работе___________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3.1 – 22 (1)  Прочитай текст.

Дождь

Потемнели срубы от воды,
В колеях пузырятся потоки.
Затянув кисейкою сады,
Дробно пляшет дождик одинокий,
Вымокла рябинка за окном,
Ягоды блестят в листве, как бусы.
По колоде, спящей кверху дном,
Прыгает в канавке мальчик русый.
Изумрудной рощи и сады.
В пепле неба голубь мчится к вышке.
Куры на крыльце, поджав хвосты,
Не спускают сонных глаз с задвижки.
Свежий дождь, побудь, побудь у нас!
Сей свое серебряное семя...
За ворота выбегу сейчас
И тебе подставлю лоб и темя.

Соедини художественный прием и фразу из стихотворения.

сравнение

Ягоды блестят в листве, как бусы.

эпитет

Дробно пляшет дождик одинокий,

олицетворение

Затянув кисейкою сады


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Статья "Групповая и самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство мотивации личностного развития"

Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности – формирование коммуникативных навыков. Если мы не хотим приучи...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Карточки для самостоятельной работы к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Н.Некрасов Дедушка мазай и зайцы"

Карточки с вопросами для контроля усвоения материала к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы" по программе "Школа России"...

Самостоятельная работа на уроках литературного чтения

Самостоятельная работа на уроках литературного чтения – залог развития творческого потенциала ребёнка и успешности обучения.    Самостоятельное осмысление материала на уроках лите...