Разработка урока по литературному чтению «В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Салихова Гульсина Динафовна

Предмет Литературное чтение

Класс

Тема урока В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Цель урока познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Личностные:

  • учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату деятельности.

Познавательные:

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, умение находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyagushka-puteshestvennitsa.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Разработка урока

по литературному чтению

«В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

                                                       Выполнила: учитель начальных классов

                                                       Салихова Гульсина Динафовна

Г. Губкинский, 2023 г.  

Технологическая карта урока

Предмет Литературное чтение

Класс

Тема урока В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Цель урока познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Личностные:

  • учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату деятельности.

Познавательные: 

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, умение находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: 

  • планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Тип урока изучение нового материала

Необходимое оборудование карточки для групповой работы, «Лесенка успеха» для рефлексии

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

Организационное начало урока

1 мин

-Возьмитесь за руки, чтобы ощутить поддержку товарищей, улыбнитесь друг другу. Передайте своё настроение соседу. И с хорошим настроением начинаем урок.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: настрой на работу, самоанализ к готовности к уроку.

Речевая разминкка

2 мин

-А теперь приступим к дыхательным упражнениям. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. Выдох медленный.

-Вспомните и воспроизведите различные звуки:

Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Делают дыхательные упражнения.

Познавательные: применение предметных знаний.

Актуализация знаний

5 мин

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним писателем, который писал детям. О жизни и творчестве писателя  В.М. Гаршина  расскажет Анастасия. А Тимур подготовил презентацию о жизни и творчестве этого писателя.

1-й ученик показывает презентацию о В.М. Гаршине, 2-й  ученик рассказывает краткую биографию автора.

Коммуникативные:

умения находить дополнительную информацию по теме урока.

Постановка учебной задачи

5 мин

-А сейчас  мы познакомимся  с  одним из известнейших произведений  В.М.Гаршина, а о ком оно, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Выпучив глаза сидит,

По-французски говорит,

По блошьи прыгает.

По человечьи плавает. (Лягушка)

Произведение, которое написал  В.М.Гаршин  называется «Лягушка – путешественница»

-Кто такие путешественники?

-Любите ли вы путешествовать?

-А на чём можно путешествовать?

-Как вы думает , произведение «Лягушка-путешественница» относится к какому жанру?

-Какие виды сказок вы знаете? (народные и авторские)

- Эта сказка к какому относится?

- Какие бывают типы сказок? (волшебные, о животных, бытовые)

-Давайте попробуем определить, к какому типу относится эта сказка.  

-На чём можно путешествовать в сказках?

-Наверное, вам интересно узнать, как путешествовала лягушка.

-Какие задачи поставим на уроке? (Познакомиться с текстом, понять его содержание, обсудить характер героини)

Формулируют тему урока, определяют жанр произведения, его тип.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Регулятивные:

определение, формулировка учебной задачи на уроке в диалоге с учителем.

Коммуникативные:

оформление своей мысли в устной речи., умение договариваться, уступать, находить общее решение при работе в группе

Познавательные: умение сравнивать, анализировать и классифицировать объекты.

Изучение нового материала

12 мин

Слушание аудиозаписи 1-й части.

 - Что мы узнали о лягушке из 1-й части сказки?

Чтение второй части.

Попутно дети выясняют значение слова ПАЯЦ-шут, клоун.

Выборочное чтение (задания для групп)

- Почему лягушка решила лететь на юг?

- Что она придумала, чтобы полететь на юг?

-Что она увидела, поднявшись в воздух?

-Что утки говорили о лягушке?

– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

Чтение третьей части.

-Почему лягушка упала в пруд?

-Что она рассказала местным лягушкам?

-Почему утки не вернулись за ней?

-Понравилась вам сказка?

 -Назовите главных героев сказки.

-Что в этом произведении напоминает сказку?

-А что действительность?

Самооценка – ответы на вопросы

Слушают чтение текста, отвечают на вопросы,  читают выборочно.

Коммуникативные: умение  участвовать в диалоге, умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: умение читать вслух,

умение анализировать информацию.

Познавательные: анализировать содержание рассказа.

Личностные: оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.

Физкультминутка

2 мин

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям – физкультпривет!

Выполняют движения.

Личностные:

ориентировка на здоровый образ жизни.

Закрепление нового материала

6 мин

Дифференцированная работа в группах  

Задание для 1 группы

-Составить словесный портрет лягушки

Задание для 2группы. 

-Заполнить таблицу

Лягушка в начале сказки

Лягушка в конце сказки

Наслаждалась

полетела вверх тормашками

 какая  прекрасная

 бедная спутница

восхитительно

дрыгала всеми лапами

приятно  нежилась

бултыхнулась  в воду)

Задание для 3 группы.

Составить  синквейн «Лягушка»

1.Лягушка.

2.находчивая, хвастливая.

3.Придумала, летела, упала.

4.Утки несли лягушку на прутике.

5.Квакушка.

Самооценка работы в группах

Работают в группах.

Коммуникативные:

умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

Итог урока

2

-Как автор описывает лягушку в конце сказки? (с иронией)

А как вы думаете, что было главным качеством лягушки, которое её погубило.

(ХВАСТОВСТВО)

-Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».

– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, так как  хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

Обобщают, делают выводы.

Познавательные:

умение отбирать из своего опыта нужную информацию.

Личностные:

Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.

Рефлексия

«Лесенка успеха»

3 мин

- Ребята,  а теперь оцените себя, на ка-кой ступеньке вы оказались  в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Регулятивные:

самооценка работы на уроке.

Домашнее задание

1 мин

1.Прочитать сказку с.102-110

2 По выбору 1.Придумать своё окончание сказки.

2. Выполнить задания в тетради.

3.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Записывают по выбору задание в дневник.

Личностные: способность выбирать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Организационное завершение урока

1 мин

Всем спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 3 классе "Лягушка-путешественница" Гаршин В.М.

урок литературного чтения разработан с применением  различных технологий , позволяющим эффективно внедрять в учебный процесс СОТ...

Литературная сказка В. М. ГАРШИН «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА».

Конспект открытого урока+приложение+презентация...

Конспект урока литературного чтения. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок литературного чтения, УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Цель: знакомство с литературной сказкой  В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». Задачи...

Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"". 4 класс

Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница""....

Презентация к уроку литературное чтение В.М.Гаршин " Лягушка путешественница"

Урок практическим примером применения технологии критического мышления, составление синквейна....