Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»

Универсальная технологическая карта урока

Литературного чтения

«Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу»

2 класс

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

Соколова Елена Владимировна

2022-2023 учебный год

Универсальная технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

1. ФИО учителя: Соколова Елена Владимировна

2. Место работы: МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»

3. Должность: учитель начальных классов

4. Предмет: Литературное чтение

5. Класс: 2

6. Тема урока: Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.

7. Тип урока: урок знакомства с новым произведением.

8. Базовый учебник: Литературное чтение, Б.Г. Меркин, Г.С. Меркин, С.А. Болотова, 2 класс, часть 1.

Цели урока: познакомить учащихся с новым произведением, найти отражение тема урока в произведении, сформулировать главную мысль и тему произведения, способствовать развитию умения воспринимать информацию на слух.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: воспитывать положительное отношение к учебе; оценивать свою работу; формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные: развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах; развивать умение анализировать, сравнивать материал; развивать умение работать в паре, в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

Предметные: учащиеся научатся анализировать хжожественное произведение и находить информацию в тексте по заданным вопросам; обобщать и сравнивать информацию, полученную в ходе знакомства с текстом произведения; характеризовать героев произведения, давать характеристику их действиям и поступкам, составлять вопросы к тексту по типам, подбирать пословицы и поговорки к произведению, составлять пересказ по серии сюжетных рисунков к произведению.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

#1054;рганизационный момент.

Настрой на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Напоминает учащимся о правилах работы на уроке.

Учитель входит в кабинет. Вслед за ним появляестя шляпа. Дети замечают и пытаются предположить, зачем же она появилась на уроке.

СЛАЙД 1-2

Ориентируются в ходе работы на уроке.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

#1040;ктуализация знаний.

Повторение знаний, необходимых для осмысления новой информации

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Предлагает вспомнить какой раздел они с детьми изучают сейчас.

Предлагает разгадать ребус и выяснить с каким автором ученикам предстоит познакомиться на уроке.

СЛАЙД 3

Учитель знакомит детей с биографией автора.

СЛАЙД 4

Высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Составляют законченные высказывания по заданному вопросу.

Ученики разгадывают ребус и называют писателя (Н.Н. Носов).

СЛАЙД 3

Выслушивают мнение одноклассников. Осознанно строят речевые высказывания. Поочередно аргументируют своё мнение.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, оценивают получившийся результат

3. Формулирование проблемы.

Организовывает погружение в тему.

Задает вопрос, какие произведения автора Н.Н.Носова дети уже знают.

Предлагает разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия произведений писателя.

СЛАЙД 5, 6

Предлагает разгадать ребус, в котором зашифровано название произведении, с которым ученики познакомятся на уроке. Рассказывает об истории создания произведения.

Помогает определить цель урока, предлагает сформулировать тему и спланировать деятельность на уроке.

СЛАЙД 7

Ученики называют произведения.

Ученики разгадывают ребус и называют произведения Н.Н.Носова.

СЛАЙД 5, 6

Ученики разгадывают ребус и называют произведение «Живая шляпа».

Планируют деятельность на уроке:

- познакомиться с новым произведением,

- определить жанр и героев произведения, тему рассказа, определить главную мысль произведения и подобрать пословицу к произведению,

-составить вопросы к рассказу.

СЛАЙД 7

Развивают умение слушать и понимать других.

Строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Оформляют свои мысли в устной форме.

Исследуют условия учебной задачи, высказывают свои предположения, оценивают получившийся результат

4. Открытие новых знаний.

Знакомство с произведение Н.Н.Носова «Живая шляпа».

Предлагает ученикам познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Живая шляпа» с. 89-91 учебника.

СЛАЙД 8

Предлагает перейти к работе в рабочих листах (РЛ).

В парах определить и записать жанр произведения, героев рассказа, озвучить своё мнение.

СЛАЙД 9

Фронтальная работа: предлагает определить тему рассказа, чему учит произведение. Определить главную мысль рассказа и подобрать пословицу к произведению.

СЛАЙД 9

Осуществляет профилактику утомления. (ФИЗМИНУТКА)

Чтение произведение Н.Н.Носова «Живая шляпа» с.89-91 учебника.

СЛАЙД 8

Определяют жанр произведения, героев, формулируют вывод.

СЛАЙД 9

Совместно определяют тему рассказа, главную мысль и подбирают пословицу, записывают в РЛ.

СЛАЙД 9

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов с одноклассниками, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

5. Развитие умений.

Умение составлять вопросы определенного вида к тексту рассказа.

Предлагает ученикам найти конверты для выполнения следующего вида задания в группах (приклеены под парты). СЛАЙД 10

Объясняет задание для групп: В каждом конверте находятся части картинки-иллюстрации (Приложение 1) к определенному эпизоду из произведения. Необходимо собрать пазл, приклеить его на лист, определить эпизод рассказа, найти и прочитать в тексте. К этому отрывку из текста составить и записать вопрос (тип вопроса также находится в конверте («ромашка Блума» (Приложение 2). Представить ответ каждой команды. Группы отвечают по очереди, следующей отвечает та группа, которая смогла ответить на вопрос предыдущей команды и найти и прочитать этот отрывок в тексте.

СЛАЙД 11.

После ответа всех команд, предлагает составить из получившихся пазлов (картинок) картинный план к рассказу.

Предлагает по картинному плану составить и записать план пересказа.

Ищут задание, распределяются на группы по партам (командам присваивается номер).

СЛАЙД 10

Планируют деятельность.

Работая в группе, выполняют задание. Группы представляют результаты своей работы.

СЛАЙД 11.

Команды размещают свои пазлы на доске в соответствии с последовательностью событий рассказа.

Совместно определяют названия пунктов плана для последующей подготовки пересказа, записывают план.

Учатся работать в группах.

Взаимодействуют в паре, группе.

Учатся взаимодействовать в группах. Представлять результат свой работы.

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

#1050;онтроль на этапе окончания учебной темы

Контроль, подведение итогов урока.

Через подводящий диалог, анализ проведенной работы и выполненных заданий подводит к формулировке выводов о произведении.

Уточняет, с какими видами деятельности сегодня работали на уроке.

Предлагает обобщить знания, полученные на уроке и отгадать значение крылатого выражения «шапками забросать». Рассказывает о его значении, возвращаясь к шляпе, появившейся неожиданно в начале урока.

Организовывает самооценку учениками результатов работы на уроке с помощью сервиса classroomscreen. СЛАЙД 12.

Оценивает работу учеников в ходе урока. Озвучивает домашнее задание. СЛАЙД 13.

Делают выводы, анализируют, контролируют и оценивают результат своей работы («Лесенка успеха», classroomscreen).

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Использует критерии для обоснования получившего результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...

Технологическая карта урока по теме «Мир игрушек по произведению Б. Заходера «Песня игрушек»»

Общая информация об уроке Цель: познакомить учащихся с поэтическим взглядом Б. Заходера на взаимоотношения мира детей и игрушек.Задачи: Образовательные: - формировать  умение прави...

Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"

Статья"Анализ художественного произведения на примере   рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"...

Технологическая карта урока по теме "Дружба и порядочность"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса по теме "Дружба и порядочность". Предназначен для учителей, работающих по учебнику М.Т. Студеники...

Технологическая карта литературного чтения " Н.Н. Носов "Живая шляпа"" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», для определения жанра, главной мысли рассказа, выявления о...

Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме «Рассказ «Вкусный урок» по Т. Шарыгиной

   Урок по теме «Рассказ «Вкусный урок» по Т. Шарыгиной  разработан на основе  рабочей  программы учебного предмета «Чтение и развитие речи&raqu...