Рабочая программа по курсу"Введение в математику"для занятий "Рассчитайка" в школе будущего первоклассника" Росток"
календарно-тематическое планирование по теме

 

 

Рабочая программа составлена по программе  Л.Г. Петерсон  Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по  образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: Математика. –М.УМЦ «Школа 2000…»,2007- 40 с.

При участии:

М.А Кубышевой, Е.Е. Кочемасовой , Н.П. Холиной

Программа методически обеспечена курсом Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Н.П. Холиной «Раз ступенька, два- ступенька» для детей 5-7 лет.

 

  Программа математического развития дошкольников «Ступеньки» являются начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников образовательной программы «Школа 2000…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_v_matematiku.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 51г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО учителей

Начальных классов

от 30.08.2012 протокол № 1

Руководитель МО

________/А.А.Сальникова/

Согласовано

с методическим советом

МБОУ СОШ №51 г. Липецка

от 31.08.2012. протокол № 1

Руководитель МС

________/Н. Д. Покачалова/

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №51

________/С. В. Бедрова/

Приказ от 31.08.2012. № 249

                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу  

«Введение в математику»

для занятий «Рассчитайка»

в рамках платных дополнительных образовательных услуг

в школе будущего первоклассника «Росток»

Программа предназначена для реализации

В 2012-2013 учебном году

                                                        Автор-составитель программы

                                                        учитель начальных классов

                                                       учитель высшей категории МБОУ СОШ №51

                                                       Бабина О.С.

                                                    2012 г

                                   Пояснительная записка

Рабочая программа составлена по программе  Л.Г. Петерсон  Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по  образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: Математика. –М.УМЦ «Школа 2000…»,2007- 40 с.

При участии:

М.А Кубышевой, Е.Е. Кочемасовой , Н.П. Холиной

Программа методически обеспечена курсом Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Н.П. Холиной «Раз ступенька, два- ступенька» для детей 5-7 лет.

  Программа математического развития дошкольников «Ступеньки» являются начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников образовательной программы «Школа 2000…»

   Главной целью программы  является формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов,  радость творчества, развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

Эта цель реализуется  в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.

     Актуальность и практическая значимость программы заключается в выработке умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

      Данная программа является адаптированной, так как составлена с учетом уровня подготовки обучающихся и предназначена для обучающихся 6-7- лет.

      Вид детской группы - профильный, состав -постоянный, это дети 2006 года рождения.

      Набор обучающихся - свободный.

      Общее количество часов - 72, по два занятия в неделю, продолжительность занятий - 25 минут.

В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения.

-состав чисел первого десятка и из двух меньших чисел

-как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряд

-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, знаки +,-,=

-монеты

-Дни недели

Неделя ,месяц год, определение времени по часам( по часовой стрелке)

-геометрические фигуры

-называть числа в прямом и обратном порядке

-соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий

-измерять длину предметов с помощью условной меры

-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников, фигуры большего размера, делить круг, квадрат на 2и4 равные части.

-ориентироваться на листе бумаги.

Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов .Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей ( групп ) предметов с помощью составления пар (равно, не равно, больше на.., меньше на.)

Формирование общих представлений о слоении как объединении групп предметов в одно целое.

Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.

Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах.

Натуральное число как результат счета и измерения.

Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

Числа и операции над ними.

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность, обозначение чисел от1 до 10 цифрами и точками. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на.., меньше на..) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Представление о натуральном числе как результате изменения величин

( количественной характеристике свойств предметов)

Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке. (Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка)

Решение простых ( в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно- временные представления

Примеры  отношений: на- над –под, слева- справа- посередине, спереди- сзади, сверху- снизу, выше- ниже, шире- уже, длиннее- короче, толще- тоньше, раньше- позже, позавчера- вчера- сегодня- завтра- послезавтра, вдоль, через и др.

Установление последовательности событий.

Последовательность частей суток, дней в неделе, месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими  фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, равных фигурах. Замкнутых и незамкнутых линиях.

Представление о длине, массе, объеме.

    Формирование в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей  к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Развивать внимание, память, речь.

Формировать мысленные операции:

. анализ свойств исследуемых объектов и явлений;

. сравнение свойств предметов;

. обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

. распределение предметов в группы по выбранному свойству

. классификация по выбранному свойству

.синтез на основе выбранной структуры

.конкретизация

.аналогия

Формы и методы организации занятий:

  1. Практические
  2. Словесные
  3. Игровые
  4. Учебно-игровые

На занятиях с детьми нужно изучить, что такое величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и во времени, количество и счет.

     В ходе занятий предполагается  развитие  интеллектуальных и творческих сил, умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, стремление узнавать что-то новое.

      Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе заключается в формировании навыков самооценки и в проведении итоговых занятий, где внимание детей акцентируется на основных идеях занятия, здесь же дети могут высказывать свое отношение к тому, что им понравилось , а что было трудно.

      Содержание программы образования детей соответствует уровню дошкольного образования, имеет научную направленность. и строится на основе системы дидактических принципов:

- принцип  психологической комфортности . Создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

- принцип деятельности. Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие".

- принцип минимакса. Это обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей .

- принцип целостного представления о мире. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

- Принцип непрерывности. Обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.

 Данные принципы отражают современные взгляды на основы организации развивающего обучения.  Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития обучающихся, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровью.

Календарно-тематический план

занятий « Рассчитайка»

2 часа в неделю, 72 занятия в год

Наименование темы занятий

Кол-во занятий

Дата проведения

1-5

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

5

6-8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

9-10

Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения ( на наглядном материале)

2

11-13

Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа

3

14-15

Удаление части из целого (вычитание)

2

16-17

Пространственные отношения: между, посередине

2

18-19

Взаимосвязь между целым и частью. Представление : один - много

2

20

Число 1 и цифра 1

1

21-22

Пространственные отношения: внутри, снаружи

2

23

Число 2 и цифра 2. Пара

1

24-25

Представление о точке и линии. Отрезке и луче

2

26

Число 3. Цифра 3

1

27


28-29

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

Об отрезке и многоугольнике

1


2

30-31

32

Число 4. Цифра 4


Представление об углах и видах углов.

2


1

33

Представление о числовом отрезке

1

34

Число 5. Цифра 5

1

35-36

Пространственные отношения: впереди, сзади

2

37-38

39

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

Обозначение отношений: больше- меньше

2


1

40-41

42

Временные отношения: раньше, позже


Упражнение по выбору детей

2


1

43 -44

Число 6. Цифра 6

2

45-48

Пространственные отношения: длиннее, короче

4

49-51

Число 7 и цифра 7

3

52-54

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы .

3

55-57

Число 8 и цифра 8

3

58-59

Представление об объеме. Сравнение объема.

2

60-62

Число 9 и цифра 9

3

63-64

Преставление о площади. Сравнение площади

2

65-66

Число 0 и цифра 0

2

67-68

Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

2

69-70

Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.

2

71

72

Работа с таблицами.

Упражнения по выбору детей

1

1

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

25 мин

2 раза

2 часа

72 часа

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

1

Общие понятия

19

19

2

Числа и операция над ними

18

18

3

Пространственно-временные представления

20

20

4

Геометрические фигуры и величины

15

15

Итого часов:

72

72

Информационная карта

рабочей программы «Введение в математику» для занятий "Рассчитайка" в рамках платных дополнительных образовательных услуг в школе будущего первоклассника "Росток"

МБОУ СОШ № 51

1.

Полное название

Рабочая программа по курсу "Введение в математику" для занятий "Рассчитайки" в рамках платных дополнительных образовательных услуг в школе будущего первоклассника "Росток"

2.

Автор программы

Бабина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

3.

Дата создания

2012 год

4.

Характеристика программы

адаптационная

5.

Направление деятельности

социально-педагогическое

6.

Сроки реализации

1год

7.

Возраст обучающихся

6-7 лет

8.

Цель программы

Главной целью программы  является формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов,  радость творчества, развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

9.

Краткое содержание программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Состоит из 4 разделов:

  • «Общие понятия»;
  • «Числа и операции над ними»;
  • «Пространственно-временные представления»;
  • «Геометрические фигуры и величины».

10.

Прогнозируемые результаты

Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Используемая литература и пособия:

Для учителя:

1. Т.Р. Кислова « По дороге к азбуке» методические рекомендации

2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз-ступенька, два ступенька» методические рекомендации.

3.Программа «Ступеньки». Курс математики для дошкольной подготовки детей 3-6 лет по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» М. «АПК и ППРО»2007г.

Для обучающихся:

1.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина Практический курс математики для дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…» М. «Ювента»,2008 г

2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина  Рабочая тетрадь 1-2 часть по математике для дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…»

Для родителей:

1.О.Н. Пахомова «Добрые сказки». Этика для малышей

2.Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки». Безопасность для малыша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса "Школа России"

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.Для реализации программного содержания используются:1. Плешаков, А. А.Ок...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса

Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...

пояснительная записка к рабочей программе по курсу Окружающий мир 2 класс коррекционная школа 8 вида

Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале...

Рабочая программа по курсу "Технология". 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по курсу «Технология» для учащихся 2-го класса. Создана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»II.Содержание курса внеурочной деятельностиIII.Тематическое планирование...

Рабочая программа по курсу «Введение в школьную жизнь»

Курс  «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный  образ «...

Рабочая программа факультативного курса "Введение в финансовую грамотность"

Рабочая программа курса «Введение в финансовую грамотность» реализуется  на уровне начального общего образования и нацелена на создание основ для формирования финансово грамотного пов...