Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.
статья

Тишина Татьяна Александровна

Формирование и развитие функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются уже в начальной школе. И помочь в этом могут интересные развивающие задания творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения».

  Я хочу начать своё выступление со слов основоположника педагогики  Яна Каменского: «Читать и не понимать – тоже, что совсем не читать».  

      Формирование и развитие функционально грамотных людей  – одна из важнейших задач современной школы. 

     Что же такое функциональная грамотность?   

      Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения  жизненных задач в различных сферах человеческойдеятельности. 

    Основы функциональной грамотности закладываются уже в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.  

     Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, достигать своих целей.

     Формирование читательской грамотности - это развитие литературных способностей младших школьников, приобщение их к чтению. И помочь в этом могут интересные, развивающие задания творческого характера. Приведу примеры таких заданий.  

 Литературные диктанты.

      Виды литературных диктантов: информационный, литературоведческий, лексический.  

        Информационные диктанты включают имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.  

Информационный диктант с дополнением «Я знаю фамилии русских поэтов».  Диктую имя и отчество поэта, учащиеся записывают имя, отчество и самостоятельно дописывают фамилию.

Александр Сергеевич, Фёдор Иванович, Николай Алексеевич, Апполон Николаевич, Афанасий Афанасьевич.

Самопроверка информации по интерактивной доске или учебника.

Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Алексеевич Некрасов, Апполон Николаевич Майков, Афанасий Афанасьевич Фет.  

   Литературоведческие диктанты  содержат литературоведческие и общекультурные понятия.  

2 класс.  Пословица, песня, загадка, шутка, потешка, скороговорка, рассказ, басня.

Например:  Запиши названия данных литературных жанров. 

      – один из видов народной повествовательной литературы, произведение в прозе или реже в стихах, в котором  идёт речь о вымышленных событиях иногда фантастического характера (Сказка)    

     – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль (Басня)       

      Для закрепления литературоведческих понятий можно использовать, упражнения в форме таблицы.

Соедини стрелочкой слово с определением.

Абзац

Писатель, который сочиняет басни.

Баснописец

Прозаическое произведение, в котором автор

рассказывает  о каком- либо событии из жизни 

героя.

Рассказ

Часть текста от одной красной строки, до следую

щей.

Рассказ

Часть текста от одной красной строки, до следую

щей.

 

 

 Лексические диктанты включают слова и выражения из словарей, которые даны в учебниках и учебных хрестоматиях.

Например: Допиши предложения.

Поклажа – это ________________________

Пятак –  это    ________________________    

  Место проведения литературных диктантов на уроке.

– в начале урока (этап повторения изученного);

– в середине урока (этап изучения нового материала);

–в конце урока (во время обобщения материала).                                                                       

Далее хочу представить вашему вниманию приёмы и упражнения, применение которых на уроках литературного чтения,  помогает   формированию читательской грамотности.

 Приём «Ассоциации».

     Даёт возможность определить тему урока, развивать воображение, интуицию.

     Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.

Например:

– Почему именно так называется произведение?

– Что может произойти в рассказе с таким названием?    

Упражнение «Ассоциативная цепочка».

      На уроках литературного чтения использую тематические ассоциативные цепочки. Учащиеся выстраивают цепочку по заданной теме.

      При работе по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Можно выстроить следующую линейную цепочку: тепло, таяние льда, бурление воды, ручьи, солнце, трава, пение птиц.    

Приём «Чтение с остановками».

    На начальной  стадии урока, обучающиеся по названию текста  определяют, о чём пойдёт речь в произведении, на основной части урока текст читается по частям.  И после чтения каждой части ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.       

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

     Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определённо невозможно, (толстые) вопросы.   

     Рассмотрим данный приём, на примере изучения сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

     Вопросы предлагаю в таблице. В левой части таблицы, простые «тонкие» вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», а в правой части – «толстые» вопросы,  требующие более сложного развёрнутого ответа.

 

                  Тонкие?  

                          Толстые?

    – Кто главный герой?

    – Кого обидела Федора?

    – Куда ушла посуда?

  -Дайте объяснение, почему это 

произведение  называется «Федорино горе»?

  – Почему от Федоры убежала посуда?

  – Что Федоре  надо делать, чтобы  подобная 

ситуация не повторилась?

 Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

     Применяется как на стадии  объяснения нового  материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового на уроке и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.            

    Логическо-поисковое упражнение: работа с пословицами.

     Развивает мышление учащихся, повышает культуру речи, способствует обогащению учащихся народной мудростью.   

    Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объяснить смысл наиболее понравившихся.   

 

 Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития  читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.  

   Существует огромное количество методов и приёмов по формированию читательской грамотности школьников и каждый педагог сам выбирает тот путь к достижению цели, который будет эффективным именно для его обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

 Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Раньше ее источником...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

В статье описывается работа на уроках литературного чтения по формированию функциональной грамотности младших школьников...

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.  Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстр...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...