Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunin_listopad.docx | 47.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить обучающихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад», исследовать лирический отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос:
«Почему поэзии И. А. Бунина живет?»
Задачи: формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Планируемые результаты обучения: предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, в группе и в парах.
Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский(лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических и устных упражнений.
Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, ИКТ.
ХОД УРОКА:
Ι. Орг. момент. Эмоциональный
настрой.
Игра – приветствие «Здравствуйте!»
-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»
II.Проверка домашнего задания.
- Ребята, дома вы должны были выучить стихотворения.
1. Некипелов Владимир читает стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
2. Москвитина Варвара читает стихотворение «Скучная картина» А. Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
Все тебе не рады!
Твой унылый вид
Горе да невзгоды
Бедному сулит.
Слышит он заране
Крик и плач ребят;
Видит, как от стужи
Ночь они не спят;
Нет одежды теплой,
Нету в печке дров…
Ты на чей же, осень,
Поспешила зов?
Вон и худ и бледен
Сгорбился больной…
Как он рад был солнцу,
Как был бодр весной!
А теперь — наводит
Желтых листьев шум
На душу больную
Рой зловещих дум!
Рано, рано, осень,
В гости к нам пришла…
Многим не дождаться
Света и тепла!
III. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
-Вспомним поэтов и стихотворения, которые они написали.
На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихотворений. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.
(На доске вразброс карточки с именами поэтов).
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Ф.И.Тютчев
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот дышу.
А.А.Фет
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Е.А.Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь…Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
А.Н.Плещеев
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян
И.С.Никитин
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
- Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).
IV Сообщение темы и целей урока.
На доске осталась карточка И.А.Бунин
- Дети, карточка с какой фамилией осталась на доске?( запись в маршрутную карту)
- Биография И.А.Бунина. Сообщение заранее подготовленного ученика. ( Цыденов Насаг)
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)
- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. А как называется стихотворение , которое мы будем изучать, мы узнаем, если разгадаем ребус
Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)
– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.
IV Работа по теме урока.
2 . Подготовка учащихся к усвоению нового материала
- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.
- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).
- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).
- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?
(Листопад- это когда с деревьев осыпаются листья).
Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы "Листопад”, которую он посвятил писателю А.М. Горькому. Написано оно в 1900 году. Стихотворению более ста лет, но его не забывают. Вот нам и надо дать ответ на проблемный вопрос:
«Почему поэзии И. А. Бунина продолжает жить?»
3. Первичное восприятие стихотворения. Прослушивание стихотворения А.И.Бунина «Листопад» под музыкальное сопровождение.
- Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
- Чем восхищается автор?
4. Чтение стихотворения с анализом.
Словарная работа
- Прочитайте стихотворение . Найдите цвета
Давайте соотнесём название цвета и цвет (На доске вывешены 4цвета и названия цветов- лиловый, золотой багряный, лазурь)
Ребята ведут записи в маршрутную карту урока.
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр
от этого возникли названия багровый и багряный.
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Эти цвета называет поэт, чтобы передать свое
восхищение красотой осеннего леса.
Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный .
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.
5.Осмысленное восприятие и работа с текстом.
- Давайте вернёмся к нашему тексту.
- Мы с вами видим, что стихотворение построено как развернутое сравнение. С чем сравнивается лес? Найдите и прочитайте.
(Лес, точно терем расписной…)
- С чем сравнивает автор лес?
(С теремом).
- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу,
украшавшую терема?
(Листья березы).
- Какие деревья напомнили ему вышки?
(Елочки). - Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
(Просветы в небо между кленами). - Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном
тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ.
(Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца).
- Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы?
(Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема). - Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная?
Как догадались?
(Поэт называет ее вдовой).
- Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об
Осени? (олицетворение)
- Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она
грустит?
(Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое).
- Почему так тихо стало в лесу?
(Улетели птицы).
- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово
"СЕГОДНЯ". Почему?
- Прочитайте предложения, в которых оно есть.
- (Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может
смениться ненастьем). Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и
любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.
- Чтобы читатели лучше могли представить осенний лес, Бунин
использует сравнения. Найдите их.
("Точно терем"; "как вышки"; "просветы в небо что оконца"; "как сеть из серебра'; "точно белый лепесток").
- Какие слова помогают представить лесную тишину?
(Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание).
- Что нарушает тишину?
(Листика шуршание).
V Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
4. Анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.
-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса. Подумайте на сколько частей можно его разделить.
Чтение по частям с анализом.
Мы с вами можем разделить данное стихотворение на две части. Давайте прочитаем это стихотворение хором по вариантам. 1 Вариант будет читать 1 часть , 2 вариант 2 часть.
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение). Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)
- Чтение стихотворения учащимися вслух у доски.
Давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. Кластер
Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине
1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"
2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"
3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"
Работа по картине И. Левитана "Золотая осень”.
- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?
-Подберите слова из стихотворения , чтобы подписать под картиной Левитана?
VI. Работа по картине И. Левитана "Золотая осень”.
– Что общего в картине Левитана и в стихотворении Бунина? (Художник Левитан и поэт Бунин любят осень, воспевают её в своих произведениях.)
– Какие слова из стихотворения вы бы взяли, чтобы подписать под картиной Левитана?
Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.
-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки.
Беседа по содержанию
– С чем автор сравнил лес?
– Что общего между теремом и лесом? (Как стена, оконца, резьба, вышки, лес похож на деревянный терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной)
сравнения помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.
– Почему слово осень поэт пишет с заглавной буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема)
– Как поэт называет осень? (Тихой вдовой)
– Кого называют вдовой? (Женщину, муж которой умер)
– Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит? (О том, что скоро исчезнет красота)
Здесь Бунин использует поэтический прием – олицетворение.
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.
– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? (Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое)
– Почему стало так тихо в лесу осенью? (Птицы улетели)
Итог урока
«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…
- Что нового узнали на уроке?
- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?
Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?
Оценка работы учеников . Выберите 1 фразу для соседа по парте, запишите ее на маршрутный лист.
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше
VII Рефлексия
– Ребята, как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?
– Я предлагаю добавить листиков на наше осеннее дерево (аппликация)
Красные и жёлтые - отличное настроение, зелёное – хорошее, синее – считаете, что что-то не удалось и вы могли бы работать лучше.
-Я тоже хочу поучаствовать вместе с вами. Вставляю картинку девушки – осени.
VIII Домашнее задание
Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...
Открытый урок по окружающему миру на тему "Листопад, листопад - листья желтые летят"
Описание изменений в природе с наступлением осени и повторение знаний времен года , работа с наглядным материалом...
Конспект урока по литературному чтению И. Бунин. Листопад.
Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 классе по теме:"И. Бунин. "Листопад" /Программа "Школа России"/...
открытый урок по чтению И.А.Бунин "Листопад"
Разработка урока включает подробный анализ стихотворения И.А.Бунина "Листопад", интересные факты биографии поэта....
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...
Открытый урок по чтению. Бунин И.А. - Листопад. 4 класс.
Открытый урок. Иван Бунин – «Листопад».Цель урока: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад». Закрепить знания о средст...