Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [з], [з’], буква «З, з». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Зарипов Данияр Альфритович

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: формирование у обучающихся умения характеризовать звуки [з], [з’] и читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук

Задачи урока:

Дидактические:

1) закрепить знания об отличии гласных звуков от согласных звуков;

2) формировать умение характеризовать согласные звуки [з], [з’];

3) формировать умения читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук;

4) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Развивающие:

1) развивать мышление и речь с помощью построения развернутых ответов.

2) развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

1) воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе.

2)  воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности и средству общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_17_11.docx125.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 17.11.2023

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска»

Класс: 1 кад.

Урок: 1

Время: 8:00-8:35      Кабинет: 105

Студент: Зарипов Данияр Альфритович

Группа: 45

Учитель: Долгих Антон Александрович

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Звуки [з], [з’], буква «З, з». Закрепление»

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: формирование у обучающихся умения характеризовать звуки [з], [з’] и читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) закрепить знания об отличии гласных звуков от согласных звуков;

2) формировать умение характеризовать согласные звуки [з], [з’];

3) формировать умения читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук;

4) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1) учиться отличать гласные звуки от согласных;

2) учиться характеризовать согласные звуки [з], [з’];

3) учиться читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук;

4) учиться выполнять звуко-буквенный анализ.

Развивающие:

1) развивать мышление и речь с помощью построения развернутых ответов.

2) развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету.

Личностные:

1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

2) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе.

2)  воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности и средству общения.

УМК: «Школа России», Русский язык. Азбука : 1-й класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина – М.: Просвещение, 2023.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределения к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, товарищи кадеты! Меня зовут Данияр Альфритович, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

2. Создаёт эмоциональный настрой.  

-Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

Откройте глаза. Приступаем к работе.

3. Объяснение хода самоанализа на уроке.

-Дети, кажется к нам за помощью обращается Дядя Федор – герой сказки «Простоквашино»: «Я совершил очень много ошибок. Помогите мне их исправить!»

- Чтобы сегодня показывать Дяде Федору свою готовность, согласие \ несогласие, а также оценивать свою работу на уроке мы будем использовать с вами цветные карандаши:

Зеленый цвет – согласны, готовы, выполнили свою работу отлично;

Желтый – частично согласны, выполнили свою работу хорошо;

Красный – не согласны, не готовы, не справились с работой.

- Все понятно?

4. Контроль за посадкой обучающихся.

- А для того, чтобы помочь Дяде Федору, вам необходимо стать примерными учениками. Сели все ровненько, спина прямая, ноги на полу, руки на парте.

1. Приветствуют учителя.

Выполняют движения, выражают настроение

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД: проявлять готовность подчиняться.

УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Слайд

Актуализация знаний и  мотивации

(5-7 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов:

Внешний контроль

1. Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

-Ребята, посмотрите на экран. Что вы здесь видите?

-Дядя Федор не знает, что это такое и что там находится. Давайте ему расскажем!

https://sun9-15.userapi.com/impg/jou4ThFp1IroZda9NNqRboYFJc40eOC5WqR1kg/E4vbFTCJx_k.jpg?size=1978x473&quality=95&sign=b84cfd5367493a45fd8e38a14ec5f645&type=album

-Сколько гласных букв вы знаете?

-Молодцы! Кто знает, почему буква И находится на нижней строке ленты, а остальные гласные буквы на верхней?

-Какие согласные буквы вы знаете?

-Кто может сказать, чем отличаются гласные звуки от согласных?

-Отлично! Кто знает, почему буквы Н, М, Л, Р, В на верхней строке ленты?

        

-Ребята, как можно понять согласный звук глухой или звонкий?

-Отлично! Дядя Федор теперь знает о согласных и гласных буквах! Но он совсем не знает букв, поэтому часто допускает ошибки.

- Какие знания сейчас мы с вами закрепили?

- Ленту букв

- 6

-Потому что буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука, а остальные твёрдость.

-При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

- Потому что буквы Н, М, Л, Р, В являются звонкими согласными.

-Нужно приложить пальцы к горлу и произнести звук. Если чувствуем вибрацию – звонкий, если вибрации нет – глухой.

- Что такое лента букв, какие буквы на ней расположены.

УУПД:

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, какую букву и звук вы изучили совсем недавно?

-Верно! Давайте произнесем звуки [з], [з’] хором.

-Что мы чувствуем, когда произносим эти звуки?

-Тогда какие это звуки?

-Итак, с какими звуками мы продолжим работать?

-Посмотрите, пожалуйста, на экран и вставьте пропуски.

Тема урока: «Звуки […],[…], буква …»

-Попробуйте продолжить цель урока.

Закрепить знания о …

- Также составим   план, которому мы будем следовать в течение всего урока.

В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

Продолжите фразы:

1)        Вспомним характеристику звуков  […],[…], букву …

2)        Будем читать слова с  буквой …

3)        Сделаем ….        

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

-Буква «з», звуки [з], [з’].

Произносят звуки [з], [з’].

-Преграду. 

-Это согласные звуки.

-Со звуками [з], [з’].

- «Звуки [з], [з’], буква «з»

-Закрепить знания о звуках [в], [в’], букве «в».

-План:

1.Вспомним характеристику звуков [з], [з’] и букву «з»

2.Будем читать слова с буквой «з»

3.Сделаем выводы.

УУПД:

Формулировать цель

УУРД:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Слайд

Коррекция знаний и способов действий

(10 мин)

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствование знаний и умений 

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Показ презентации

Внешний контроль

- Откройте учебники на с. 94. У Дяди Федора для вас есть задание: «Прочитайте тексты. Озаглавьте их.»

- Кто начнет читать?

После каждого прочитанного предложения одним учеником, весь класс читает хором вслед за ним.

- Рассмотрите подробнее первое предложение. В каком слове встречается буква «з»?

- Проанализируем данный звук.

- Какой он?

- Как вы определили, что он твердый парный?

- В каком еще слове встречается буква «з»?

- Охарактеризуйте данный звук.

- Переходим ко второму предложению. В каком слове есть буква «з»?

- Есть ли отличие в звучании слов «ваза» и «вазе»?

- Охарактеризуйте данный звук.

- Почему он мягкий парный?

- Есть ли еще слова с буквой «з» в первом тексте?

- Как мы можем озаглавить этот текст?

- Перейдем ко второму тексту. Кто хочет начать чтение?

После каждого прочитанного предложения одним учеником, весь класс читает хором вслед за ним.

- Есть ли в первом предложении слова с буквой «з»? Если да, то какое слово?

- Скажите Дяде Федору, пожалуйста, почему слово «Зина» пишется с заглавной буквы?

- Охарактеризуйте звук [з] в данном слове.

- Какое еще есть слово с буквой «з»?

- Какова характеристика звука в данном слове?

- Осталось всего одно слово с буквой «з» в тексте. Кто быстрее всех найдет и прочитает это слово?

- Охарактеризуй звук.

- Что мы сейчас вспомнили? Какие знания закрепили? Можем ли мы работать дальше? Кто считает, что он хорошо проработал поднмите карандаш зеленого цвета.

- Продолжим нашу работу. Дядя Федор предлагает нам поработать с текстом на с. 95. Давайте мы его прочитаем.

После каждого прочитанного предложения одним учеником, весь класс читает хором вслед за ним.

- Давайте найдем слова с буквой «з» в данном тексте. Какие это слова?

- Назовите слова, в которых буква «з» будет обозначать звук [з].

- Каким будет звук [з] в данных словах? Охарактеризуйте его.

- А какое у нас осталось слово? А почему?

- Охарактеризуйте звук [з’].

- Что мы сейчас вспомнили? Какие знания закрепили? Можем ли мы работать дальше? Оцените свою работу с помощью карандашей.

Чтение первого текста.

- Зои.

- Согл., звон. парн., тв. парн.

- После него стоит звук [о], который обозначает твердость последующего согласного звука

- Ваза

- Согл., звон. парн., тв. парн.

- Вазе

- Да, в первом случае звук [з] твердый, а в другом – мягкий.

- Согл., звон. парн., мягк. парн.

- После него стоит звук [’э], который обозначает твердость последующего согласного звука

- Нет

- «Астры», «Ваза»

Чтение первого текста.

- Зина

- Потому что это имя человека.

- Согл., звон. парн., мягк. парн.

- Розы

- Согл., звон. парн., тв. парн.

- Розовые.

- Согл., звон. парн., тв. парн.

- Лиза, знает, разные, сказки, Зина, сказку, козлике, рассказала.

- Лиза, знает, разные, сказки, сказку, козлике, рассказала.

- Согл., звон. парн., тв. парн.

- Зина. Т.к. в этом слове звук [з’], а он мягкий.

- Согл., звон. парн., тв. парн.

УУПД:

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей.

УУПД:

определять количество слогов в слове.

УУКД:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью.

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей

по выделению, характеристике, использованию языковых единиц.

Слайд

Динамическая пауза

(0,5 мин)

- По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

Самостоятельная работа

с самопроверкой  

(4 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Парная

Группа словесных методов: слово учителя

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1. Организует самостоятельную работу

-Дядя Федор: «Я вам предлагаю проверить знания!»

-Ребята, вы очень хорошо работаете, поэтому я думаю, что с лёгкостью справитесь с самостоятельной работой.

-Посмотрите, пожалуйста, на 2 задание на с. 94. Даны три столбца слов.  

-Вам нужно составить схемы слов. 1 ряд составляет схемы к словам «кактус» и «астра», 2 ряд – «пион» и «роза», 3 ряд – «ирис» и «мак». Работаем в парах.

-У вас есть 3 минуты, чтобы выполнить это задание.

2. Организует самопроверку по эталону.

-Ваше время вышло!

-Верно! Проверьте свою работу по эталону на экране.

-Отлично! Встаньте, кто не допустил ни единой ошибки.

-Поднимите руки, кто допустил ошибки.

-В чём была ошибка?

-Исправь её.

-Дядя Федор: «Какие вы молодцы! Отлично справились!»

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Выполняют самопроверку по эталону.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Слайд

Включение в систему знаний

(8 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Посмотрите на экран. Как вы считаете, что из перечисленного нам помогает справляться с заданиями.

- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма (23:00-24:50), и вы мне скажете, какое качество помогает как нам, так и Дяде Федору и его друзьям.

1. Организует повторение ранее изученного материала.

- Теперь давайте вспомним и расскажем о букве «з» и звуках [з], [з’] Дяде Федору.

- Какими звуками являются [з], [з’]: согласными или гласными?    

- Почему они являются согласными?

- Данные звуки звонкие парные или глухие парные?

- Какой из данных звуков является твердым парным, а какой – мягким парным?

- Теперь вспомним ленту букв. Как вы считаете, на какой линии будет стоять буква «з»?

- Назовите слова со звуком [з].

- А теперь с буквой [з’].

- Дядя Федор: «Кажется, я всё понял! Давайте подведём итоги!»

- Дружба, трудолюбие, помощь, командная работа.

- Помощь другим

1. Ответы обучающихся.

- Согласными

- Потому что когда мы произносим данные звуки, воздух во рту встречает преграду.

- Звонкие.

- [з] – тв., парн.

[з’] – мягк. парн.

- На верхней, т.к. это согл., звон.

- Звонок, заря.

- Зеркало, зебра.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Слайд

Рефлексия деятельности

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Беседа

1. Задаёт вопросы, руководит процессом рефлексии.

-Ребята, мы смогли помочь Дяде Федору освоить тему!

- А что именно?

-Какая тема была сегодня на уроке?

-Верно, а какую цель мы ставили на урок?

-Поднимите карандаш соответствующего цвета, кто считает, что мы достигли поставленной цели.

-Посмотрите на экран. Продолжите фразу:

Я сегодня вспомнил(а)…

Я смог(ла) выполнить…

Больше всего мне понравилось…

- Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

- Знания о звуках и буквах

-Звуки [з], [з’], буква «З»,

-Закрепить знания о звуках [з], [з’], букве «З».

Самооценка собственной деятельности на уроке.

УУРД: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

УУКД: строить монологическое высказывание, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка.

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [р][р\'], буква Р» ( УМК «Перспектива» , 1 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления учащих с согласными звуками [р][р'] и буквой Р.Задачи урокаДидактические:Познакомить с буквой «Р»Познакомить с признаками согласных звуков...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [м], [м\'], буквы М, м", 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Звуки [м], [м'], буквы М, м»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о звуках [м], [м'], заглавной буквы «М&raq...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [п],[п`]. Буква П п" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [п], [п`] и букве П.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить обучающихся со звуками [п],[п`] и буквой П.2 Вспомнить и закрепить з...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук [б], [б’]. Буква Б, б. Закрепление" (1 класс)

Цель урока:систематизирование знаний у обучающихся о букве Б, б.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить умение характеризовать звуки [б], [б’] и читать слова, предложения с буквой Б, б.2. Формиро...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [в], [в’], буква «В, в». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [в], [в’] и читать слова с буквой В(в).Планируемые результаты:Предметные:Уметь вычленять звуки из слова.Уметь различать понятия...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [м], [м’], буква «М, м». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить умение харак...