Технологическая карта + презентация по литературному чтению в 4 классе "А.Н. Плещеев "Дети и птичка"
видеоурок (4 класс)

Толстенко Виктория Эдуардовна

Данные материалы отлично подойдут для создания видеоурока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.89 МБ
Файл тех. карта38.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 4 классе По теме «Плещеев А.Н. «Дети и птичка»» Подготовила: Студентка 44Н группы Толстенко В.Э

Слайд 2

Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

Слайд 3

Какое слово получится, если убрать одинаковые слоги « ма »? МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ Плещеев

Слайд 4

-Молодцы! А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их . Непоседы маленькие, Прыгают, как заиньки, Конфеты сладкие едят, Смеются громко и кричат! (дети) Есть два крыла и голова, Две лапки, клюв и перья. Это что за невеличка? Это … (птичка) -Назовите тему урока.

Слайд 5

Тема урока: Плещеев Алексей Николаевич «Дети и птичка»

Слайд 6

Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье . Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Но все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование. В 18 лет Алексей поступил в Петербургский университет на восточный факультет. Алексей Николаевич Плещеев 1825-1893

Слайд 7

В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник », когда ему было 19 лет.

Слайд 8

Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А.Н . Плещеева .

Слайд 9

Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К.Ф Рылеева и М . Ю. Лермонтова . В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы.

Слайд 10

Любимый поэт русской молодёжи 1840 –х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве в его сборник «Подснежник».

Слайд 11

-А теперь сядьте поудобнее и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка» -Какое впечатление произвело на вас стихотворение? -Чем оно необычно? (написано в форме диалога) -Назовите собеседников (дети и птичка) -Какой вы представили себе птичку? -А детей?

Слайд 12

А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Прочь – подальше от кого-либо Понесёмся – последуем очень быстро Стужа – сильный холод, мороз Вешнее - весеннее Словарная работа

Слайд 13

-А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача - научиться читать без ошибок целыми словами

Слайд 14

Ответьте на вопросы: В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью) О чём просят дети птичку? (Не улетать от них) Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких) Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди) Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся)

Слайд 15

Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.) Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?) Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать) Какое это будет время года? (Весна)

Слайд 17

олицетворение приём , при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами эпитет образное определение, которое даёт художественную характеристику предмету или явлению -Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.) -Что такое олицетворение? -Что такое эпитет? Литературные приёмы

Слайд 18

Работа над выразительным чтением стихотворения -С каким настроением будете читать 1 часть? (с грустным настроением, с печалью) -Какой будет темп? (медленный) - Прочитайте 1 часть.

Слайд 19

-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? (да) -С каким чувством вы будете её читать? (Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти) -Какой темп? (плавный, неспешный) -Прочитайте 2 часть. -Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся)

Слайд 20

Расскажите свои впечатления об уроке, продолжив предложения: Мы узнали …, Теперь я умею …, Было интересно …

Слайд 21

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка» Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Толстенко В.

МБОУ СОШ №55

Мишина В.Н. 4 «Б»

Тема урока

А.Н. Плещеев "Дети и птичка"

Место урока в разделе

 Поэтическая тетрадь

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель урока

Расширение знаний и представлений о жизни и творчестве А.Н. Плещеева

Задачи урока

1) образовательные: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.Н. Плещеева; добиваться понимания смысла стихотворения.

 2) развивающие: развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыка выразительного чтения;

3) воспитательные: прививать любовь к чтению стихотворений, любовь к природе

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

1. Находить ответы на вопросы, используя опыт, полученный на уроке;

2. Знать биографию поэта Плещеева и содержание стихотворения «Дети и птичка»

 3. Воспринимать на слух поэтическое произведение

 4. Передавать настроение и чувства в стихотворении

5. Находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)

Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:

П-1 – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

П-5 – осуществлять синтез как составление целого из частей

П-9 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

П-17- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

 Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

Р-5- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной формах

Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД

Ученик получит возможность научиться:

К-1 – выражать в речи свои мысли и действия 

К-6 – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности

К-12 – использовать простые речевые средства        

Ученик получит возможность формирования:

Л-1- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Л-2- учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

Л-4- способность осознавать и оценивать свои мысли. Действия и выражать их в речи

Л-6 – интерес к учебному материалу

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

 Учебник, рабочие тетради

http://svatovo.ws/stihi_plescheev12.html

https://bigslide.ru/nachalnaya-shkola/3533-aleksey-nikolaevich-plescheev.html

Презентация

Межпредметные связи

 Русский язык, окружающий мир

Организация пространства

 Фронтальная работа, индивидуальная и работа в парах.

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

(1 минуты)

Проверка подготовленности классного помещения;

-Здравствуйте, ребята!

-Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Словесный метод.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку

Л-1

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(2 мин).

Организация внимания школьников

Обеспечить мотивацию учения школьников

 

 -Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

-У вас на партах лежат листочки. Зачеркните только одинаковые слоги.

-Какую фамилию вы получили? (Плещеев)

-Молодцы! А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Непоседы маленькие,

Прыгают, как заиньки,

Конфеты сладкие едят,

Смеются громко и кричат!

Есть два крыла и голова,

Две лапки, клюв и перья.

Это что за невеличка?

Отгадали? Это …

-Назовите тему урока.

Словесный метод.

Мотивация учебной деятельности

Зачеркивают одинаковые слоги и получают фамилию (Плещеев)

- Плещеев

- дети

- птичка

-А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

К-1

К-12

Л-6

3

Актуализация знаний (7 мин)

Актуализация субъектного опыта учащихся

Прежде чем мы приступим к новой теме урока, проверим домашнее задание.

-Что я вам задавала? (такие вопросы не задавай)

-Что значит прочитать выразительно?

Несколько учеников на оценку читают стихотворение

Фронтальная работа

Словесный метод

(беседа)

-Прочитать выразительно стихотворения Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!... и «Где сладкий шёпот моих лесов?...»

-Это значит целыми словами, без ошибок, соблюдая паузы, выделяя голосом нужные слова, передать интонацией чувства и настроение

П-5

П-9

Р-5

Р-8

К-1

4

Первичное усвоение новых знаний

(5-7 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала

1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева

Рассказывает о творчестве поэта. Показ презентации

Слайд 1. Урок литературного чтения.

Слайд 2. Алексей Николаевич Плещеев Алексей Николаевич «Дети и птичка»

Слайд 3. Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет.

Слайд 4. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.

Слайд 5. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А.Н.Плещеева.

Слайд 6. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К.Ф Рылеева и М.Ю.Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы,  фельетоны.

Слайд 7. Любимый русской молодёжи 1840 –х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве  в его сборник «Подснежник».

Словесный Метод.

Фронтальная работа

Слушают биографию автора

П-5

Л-2

Л-6

5

Первичная проверка понимания

(15 мин)

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

-А теперь сядьте красиво и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка».

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем оно необычно?

-Назовите собеседников.

-Какой вы представили себе птичку?

-А детей?

-Молодцы! Внимательно слушали.

Словарная работа

- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. (Дети объединяются в 4 группы,  работают со словарями и ищут значение слов, написанных на слайде.)

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим

СТУЖА - сильный холод, мороз

ВЕШНЕЕ – весеннее

-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов?

-А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами. 

-А теперь читаем вслух по четверостишьям, выделяя голосом прямую речь

Анализ стихотворения

-В какое время года происходит разговор детей с птичкой?

-Докажите свой ответ.

-О чём просят дети птичку?

-Почему дети просят птичку не улетать?

-Что она им отвечает?

-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)

-Почему автор использовал именно этот глагол?

-Прочитайте описание юга.

-Какой ещё вопрос задают дети птичке?

-Как она им объяснила время прилёта назад?

-Какое это будет время года?

-А теперь немного отдохнём.

Словесный метод.

Словарная работа

Слушают стихотворение

Делятся своими впечатлениями

- Написано в форме диалога

- Дети и птичка

- Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать

Проводят словарную работу

-Чтобы был понятен смысл прочитанного.

Дети читают стихотворение.

- Осенью

- Не улететь от них

- Нам жаль твоих песенок звонких

- Гонят меня холода и дожди

- Понесёмся

- Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.

- Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?

- Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.

-Весна

П-1

П-9

Р-8

К-1

К-12

Физкультминутка

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

Проводят физ. минутку

6

Первичное закрепление(10мин)

.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении?

-Что такое олицетворение?

-Что такое эпитет?

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

- С какой целью использует поэт эти приёмы?

-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

Работа над выразительным чтением стихотворения

-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.

 -С каким настроением будете читать 1 часть?

 -Какой будет темп?

-Прочитайте 1 часть.

-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения?  С каким чувством вы будете её читать?

-Какой темп?

-Прочитайте 2 часть.

-Почему меняется ритм стихотворения?

-А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.

-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)

Словесный метод

(беседа)

Групповая работа

 

- Олицетворения, эпитеты

-Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.

-Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

-Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички

-.С грустным настроением, с болью и печалью

- Быстрый.

- Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.

- плавный, неспешный

-Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.

П-5

Р-5

Л-4

Л-6

7

Информация о домашнем задании (1мин)

Обеспечить понимание учащихся домашнего задания

-Подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка».

Вставь чтение по ролям

Фронтальная и самостоятельная форма работы.

Записывают домашнее задание

П-1

П-9

Р-8

К-1

К-12

Л-4

8

Рефлексия

(2-3 мин)

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния.

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

-Что нового узнали на уроке? Что нового узнали о поэте?

-Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?

-Что понравилось? Что бы вам хотелось сделать по- другому?

- Расскажите свои впечатления об уроке, продолжив предложения:

Мы узнали …,

Теперь я умею …,

Было интересно …

-Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Сегодня за работу на уроке оценки получили:

……

- Урок окончен.

Словесный метод

Проводят рефлексию

Дети умеют читать целыми словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....