Рабочая программа по литературному чтению по АООП НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения, 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Патлина Надежда Леонидовна

Рабочая программа по литературному чтению по АООП НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_zpr_3_kl.docx318.52 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

1.1 Перечень нормативных документов и (или) методических   материалов, на основании которых разработана  Программа  

(с указанием реквизитов).

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по литературному чтению на основе авторской программы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, 3кл., г. Москва, «Просвещение» 2021г. Учебник: Литературное чтение 3 класс в 2 ч. / Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого /- Москва, «Просвещение», 2021г.

1.2 Цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Цели:

  1. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать.
  2. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
  3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

  1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
  2. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся.
  3. Формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление.
  4. Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
  5. Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
  6. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  7. Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
  8. Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
  9. Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный   опыт ребенка.
  10. Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
  11. Работать с различными типами текстов.
  12. Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении    художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

1.3 Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ.

 Учебно-познавательная мотивация обучающихся (И.М., С.Д., С.А.)  развита недостаточно. Интереса к учёбе обучающиеся не проявляют. Внимание неустойчивое, трудно фиксируется. Работоспособность низкая, быстро утомляются. На уроках бывают рассеяны, часто отвлекаются.  У обучающихся отмечается нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Испытывают затруднения при заучивании стихотворений наизусть и при пересказе текста. Техника чтения у И.М. и С.А. на низком уровне.

1.4 Описание коррекционной направленности (задач) в  изучении.

1. Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто.

2. Значительное место отводить практической деятельности учащихся.

3. Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного, и для полноценного усвоения нового.

4. Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с

их признаками и т.д.

5. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

6. Чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания.

7. Для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для туловища или для глаз.

8. Увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

2. Общая характеристика учебного предмета

 Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

             Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

            Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

            Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

            Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

            Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведенияНа уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

             Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

 Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

 На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

 Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часов. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

            Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

 На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности.  Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность.  Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 Личностные результаты:

  1. Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.
  2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  5. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
  6. Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.
  7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
  10. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  7.  Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  12. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
  14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  16. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты.

Научатся:

  1. Рассказывать наизусть не менее 15 стихотворений.
  2. Определять названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
  3. Определять элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
  4. Повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания.
  5. Соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого.
  6. Определять тему и главную мысль произведения.
  7. Воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике.
  8. Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
  9. Отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное   высказывание;
  10.  Раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить   в тексте слова соответствующие им.
  11. Делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  12. Сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы.
  13. Ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.
  14. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Получат возможность научиться: 

  1. Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и   литературные.
  2. Приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  3. Овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
  4. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
    самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам; работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
                         

6.Содержание учебного предмета.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения

(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало

книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,

словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование

соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей)

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного

текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая

литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика  (практическое освоение).

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов,сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,

различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика,

построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Название раздела, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Коррекционно-развивающая направленность при изучении раздела

Примечание

1

Вводный урок

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание  с выполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие навыков каллиграфии; Развитие артикуляционной моторики; Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и узнавания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие временных понятий; Развитие слухового внимания и памяти; Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа; Формирование навыков относительно анализа; Развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; Формирование умения планировать свою деятельность Развитие комбинаторных способностей; Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации.

Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации.

Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие навыков каллиграфии; Развитие артикуляционной моторики; Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и узнавания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие временных понятий; Развитие слухового внимания и памяти; Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа; Формирование навыков относительно анализа; Развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; Формирование умения планировать свою деятельность Развитие комбинаторных способностей; Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание  с выполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие навыков каллиграфии; Развитие артикуляционной моторики; Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и узнавания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие временных понятий; Развитие слухового внимания и памяти; Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа; Формирование навыков относительно анализа; Развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; Формирование умения планировать свою деятельность Развитие комбинаторных способностей; Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

2

Устное народное творчество

17

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Участвовать в подготовке проекта.

3

Поэтическая тетрадь 1

7

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

4

Великие русские писатели

23

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и скрытый смысл.

5

Литературные сказки

12

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

6

Были-небылицы

14

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям

7

Поэтическая тетрадь 1

8

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения

8

Люби всё живое

19

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

9

Поэтическая тетрадь 2

8

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

10

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок

17

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

11

Зарубежная литература

10

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору, записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Итого:

136

8. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Учебник: Литературное чтение 3 класс в 2 ч. / Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого /- Москва, «Просвещение», 2021г.,

2. Электронное приложение к учебнику литературного чтения.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ п/п

раздела

                           Название тем урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Вводный урок- 1ч.

1

1

Введение. Знакомство с учебником.

01.09

Устное народное творчество-17ч.

02.09

2

1

Устное народное творчество. Русские народные песни.

05.09

3

2

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

06.09

4

3

Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства.

08.09

5

4

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

09.09

6

5

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  Завершение работы над сказкой.

12.09

7

6

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».  

13.09

8

7

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».  Продолжение работы над сказкой.

15.09

9

8

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».  Завершение работы        над сказкой.

16.09

10

9

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».  

19.09

Входная контрольная работа.

11

10

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».  Продолжение работы над сказкой.

20.09

12

11

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».  Завершение работы над сказкой.

22.09

13

12

Художники – иллюстраторы В.М.Васнецов и И.Я. Билибин.

23.09

14

13

Русские народные сказки.

26.09

15

14

Русские народные сказки.

27.09

16

15

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

29.09

17

16

Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество»

30.09

18

17

Проект: «Сочиняем волшебную сказку». 

03.10

Поэтическая тетрадь 1-7ч.

19

1

 «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)

04.10

20

2

Ф.И. Тютчев «Листья»

06.10

21

3

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

17.10

22

4

И. С. Никитин «Встреча зимы»

10.10

23

5

И. З. Суриков «Детство»

11.10

24

6

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

13.10

25

7

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

14.10

Великие русские писатели-23ч.

17.10

26

1

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

18.10

27

2

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…»,  « Опрятней модного паркета…».

20.10

28

3

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

21.10

29

4

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

24.10

30

5

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Сравнение народной и литературной сказки.

25.10

31

6

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».  Работа над содержанием сказки.

27.10

32

7

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».  Составление картинного плана сказки.

28.10

33

8

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».  Характеристика героев.

08.11

34

9

Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». Мораль басен.

10.11

35

10

Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна»  

11,11

36

11

Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица»  

14.11

37

12

М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт.

15.11

38

13

М.Ю. Лермонтов «Утёс».

17.11

39

14

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

18.11

40

15

Л.Н. Толстой – великий русский писатель.

Детство Л.Н. Толстого.

21.11

41

16

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве?».

22.11

42

17

Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

24.11

43

18

Рассказы Л.Н.Толстого. «Акула»  

25.11

44

19

Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок»  

28.11

45

20

Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок». Пересказ по составленному плану.

29.11

46

21

Рассказы Л.Н.Толстого для детей.

01.12

47

22

Обобщение по разделу «Великие русские писатели».

02.12

48

23

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

05.12

рубежная

Литературные сказки -12ч.

06.12

49

1

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

08.12

50

2

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

09.12

51

3

Проверка техники чтения.

12.12

52

4

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».  

13.12

53

5

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Продолжение работы над сказкой.

15.12

54

6

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».   Завершение работы над сказкой.

16.12

55

7

В.М.Гаршин «Лягушка путешественница.

19.12

56

8

В.М.Гаршин «Лягушка путешественница. Продолжение работы над сказкой.

20.12

57

9

В.М.Гаршин «Лягушка путешественница. Завершение работы над сказкой.

22.12

58

10

Любимая литературная сказка.

23.12

59

11

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

26.12

60

12

Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

27.12

Были-небылицы – 14ч.

61

1

Выдуманные и реальные события в рассказах авторов.

09.01

62

2

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства.  

10.01

63

3

М. Горький «Случай с Евсейкой».  

12.01

64

4

К. Г. Паустовский    «Растрёпанный    воробей».

13.01

65

5

К. Г. Паустовский  «Растрёпанный    воробей». Продолжение работы над сказкой.

16.01

66

6

К. Г. Паустовский  «Растрёпанный    воробей». Завершение работы.

17.01

67

7

Поговорим о самом главном. «Что побеждает?» (притча).

19.01

68

8

А.И. Куприн «Слон».

20.01

69

9

А.И. Куприн «Слон» Продолжение работы.

23.01

70

10

А.И. Куприн «Слон». Составление плана к тексту.

24.01

71

11

А.И. Куприн «Слон». Пересказ по плану.

26.01

72

12

Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков»

27.01

73

13

Обобщение по разделу «Были – небылицы».

30.01

74

14

Проверочная работа по разделу «Были – небылицы».

31.01

Поэтическая тетрадь 1- 8ч.

75

1

В мире книг. Стихи о животных.

02.02

76

2

Саша Черный «Воробей».

03.02

77

3

Саша Черный «Что ты тискаешь утёнка?».

06.02

78

4

Саша Черный «Слон».

07.02

79

5

А. Блок «Сны».

09.02

80

6

А. Блок «Ворона».

10.02

81

7

Автобиографическое повествование. М. М. Пришвин «Моя Родина»

13.02

82

8

С. А. Есенин «Черёмуха». Сравнение стихотворений разных поэтов на одну и ту же тему.

14.02

Люби всё живое- 19 ч.

83

1

В мире книг. Рассказы о животных.

16/02

84

2

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек».  

17.02

85

3

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Завершение работы.

20.02

86

4

В. И. Белов. «Малька провинилась».  

21.02

87

5

В. И. Белов. «Ещё про Мальку».  

27.02

88

6

В. И. Белов. «Ещё про Мальку».  Завершение работы.

28.02

89

7

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».    

09.03

90

8

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».  Продолжение работы.

10.03

91

9

В.П.Астафьев «Капалуха».  

13.03

92

10

В.П.Астафьев «Капалуха».   Завершение работы.

14.03

93

11

Б.С.Житков «Про обезьянку».  

16.03

94

12

Б.С.Житков «Про обезьянку».  Характеристика главных героев.

17.03

95

13

Б.С.Житков «Про обезьянку».  Составление плана текста.

20.03

96

14

Б.С.Житков «Про обезьянку».  Пересказ по плану.

21.03

97

15

В.В.Бианки «Мышонок Пик».  

23.030

98

16

В.В.Бианки «Мышонок Пик».  Составление плана

03.04

99

17

М.М. Пришвин. Рассказы

04.04

100

18

Обобщение по разделу «Люби всё живое». 

06.04

101

19

ИТОГОВАЯ проверочная работа по разделу «Люби всё живое».

07.04

Поэтическая тетрадь -8ч.

102

1

С.Я. Маршак "Гроза днём».

10.04

103

2

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...»  

11.04

104

3

А.Л. Барто «Разлука».  

13.04

105

4

А.Л. Барто «В театре».  

14.04

106

5

С.В. Михалков «Если».  

17.04

107

6

Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».  

18.04

108

7

Проект: «Праздник поэзии».  

20.04

109

8

Закрепление по теме «Поэтическая тетрадь»  

21.04

24.04

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок -17ч.

24.04

110

1

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».  

25/04

111

2

М.М.Зощенко «Золотые слова».  

27.04

112

3

М.М.Зощенко «Золотые слова».  Восстановление порядка событий.

28.04

113

4

М.М.Зощенко «Великие путешественники».  

02.05

114

5

М.М.Зощенко «Великие путешественники». Завершение работы.

03.05

115

6

Н.Н.Носов «Федина задача».  

04.05

116

7

 Н.Н. Носов. Фантазеры: рассказы и повести.

11.05

117

8

А.П. Платонов «Цветок на земле».  

12.05

118

9

А.П. Платонов «Цветок на земле».  Характеристика главного героя.

15.05

119

10

Н.Н.Носов «Телефон».  

16.05

120

11

Н.Н.Носов «Телефон».  Завершение работы.

18.05

121

12

Ю.Ермолаев «Воспитатели».   И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной – ученицы третьего класса»

19.05

122

13

Г. Остер «Вредные советы».  

22.05

123

14

Г.Остер «Как получаются легенды». Легенда своей семьи, дома, своего города

23.05

124

15

Ю.Ермолаев «Проговорился».  

25.05

125

16

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

26.05

126

17

Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

29.05

Зарубежная литература -10ч.

30.05

127

1

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».  

128

2

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Продолжение работы над сказкой.  

129

3

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.  

130

4

Древнегреческий миф. Храбрый Персей

131

5

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.  Мифологические подвиги героев.

132

6

Сказки зарубежных писателей.

133

7

Сказки зарубежных писателей. Завершение работы.

134

8

Итоговая контрольная работа.

135

9

Закрепление по теме «Зарубежная литература».

136

10

Мои любимые произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-те...

Рабочая программа по литературному чтению для детей с нарушением зрения 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению для детей с нарушением зрения, обучающихся по системе Брайля. 1 класс, УМК "Школа России"...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований к формированию УУД учащихся 3 классов...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...