Открытый урок по чтению. Бунин И.А. - Листопад. 4 класс.
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Ковтун Лариса Константиновна

Открытый урок. Иван Бунин – «Листопад».

Цель урока: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

Задачи:

1.Воспитывать любовь к поэзии.

2.Работать над выразительным чтением стихотворения.

3.Развивать речь, творческие способности учащихся.

4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: портрет писателя, картина И.И. Левитана «Золотая осень», мультимедиапроектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Проверка домашнего задания.

Чтение стихов: «Весна», «Где сладкий шёпот» - Е.А. Баратынский, «Бабочка», «Весенний дождь» - А.А. Фет.

  1. Введение в тему.  (Беседа, актуализирующая знания учащихся)

Ребята, какое сейчас время года? (осень). Какие образы и слова возникают, когда слышим слово осень?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С. Пушкин)

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке … (листопад).

IV.   Сообщение темы и целей урока.

1) Сообщение учащихся об И.А. Бунине.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад». (сл.1)

(сл.2, 3) Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

(сл.4) В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни.  Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой.

А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

(сл.5) В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения, которую он пожертвовал на нужды писателей) 

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

(сл. 6) В г. Елец открыт дом-музей Бунина.

V.   Словарная работа. (сл. 7 – 12)

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр от этого возникли названия багровый и багряный.

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Вдова - одинокая женщина у которой умер муж.

Завороженный - от слова ворожить (колдовать)

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса

VI. Работа над стихотворением “Листопад”. (сл. 13)

1) Выразительное чтение стихотворения учителем в сопровождении музыки и слайдов.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?

3) Работа над содержанием стихотворения.

4) Чтение учащихся про себя. (сл.14)

— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

5) Чтение по частям с анализом

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной? Кто его расписывал?

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Что такое терем? Кто жил раньше в теремах? Чем терем отличается от простой избы?

(сл. 15 – 16 )

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (Раньше в теремах были маленькие окошки)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста 

— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?

— Как называется такое изображение осени?

— Какой приём автор использует (Олицетворение) (сл. 17)

— Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой”.

(Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину).

VII. Физкультминутка.

Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский.

(Прослушивание и отдых учащихся под музыку П.И. Чайковского)

Комментирование учителя.  В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И. Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский в своей «Осенней песне». (сл.18)

II часть

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Учащиеся.

 - Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

"Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

"И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:

"Сегодня так тепло кругом"…

Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом… и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

Учитель.  Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

"молчанье" - ч ;

"вышине" - ш ;

"можно" - ж ;

"тишине" - ш ;

"расслышать" - ш ;

"шуршанье" - ш .

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Учитель.  Этот приём называется звукопись. Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

 - Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?

- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая называется "Золотая осень". Рассмотрите внимательно картину и ответьте на вопросы:

1. Почему картина так называются?

2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем? (изображение леса, который стоит стеной,  сквозь золотую листву клёнов видны голубые просветы и т.д.)

3. С какими чувствами художник писал эту картину?

4. Сумел ли художник передать свое настроение вам?

Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа в стихотворении и на картине.

- Посмотрите на картину, какие цвета использовал в ней художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)

- Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

(Ребята вычитывают:

"лиловый";

"золотой;

"багряный";

желтый - "желтою резьбой";

голубой - "в лазури голубой";

синий - "в синей вышине";

серебристый - "как есть из серебра";

белый - "белый лепесток".)

Учитель. Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

 Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

— Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

— Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной

  Лиловый, золотой, багряный)

— Одинаково ли их надо читать? (Нет)

(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)

— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

- Чтение стихотворения учащимися вслух.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

На уроке мне понравилось...

На уроке мне было трудно…

На уроке мы научились…

На уроке мы узнали...

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод учителя.  Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?

Домашнее задание:                                       

- Выучить понравившийся отрывок наизусть. Учебник, С. 150 – 151

- Иллюстрация к стихотворению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.bunin_-_listopad.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Алексеевич БУНИН 10 (22) октября 1870 г. - 8 ноября 1953 г.

Слайд 2

Воронеж, Большая Дворянская – дом, где родился И.А. Бунин

Слайд 3

Елецкая гимназия

Слайд 4

Вручение И.А. Бунину Нобелевской премии. Стокгольм, декабрь 1933 года.

Слайд 5

Домик-музей И.А. Бунина. г. Елец

Слайд 6

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Слайд 7

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Слайд 8

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр от этого возникли названия багровый и багряный. Багряный - чистый, яркий алый цвет

Слайд 9

Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Слайд 10

Вдова - одинокая женщина у которой умер муж.

Слайд 11

Завороженный - от слова ворожить ( колдовать) Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса

Слайд 13

Языковые средства художественной выразительности Сравнения Эпитеты Олицетворения

Слайд 14

Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.

Слайд 15

Терем – в древности на Руси дом в виде башни.

Слайд 16

Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.

Слайд 17

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.

Слайд 19

Исаак Левитан Золотая осень, 1895

Слайд 20

Домашнее задание. 1. Выучить понравившийся отрывок наизусть. Учебник, С. 150 – 151 2. Иллюстрация к стихотворению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок И.А. Бунин "Листопад".

Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первон...

Открытый урок по чтению в 4 классе на тему И. Бунин "Листопад"

Собран интересный, богатый материал по теме. Можно использоват и на уроке внеклассного чтения, на кружке....

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...

Конспект открытого урока по чтению А.Куприн "Слон" 3 класс

Урок составлен в соответствии с ФГОС....

открытый урок по чтению И.А.Бунин "Листопад"

Разработка урока включает подробный анализ стихотворения И.А.Бунина "Листопад", интересные факты биографии поэта....

Конспект открытого урока по чтению "С.Маршак "Угомон"".1 класс

Тип урока: Урок новых знаний.Планируемые результаты образования:                   Предметные: умение чит...

Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл

Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл...