Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Салихова Гульсина Динафовна

Предмет Литературное чтение

Класс

Базовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019

Тема урока Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»)

Цель урока познакомить с произведением о детях Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь»

(главы из повести «Детство Тёмы»).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Личностные:

  • устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • мотивировать к обучению и познанию;
  • научить самостоятельно выделять учебную задачу, анализировать результаты учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в парах;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Панаевская школа-интернат»

Разработка урока по литературному чтению

«Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

                                                       Выполнила: учитель начальных классов

                                                       Салихова Гульсина Динафовна

Панаевск

2020г.                

Технологическая карта урока

Предмет Литературное чтение

Класс

Базовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019

Тема урока Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»)

Цель урока познакомить с произведением о детях Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь»

(главы из повести «Детство Тёмы»).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Личностные:

  • устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • мотивировать к обучению и познанию;
  • научить самостоятельно выделять учебную задачу, анализировать результаты учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в парах;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока изучение нового материала

Необходимое оборудование карточки для парной работы, «Лесенка успеха»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

Организационное начало урока

1 мин

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится в нём зерно доброты.

- Вот с таких слов мы начинаем наш урок.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовать себя к учебной деятельности; готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность.

Речевая разминка

2 мин

- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь.

- вдох носом, выдох через рот;

-подуйте свечу.

-Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук м.

Мам, меду  б нам,

Мам, молока б нам…

Делают дыхательное упражнение.

Познавательные: применение предметных знаний.

Личностные:

проявление интереса к уроку.

Регулятивные: умение правильно делать упражнения.

Постановка учебной задачи

5 мин

– Давайте вспомним некоторые литературные произведения. Обратите внимание на выставку книг, представленную здесь. Назовите авторов и произведения. (Гаршин «Лягушка-путешественница», А.С.Пушкин «Стихи детям», П.П.Ершов «Конёк-Горбунок», Жуковский «Спящая царевна», Н. Г.Гарина - Михайловского «Детство Тёмы »).

– А как вы думаете, по какому принципу подобраны все эти книги? (Все эти произведения о детях и для детей).

– А со всеми ли авторами вы знакомы? (нет)

- А как вы думаете, может она сюда случайно попала?

– Что мы можем предположить, увидев эту книгу на нашей выставке? (Что это произведение о детях, что с этим автором и этой книгой нам предстоит познакомиться).

- Ребята, вы правы эта книга сюда не случайно попала. Именно с ней нам предстоит познакомиться. Но прежде чем мы приступим к изучению этого произведения, что необходимо сделать? (Познакомиться с автором).

 – Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

(Познакомиться с автором, его творчеством и его произведением).

– А моя задача: вам в этом помочь. Так давайте же скорей начинать.

Рассматривают книги, выполняют задания.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность урока.

Изучение нового материала

10 мин

Знакомство с творчеством писателя.

-Я расскажу вам о жизни и творчестве Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, а вы на таблице делаете пометки с помощью знаков: «галочка» – информация известна, «плюс» - новая информация, «вопрос» - непонятно».

Гарин–Михайловский  был выдающимся писателем, человеком благородным, талантливым педагогом. Он прожил яркую и интересную жизнь.

Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.

Родился Николай Михайловский (Гарин – литературный псевдоним) 20 февраля 1852 года в семье богатого военного. Начальное образование  Гарин-Михайловский  получил  в гимназии  г. Одессы.

По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие.

-Как вы понимаете инженер путей сообщения? Что он делал?

-Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.

- А как вы понимаете словосочетание путевые впечатления?

Новосибирцы увековечили память о Н. Г. Гарине-Михайловском, присвоив его имя привокзальной площади, станции метро, школе, одной из библиотек города.

В литературу вошел, когда ему было уже 40 лет. Первое произведение  Николая Георгиевича Гарина-Михайловского было опубликован в 1892 году.  Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. А как вы думаете, что такое автобиографическое произведение?

Повесть «Детство Тёмы»  имела такой успех, что автор создал  продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» (это  тетралогия биографического характера).

Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.

-Что узнали нового о семье Н. Г. Гарина-Михайловского? (работа по таблицам)

- А как вы думаете, каким будет произведение “Старый колодезь”? (Достоверное и красочное)

Делают «Пометки на полях» (прием инсерта).

Отвечают на вопросы.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Физкультминутка

2 мин

1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный

Выполняют движения.

Личностные:

ориентировка на здоровый образ жизни.

 Продолжение работы по теме урока

13 мин

Работа с произведением.

- Давайте, начнем читать (чтение первой части).

- Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?

-6)  Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…»)

- Какое состояние было у Темы во время сна? (Дети выдвигают свои версии. Автор пишет, что Тёма бредил, он болеет. Выборочное чтение: «Сон то лёгкий, то тяжёлый, кошмарный, …жаждет воспалённое от начинающейся горячки тело Тёмы…»).

- Что решил сделать Тёма? (Тёма решил спасти Жучку.)

- Почему Тёма решил спасать Жучку?

Чтение 2 части.

-Как готовится Тема к спасению Жучки?

-Какими были эти действия – непонятными, бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте свой ответ.

- Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи?

-Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу?

- Какая череда событий помогает нам понять что-то главное о герое, его характере?

Чтение 3 части.

-Какие чувства закрадываются в душу Тёме? Прочитайте.

(Дети находят ответ: «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу.»).

- Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но…мальчик находит силы не в руках и в ногах.

- Ребята, мы с вами в тексте встретили несколько описаний природы. Как вы думаете, какую роль они играют в повести? Что общего во всех этих описаниях? Соответствуют ли они внутренним переживаниям мальчика? Докажите.

- Кто из вас попытается сформулировать главную мысль рассказа?                                                                

- Тёма - благородный мальчик с любящей душой, он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу, добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. А добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил, только тогда добро будет сильнее зла.

Учащиеся по цепочке читают первую часть отрывка из повести и отвечают на вопросы.

Учащиеся  вполголоса читают 2 часть и  работают в парах  над заданиями.

Учащиеся  самостоятельно читают 3 часть отрывка и работают в парах над заданиями.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,                 находить в тексте информацию,                необходимую для ее решения              описывать объект: передавать его внешние характеристики,                    используя выразительные средства языка.   

Регулятивные:    

корректировать дея-тельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Рефлексия

«Лесенка успеха»

5 мин

Давайте подведем итоги:

- С каким произведением мы сегодня работали на уроке?

- Понравилось ли вам данное произведение?

- Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?

- Ребята, кто из вас хотел бы продолжить чтение произведений о Тёме?

Закончите фразы:

- Сегодня на уроке я познакомился (-ась) с….

- Сегодня на уроке мне удалось….

- Мне было трудно …..

- На уроке я похвалил (-а) бы себя …..

- На уроке я похвалил (-а) бы другого

…..

- Ребята,  а теперь оцените себя, на ка-кой ступеньке вы оказались  в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Учащиеся оценивают свои знания эмоционально

Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Личностные: снятие утомляемости; поддержание эмоционального настроя.

Домашнее задание (по выбору)

1 мин

  1. 1.Подготовить дополнительные сведения об авторе.
  2. 2. Выполнить задания  в тетрадях.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Личностные:

способность выбрать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Организационное завершение урока

1 мин

- Спасибо, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...

Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

Предмет Литературное чтениеКласс 4аБазовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019Тема урока Н. Гарин-М...