Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Галина Сергеевна Дунаева

Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_listopad.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить обучающихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»,  исследовать лирический отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос:

«Почему поэзии И. А. Бунина живет?»

 Задачи: формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, в группе и  в парах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский(лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических  и устных упражнений.

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, ИКТ.

                        ХОД УРОКА:

Ι. Орг. момент. Эмоциональный

настрой.  

 

  Игра – приветствие «Здравствуйте!»

-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).

Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»

II.Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы должны были выучить стихотворения.

1. Некипелов Владимир читает стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь

2. Москвитина Варвара читает стихотворение «Скучная картина» А. Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!

Все тебе не рады!
Твой унылый вид
Горе да невзгоды
Бедному сулит.
Слышит он заране
Крик и плач ребят;
Видит, как от стужи
Ночь они не спят;
Нет одежды теплой,
Нету в печке дров…
Ты на чей же, осень,
Поспешила зов?

Вон и худ и бледен
Сгорбился больной…
Как он рад был солнцу,
Как был бодр весной!
А теперь — наводит
Желтых листьев шум
На душу больную
Рой зловещих дум!
Рано, рано, осень,
В гости к нам пришла…
Многим не дождаться
Света и тепла!

III. Актуализация знаний. Самоопределение  к деятельности. 

-Вспомним поэтов и стихотворения, которые они написали.

На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихотворений. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.

(На доске вразброс карточки с именами поэтов).

Как неожиданно и ярко,

 На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Ф.И.Тютчев

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

И вот дышу.

А.А.Фет

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Е.А.Баратынский

«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь…Подожди!» -

«Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

А.Н.Плещеев

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян

И.С.Никитин

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

- Скажите, что общего в этих строфах?

(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).

IV Сообщение темы и целей урока.

На доске осталась карточка И.А.Бунин

- Дети, карточка с какой  фамилией   осталась на доске?( запись в маршрутную карту)

  1. Биография  И.А.Бунина. Сообщение заранее подготовленного ученика. ( Цыденов Насаг)

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)

- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)

- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. А как называется стихотворение , которое мы будем изучать, мы узнаем, если разгадаем ребус

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/26/s_5a1a67ffdcbf0/755312_2.jpeg

Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)

– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.

IV Работа по теме урока.

 

2 . Подготовка учащихся к усвоению нового материала 

- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.

- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).

- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- В какое время года это происходит? (Осенью).

- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).

- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?

(Листопад- это когда с деревьев осыпаются листья).

Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы "Листопад”, которую он посвятил писателю А.М. Горькому. Написано оно в 1900 году. Стихотворению более ста лет, но его не забывают. Вот нам и надо дать ответ  на проблемный вопрос:

«Почему поэзии И. А. Бунина продолжает жить?»

3.  Первичное восприятие стихотворения. Прослушивание стихотворения А.И.Бунина «Листопад» под музыкальное сопровождение.

 - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

- Чем восхищается автор?

4.  Чтение стихотворения с анализом.

     Словарная работа

Прочитайте стихотворение .  Найдите цвета

 Давайте соотнесём название цвета и цвет (На доске вывешены 4цвета и названия цветов- лиловый, золотой багряный, лазурь)

Ребята ведут записи в маршрутную карту урока.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли  багр

от этого возникли названия багровый и багряный.

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Эти цвета называет поэт, чтобы передать свое
восхищение красотой осеннего леса.

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный .
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости
.

5.Осмысленное восприятие и работа с текстом.

- Давайте вернёмся к нашему тексту.

- Мы с вами видим, что стихотворение построено как развернутое сравнение. С чем сравнивается лес? Найдите и прочитайте.

(Лес, точно терем расписной…)

  • С чем сравнивает автор лес?
    (С теремом).

- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу,
украшавшую терема?

(Листья березы).

  • Какие деревья напомнили ему вышки?
    (Елочки).
  • Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
    (Просветы в небо между кленами).
  • Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном
    тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ.
    (Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца).

  • Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы?
    (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема).
  • Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная?
    Как догадались?

(Поэт называет ее вдовой).

  • Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об
    Осени? 
    (олицетворение)

- Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она
грустит?

(Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое).

  • Почему так тихо стало в лесу?
    (Улетели птицы).

- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово
"СЕГОДНЯ". Почему?

  • Прочитайте предложения, в которых оно есть.
  • (Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может

смениться ненастьем). Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и

любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.

- Чтобы читатели лучше могли представить осенний лес, Бунин
использует сравнения. Найдите их.

("Точно терем"; "как вышки"; "просветы в небо что оконца"; "как сеть из серебра'; "точно белый лепесток").

  • Какие слова помогают представить лесную тишину?

(Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание).

  • Что нарушает тишину?
    (Листика шуршание).

V Физкультминутка. 

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!


4. Анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса. Подумайте на сколько частей можно его разделить.

Чтение по частям с анализом.

Мы с вами можем разделить данное стихотворение на две части. Давайте прочитаем это стихотворение хором по вариантам. 1 Вариант будет читать 1 часть , 2 вариант 2 часть.

А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение). Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)


- Чтение стихотворения учащимися вслух у доски.

Давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. Кластер

Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"


Работа  по картине И. Левитана "Золотая осень”.

- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?

-Подберите слова из стихотворения , чтобы подписать под картиной Левитана? 

VI. Работа  по картине И. Левитана "Золотая осень”.

– Что общего в картине Левитана и в стихотворении Бунина? (Художник Левитан и поэт Бунин любят осень, воспевают её в своих произведениях.)

– Какие слова из стихотворения вы бы взяли, чтобы подписать под картиной Левитана? 

Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки.

 Беседа по содержанию

– С чем автор сравнил лес?
– Что общего между теремом и лесом? 
(Как стена, оконца, резьба, вышки, лес похож на деревянный терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной)
сравнения помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.
– Почему слово осень поэт пишет с заглавной буквы? 
(Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема)
– Как поэт называет осень? 
(Тихой вдовой)
– Кого называют вдовой? 
(Женщину, муж которой умер)
– Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит? 
(О том, что скоро исчезнет красота)
Здесь Бунин использует поэтический прием – олицетворение.
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.
– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? 
(Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое)
– Почему стало так тихо в лесу осенью? 
(Птицы улетели)

Итог урока

«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…  

- Что нового узнали на уроке?

- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?

Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?

Оценка работы учеников . Выберите 1 фразу для соседа по парте, запишите ее на маршрутный лист.

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше

VII Рефлексия

– Ребята,  как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?
– Я предлагаю добавить листиков на наше  осеннее дерево (аппликация)

Красные и жёлтые - отличное настроение, зелёное – хорошее, синее – считаете, что что-то не удалось и вы могли бы работать лучше.

-Я тоже хочу поучаствовать вместе с вами. Вставляю картинку девушки – осени.

VIII Домашнее задание

Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...

Открытый урок по окружающему миру на тему "Листопад, листопад - листья желтые летят"

Описание изменений в природе с наступлением осени и повторение знаний времен года , работа с наглядным материалом...

Конспект урока по литературному чтению И. Бунин. Листопад.

Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 классе по теме:"И. Бунин. "Листопад"    /Программа "Школа России"/...

открытый урок по чтению И.А.Бунин "Листопад"

Разработка урока включает подробный анализ стихотворения И.А.Бунина "Листопад", интересные факты биографии поэта....

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...

Открытый урок по чтению. Бунин И.А. - Листопад. 4 класс.

Открытый урок. Иван Бунин – «Листопад».Цель урока: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средст...