«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.  Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения» »

Слайд 2

Работа по формирования навыков смыслового чтения ограничивается только уроком Низкая скорость чтения у учащихся Трудности понимания текста Уменьшение интереса детей к чтению Круг проблем Узкий круг самостоятельного детского чтения

Слайд 3

Умение читать – это мощнейший открывшийся каждому из нас прорыв к себе, к пробуждению данных Богом талантов и возможностей. «Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времен….» «Речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемых с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения». Н.Н.Светловская Л.Н.Толстой И.А.ЗИМНЯЯ

Слайд 4

Развивать у учащихся потребность в чтении, как источнике дальнейшего личностного совершенствования Показать варианты применения приемов работы с текстом в своей практической работе Сформировать у младших школьников УУД, необходимые для работы с текстом Повысить уровень читательской грамотности учащихся Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению Цель: Создание системы работы, направленной на повышение уровня читательской грамотности младших школьников.

Слайд 5

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения будет проходить более эффективно, если соблюдать следующе педагогические условия: создать условия для развития положительной мотивации младших школьников к читательской деятельности; использовать в структуре урока речевые разминки включать в содержание урока творческие задания, литературные пятиминутки. «Учение детей для родного языка имеет три цели», и первая цель – «развивать у детей ту врожденную способность, которая называется даром слова» К.Д.Ушинский

Слайд 6

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Метапредметные реазультаты: Мотивация к чтению падает от младшего школьного возраста к среднему и старшему, что, по логике, должно усиливать внимание государства к этим проблемам в основной и старшей школе. Но при анализе фрагментов ФГОС начального общего образования (НОО), основного общего образования (ООО) и среднего (полного) общего образования (СПОО), связанных с проблемами чтения, мы видим прямо противоположные тенденции. Самое большое внимание чтению школьников уделено в ФГОС НОО. В метапредметные результаты включено «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»[6] ( стиль цитаты полностью соответствует ФГОС НОО . – Н.Б). Но умение смыслового чтения формируется только в условиях специального обучения и включает в себя два последовательных этапа: освоение техники чтения (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения (второй и последующие годы обучения). Попытаемся прокомментировать формулировки предметных результатов обучения чтению в начальной школе: «понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»[6] (вызывает сомнение, что столь важную функцию литературы сможет в полной мере реализовать начальная школа); «осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении»[6] (очевидно, что эти задачи начальная школа решает частично, в рамках возможностей детей 7–11 лет); «понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев»[6] (исследования читательских умений школьников показывают, что данных результатов начальная школа добивается далеко не всегда, хотя отрадно, что уделено внимание чтению не только как технической возможности, обозначены важные виды чтения); «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»[6] (во ФГОС НОО не указано, какими именно «приемами интерпретации…» должны овладеть выпускники начальной школы); «умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»[6] (ученик начальной школы делает только первые шаги в выборе литературы для самостоятельного чтения, а чаще пользуется рекомендациями учителя, библиотекаря, родителей). Во ФГОС ООО проблемы чтения занимают менее значимое место, чем во ФГОС НОО. Так, среди метапредметных результатов обучения в основной школе всего одно упоминание о чтении: «смысловое чтение»[7], основы которого закладываются уже в начальной школе. В психологии чтения обычно дифференцируют два аспекта: технический и смысловой. Технический аспект ориентирован на зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий, т. е. расшифровку и перевод знаковой структуры текста в форму устной речи на определенном языке. Именно процесс приобретения умения читать (вслух) записанный текст, в школе называют обучением чтению. Смысловой аспект связан с пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), а также субъективно авторского значения слов и образов. По мнению Н.В. Нижегородцевой и Т.В. Волковой, «у начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения»[1], что и является показателем приобретения навыков смыслового чтения. Развитие умений смыслового чтения, т. е. освоения прочитанного на одном из смысловых уровней (восприятия, т. е. эмоционального освоения прочитанного текста; понимания, т. е. логического осознания внутренних связей структуры текста; и интерпретации, т. е. умения самостоятельно высказывать свою рефлексию на текст) – это сложный и трудоемкий процесс. Поэтому многие выпускники средней школы не могут выявить глубинные смыслы художественных текстов, оставаясь на уровне понимания лексического значения слов, т. е. читают художественный текст как иностранцы, а не как носители языка и культуры, что требует от словесника большой работы по комментированию русской классики. Среди предметных результатов обучения литературе в основной школе, связанных с чтением, ФГОС ООО формулирует такие, как «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога» и «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение»[7]. Однако при падении интереса к чтению к концу 9 класса и исключении мотива чтения из досуговой деятельности школьников достижение этих результатов возможно лишь при объединении усилий школы, родителей, общества и государства. ФГОС СПОО среди метапредметных результатов не называет умения пользоваться основными стратегиями чтения, а среди предметных результатов чтение фигурирует только в таком контексте: «Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним»[8]. Удивительно, что о познании русской культуры не сказано ни слова, хотя чтение русской классической литературы не только погружает школьника в атмосферу высокой культуры, но и обладает широким спектром позитивных функций: и познавательных, и информационных, и нравственных. В предметные результаты изучения литературы на базовом уровне внесено «знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой»[8]. Но речь идет не о чтении, а лишь о знании содержания произведений, которое легко почерпнуть из многочисленных «кратких пересказов», имеющихся в Интернете. На углубленном уровне умение чтения упомянуто только в такой формулировке, как «понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений»[8], что не подразумевает Метапредметные результаты ФГОС НОО: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Сущность смыслового чтения освоение техники чтения : зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий (первый год обучения в школе) освоение смыслового чтения : пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), субъективно авторского значения слов и образов (второй и последующие годы обучения)

Слайд 7

Технология продуктивного чтения 1.Работа с текстом до чтения 2.Работа с текстом во время чтения 3.Работа с текстом после чтения

Слайд 8

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень новизны ДИАПАЗОН НОВИЗНА Представленный опыт работы является единой системой «традиционный урок – уроки речевого творчества – внеурочная образовательная деятельность» Новизна опыта заключается в создании системы заданий по литературному чтению направленных как на восприятие готового текста, так и на создание собственного, объединенных в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства. Р «Чтение.Работа с текстом»

Слайд 9

В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания. Спасибо за внимание!

Слайд 10

Деятельность педагога направлена на получение предрасположения учеников к предстоящей работе с текстом. Для этого необходимо: организовать работу по определению смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделить героев произведения и имя автора; проработать ключевые слова и предшествующую тексту иллюстрацию, опираясь на читательский опыт учащихся. Работа с текстом до чтения

Слайд 11

Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста Формы: самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение. Проводится на выбор учителя в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Приемы: выявление первичного восприятия с помощью беседы; фиксация первичных впечатлений; выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Слайд 12

Работа с текстом после чтения Формы: знакомство с писателем, беседа о личности писателя, работа с материалами учебника и дополнительными источниками, творческие задания. Приемы: смысловая беседа по тексту; коллективное обсуждение прочитанного; проведение дискуссии; соотнесение читательских оценок с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов; повторная работа с заглавием и иллюстрациями.

Слайд 13

Прием «Интрига» В начале урока учитель сообщает (демонстрирует) удивительный факт, который затем будет открыт при работе над новым текстом. Например, при работе со сказкой «Лягушка Путешественница » учащимся предлагается посмотреть следующий видеофрагмент. И догадаться о чем будет эта сказка.

Слайд 14

Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли при чтении названия произведения? 1. Приём "Ассоциации". Прием «Ассоциации»

Слайд 15

Прием «Верите ли вы…» 1.Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика? 2. Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг? 3. Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?

Слайд 16

1 вариант. Напишите, что вы знаете об утках. 2 вариант. Напишите, что вы знаете о лягушках. Прием «Корзина идей»

Слайд 17

Прием «Дерево ожиданий» В начале урока ученикам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них ученики пишут свои ожидания от текста и по очереди помещают их на дерево. После чтения уже проверяются, чьи ожидания исполнились т.е. яблоки «созрели», можно их снимать и «собирать» в корзину.

Слайд 18

Чтение текста с окошками

Слайд 19

Чтение текста с решетками

Слайд 20

Солнышко уже за лес спускалось. Муравей есл на сухой токлис . Дунул терве . Упал листок с кивет . Несет ветер токлис через лес в ревденю . Муравей чуть виж от страха. Листок упал на гул за деревней. Он упал на менька . Муравей шибу лапку. Вот беда. Чтение текста с перепутанными буквами в словах

Слайд 21

Чтение сплошного текста

Слайд 22

Прием «Чтение с остановками»

Слайд 23

Прием «Чтение с пометками INSERT»

Слайд 24

Кубик «Блума» Сформулировать вопрос к тексту по той грани, на которую выпадет кубик. Назови Объясни Предложи Поделись Почему? Придумай

Слайд 25

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Прием «Мозаика»

Слайд 26

Прием «Уголки»

Слайд 27

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Слайд 28

Прием «Шесть шляп»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...

Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.

Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.

Формирование и развитие функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются уже в начальной школе. И помочь в этом могут интересн...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

 Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Раньше ее источником...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

В статье описывается работа на уроках литературного чтения по формированию функциональной грамотности младших школьников...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...