Развивающее чтение - 2 класс: календарно-тематическое планирование, тексты.
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

Мною предоставлен материал по развивающему чтению, 2 класс . Здесь размещены: тематическое планирование, тексты, вопросы по текстам, ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchee_chtenie.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

2 КЛАСС

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Одним из вариантов повышения качества чтения
в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению –индивидуально-групповые занятия по развитию техники чтения учащихся.

На этих занятиях навыки чтения и умение работать с текстом формируются с учетом следующих положений:

– читательские умения рассматриваются в единстве с речевыми умениями;

– умение читать видится широко – как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров;

– умение читать уже в начальной школе рассматривается с позиции учебных умений, так как со 2 класса оно постепенно становится средством обучения.

В работе по обучению чтения учитывается взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания, чтения и понимания.

Обоснование программы

Составленная программа  предлагает читателям младших классов интересные и значимые произведения разных форм и жанров, предполагает диалоговую форму общения с детьми. В реализации данной программы важное значение имеет  продуктивное чтение. Именно оно является развивающим.Оно раскрыает потенциалы индивидуального познания, включая учащегося в поток информационного взаимодействия со средой обучения.

Главное внимание педагога на уроках развивающего чтения обращено на смысловое восприятие текста, на умение считывать логику построения фраз, целостного текста, проникать в подтекст и субъективный смысл читаемого, истолковывать потаенное. Для осуществления таких задач используется специальная техника вопросов-ответов к тексту, среди которых наряду с репродуктивными и риторическими вопросами имеются проблемные вопросы. Они предназначены для создания ситуации интеллектуального и нравственного затруднения ребенка, когда требуется искать решения проблемы новыми вариантами умственных действий. При этом мобилизуются творческие способности учащегося, взаимообщение в группе, перепроверка гипотез, обобшение прочитанного.

^ Цели программы :


  • формирование у младших школьников интереса к чтению, развитие желания читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного;

  • содействие развитию личности и творческих способностей ребенка через книгу и чтение.



Задачи программы :


  • утвердить в детях потребность в постоянном общении с книгой путем знакомства с творчеством детских писателей;

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
     произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, разбираться в мире человеческих отношений и нравственных ценностей;

  • формировать у младших школьников отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества.

2.  Тематическое планирование

уроков специального курса «Развивающее чтение».

( 34 часа – 1 час в неделю)

Темы уроков

Вид чтения

Характеристика деятельности учащихся.

1.

Басня «Глупая ссора»

Ч

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, сказка народная, авторская); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход

и результат выполнения.

Чтение

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий

темп и тон речи.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст:

предполагать содержание по заглавию, иллюстрации,

фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в

тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Объяснять выбор автором

заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоя-

тельно озаглавливать текст.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения.

Конструировать монологическое высказывание.

Творческая деятельность

Инсценировать художественное произведение (его фраг-

менты): читать по ролям, участвовать в драматизации.

Иллюстрировать художе-

ственное произведение.

Сочинять сказку, загадку,

считалку.

2.

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже»

Ч

3.

С. Сахарнов «Рыба-меч».

С

4.

С. Сахарнов «Летучая рыба»

Ч,С

5.

С. Сахарнов «Акула»

Ч,С

6.

Ю. Ермолаев «Что ты умеешь?»

Ч

7.

Сказка «Рыбак и рыбка»

Ч,С

8.

Л.Н. Толстой «Охотник и перепел».

С

9.

Рассказ «Трудные слова»

Ч,С

10.

С. Сахарнов «Осьминог»

Ч,С

11.

С. Сахарнов «Дельфин»

С

12.

Л.Н. Толстой «Волк и коза»

Ч,С

13.

Н. Сладков «Елочка»

Ч

14.

Л.Н.Толстой «Ноша»

Ч

15.

Л.Н.Толстой «Муравей и голубка»

С

16.

Легенда «Королек»

С

17.

Рассказ «Камень»

Ч,С

18.

Рассказ «Зайцы и лягушки»

Ч

19.

Рассказ «Разговор с кошкой»

Ч,С

20.

В. Хомченко «Самый лучший  рисунок»

Ч

21.

Рассказ «Тонкие нитки»

С

22.

В. Осеева «Горькая вода»

Ч,С

23.

Ушинский «Два плуга»

Ч,С

24.

«Все обо всем» энциклопедия для детей. «Откуда берется соль»

С

25.

Л.Н.Толстой «Белка и волк»

Ч,С

26.

Рассказ «Смотри, спеши!»

Ч

27.

Русская народная сказка «Мужик и заяц»

Ч,С

28.

Рассказ «Как вор сам себя выдал»

С

29.

Рассказ «Орел и пчела»

Ч,С

30.

М. Пришвин «Утиное купание»

Ч,С

31.

Л.Н.Толстой «Зайцы»

Ч,С

32.

К. Ушинский «Ветер и Солнце»

Ч

33.

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Ч

34.

Рассказ «Не всякому слуху верь»

Тексты  для чтения смотри в приложении №1,  вопросы и ответы – приложение №2.

Ч,С

Ч – самостоятельное чтение детей,

С – слушание ( читает учитель)

Ч,С – оба вида чтения.

3.  Результаты

Личностными результатами изучения  курса   «Развивающее  чтение»   являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения

общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как

хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведе-

ний, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литератур-

ных произведений, вопросы и задания к ним.

Метапредметными результатами изучения курса «Развивающее

чтение» является формирование универсальных учебных действий

(УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помо-

щью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе

работы с текстом;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология

продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: по-

дробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты для чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра-

вилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит техноло-

гия продуктивного чтения и организация работы в парах и малых

группах.

Предметными результатами изучения курса «Развивающее чте-

ние» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под-

ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда

данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения

по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров;

 -  различать народную и литературную(авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и дру-

гие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные,

отрицательные, герои -помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

4. Используемая  литература

  1. Развивающее чтение: Книга для учителя. Вып. 2 Засорина Л. Н., Плюснина Е. М.– СПб., 1998. – 68 с.
  2. Обучение чтению // Начальная школа. – 1995. – № 11. – С. 30-31.
  3.  Эффекты обучения чтению: словесное и текстовое чтение у младших
    школьников // Развивающее обучение: Материалы ежегодн. науч.-метод.
    семинара 8 апр.1997 г. – СПб., 1997. – С. 87-90.
  4. Коллективное составление вопросов к тексту как способ обучения продуктивному чтению Плюснина Е.М., Ганеева Г.П. // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. статей и учебно-метод. материалов. - СПб.,
    2006. – 236 с.
  5. Проверочные  работы  по  литературному чтению: 1-4 классы.     Сабельникова С.И. – М.: ВАКО, 2011. – 128с.  (Мастерская  учителя)

Приложение №1

Тексты  для  чтения.

№ 1. Глупая ссора. ( 30 слов )

        Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал: «Невод нехорош». Другой сказал: «Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь!» И стали они ссориться. А пока ссорились, рыба вся ушла.

№ 2. Правда всего дороже. ( 32 слова )

        Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

        Отец пришёл и спросил:

        - Кто разбил?

        Мальчик затрясся от страха и сказал:

        - Я.

        Отец сказал:

        - Спасибо, что правду сказал.

№ 3. Рыба-меч. ( 38 слов )

Мчится среди волн рыба -меч на носу, - никого не боится, никому дороги не уступает.

Навстречу – пароход.

- Может, ему уступишь?

- Никогда!

С разгона носом в борт – трах! Нет меча, сломался.

Да-а, видно, кое-кому дорогу всё же уступать надо.

№ 4. Летучая рыба. ( 39 слов )

        Неслась над водой рыба, сама себя хвостом подгоняла. Разогналась, из воды выскочила, крылья-плавники расправила и полетела.

        - Чем я хуже птицы?

        - Голоса у тебя нет.

        - А он мне под водой и не нужен.

        И обратно в воду – шлёп.

№ 5. Акула. ( 40 слов )

        Плывёт акула за кораблём, кухонные отбросы поедает.

        Мешок из-под мяса? … В пасть.

        Бутылка? … И её туда же.

        Кусок сала на крючке? … Опасно глотать, да уж больно наживка хороша!

        Охнуть акула не успела – очутилась на палубе.

        - Ну, как сало?

        - Горькое.

№ 6. Что ты умеешь? ( 45 слов )

        В класс пришёл новый ученик. Новичка посадили с Таней.

        Помолчала Таня минуточку. А потом давай хвастать! Она умеет песни петь, через верёвочку прыгать, быстро бегать.

        - А ты что умеешь делать? – спросила девочка новичка.

        - Молчать и учительницу слушать, - ответил мальчик.

№ 7. Рыбак и рыбка. ( 46 слов )

        Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит: «Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, поймаешь – тебе пользы больше будет».

        Рыбак и говорит: «Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит».

№ 8. Охотник и перепел. ( 51 слово )

        Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

        - Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

        - Ну перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что ты своих выдавать хочешь.

№ 9. Трудные слова. ( 52 слова )

        Заспорили однажды Миша и Серёжа, кто потруднее слова выдумает. Уговорились, что можно без смысла, только были бы трудные. Вот Миша и говорит:

        Ауэ!

        А Серёжа:

        Прк!

        А Миша:

        Ауэо!

        А Серёжа:

        Пркх!

        А Миша:

        Ауэоы!

        А Серёжа:

        Пркхт!

        А Миша:

        Ауэоыу!

        А Серёжа:

        

Пршкхт!

        А труднее уж они не могли придумать.

№ 10. Осьминог. ( 51 слово )

        По  дну осьминог то, как клуб дыма, катится, то, как  паук, ноги  переставляет.  Видит,  навстречу ему  краб.

        - Здорово, десятиногий! …  Что молчишь, не видишь меня?

        - Нет.

        - Хе-хе! А ты  присмотрись. Это я в два цвета раскрасился. По  песку  шел- желтым  был, потом в водоросли  попал- зеленеть начал. Здесь я,  здесь – рядом.

№ 11. Дельфин. ( 51 слово )

        Качается  на волнах корабль. Около  борта дельфин  крутится, чего-то ждет.

Вышел  на палубу  человек,  перегнулся через борт, приладил на  спину дельфина  железную  коробку, шлепнул  по спине – нырнул дельфин.

        -Куда, приятель, плывешь?

        - Недалеко. Тут в подводном доме водолазы живут. Я к ним.

        -А что в коробке?

        - Письма.

        - То-то люди обрадуются. Торопись, почтальон.

№ 12. Волк и коза. ( 53 слова )

        Волк видит – коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

        - Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

        А коза и говорит:

        - Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь – ты не о моём, а о своём корме хлопочешь.

№ 13. Ёлочка. ( 55 слов )

        Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.

        Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

        И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.

 

№ 14. Ноша. ( 56 слов )

        Два человека шли вместе по дороге и несли на плечах каждый свою ношу. Один человек нёс, не снимая, всю дорогу, а другой всё останавливался, снимал ношу и садился отдыхать. Но ему надо было всякий раз опять поднимать ношу и опять взваливать на плечи. И тот, который снимал ношу, больше устал, чем тот, который нёс, не снимая.

№ 15. Муравей и голубка. ( 60 слов )

        Муравей спустился к ручью и захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку, она увидела, что муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу, охотник ахнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

№ 16. Королёк. ( 65 слов )

        У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королём того, кто выше всех поднимется в воздух. Орёл взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть-чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королём всё-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали корольком.

 № 17. Камень. ( 68 слов )

        Один бедный пришёл к богатому и стал просить милостыню, богатый не дал ничего и сказал: «Поди вон», но бедный не уходил, тогда богатый рассердился, поднял камень и бросил им в бедного, бедный положил за пазуху и сказал: «До тех пор буду носить этот камень, пока не придётся и мне бросить в него». И прошло это время, богатый сделал дурное дело, у него отняли всё, что у него было и посадили в тюрьму. Когда его везли в тюрьму, бедный подошёл к нему, вынул из-за пазухи камень и замахнулся, потом задумался, бросил камень наземь и сказал: «Напрасно я так долго носил этот камень, когда он был богат и силён, я боялся его, а теперь мне жалко его».

№ 18. Зайцы и лягушки. ( 68 слов )

        Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!»

        И поскакали зайцы в озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит: «Стойте, ребята! Подождём топиться; вот лягушачье житьё ещё хуже нашего, потому что они и нас боятся».

№ 19. Разговор с кошкой. ( 70 слов )

        Наша Аня уверяет, что её кошка может говорить. Когда над ней папа и мама смеются, она обижается и говорит: «Ну, как же не умеет? Когда ей кушать хочется, она говорит: «Мяу!» Когда ей на коленки ко мне хочется, она говорит: «Мрк!» А когда я её глажу, она всё время говорит: «мрр-мрр-мрр». Это значит: «Ах, как мне приятно!» И всё понимает: когда я скажу ей «Ксс-ксс!» она сейчас же бежит ко мне».

№ 20. Самый лучший рисунок. ( 71 слово )

        Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Всё это Петя нарисовал и раскрасил цветными карандашами. Красивая получилась мама.

        Пришёл отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший.

        В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, который Петя не нарисовал. Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картошку.

№ 21. Тонкие нитки. ( 72 слова )

        Один человек заказал пряхе тонкие нитки. Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал, что нитки нехороши, и что ему нужны нитки самые тонкие. Пряха сказала: «Если тебе эти не тонки, так вот тебе другие», и она показала на пустое место. Он сказал, что не видит. Пряха сказала: «Оттого и не видишь, что очень тонки, я и сама не вижу».

        Дурак обрадовался и заказал себе ещё таких ниток, а за эти заплатил деньги.

№ 22. Горькая вода. ( 76 слов )

        Толя с Васей возвращались из леса. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело было ей нести воду. Мальчики заметили это. Толя быстро зашагал в лагерь. Вася побежал помогать старушке. Он взял у неё ведро воды и донёс до дома.

        Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить, постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю приветливо, дала воды. Мальчик покраснел. Он выпил воды и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

№ 23. Два плуга. ( 78 слов )

        Сделал кузнец из куска железа  два плуга. Один плуг попал к мужику, а другой – к купцу. У мужика плуг пошел сейчас же в работу, а у купца пролежал в лавке  без дела целый год. Сошлись как-то оба плуга – земляка. Тот плуг, что был в лавке, увидел, что товарищ стал белый, как серебро, а сам весь заржавел и спрашивает: «Отчего это я хуже тебя стал?» -  «Оттого, что я работал, а ты все время на боку лежал», - отвечал товарищ.

№ 24. Откуда берётся соль? ( 84 слова )

        В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтёры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

        В некоторых местах соль добывают через специальные соляные скважины.

        Обычно скважины бурят для того, чтобы добывать воду. В соляные скважины, наоборот, наливают горячую воду. Вода растекается под землёй и растворяет соль. Под землёй образуется рассол. Потом рассол выкачивается и подогревается в огромных резервуарах. Там вода испаряется, а соль оседает на дно.

№ 25. Белка и волк. ( 100 слов )

        Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

        - Пусти меня.

        Волк сказал:

        - Хорошо, я выпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

        Белка сказала:

        - Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

        Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

        - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

№ 26. «Смотри, спеши!» ( 107 слов )

        Однажды Феде очень понравилось одно стихотворение, которое он прочитал в книжке товарища. А у самого у него такой книжки не было. Вот он и просит товарища: «Дай мне свою книжку домой, я спишу себе это стихотворение!» Товарищ говорит: «Хорошо, только смотри, спеши!» А Федя удивился немного и говорит: «Хорошо, хорошо, спишу!» А тот опять: «Да нет, ты спеши!» А Федя ему: «Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтоб списать, чего ж ты меня об этом просишь?»

        - «Да я тебя не о том прошу, чтобы ты списал, а о том, чтобы ты спешил, потому что мне книгу-то к завтрашнему дню нужно». Тут только понял Федя свою ошибку.

№ 27. Мужик и заяц. ( 120 слов )

        Шёл однажды бедный мужик по полю. Вдруг видит – сидит под кустом заяц. Обрадовался мужик и говорит:

        - Вот теперь я буду жить хорошо! Возьму этого зайца и продам его. А на эти деньги куплю свинью. Она принесёт мне двенадцать поросят. Поросята вырастут, принесут ещё каждый по двенадцати. Будет у меня много мяса. Я мясо продам, а на эти деньги новый дом построю, хозяйство заведу, работников найму и женюсь. Жена родит мне двух сыновей. Станут сыновья в поле работать, а я буду у окна сидеть и за порядком смотреть. «Эй вы, ребятки! – крикну я. – Не заставляйте работников много работать, не забывайте, что сами бедно жили!»

        И так громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал.

№ 28. Как вор сам себя выдал. ( 125 слов )

        Один вор влез ночью к купцу на чердак. Он отобрал шубы, полотна, шапки, кушаки и хотел слезать, да споткнулся о перемет и загремел. Купец слыхал, что что-то зашумело над головой, и пошёл со свечой на чердак. Как только вор услыхал, что идёт кто-то, он положил шубы, полотна, шапки, кушаки на прежнее место и стал искать, куда бы спрятаться. А рядом была большая куча табаку листового. Вор раскопал табак, влез в середину, прикрылся табаком. Купец прошёл мимо табаку, ничего не заметил, пошёл назад. Только вдруг чувствует вор, что ему в носу защекотало от табаку и чихнуть хочется. Зажал он рот рукой, ещё больше щекочет, и не может удержаться, чтобы не чихнуть. Слышит купец, что в углу кто-то чихает: «Чих,чих, а чих!» Вернулся и поймал вора.

№ 29. Орёл и пчела. ( 130 слов )

        «Дивлюсь я на тебя», - сказал однажды орёл пчеле. – «Вечно ты работаешь: то ты соты лепишь, то ты по лугу носишься, мёд по каплям из каждого цветка выбираешь, в улей относишь, нового ищешь; весь-то день-деньской ты хлопочешь, ни минутки не отдохнёшь, и для чего всё это? Ведь всё равно никто в вашем улье не отличит твоей работы, и славы ты не наживёшь; умрёшь в такой же безвестности, как жила. То ли дело я! Когда я вознесусь под облака, все меня видят, и все страшатся». – «Всякому своё», смиренно отвечала пчела. «Ты делаешь то, что тебе указала природа, а я – то, что мне. Ты распоряжаешься, а я тружусь. Тебе слава и честь, а мне довольно того, что, когда я смотрю на наши соты, я думаю: тут и моего мёду капелька есть».

№ 30. Утиное купание. ( 155 слов )

        Сел прохожий человек и задумался. Вдруг из дупла высокого дерева вылетает пёстрая, белая с чёрным, утка и выносит на воду из дупляного гнезда одного маленького утёночка.

        Эта дупляная утка, гоголь, перетаскала всех своих двенадцать утят на воду, собрала всех тесно возле себя и вдруг – прощайте! – исчезла под водой. Тогда все её сыночки и дочки тоже вниз под воду – искать мать, и что было так удивительно сидящему на берегу человеку: довольно долго никого из-под воды не показывалось.

        Конечно, долго показалось человеку: он судил по себе и свою добрую человеческую душу по-своему как-то переселял в бедных утят в поисках под водой родной матери. У них же самих выходило бодро и весело: в своё утиное время мать показалась и все утята по одному в разных местах. Все увидели, узнали друг друга, мать подала сигнал по-утиному, ребятишки засвистели, все сплылись. А потом, окунув всех ещё раз, мать всех перетаскала обратно в дупло.

        - Хорошо тут! – вслух сказал человек.

№ 31. Зайцы. ( 166 слов )

        За ночь  зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил  просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

        Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка в лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь – и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь – опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

        Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

№ 32. Ветер и Солнце. ( 169 слов )

        Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решили померяться силами над путешественником, который  в это самое время ехал верхом по большой дороге. «Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ».

        Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

        Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облака, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.

        Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

        «Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом».

№ 33. Старый дед и внучек. ( 171 слово )

        Стал дед  очень стар. Ноги  у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?»  А  Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

        Муж с женой  поглядели друг на друга и заплакали.  Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

№ 34. Не всякому слуху верь. ( 176 слов )

        Однажды на одном корабле показалась течь. А на корабле было много мышей: корабль вез рожь в заморские страны, и мышки изрядно ею лакомились.  Вот одна мышь очень напугалась и говорит другой: «Ты слышала? Беда. Наш корабль в эту ночь непременно ко дну пойдет». – «Ну, авось не так страшно», - говорит другая. – «Добро бы буря, а то, смотри, какая тишь кругом, матросы живо починят, и все обойдется». – «Какое», - та ей отвечает. – «Матросы все либо пьяницы, либо лентяи, а капитан наш, знай, дрыхнет себе в каюте. Везде ералаш, беспорядок; никто никого не слушается». – «Да, может, это все еще ложь, кто тебе это говорил?» - «Помилуй, все говорят; я везде орала во всю мочь, что надо меры принимать, да ни одна мышь и ухом не повела». – «А что ж, по-твоему, надо делать?» - «А вот надо кинуться в воду и плыть к берегу. Авось доплывем. А тут-то уж наверное потонем». Подействовала такая речь на подругу; обе они бросились в волны, и скоро выбились из сил и потонули. А на корабле в ту же ночь починили дыру, и он благополучно приплыл, куда ему было надо.

        

Вопросы  для  контроля

Вопросы                                                                 Ответы

Глупая  ссора.

  1. Когда  возникает  ссора?

  1. О ком этот  рассказ?
  2. Что такое  невод?
  3. Из-за чего начали ссориться  рыбаки?
  4. В чем  видел причину  один  из рыбаков?
  5. Как  объяснял  причину  другой рыбак?
  6. Почему  ссора  была глупой?

Когда  люди (2 человека) друг с другом  спорят.

О двух  рыбках.

Сеть  для  рыбы.

Тяжело стало тянуть невод

«Невод  нехорош».

Тем, что слабо тянет невод его товарищ

Пока  ссорились,  рыба ушла.

Правда  всего  дороже.

  1. О чем этот рассказ?
  2. Что произошло с мальчиком?
  3. Видел ли кто-нибудь это?
  4. Что спросил отец?
  5. Почему испугался мальчик?
  6. Что он сказал отцу?
  7. Как отнесся к этому отец?
  8. За что поблагодарил?
  9. Каким  можно назвать мальчика

О  случае с мальчиком.

Он нечаянно разбил дорогую чашку.

Нет.

Кто разбил?

Боялся наказания?

Я разбил чашку:

Поблагодарил сына.

За правду.

Честным, совестливым.

Рыба – меч.

  1. О  какой  рыбе  рассказ?
  2. Как  плыла рыба?
  3. Что встретилось ей на пути?
  4. Как рыба поступила?
  5. Что случилось?

  1. Какой вывод делаем?

О  рыбе-меч.

Не  уступая дороги, никого не боялась.

Пароход.

Не захотела отойти.

Ударилась о борт  парохода, меч сломался.

Иногда дорогу уступать надо, уметь оценивать  встречного.

Летучая   рыба.

  1. О ком этот  рассказ?
  2. Как  плавает  эта  рыба?
  3. Как она  может летать?

  1. Чем  похожа  рыба  на  птицу?
  2. Чем  отличается  рыба от птицы?
  3. Зачем  рыба  сравнивала  себя с птицей?
  4. Поняла ли рыба, что ей не сравняться с птицей?

О  летучей  рыбе.

Под  водой подгоняя себя.

Разогнаться и  выскочить из  воды, расправив  крылья – плавники.

Может  летать.

У рыбы  нет  голоса.

Из гордости, похвалялась собой.

Нет.

Акула.

  1. О ком этот  рассказ?
  2. Почему  плавала акула за кораблем?
  3. Что она проглатывала?

  1. Какую опасность она видела?
  2. Почему  она  заглотила сало?
  3. Что случилось с акулой?

  1. Какой  конец  у  рассказа? В чем смысл  события?

Об акуле.

Подъедала  кухонные отбросы.

Все  подряд: мешок из-под мяса, бутылку.

Крючок в сале.

Оно было вкусным (аппетитным).

Ее выловили, она оказалась на палубе корабля.

Сало  оказалось «горьким»: из-за  него акула  лишилась жизни.

Что  ты  умеешь?

  1. О ком рассказ?
  2. Что ты можешь сказать о Тане?
  3. Что можно сказать о мальчике?
  4. Почему мальчик так ответил Тане?
  5. Каким оказался новый мальчик?

  1. Что ты умеешь делать на уроке?
  2. Как чувствовала себя Таня после ответа мальчика?
  3. Какой  делаем вывод?

О девочке и мальчике.

Она любила хвастать.

Мальчик умел слушать.

Чтобы Таня не болтала на уроке.

Новичок оказался прилежным, культурным учеником.

Ученик должен на уроке внимательно слушать, а не разговаривать.

Рыбак и рыбка.

  1. Как  называется рассказ?
  2. О чем просила рыбка?
  3. Что доказывала рыбка?
  4. Когда польза от рыбки могла быть больше?
  5. Согласился ли рыбак с рыбкой?
  6. Почему он так поступил?

Рыбак и  рыбка.

Отпустить ее.

Что от нее мало пользы, т.к. она мелкая.

В будущем, когда рыбка подрастет.

Нет.

Он знал из опыта, что может и не поймать рыбку второй раз.

Охотник  и  перепел.

  1. Как называется  рассказ?
  2. Что случилось с перепелом?
  3. О чем просил перепел?
  4. Чем  обещал послужить перепел охотнику?
  5. Что отвечал охотник?
  6. Почему он так решил?
  7. Хороший или плохой  охотник?

Охотник и перепел.

Попался в сеть к охотнику.

Отпустить его.

Что заманит других перепелов в сеть.

Что не отпустит перепела ни за что.

Понял  предательский  замысел.

Хороший (потому что он считает, что предавать своих товарищей нельзя).

Осьминог.

  1. О чем этот рассказ?
  2. Как  может  передвигаться осьминог?
  3. Кого встретил осьминог?
  4. Что спросил осьминог?
  5. В чем краб превосходит осьминога?
  6. Почему краб не видел осьминога?

  1. Зачем он это делал?
  2. Кто же сильнее?

Об осьминоге.

По – разному: то как клуб дыма катится, то как паук ноги переставляет.

Краба.

Видит ли его краб?

У него 10 ног.

Осьминог менял цвет: то был желтым, то зеленым.

Чтобы стать незаметным.

Осьминог.

Дельфин.

  1. О чем  этот  рассказ?
  2. Зачем  он крутился около корабля?
  3. Что сделал человек?

  1. Куда дельфин поплыл?
  2. Зачем?
  3. Почему автор подбодрил дельфина?
  4. Можно ли сделать дельфина почтальоном?

О  дельфине.

Ждал встречи с человеком.

Приладил железную коробку и шлепнул дельфина по спине.

К водолазам в подводный дом.

Понес водолазам письма.

Он знал, что письма обрадуют водолазов.

Да. Его можно приручить.

Трудные  слова.

  1. О ком этот  рассказ?
  2. Как их звали?
  3. О чем  поспорили мальчики?
  4. В чем был их уговор?

  1. Какие слова придумал Миша?
  2. Какие слова придумал Сережа?
  3. У кого слова труднее?
  4. Из каких звуков Сережа составлял слова?
  5. Почему слова Миши легче выговаривать?

О двух мальчиках.

Миша и Сережа.

Кто выдумает слова самые трудные.

Слова можно было придумывать без смысла.

Ауэ, ауэо, ауэоы, ауэоыу.

Прк, пркх,пркхт, пршкхт.

У Сережи.

Из согласных.

Они – из гласных. Их можно тянуть.

Волк и коза.

  1. Как называется рассказ?
  2. Почему волк не мог добраться до козы?
  3. Как начал уговаривать волк козу спуститься вниз?
  4. Разгадала коза хитрость волка?
  5. Что отвечала коза?
  6. Кто оказался умнее (дальновиднее)?

Волк и коза.

Она паслась на каменной горе.

Соблазнял тем, что там место ровне, трава слаще.

Да, она не спустилась.

Не о ее корме, а о своем заботился волк.

Коза.

Елочка.

  1. Когда родилась елочка?
  2. Кто и что дарит ей в ее день рождения?
  3. Как встретили появление на свет елочки другие деревья?
  4. Почему елочка счастлива?

  1. О чем хотел сказать автор?
  2. Чем бы ты порадовал елочку?

Осенью.

Осина дарит красные фонарики, клен оранжевые звезды, ива золотые рыбки.

Приветливо.

Только осенью стоит вся нарядная и разноцветная.

Ноша.

  1. О каком событии говорится?
  2. Как шел первый  человек?
  3. Как шел второй человек?
  4. Почему второй устал больше?

  1. Какой вывод мы можем сделать?

  1. Как нужно выполнять другие дела?

О том, как два человека несли ношу.

Без отдыха, не снимая ноши.

Часто снимал ношу, отдыхал, садился.

Ему приходилось снимать и поднимать ношу иного раз.

Нести до конца, остановки только утомляют.

Начав дело, довести до конца.

Муравей и голубка.

  1. О ком этот  рассказ?
  2. Какая гибель грозила муравью?

  1. Как спасла голубка муравья?
  2. Какая опасность грозила голубке?
  3. Что сделал муравей для голубки?
  4. Что показывает этот рассказ?

О муравье и голубке.

Его захлестнула волна и чуть не потопила.

Бросила ему ветку в ручей.

Охотник поймал ее в сеть.

Укусил охотника, и он выронил сеть.

Как животные помогают друг другу.

Королек.

  1. О ком эта легенда?
  2. Какую птицу избрали королем, а какую назвали корольком?
  3. На какую хитрость пошла маленькая птичка?

  1. Как можно охарактеризовать королька, судя по легенде?
  2. О чем говорит название птицы «королек»?
  3. Чему учит легенда?
  4. Чем легенда отличается от сказки?

О маленькой птичке и орле.

Орла выбрали королем, а маленькую птичку корольком.

Она решила спрятаться под крылом орла, чтобы подняться выше всех в воздух.

Честолюбивый обманщик.

Маленькая птичка, но любит быть выше всех.

Быть честным.

В сказке есть элементы волшебства,  повторы, а легенда –это поверье о каком-либо событии, о невероятном, выдумка.

Камень.

  1. О ком этот  рассказ?
  2. Почему богатый не дал милостыни бедному?
  3. Как выгнал он бедняка?
  4. Что задумал бедняк?

  1. Когда бедняк мог выполнить свой замысел?
  2. Почему он бросил камень на землю?
  3. Кто же из двоих поступил более человечно?
  4. Что значит поговорка «Не носи камень за пазухой»?

О бедняке и богаче.

Он не пожалел его. ( Был жадный).

Бросил камень.

Отплатить богачу тем же: бросить в него камень.

Когда богатого осудили (присудили к тюрьме).

Он пожалел человека, который лишился богатства.

Бедный.

Не держи зла на кого-нибудь долго (это без пользы).

Зайцы и лягушки.

  1. О ком этот рассказ?
  2. Что задумали зайцы?
  3. Что побудило их к такому решению?
  4. Что наводило на них страх?

  1. Что остановило зайцев?

  1. Как поняли зайцы поведение лягушек?
  2. К какому выводу пришли зайцы?

О зайцах.

Утопиться.

Мучения от страха.

Они погибали от людей, собак, орлов и других зверей.

Они увидели, что лягушки попрыгали в воду.

Они подумали, что лягушки испугались зайцев.

Что  житье лягушек еще хуже, чем у зайцев: лягушки еще больше страшатся, чем зайцы.

Разговор с кошкой.

  1. О ком рассказ?
  2. Умеют ли кошки говорить?
  3. Почему родители посмеивались над Аней?
  4. Как доказывала Аня свою правоту?
  5. Когда кошка мяукает?
  6. Как кошка просится на колени?
  7. Какие звуки издает кошка, когда ее гладят ( ей приятно)?
  8. Как подзывают кошку?
  9. Можно ли разговаривать с кошками?

О девочке Ане.

Нет.

Она уверяла, что ее кошка говорит.

Тем, что кошка умеет произносить разные звуки.

Когда хочет есть.

«Мрк».

Мррр-мрр-мрр.

Ксс-ксс.

Да, они понимают человека и сами умеют мяукать.

Самый  лучший  рисунок.

  1. О ком рассказ?
  2. Что нарисовал Петя?

  1. Кому Петя показал свои рисунки?
  2. Почему папа хотел, чтобы Петя нарисовал себя?
  3. Как Петя относится к своей маме?
  4. Как автор относится к мальчику?
  5. Что имел в виду папа, говоря, что самый лучший рисунок Петя не нарисовал?

О Пете.

Рисовал маму с веником в руках, как мама моет посуду, чистит картошку.

Папе.

Чтобы он понял, что нужно помогать маме.

Не внимательно.

Он его осуждает.

Тонкие нитки.

  1. Как называется рассказ?
  2. Что делает пряха?

  1. Зачем нужны тонкие нитки?

  1. Как пряха обманула заказчика?
  2. Почему человек поверил ей?
  3. В чем человек  допустил ошибку? ( В чем он оказался дураком?)
  4. Была ли пряха обманщицей всегда?

Тонкие нитки.

Прядет нитки из шерсти ( или из другого волокна).

Из них получают хорошие вещи: ткань, изделия.

Показала вместо ниток на пустое место.

Очень тонкие нитки трудно увидеть.

Поверил на слово, не проверил на деле ниток и за плату заказал еще ниток.

Нет, она решила обмануть того, кому не понравились ее нитки.

Горькая  вода.

  1. О ком идет речь в рассказе?
  2. Как звали мальчиков?
  3. Кому нужна  была помощь?
  4. Как поступили мальчики?

  1. Почему бабушка дала Толе воды?
  2. Отчего мальчик покраснел?
  3. Почему вода показалась Толе горькой?

  1. Какой вывод сделал для себя Толя?

О мальчиках и бабушке.

Толя и Вася.

Бабушке. Она несла ведро воды.

Толя быстро ушел в лагерь, а Вася побежал помогать старушке.

Он хотел пить.

Ему стало стыдно.

Когда Толе было тяжело, ему хотелось пить, бабушка помогла. А он не помог в трудную минуту бабушке.

В трудную минуту надо помогать человеку, выручать.

Два плуга.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Специальный  курс

2 класс ,   МОУ «СОШ» №6

Тихвин

2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС 1 класс Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» , Неменская Л.А. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь», 1 класс.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» , Неменская Л.А. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь», 1 класс. № п\пДатаТема урока, стр.учебника, тетрадиРешае...

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Календарно-тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 1 класс. Программа "Школа России"...

Рабочие программы по предметам II вид 2-е отделение 5 класс. Календарно-тематическое планирование по предметам II вид 2-е отделение 5 класс.

Материал содержит  рабочие программы по всем предметам 5 класса IIвида 2-ого отделения и разработанное календарно-тематическое планирование в помощь учителям слабослышащих детей....

Литературное чтение 1 класс календарно-тематическое планирование

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетает...

Рабочая программа по литературному чтению с календарно - тематическим планированием 1 класс "Школа России" ФГОСС

Рабочая программа  предмета «Литературное чтение» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Литературное чтение. 1-й класс. Календарно-тематическое планирование.

Литературное чтение. 1-й класс. Календарно-тематическое планирование....