Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого конспект урока
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема: Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого

Цель: формирование умения составлять план статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»

Тип: открытие новых знаний

Класс: 3

Задачи:

  1. Обеспечить восприятие текста статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»
  2. Выполнить анализ статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»
  3. Учить делить текст на части и озаглавливать каждую часть статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого

Цель: формирование умения составлять план статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»

Тип: открытие новых знаний

Класс: 3

Задачи:

  1. Обеспечить восприятие текста статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»
  2. Выполнить анализ статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»
  3. Учить делить текст на части и озаглавливать каждую часть статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, говорил:

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

Как вы понимаете данное высказывание? сли ты будешь помогать людям, делать им добро, то они будут отвечать взаимностью, и ты поймёшь, что существует добро и добрые люди)

Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы работали над темой «М.Ю. Лермонтов – «Утес», «Осень») Верно, на прошлом уроке мы работали над темой «М.Ю. Лермонтов – «Утес», «Осень». Скажите, какое настроение нужно передать при прочтении стихотворения «Утёс»? (грустное, тоскливое). А какое настроение нужно передать при прочтении стихотворения «Осень»? (грустное, печальное). 

Давайте проверим домашнее задание. Прочитайте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес» и «Осень» наизусть. Ребята, оцените своих одноклассников по критериям, представленными на доске. (Стихотворения читают 3-4 ученика)

Постановка проблемной ситуации

Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить задание в раздаточном материале в парах. Ваша задача установить соответствие между названием статьи и пунктами ее плана. На выполнение задания вам даётся 2 минуты.

Давайте проверим, что у вас получилось? Какие пункты вы отнесли к статье В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове? А какие пункты вы отнесли к статье «Детство Толстого (из воспоминаний писателя)»?

Формулировка темы и цели урока

Ребята, посмотрите, у нас возникло затруднение: мы не смогли определить, из каких пунктов состоит план статьи «Детство Толстого (из воспоминаний писателя)». Какую же цель мы поставим? Верно, научиться составлять план статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)».

Откройте учебник литературного чтения на 148 странице. Прочитайте, над произведениями какого писателя мы будем работать (Лев Николаевич Толстой). Откройте 150 страницу. Прочитайте тему урока. Верно, сегодня мы будем работать над темой «Л.Н. Толстой. Детство Толстого»

  1. Проектировочный этап

Ребята, на каждом занятии есть алгоритм действий, которому мы следуем для достижения цели. Сейчас я предлагаю вам составить пункты плана, пользуясь опорными словами, написанными на доске.

  1. Познакомиться с текстом статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»
  2. Выполнить анализ статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»
  3. Разделить текст на части и озаглавить каждую часть статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»

Отлично, молодцы!

В листе самооценки поставьте плюс напротив, если у вас не возникло затруднений в ходе составления плана урока, и минус, если вам было сложно.

3. Процессуальный этап

(Вступительное слово учителя об авторе)

Лев Толстой прожил долгую, удивительную жизнь, умер он в 82 года. Многое он испытал в своей жизни: был студентом, участвовал в Кавказской войне и в Крымской войне с турками, где подвергался смертельной опасности; был писателем и путешественником, сельским хозяином и педагогом...

Писать он начал в 22 года, и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.

Он любил разводить домашних животных, наблюдать созревание хлебов, любил сажать сады и леса. Граф Лев Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился.

Смолоду и до последнего года своей жизни он занимался гимнастикой, в 67 лет научился кататься на велосипеде, в 70 катался на коньках, много ходил пешком, превосходно ездил верхом, отлично плавал.

В своих произведениях Л. Н. Толстой борется с существующими злом и неправдой, обличает насилие, угнетение трудового народа, протестует против войн, также он призывает каждого человека осмыслять свои поступки, отвечать за них, бороться со своими недостатками.

Ребята, сейчас я предлагаю вам внимательно прослушать чтение статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)». Следите за текстом в учебнике, карандашом отмечайте слова, которые вам непонятны.

Какое настроение у вас вызывает прочитанное произведение? Что вас тронуло больше всего? Почему? Какие вопросы вы хотели бы задать автору?

Какие слова были непонятными?

Меньшой, меньшая – младший, младшая

Выдумка — вымысел; то, что не соответствует действительности.

Сердиться – быть в раздражении, в гневе, злиться.

Умиление — нежное, тёплое чувство, вызываемое чем-либо трогательным

Льнуть - нежно прижиматься, приникать к кому-либо

Благо — добро

Истина - правда

Старый Заказ — лес в Ясной Поляне

Ребята, какой пункт плана мы выполнили? Верно, познакомились с текстом статьи «Детство Толстого (из воспоминаний писателя)»

В листе самооценки поставьте плюс, если вам было все понятно, и минус, если вы что-то не поняли и у вас возникли затруднения.

Ребята, а почему же тайна, которую поведал Николенька своим братьям, называлась тайной «муравейного» братства? (проблемный вопрос)

Что мы должно сделать, чтобы ответить на данный вопрос? Верно, выполнить анализ статьи «Детство Толстого (из воспоминаний писателя)».

Работать мы с вами будем в группах. Ваша задача устно ответить на вопросы в рабочем листе и представить результаты анализа. Если нужно, вы можете делать письменные пометки в рабочем листе. Очень важно, чтобы каждый участник группы был задействован в работе. На выполнение данного задания вам дается 7 минут.

Поделитесь результатами анализа. Ребята, оцените работу группы. Поднимите большой палец вверх, если вы согласны с группой, опустите большой палец вниз, если ваше мнение отличается.

  1. Где провел детство Лев Николаевич Толстой? (Детство Л.Н. Толстой провел в деревне Ясная Поляна)
  2. Почему всё, что знал Толстой о матери, было прекрасно? (Всё, что знал Толстой о матери, было прекрасно, потому что в ней действительно было много хорошего)
  3. Сколько детей было в семье Л.Н. Толстого? Назовите их. (Детей в семье было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Машенька.)
  4. Почему Николенька был удивительным мальчиком? Прочитайте. (Николенька был удивительным мальчиком, потому что «Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с приведениями или юмористические истории… без остановки и запинки, целыми часами и с такой уверенностью в действительность рассказываемого, что забывалось, что это выдумка.»)
  5. Какую тайну поведал Николенька своим братьям? (Николенька поведал своим братьям тайну «муравейного» братства)
  6. В чем заключалась главная тайна муравейного братства? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте его. (Когда тайна откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями…)
  7. Где была записана эта тайна? (Эта тайна была написана на зелёной палочке, а палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа…)
  8. А почему это тайна именно муравейных братьев? (муравьи живут дружно, вместе работают, трудолюбивые)
  9. Сохранил ли Л. Н. Толстой веру в существование зеленой палочки? Прочитайте. (Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.)

Ребята, что же хотел нам сказать автор? Какими хотел Толстой видеть людей? (Толстой хотел видеть людей добрыми, благовоспитанными, благородными, добросердечными, добродушными, добросовестными, добродетельными)

А вы проявляете такие качества?

Как вы думаете, а люди сами могли бы жить счастливо: любить друг друга, не сердиться друг на друга?

От кого это зависит? (от нас с вами) Сначала мы думаем о добром, потом озвучиваем свои мысли, говорим добрые слова, а потом совершаем поступки.

Какой пункт плана мы выполнили? Верно, мы проанализировали статью «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)».

В листе самооценки поставьте плюс, если у вас не возникло затруднений при выполнении задания, поставьте минус, если при выполнении задания у вас возникали затруднения.

Какой пункт плана нам нужно выполнить следующим? Верно, разделить текст статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)». на части и озаглавить каждую часть.

Работать мы с вами будем в парах с раздаточным материалом. Ваша задача внимательно прочитать текст, разделить текст на смысловые части; определите основную мысль каждой части и озаглавьте ее. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Ребята, поделитесь результатами своей работы.

  1. Воспоминания о матери
  2. Воспоминания о братьях и сестре (о семье)
  3. Тайна муравейного братства
  4. Зеленая палочка
  5. Идеал муравейных братьев (великое благо)

Ребята, какой пункт плана мы выполнили? Верно, мы разделили текст на части и озаглавили каждую часть. Скажите, а что же у нас получилось в итоге? Верно, у нас получился план статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)».

В листе самооценки поставьте плюс, если у вас не возникло затруднений при выполнении задания, поставьте минус, если при выполнении задания у вас возникали затруднения.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, над какой темой мы сегодня работали? («Л.Н. Толстой. Детство Толстого»)

Какую цель мы поставили? (научиться составлять план статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)») Как вы думаете, достигли ли мы цели? В листе самооценки поставьте плюс, если вы считаете, что мы достигли цели, и минус, если вы считаете, что цели мы не достигли.

Скажите, что вам понравилось на уроке? Какие затруднения возникали?

Давайте вернёмся к нашему эпиграфу «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

Пока вы еще дети, начинать надо с малых добрых дел. Ребята, а какие добрые дела вы сегодня сделаете?

Запишите домашнее задание: с.150-151, выразительное чтение; пересказ статьи «Детство Толстого (из воспоминаний писателя)»

На этом наш урок подошёл к концу. Вы все отлично поработали, молодцы!



Предварительный просмотр:

Детство Толстого (из воспоминаний писателя)

Анализ https://3.bp.blogspot.com/-QOY1PHAOcRA/WZFIch4EIzI/AAAAAAAAC7g/t445mMHDF7At6gqKJZiCfpAFUFt9oEnzwCLcBGAs/s1600/Fotolia_54285979_Subscription_Monthly_M.jpg

Задание: выполните анализ статьи «Детство Толстого (из воспоминаний писателя), пользуясь учебником литературного чтения (с. 150-151)

УСТНО ответьте на вопросы

Вопросы

Место для заметок (если вам нужны заметки!!)

  1. Где провел детство Лев Николаевич Толстой?

  1. Почему всё, что знал Толстой о матери, было прекрасно?

  1. Сколько детей было в семье Л.Н. Толстого? Назовите их

  1. Почему Николенька был удивительным мальчиком? Прочитайте

  1. Какую тайну поведал Николенька своим братьям?

  1. В чем заключалась главная тайна муравейного братства? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте его.

  1. Где была записана эта тайна?

  1. А почему это тайна именно муравейных братьев?

  1. Сохранил ли Л. Н. Толстой веру в существование зеленой палочки? Прочитайте



Предварительный просмотр:

Установите соответствия между статьей и пунктами ее плана

Статья «М.Ю. Лермонтов» В. Воскобойникова

«Детство Толстого (из воспоминаний писателя)»


Установите соответствия между статьей и пунктами ее плана

Статья «М.Ю. Лермонтов» В. Воскобойникова

«Детство Толстого (из воспоминаний писателя)»



Предварительный просмотр:

План статьи «Детство Толстого»

  1. ____________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________
  5. ____________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

План статьи «Детство Толстого»

  1. ____________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________
  5. ____________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

План статьи «Детство Толстого»

  1. ____________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________
  5. ____________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

План статьи «Детство Толстого»

  1. ____________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________
  5. ____________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

План статьи «Детство Толстого»

  1. ____________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________
  5. ____________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)

Конспект урока  литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Л.Н. Толстой "Детство"

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс Л.Н. Толстой "Детство", презентация....