Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предмет Литературное чтение
Класс 4а
Базовый учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019
Тема урока Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»)
Цель урока познакомить с произведением о детях Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь»
(главы из повести «Детство Тёмы»).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.
Личностные:
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- мотивировать к обучению и познанию;
- научить самостоятельно выделять учебную задачу, анализировать результаты учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
– делать вывод на основе обобщения;
– определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в парах;
– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Разработка урока по литературному чтению
«Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
Выполнила: учитель начальных классов
Салихова Гульсина Динафовна
Панаевск
2020г.
Технологическая карта урока
Предмет Литературное чтение
Класс 4а
Базовый учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019
Тема урока Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»)
Цель урока познакомить с произведением о детях Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь»
(главы из повести «Детство Тёмы»).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.
Личностные:
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- мотивировать к обучению и познанию;
- научить самостоятельно выделять учебную задачу, анализировать результаты учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
– делать вывод на основе обобщения;
– определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в парах;
– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Тип урока изучение нового материала
Необходимое оборудование карточки для парной работы, «Лесенка успеха»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационное начало урока | 1 мин | Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку послушал и ты, Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится в нём зерно доброты. - Вот с таких слов мы начинаем наш урок. | Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: умение организовать себя к учебной деятельности; готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность. | |
Речевая разминка | 2 мин | - Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. - вдох носом, выдох через рот; -подуйте свечу. -Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук м. Мам, меду б нам, Мам, молока б нам… | Делают дыхательное упражнение. | Познавательные: применение предметных знаний. Личностные: проявление интереса к уроку. Регулятивные: умение правильно делать упражнения. | |
Постановка учебной задачи | 5 мин | – Давайте вспомним некоторые литературные произведения. Обратите внимание на выставку книг, представленную здесь. Назовите авторов и произведения. (Гаршин «Лягушка-путешественница», А.С.Пушкин «Стихи детям», П.П.Ершов «Конёк-Горбунок», Жуковский «Спящая царевна», Н. Г.Гарина - Михайловского «Детство Тёмы »). – А как вы думаете, по какому принципу подобраны все эти книги? (Все эти произведения о детях и для детей). – А со всеми ли авторами вы знакомы? (нет) - А как вы думаете, может она сюда случайно попала? – Что мы можем предположить, увидев эту книгу на нашей выставке? (Что это произведение о детях, что с этим автором и этой книгой нам предстоит познакомиться). - Ребята, вы правы эта книга сюда не случайно попала. Именно с ней нам предстоит познакомиться. Но прежде чем мы приступим к изучению этого произведения, что необходимо сделать? (Познакомиться с автором). – Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с автором, его творчеством и его произведением). – А моя задача: вам в этом помочь. Так давайте же скорей начинать. | Рассматривают книги, выполняют задания. Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность урока. | |
Изучение нового материала | 10 мин | Знакомство с творчеством писателя. -Я расскажу вам о жизни и творчестве Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, а вы на таблице делаете пометки с помощью знаков: «галочка» – информация известна, «плюс» - новая информация, «вопрос» - непонятно». Гарин–Михайловский был выдающимся писателем, человеком благородным, талантливым педагогом. Он прожил яркую и интересную жизнь. Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари. Родился Николай Михайловский (Гарин – литературный псевдоним) 20 февраля 1852 года в семье богатого военного. Начальное образование Гарин-Михайловский получил в гимназии г. Одессы. По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие. -Как вы понимаете инженер путей сообщения? Что он делал? -Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав. - А как вы понимаете словосочетание путевые впечатления? Новосибирцы увековечили память о Н. Г. Гарине-Михайловском, присвоив его имя привокзальной площади, станции метро, школе, одной из библиотек города. В литературу вошел, когда ему было уже 40 лет. Первое произведение Николая Георгиевича Гарина-Михайловского было опубликован в 1892 году. Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. А как вы думаете, что такое автобиографическое произведение? Повесть «Детство Тёмы» имела такой успех, что автор создал продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» (это тетралогия биографического характера). Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом. -Что узнали нового о семье Н. Г. Гарина-Михайловского? (работа по таблицам) - А как вы думаете, каким будет произведение “Старый колодезь”? (Достоверное и красочное) | Делают «Пометки на полях» (прием инсерта). Отвечают на вопросы. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Физкультминутка | 2 мин | 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный | Выполняют движения. | Личностные: ориентировка на здоровый образ жизни. | |
Продолжение работы по теме урока | 13 мин | Работа с произведением. - Давайте, начнем читать (чтение первой части). - Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? -6) Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…») - Какое состояние было у Темы во время сна? (Дети выдвигают свои версии. Автор пишет, что Тёма бредил, он болеет. Выборочное чтение: «Сон то лёгкий, то тяжёлый, кошмарный, …жаждет воспалённое от начинающейся горячки тело Тёмы…»). - Что решил сделать Тёма? (Тёма решил спасти Жучку.) - Почему Тёма решил спасать Жучку? Чтение 2 части. -Как готовится Тема к спасению Жучки? -Какими были эти действия – непонятными, бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте свой ответ. - Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи? -Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу? - Какая череда событий помогает нам понять что-то главное о герое, его характере? Чтение 3 части. -Какие чувства закрадываются в душу Тёме? Прочитайте. (Дети находят ответ: «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу.»). - Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но…мальчик находит силы не в руках и в ногах. - Ребята, мы с вами в тексте встретили несколько описаний природы. Как вы думаете, какую роль они играют в повести? Что общего во всех этих описаниях? Соответствуют ли они внутренним переживаниям мальчика? Докажите. - Кто из вас попытается сформулировать главную мысль рассказа? - Тёма - благородный мальчик с любящей душой, он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу, добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. А добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил, только тогда добро будет сильнее зла. | Учащиеся по цепочке читают первую часть отрывка из повести и отвечают на вопросы. Учащиеся вполголоса читают 2 часть и работают в парах над заданиями. Учащиеся самостоятельно читают 3 часть отрывка и работают в парах над заданиями. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. Регулятивные: корректировать дея-тельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |
Рефлексия «Лесенка успеха» | 5 мин | Давайте подведем итоги: - С каким произведением мы сегодня работали на уроке? - Понравилось ли вам данное произведение? - Выполнили ли мы поставленную перед собой цель? - Ребята, кто из вас хотел бы продолжить чтение произведений о Тёме? Закончите фразы: - Сегодня на уроке я познакомился (-ась) с…. - Сегодня на уроке мне удалось…. - Мне было трудно ….. - На уроке я похвалил (-а) бы себя ….. - На уроке я похвалил (-а) бы другого ….. - Ребята, а теперь оцените себя, на ка-кой ступеньке вы оказались в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. | Учащиеся оценивают свои знания эмоционально | Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. Личностные: снятие утомляемости; поддержание эмоционального настроя. | |
Домашнее задание (по выбору) | 1 мин |
| Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Личностные: способность выбрать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. | |
Организационное завершение урока | 1 мин | - Спасибо, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Урок литературного чтения «Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»»
Урок по чтению для начальных классов....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".
КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...
Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
Предмет Литературное чтениеКласс 4аБазовый учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019Тема урока Н. Гарин-М...