Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»
Универсальная технологическая карта урока
Литературного чтения
«Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу»
2 класс
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Соколова Елена Владимировна
2022-2023 учебный год
Универсальная технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
1. ФИО учителя: Соколова Елена Владимировна
2. Место работы: МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет: Литературное чтение
5. Класс: 2
6. Тема урока: Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.
7. Тип урока: урок знакомства с новым произведением.
8. Базовый учебник: Литературное чтение, Б.Г. Меркин, Г.С. Меркин, С.А. Болотова, 2 класс, часть 1.
Цели урока: познакомить учащихся с новым произведением, найти отражение тема урока в произведении, сформулировать главную мысль и тему произведения, способствовать развитию умения воспринимать информацию на слух.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: воспитывать положительное отношение к учебе; оценивать свою работу; формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Метапредметные: развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах; развивать умение анализировать, сравнивать материал; развивать умение работать в паре, в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).
Предметные: учащиеся научатся анализировать хжожественное произведение и находить информацию в тексте по заданным вопросам; обобщать и сравнивать информацию, полученную в ходе знакомства с текстом произведения; характеризовать героев произведения, давать характеристику их действиям и поступкам, составлять вопросы к тексту по типам, подбирать пословицы и поговорки к произведению, составлять пересказ по серии сюжетных рисунков к произведению.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
#1054;рганизационный момент. | Настрой на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения. | Создает эмоциональный настрой на работу. Напоминает учащимся о правилах работы на уроке. Учитель входит в кабинет. Вслед за ним появляестя шляпа. Дети замечают и пытаются предположить, зачем же она появилась на уроке. СЛАЙД 1-2 | Ориентируются в ходе работы на уроке. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
#1040;ктуализация знаний. | Повторение знаний, необходимых для осмысления новой информации | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагает вспомнить какой раздел они с детьми изучают сейчас. Предлагает разгадать ребус и выяснить с каким автором ученикам предстоит познакомиться на уроке. СЛАЙД 3 Учитель знакомит детей с биографией автора. СЛАЙД 4 | Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Составляют законченные высказывания по заданному вопросу. Ученики разгадывают ребус и называют писателя (Н.Н. Носов). СЛАЙД 3 | Выслушивают мнение одноклассников. Осознанно строят речевые высказывания. Поочередно аргументируют своё мнение. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, оценивают получившийся результат |
3. Формулирование проблемы. | Организовывает погружение в тему. Задает вопрос, какие произведения автора Н.Н.Носова дети уже знают. Предлагает разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия произведений писателя. СЛАЙД 5, 6 Предлагает разгадать ребус, в котором зашифровано название произведении, с которым ученики познакомятся на уроке. Рассказывает об истории создания произведения. Помогает определить цель урока, предлагает сформулировать тему и спланировать деятельность на уроке. СЛАЙД 7 | Ученики называют произведения. Ученики разгадывают ребус и называют произведения Н.Н.Носова. СЛАЙД 5, 6 Ученики разгадывают ребус и называют произведение «Живая шляпа». Планируют деятельность на уроке: - познакомиться с новым произведением, - определить жанр и героев произведения, тему рассказа, определить главную мысль произведения и подобрать пословицу к произведению, -составить вопросы к рассказу. СЛАЙД 7 | Развивают умение слушать и понимать других. Строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформляют свои мысли в устной форме. | Исследуют условия учебной задачи, высказывают свои предположения, оценивают получившийся результат | |
4. Открытие новых знаний. | Знакомство с произведение Н.Н.Носова «Живая шляпа». | Предлагает ученикам познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Живая шляпа» с. 89-91 учебника. СЛАЙД 8 Предлагает перейти к работе в рабочих листах (РЛ). В парах определить и записать жанр произведения, героев рассказа, озвучить своё мнение. СЛАЙД 9 Фронтальная работа: предлагает определить тему рассказа, чему учит произведение. Определить главную мысль рассказа и подобрать пословицу к произведению. СЛАЙД 9 Осуществляет профилактику утомления. (ФИЗМИНУТКА) | Чтение произведение Н.Н.Носова «Живая шляпа» с.89-91 учебника. СЛАЙД 8 Определяют жанр произведения, героев, формулируют вывод. СЛАЙД 9 Совместно определяют тему рассказа, главную мысль и подбирают пословицу, записывают в РЛ. СЛАЙД 9 | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов с одноклассниками, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом. |
5. Развитие умений. | Умение составлять вопросы определенного вида к тексту рассказа. | Предлагает ученикам найти конверты для выполнения следующего вида задания в группах (приклеены под парты). СЛАЙД 10 Объясняет задание для групп: В каждом конверте находятся части картинки-иллюстрации (Приложение 1) к определенному эпизоду из произведения. Необходимо собрать пазл, приклеить его на лист, определить эпизод рассказа, найти и прочитать в тексте. К этому отрывку из текста составить и записать вопрос (тип вопроса также находится в конверте («ромашка Блума» (Приложение 2). Представить ответ каждой команды. Группы отвечают по очереди, следующей отвечает та группа, которая смогла ответить на вопрос предыдущей команды и найти и прочитать этот отрывок в тексте. СЛАЙД 11. После ответа всех команд, предлагает составить из получившихся пазлов (картинок) картинный план к рассказу. Предлагает по картинному плану составить и записать план пересказа. | Ищут задание, распределяются на группы по партам (командам присваивается номер). СЛАЙД 10 Планируют деятельность. Работая в группе, выполняют задание. Группы представляют результаты своей работы. СЛАЙД 11. Команды размещают свои пазлы на доске в соответствии с последовательностью событий рассказа. Совместно определяют названия пунктов плана для последующей подготовки пересказа, записывают план. | Учатся работать в группах. Взаимодействуют в паре, группе. Учатся взаимодействовать в группах. Представлять результат свой работы. | Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
#1050;онтроль на этапе окончания учебной темы | Контроль, подведение итогов урока. | Через подводящий диалог, анализ проведенной работы и выполненных заданий подводит к формулировке выводов о произведении. Уточняет, с какими видами деятельности сегодня работали на уроке. Предлагает обобщить знания, полученные на уроке и отгадать значение крылатого выражения «шапками забросать». Рассказывает о его значении, возвращаясь к шляпе, появившейся неожиданно в начале урока. Организовывает самооценку учениками результатов работы на уроке с помощью сервиса classroomscreen. СЛАЙД 12. Оценивает работу учеников в ходе урока. Озвучивает домашнее задание. СЛАЙД 13. | Делают выводы, анализируют, контролируют и оценивают результат своей работы («Лесенка успеха», classroomscreen). | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату. Использует критерии для обоснования получившего результата. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "
Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...
Технологическая карта урока по теме «Мир игрушек по произведению Б. Заходера «Песня игрушек»»
Общая информация об уроке Цель: познакомить учащихся с поэтическим взглядом Б. Заходера на взаимоотношения мира детей и игрушек.Задачи: Образовательные: - формировать умение прави...
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"...
Технологическая карта. Литературное чтение. Тема урока И. Соколов-Микитов "Листопадничек".
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по теме "Дружба и порядочность"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса по теме "Дружба и порядочность". Предназначен для учителей, работающих по учебнику М.Т. Студеники...
Технологическая карта литературного чтения " Н.Н. Носов "Живая шляпа"" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», для определения жанра, главной мысли рассказа, выявления о...
Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме «Рассказ «Вкусный урок» по Т. Шарыгиной
Урок по теме «Рассказ «Вкусный урок» по Т. Шарыгиной разработан на основе рабочей программы учебного предмета «Чтение и развитие речи&raqu...