Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах
методическая разработка по чтению

Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Оно способствует достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_formirovaniya_smyslovogo_chteniya.docx73.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы  формирования смыслового чтения

у обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями) в старших классах

Бурдаева Елена Ивановна,

учитель русского языка и чтения

высшей категории

Кировского областногогосударственного

общеобразовательного бюджетного учреждения

«Школа – интернатдля обучающихся

с ограниченнымивозможностями здоровья

пгт Демьяново

Подосиновского района Кировской области»

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Умение быстрого, правильного и осмысленного чтения сложно формируется у детей с различными нарушениями в развитии, особенно у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это происходит из-за отсутствия гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают при чтении те слова, смысл которых не понимают из - за слабости взаимосвязей между восприятием и осмыслением. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, русского языка.

Программа по чтению АООП ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает формирование следующих навыков чтения и умений работать с текстом:

- правильно, осознанно и бегло читать вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

-отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

- определять тему художественного произведения, его основную мысль;

- делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки пунктов плана;

- различать главных и второстепенных героев произведения;

- передавать содержание текста.

Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих с данной категорией детей, и, следовательно, требует поиска особых технологий с использованием специфичных методов, приемов, направленных на формирование смыслового чтения. Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Оно способствует достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Однако при использовании данной технологии необходимо учитывать особенности детей данной категории: способность овладения чтением, степень интеллектуального недоразвития, возрастные и психологические изменения, о которых говорилось выше. На уроках используются отдельные приёмы обучения смысловому чтению, адаптированные к условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Смысловое чтение предполагает трёхэтапную работу с текстом.

На перовом этапе ученики прогнозируют прочтение текста. Предтекстовая деятельность нацелена на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению и развитие словаря.

Второй этап – это работа с текстом во  время чтения, читательская интепретация текста. На этом этапе осуществляется изучение текста обучающимися  способами активного чтения (чтение с остановками, повторное чтение, попеременное чтение, выразительное чтение, чтение с пометками, чтение с вопросами).  Умение интепретировать художественный текст осуществляется через  анализ текста (приёмы: диалог с автором, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, смысловых частей).

Третий этап – это работа после прочтения текста, направленная на корректировку собственной интерпретации авторским замыслом. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на уроке. Работа проводится в парах, группах и индивидуально.На этом этапе осуществляется возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответам на поставленные в начале урока вопросы. Учащимся предлагаются задания на заполнение кластеров, таблиц, оформление графических схем, рисунков, опорных схем по тексту, составление плана пересказа и др.

Предлагаю наиболее доступные приёмы для детей с ОВЗ, используемые мной в педагогической деятельности.

Приём прогнозирования. Этот приём использую с целью постановки учебной задачи как ориентир предвосхищения содержания текста. Осуществляется анализ  заголовка текста до начала чтения. Для активизации словаря применяю и другие приёмы: «Глоссарий», «Ассоциативный куст». Так на уроке чтения в 6 классе при изучении рассказа Ю.Дмитриева «Таинственный ночной гость» предлагаю учащимся сделать предположение о содержании рассказа по заглавию. А также разбираем значение слова «таинственный». Сначала ребята подбирают синонимы к этому слову сами, затем открываю на доске слова для чтения: загадочный, невероятный, покрытый тайной, сверхъестественный, неразгаданный, мистический. Или до изучения рассказа Кавказский пленник» Л. Н. Толстого задаю обучающим вопрос: представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предприняли? Обратимся к произведению и посмотрим, как ведут себя герои.

Приём «Чтение с остановками». Данный прием предусматривает такой способ работы с текстом, при котором в процессе чтения делаются остановки для осмысления и прочитанного и установления связей с уже известными фактами, а также прогнозирования содержания последующих частей.Чтение с остановками – прием организации чтения с использованием различных типов вопросов. Этот прием работает на стадии осмысления содержания, как при самостоятельном чтении, так и при чтении текста вслух.При использовании данного приема соблюдаю следующие условия: текст детям не знаком, заранее делю его на части, части по объему могут быть разными, но смысловое содержание каждого отрывка должно быть единым, заранее готовлю вопросы к каждой части текста. Вопросы могут быть: простыми, уточняющими, интерпретационными, творческими, оценочными, практическими.

Приём «Тонкие и  толстые вопросы». «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа (Кто? Что? Когда? Как звали? Было ли?). «Толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа (Дайте три объяснения, почему? Объясните, почему? Почему вы думаете? Почему вы считаете? В чём различие? Предположите, что будет, если? Что, если? Может? Мог ли? Согласны ли вы? Верно ли?).

Так в 5 классе после чтения 3 части рассказа Л. Воронковой «Дорогой подарок» задаю ребятам  «тонкие» вопросы:

- Кому ученики принесли подарки?  Про кого они забыли?

«Толстые» вопросы:

- Сравните, как дарили тёте Нюре подарки Серёжа Камышов и другие дети. Почему подарок Серёжи уборщица назвала дорогим подарочком?

Приём «Вопросы к тексту учебника». Приём позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы и работать в парах.Ребятам предлагается ряд вопросов, на которые они должны ответить после прочтения текста. Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. К рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник» можно предложить следующие вопросы:

- Как ведут себя Жилин и Костылин в одинаковых обстоятельствах? Чем различается их поведение?

- Какое чувство у врагов вызывает смелость и упорство Жилина?

- В каких поступках видно его твёрдое решение самому уйти из плена?

C:\Users\79536\Desktop\доска.jpgПриём «Кластер». Кластер – это графический способ организации учебного материала. Её суть заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам фиксируются слова, рисунки с ним связанные.

Приём «Верные и неверные утверждения». Универсальный приём, способствующий актуализации знаний и активации мыслительной деятельности обучающихся. Данный приём даёт возможность быстро включиться в активную учебную деятельность и логично перейти к изучению нового материала. При изучении рассказов Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин» на уроке обобщения предлагаю утверждения. Если оно верное, ребята  ставят «+», если неверное «-».

- Н. Раевский – герой Отечественной войны 1812 года.

-Его отец погиб, когда мальчику было 10 лет.

- Прадеды Николеньки были военными.

- В детстве Раевский мечтал стать путешественником.

-  Службу в армии начал в 15 лет.

- Воевал в годы Великой Отечественной войны.

- Его армия защищала Смоленск от французов.

- В отставку Н. Раевский вышел генералом.

- После отставки много путешествовал.

Приём «Верите ли вы». Провожу с целью вызвать интерес детей к изучаемой теме и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста. Например, перед изучением биографии И. А. Крылова в 7 классе даю карточку с суждениями. Школьники в графу «До» ставят «+», если верят этому суждению и «-», если не верят. После прочтения статьи о жизни и творчестве автора, в графе «После»  проставляют «+», если информация подтвердилась, и сверяют с первоначальными ответами.

Суждения

До

После

- в басне главными героями являются животные и птицы

- И. Крылов написал более 200 басен

- Баснописец был хорошим музыкантом

- Автор басни «Стрекоза и муравей» И. Крылов

- Крылов 30 лет проработал библиотекарем

- басня начинается или заканчивается моралью

- басня похожа на сказку

- А. Пушкин любил басни Крылова и называл его» истинно народным поэтом»

Приём «Читаем и спрашиваем».Данный приём способствуетформированию умений самостоятельно работать с текстом, составлять вопросы, работать в парах. В 5 классе, работая над рассказом Л. Воронковой «Дорогой подарок», ребята после прочтения текста составляют вопросы к нему, готовят ответы на них. Затем объединяются в пары. Один ученик задаёт свой вопрос – другой отвечает и наоборот.

Предложенные приёмы смыслового чтения у обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, способствуют эффективной организации деятельности по формированию читательской грамотности и обеспечивают формирование предметных, личностных и метапредметных базовых результатов.

Литература.

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Обучение стратегиям чтения  в 5-9 классах: как  реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"

Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1

Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов

Обучение русскому языку в 1–4 классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», &la...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Чтение», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов

В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи ст...

Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Одежда. Головные уборы.

В конспекте представлены игры и упражнения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....