Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
материал

   Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ.

Сегодня  невозможно представить себе человека, который не пользовался бы Интернетом. Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает ребенок. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной

грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

        

   Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ.

Сегодня  невозможно представить себе человека, который не пользовался бы Интернетом. Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает ребенок. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. (Слайд2,3)

Что такое «функциональная грамотность»?

(Слайд4) Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотный человек должен уметь использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.(слайд5)

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

(слайд 6) Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

   (слайд 7)  Для формирования читательской грамотности   применяю различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.

(слайд8)

1.        «Чтение с остановками». Материалом для его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2.         «Работа с вопросником». Этот прием применяют при введении нового материала на  этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

              Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1.      Назовите главных героев произведения.

2.      Где происходят события?

3.   Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4.      Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?    и т.д.

Следующие методы и приемы:

3.         «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

 4.  Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.                                                  

5.  «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

6. «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

(слайд9)7. «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.  

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы                            

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?      

(слайд10)

2) Тонкие вопросы

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

(слайд 11-15)

При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»(Дени Дидро)

                                                                                                                         (Слайд16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.

Формирование и развитие функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются уже в начальной школе. И помочь в этом могут интересн...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

В статье описывается работа на уроках литературного чтения по формированию функциональной грамотности младших школьников...

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.  Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстр...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...