Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме: Федина Задача
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Юлия Павловна Бахвалова

Урок литературного чтения для 3 класса УМК "Школа России" по теме "Федина задача"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedina_zadacha.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ульяновская СОШ №1»

Учитель: Бахвалова Юлия Павловна

Дата проведения 06.04.2021 год

Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»

Тип урока: урок  открытия  нового  знания.

Педагогические цель: создать условия для знакомства с произведением Н.Н.Носова     «Федина задача».

Планируемые результаты (предметные): познакомятся с произведением Н.Н.Носова «Федина задача»; научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа, определять характер смешного в произведениях Н.Носова.

Планируемые результаты (метапредметные):

 Познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

- находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении, анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

 - участвовать в дискуссии, выражать свободно своё мнение, толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.

Регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

-формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке.

Личностные:

-воспитание нравственных качеств, самодисциплины;

- проявлять желание читать и перечитывать произведения Н. Носова,

-усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.

Оборудование: ноутбук , проектор, анкета, карточки с  заданием , произведения Н.Н.Носова , презентация .

         

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Ребята! Сегодня у нас много гостей! Все они пришли посмотреть как вы работаете на уроке литературного чтения. Повернитесь к ним, улыбнитесь и тихонько садитесь.

-Посмотрите пожалуйста на экран, прочитайте. Объясните пословицу, у кого случалось такое в жизни? слайд        

II.Проверка домашнего задания.

-У вас на партах лежат листки, переверните их. Что там написано?(анкета) Анкета по произведению Зощенко «Великие путешественники» к каждому вопросу дано 3 ответа. Какая ваша задача? (выбрать правильный)

III.Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

В стране Литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения которые он читал. слайд

1)Игра «Отгадай по первым буквам произведение

  1. Любители придумывать разные истории - «Фантазёры».
  2. Котёнок в головном уборе - «Живая шляпа».
  3. Зелёные пупырчатые овощи - «Огурцы».
  4. Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок - «Мишкина каша».
  5. Маленький весёлый человечек на спутнике Земли - «Незнайка на Луне».

Учитель: Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова).        

IV. Объявление темы и цели урока.

 (Учащиеся сами выводят цель урока)

- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А чтобы узнать, как оно называется, вам будет нужно  решить примеры и отгадать название рассказа. слайд

90:90=1 (ф) 16:8= 2 (е) 27:9=3 (д)2*2=4 (и) 25:5=5(н) 46-40=6(а) 42:6=7 (з) 100-92= 8 (а)3*3=9 (д) 5*2=10 (а) 60-49=11 (ч) 24:2=12(а) «Федина задача»

Сформулируйте цель урока

Цель: познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение и анализировать его

V.Изучение нового материала.

1) Вступительная беседа

Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите, что вы знаете о писателе Н. Носове?

Рассказ ученика. (Жуковский Кирилл) слайд

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте кинематографии, где снимают кино.  Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…»

Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

2) Работа над произведением. Первичное восприятие.

Откройте учебники. Попробуйте предположить о чём будет это произведение?

3)  Словарная работа .

Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте: слайд

  • Рокочущим басом – низким мужским голосом
  • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
  • Борзая – быстрая
  • ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК-высокий служебный чин (должность) в России до революции.
  • В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.

                    Чурбан – глупый человек.

4) Первичное чтение учителем

-Вам понравился рассказ? Какой он? (смешной, весёлый)

- Подтвердились ваши предположения  по  заглавию?

5) Работа над произведением. Выборочное чтение.

 - А сейчас мы ещё раз поработаем над рассказом, но уже выборочно.

   - Почему автор  назвал свой рассказ «Федина задача»?

   - Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок.

-Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? (Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно).

-Как Федя слушает концерт? (Слушает с интересом, вникает в содержание песни, делает комментарии).

А сейчас проведем маленький эксперимент: попробуем оказаться на месте Феди. Найдите в рассказе текст задачи, которую решал Федя и по моей команде  самостоятельно (шепотом) прочитайте ее. А сопровождать ваше чтение будет музыка. (В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка из «Ералаша»).

- О чем вы прочитали на этой странице вы поняли? (не поняли)

- Вот и Федя не понял задачу, которую читал .

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

-Почему Феде так и не удалось решить задачу? (Его отвлекала музыка).  Музыка отвлекала и вас.

Вывод: если бы Федор  не включал музыку, он решил бы задачу быстро, несмотря на то, что она сложная.

-Почему же он его не выключит? (Федя глупый, бестолковый. Он и не догадывается, что надо просто выключить телевизор и всё).

-Значит, мы смеёмся над глупостью Феди? Так ли это? Что думает об этом автор? Понаблюдаем за Федей внимательнее. (Федя не глупый. Когда он слушает концерт, он делает верные замечания. Просто он погнался за двумя зайцами, в этом его ошибка).

-Так что же на самом деле мешало Феде? (Мешал он сам. Феде просто не хотелось учиться, вот у него ничего и не получилось).

- Федя это понимает? (Нет).

-Над чем же мы смеёмся? (Федя обхитрил сам себя, он просто ленивый, а выдумывает, что ему что-то мешает учиться. Федя не видит себя со стороны, не понимает, что выглядит смешно).

-Можем ли мы сказать, что смеёмся не только над Федей, но и над ситуацией? Чем она смешна, комична? (Смешно то, что с самого начала ясно, что Федя просто не хочет учиться. Смешнее, что с первых строчек читатели понимают, что Феде не удаётся догнать двух зайцев, а герой этого так и не понял).

  1. Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку. слайд
  2. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать
  3. Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

- Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ?

Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

  • Как вы относитесь к Феде? Осуждаете ли вы его? (Нет. Каждый из нас иногда ленится, не хочет учиться).

-Как автор относится к герою своего рассказа?

-Посмеивается над ним?
-Осуждает его?
-Или помогает ему что-то понять?

Работа в парах. (составить список качеств, необходимых усердному ученику.) слайд

  1. Дисциплинированность
  2. Целенаправленность
  3. Лень
  4. Невнимательность
  5. Чёткость выполнения
  6. Сосредоточенность
  7. Умение преодолевать трудности
  8. Ответственность
  9. Трудолюбие

-Сейчас прослушайте отрывки из рассказа и скажите какое настроение было у героя.

-Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия. Слайд
-  Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

VI. Подведение итогов урока.

Решили ли мы свою учебную задачу? (Да, решили).

-Что ещё мы узнали и поняли, читая рассказ? Попробуем ещё раз сформулировать уроки, вынесенные из рассказа, выводы, которые каждый из нас сделал для себя. (В Феде мы узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные ситуации, как Федя).

- Мы решали одну узкую проблему, а получилось, что мы пытались понять замысел автора. Рассказ смешной, а мысли в нём серьёзные.

-Как вы готовите дома уроки?

- Что вам для этого нужно? - Что нужно для того, чтобы решить задачу? Любое домашнее задание?

(Тишина, внимание, знания, сосредоточенность, мышление)

- На протяжении нескольких уроков,  мы  учились не только читать, но и думать над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

- Давайте выскажем своё отношение к творчеству Н Носова, продолжите запись.

Я люблю книги Н.Носова, потому что они    …слайд

(интересные, загадочные, познавательные, поучительные, прикольные, добрые, смешные и т.д.)

VII. Рефлексия. Оценивание учащихся.

-Вернёмся к теме и  цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

-Над чем задумались?

Ребята, прочитайте пословицу на экране:

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- На следующем уроке мы продолжим разговор о творчестве Николая Носова и познакомимся с другими произведениями автора.

Ребята спасибо всем, отметку отлично получают….оцените пожалуйста своих одноклассников.

VIII. Домашнее задание

-Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа.

- нарисовать рисунки

Самоанализ открытого урока по литературному чтению 3 класс.

Тип урока: усвоения новых знаний

Цель: создать условия для знакомства с произведением Н. Носова «Федина задача»

Планируемые результаты ( предметные): познакомиться с произведением Н. Н. Носова «Федина задача»; научатся читать и анализировать рассказ,формулировать выводы, основную мысль рассказа, определять характер смешного в произведениях Н. Носова

Планируемые результаты (метапредметные):

Позновательные УУД:

-развивать творческое мышление;

-находить нужные для докозательства своей мысли эпизоды в произведении, анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах;

- учавствовать в дискуссии, выражать свое мнение, толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения, слушать то, что говорят другие;

Регулятивные УУД

-учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

- формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке.

Личностные:

-воспитание нравственных качеств, самодисциплины;

-воспитывать желание читать и перечитывать произведения Н. Носова;

-усвоить главный урок, извлеченный из рассказа, стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.

Место и роль  данного урока  определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Основным в уроке был этап открытия новых знаний. 

Работоспособность обеспечивалась за счет смены видов деятельности. Изложение нового материала давалось учащимся  не в готовом виде, предлагалось самим сформулировать тему урока, определить цель. 

На организационном этапе урока использовался положительный настрой учащихся на работу. Включена пословица для умения приводить примеры из жизненной ситуации,в последующем связьс произведением.(подготовка к ВПР)

Проверка домашнего задания. На этапе проверки домашнего задания для учащихся составлен тест, который включает 9 вопросов по предыдущей теме  М. Зощенко «Путешественники». После текста проверка и оценивание.

Введение в тему использовалась игра «отгадай героя по первой букве» развитие мышления, памяти, воображения. Чтобы учащиеся смогли сами опеделить тему урока им было дано задание(межпредметная связь)реши примеры и собери название произведения. Ребята справились быстро и сформулировали тему урока. На этом этапе был подготвленный ученик, который рассказывал про биографию Носова.

Первичное усвоение новых знаний. Перед чтение учителем текста была проведена словарная работа. Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения. Задача учащихся была внимательно слушать учителя.После прочтения проводилась первичная проверка понимания услышанного. Каждый вопрос - учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение.  Выборочное чтение: зачитайте отрывок, найдите и перечитайте.(самостоятельная работа) Самостоятельная работа носит творческий характер, присутствует взаимопомощь. Самостоятельная работа  проводилась с целью закрепления и углубления знаний учащихся, способствовала развитию мышления. 

Чтение отрывка под громкую музыку.(проблемный вопрос)

Работа в парах проводилась с целью выявления качеств, которые помогут ученику в успешном обучении.

Учила определять жанр произведения, строить речевые высказывания, выдвигать гипотезы, самостоятельно формулировать цели урока, то есть развивались коммуникативные УУД учащихся;

- анализу  произведения с использованием технологий деятельностного типа (постановки проблемного вопроса к тексту, организация коллективной дискуссии)- развивались личностные УУД: умение оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы;

На заключительном этапе рефлексии, оценивании использовался метод самооценки. Ребятам задавались вопросы(кто работал активно? Как ты справлялся с заданиями? Кому было сложно?)

Учитель соблюдает нормы педагогической этики: доброжелательный тон,умение контролировать внутриколлективныеотношения,дорожелательный тон , уважительное отношение к учащимся, создаёт ситуацию успеха. 

В течение всего урока использовался проектор и компьютер. Включение в урок иллюстраций.

Урока оказал нравственное воздействие на учащихся. Считаю,что цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики во 2 классе по теме:"Решение задач с альтернативным условием."

Открытый урок математики во 2 "а" классе  ОС "Школа 2100" по теме: "Решение задач с альтернативным условием" (Технологическая карта и презентация)...

Технологическая карта открытого урока математики в 4 классе по теме: «Решение задач на пропорциональное деление»

Во время проведения кожуунного семинара на базе МБОУ СОШ с. Чал - Кежиг от 21 декабря 2017 года провела в 4 классе урок математики  по теме: «Решение задач на пропорциональное деление»...

Конспект урока по литературному чтению: Н.Н.Носов "Федина задача"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: Н.Н.Носов "Федина задача"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению Н.Н. Носов "Федина задача" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении Н.Н. Носова «Федина задача», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать о жизни ...

Открытый урок по литературному чтению 4 кл. Тема: К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты?»

Открытый урок по литературному чтению 4 кл.  Тема: К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты?» .  УРОК  знакомит учащихся с писателем, с его рассказом.Позволяет учащимся задума...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....