Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.
консультация (1 класс) по теме

Кушнарёва Лариса Николаевна

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.

Консультация для педагогов.

Учитель-логопед Кушнарёва Л.Н.

Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.

К. Д. Ушинский

Цели

  • - Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.
  • - Знакомить с данными логопедического обследования и этапами коррекционно-логопедической работы.
  • - Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.
  • - Оказывать помощь учителям начальных классов и воспитателям ГПД в предупреждении и коррекции дисграфий у детей, давать необходимые рекомендации.

Прежде чем говорить о приёмах работы по формированию письменной речи, давайте попробуем разобраться, что такое письменная речь: как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое?

Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

  • - речеслухового, помогающего производить отбор нужного звука;
  • -речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
  • -двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц и всей руки;
  • - зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

Речеслуховой анализатор

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма. У детей с ЗПР очень часто нарушены несколько этих функций.

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого(гласный от согласного, твёрдый от мягкого, звонкий от глухого),определения разницы между словами дочка – точка, угол – уголь и т.п. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребёнок учится навыкам звукового анализа и синтеза слов – фонематическому восприятию. Развитие этих навыков позволяет диагностировать фонематический слух и восприятие и определить ошибки, свидетельствующие об их нарушении. К ним относятся:

- замена звонких и глухих согласных;

- замена твёрдых и мягких согласных;

-пропуски гласных, согласных букв;

- пропуски слогов;

- перестановки букв, слогов;

- недописывание слова;

- несоблюдение границ предложений.

Для развития речеслухового анализатора необходимо использовать различные методы и приёмы.

  1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.
  2. Систематическое повторение слоговых цепочек разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба и др.).
  3. Использование графических обозначений звуков: гласный звук – красным цветом(кружок или квадрат),согласный твёрдый – синим, согласный мягкий – зелёным.
  4. Определение места звука в слове: в начале, середине, конце слова(показать на схеме слова, назвать, написать, подчеркнуть).
  5. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
  6. Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.
  7. Звуко-буквенный анализ слов (выкладывание схем из фишек, рисование кружочков или квадратиков).
  8. Придумывание слова по заданной схеме.
  9. Придумывание слова из звуков с заданным количеством; с заданным звуком.

Двигательный анализатор

Для младших школьников важно развитие мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:

- дрожащие линии;

- колебание наклона и высоты букв;

- быстрое наступление мышечного утомления;

 - небрежное выполнение письменных работ.

Коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушения тонкой моторики у детей с ЗПР носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. Поэтому её следует проводить по четырём направлениям:

  1. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Вначале необходимо обучить ребёнка приёмам самомассажа. Он оказывает тонизируещее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. После выполнения самомассажа можно приступать к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта(«Пальчиковый бассейн», «Волшебный мешочек» и др.).
  2. Развитие кинетического компонента двигательного акта. Это упражнения для развития движений кистями рук и пальцами рук и упражнения, выполняемые двумя руками совместно.
  3. Развитие динамической координации движений. Движения выполняются сначала поочередно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.
  4. Развитие реципрокной координации движений.

Речедвигательный анализатор

Если у ребёнка в речи имеются, ниже приведённые нарушения произношения, они могут отразиться на письме. Ребёнок с нарушением звукопроизношения, опираясь на своё дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушения звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора.

  1. Контроль над правильным произношением звуков.
  2. Развитие движений губ, языка, щёк.
  3. Скороговорки, чистооворки.
  4. Упражнения для формирования напора выдыхаемого воздуха.
  5. Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах.

Зрительный анализатор

Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:

- смешение букв по оптическому сходству: б –д, п – т, о – а, и – у.

- зеркальность (с, э, з, е).

- трудность удержания строки, наклона.

Рекомендации по формированию зрительного анализа и синтеза.

  • - назвать предметы по их контурам;
  • - выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке;
  • - назвать перечёркнутые изображения;
  • - выделить предметные изображения, наложенные друг на друга;
  • - показать правильно написанную букву;
  • - распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).

Развитие зрительной памяти:

  • - запомнить картинки(4-5), а потом найти их среди других(8-10);
  • - запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
  • - игра «Чего не стало?»(находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало);
  • - игра «Что изменилось?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формирования связной письменной речи у младших школьников с ОВЗ.

Методические рекомендации по формированию связной письменной речи у учащихся начальной школы как с ОВЗ, так и общеобразовательной....

Приемы формирования функциональной и операциональной готовности к овладению навыками связной письменной речи у младших школьников.

В материале даные методические рекомендации по подготовке детей к овладению навками самостоятельной письменной речи, приведены примеры развивающих упражнений и заданий....

Формирование устной и связной письменной речи у младших школьников.

     Успешность формирования готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи зависит от состояния общей готовности к школьному обучению и уровня овладения навыкам...

Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников

Практически каждому известно, что владение речью обслуживает все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако принято считать, что речевые умения...

Приёмы работы над развитием связной речи у младших школьников.

СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...

Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...

Психологические особенности формирования письменной речи у младших школьников

Письменная речь и, в частности, письмо – это сложный психический процесс, который до сих пор недостаточно изучен, несмотря на большой интерес исследователей различных областей научного знания к ...