Литературное чтение М.М. Зощенко "Золотые слова"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сысоева Татьяна Викторовна

Формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и  правильной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter._chtenie_3_klass.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Сысоева Татьяна Викторовна

Дата: 

Школа:МБОУ СОШ№5 г. Грязи

Класс: 3

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: М.М.Зощенко  «Золотые слова» .

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и  правильной речи.

Планируемые результаты:

Предметные:уметь выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределение к деятельности

Психологический настрой, организация урока.

Словесный: слово учителя

Психологический настрой.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться.

- Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Психологически готовятся на урок.

Слушают учителя.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: артикуляционная разминка

5 мин.

Фронтальная форма работы

-На доске записаны два слова: Этика, этикет.  

-Что общего у этих слов?

-Кто сможет дать объяснения эти словам?

-У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля.  Давайте сверим наши предположения.

/Ученик находит слова и читает объяснение./

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

-Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. Сейчас вы познакомитесь с небольшим рассказом В. Осеевой, который называется «Навестила» После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте. 

/У каждого на парте лежит текст. Дети читают жужжащим чтением./

-Муся – воспитанный человек? 

-Кого же можно назвать  воспитанным  человеком?

На экране появляется портрет писателя./

-Знаете ли вы, этого человека? 

-Что вы о нём знаете?

Это однокоренные слова.

Высказывают свои предположения

Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек.

Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся – невоспитанный человек.

Человек с хорошими манерами  не будет ставить  людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться.

Да, нет.

Рассказывают, что знают.

Р.:  принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Фронтальный опрос

4 мин.

- Тема нашего урока будет звучать «Михаил Михайлович Зощенко. Золотые слова».

- Какие цели мы с вами поставим?

 - Замечательно!

Тема нашего урока: «Михаил Михайлович Зощенко. Золотые слова»

- Познакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Познакомиться с рассказом «Золотые слова».

К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.: принятие и сохранение учебной задачи,

П.: установление причинно-следственных связей,

анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.

IV. «Открытие» детьми нового знания

Словесный: слово об авторе

Первоначальное знакомство с текстом.

Словесный: анализ текса

Практический: заполнение рабочего листа.

 8 мин.

Фронтальная форма работы

Михаил Михайлович Зощенко(1894 – 1958 гг.). Родился писатель в семье художника. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Михаил Зощенко  умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным  словам, «подлинную и неприкрытую жизнь  живых людей  с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

-Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? 

/Если учащиеся знают, то говорят, если нет читают информацию на слайде./

-Уникальность музея состоит в том, что в кабинете  все вещи подлинные, обстановка в которой  жил  писатель, воссоздана  с детальной точностью.

-Какие произведения М.Зощенко вы читали?

-Как мы уже говорили, М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе,  над которым  смеются тысячи читателей.

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя.

Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»?

-Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

-Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»?

Парная форма работы

- Сейчас вы поработаете в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.

Зачитывают те пары,  кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.005.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.004.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.003.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.002.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.001.png https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.009.png

 https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.008.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.007.png

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.010.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.006.png 

 -Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.

- Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.

Словарная  работа.

/На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

(Во–первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.)

 Угореть  отравиться угаром, потерять соображение.

 Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

(В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….)

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

/У детей на партах лежат задание «Найди соответствие», ребята работают в парах.

Слушают учителя

Перечисляют произведения.

Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.

У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и  он должен ими пользоваться.

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.:осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

V. Первичное закрепление

Практический: выборочное чтение, выразительное чтение. Анализ выразительного чтения.

5 мин.

Чтение с остановками.Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка.   (1 часть заканчивается  предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

-От чего имени ведётся рассказ?

-Почему дети любили ужинать со взрослыми?

Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

-Как наказал отец Миньку и Лёлю?

-Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

-Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

/Работа в группах по 4 человека. Дети советуются и дают объяснение./

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие  - исправить положение

2 остановка. (2 часть заканчивается  предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

-Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение рассказа до конца.

- Почему папа назвал их поведение глупым?

Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI. Самостоятельная работа в парах

Практический : выразительное чтение.

5 мин.

Индивидуальная форма работы

-Выполните тест. (На карточках)Дети работают самостоятельно. Проверка. Ответы на вопросы,  является подготовкой для следующего этапа работы.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

8 мин.

Групповая форма работы

  1. -На доске  план в деформированном виде. Задание: восстановить правильно порядок событий. Ребята объединяются в группы по 4 человека, каждая группа получает задание .

План:

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngПомилование и папины условия.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngПапин совет или Золотые слова.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngУжин со взрослыми.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngПлохое воспитание или История о пожарном.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngНаказание.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngЗаключение или Золотые слова жизни.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngГлавное преступление или случай с маслом в чае.

Беседа о смысле выражения «золотые слова».

-Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

-Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

-Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа?

-В чем она заключается?

-Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой  вывод вы сделали для себя?

-Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

-Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я  знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применяет их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом.

Отвечают на вопросы и заполняют рабочий лис..

Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.).

Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.

К.: построение речевых высказываний

П.: восприятие информации.

Р.: принимать и сохранять задачу

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин.

- Какая тема нашего урока была?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её.

(Сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…я попробую…меня удивило…)

- Спасибо за урок.

Тема нашего урока: «Михаил Михайлович Зощенко. Золотые слова»

- Познакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Познакомиться с рассказом «Золотые слова».

Оценивают и анализируют свою деятельность.

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Валентина Осеева "Волшебное слово", 3 класс, УМК "Гармония"

Урок литературного чтения по учебнику О. В Кубасовой с использованием презентации. 3 класс. Тема: В. Осеева "Волшебное слово".Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного форм...

Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.

Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс

Конспект урока, презентация, текст- приложение...

Урок литературного чтения 2 класс "Волшебное слово"

"Волшебное слово" урок литературного чтения по программе "Школа России"...

Урок литературного чтения " К.Бальмонт "Золотое слово"

Представлена технологическая карта урока...