Конспект урока и презентация по теме "Число семь.Цифра 7"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Косарева Анфиса Ахатовна

Современные образовательные технологии как средство реализации требований ФГОС. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает  искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._chislo_i_tsifra_7.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Конспект открытого урока в 1 классе
ТЕМА:  « ЧИСЛО И ЦИФРА 7»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
ЦЕЛИ:

Помочь детям усвоить:

- представление о числе 7 как последующем для числа 6;

- написание цифры 7;

- состав числа 7;

- сравнение чисел с помощью числового отрезка;

- связь целого и частей.

ЗАДАЧИ:
- формирование понятия числа семь как результата сложения чисел 5 и 2;
- распознавание множества из семи предметов. У которого элементов столько же, сколько дней в неделе (пять рабочих дней и два выходных); 
- обозначение числа семь точками, математическим знаком – цифрой 7;
- формирование понятия «седьмой» (если последний предмет седьмой, то сосчитано семь предметов); 
- установление зависимости (опытным путем) между порядковыми номерами элементов в последовательности и числом элементов между ними; 
- формирование умения записи цифры 7; 
- развитие математической речи (развернутые ответы на вопросы); 
- формирование УУД: формирование математического мышления – число 7 как математическая основа построения других чисел, использование схем при выполнении заданий.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, схема числового ряда, карточки со знаками «>» и «<»и цифрами, карточки с числовыми выражениями, веера с числами.


Ход урока

(Слайд №1)  
1.  Организационный момент. (2 мин)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Улыбнитесь. Что вы подарили соседу своему? (удачу, радость, тепло, любовь, сердечко) Пусть наш класс наполнится светом и радостью. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям.

-  Кто  из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу,

если в этом будет необходимость.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

2.  Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.(5  мин)                           
   - Сначала посчитаем до 10 и обратно.

(Слайд 2)

- Что лишнее? (Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник)

Чем похожи квадрат и прямоугольник? Чем отличаются? 

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? (размер, форма, признак предмета, назначение, вкус)

 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге.

Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? ... 
(Нина - в журнале)

(Слайд 3) - На какие группы можем поделить животных? 

(Слайд 4 - пустой)

(Слайд 5) – Что изменилось?

Дидактическая игра «Молчанка» (показ ответов с помощью цифровых вееров)

  - Какое число стоит перед числом 3, 5? (2, 4)

  - Какое число стоит между числами 3 и 5, 2 и 4, 4 и 6? (4, 3, 5)

  - Какое число следует за числом 4, 5? (5, 6)

  -Что такое цифра? (математический знак, обозначающий число)
- Что значит прибавить 1? Вычесть 1?

 (Слайд №6)

 -Давайте выполним задание с числовыми отрезками. Решите выражения, используя числовые отрезки. (Ответы на веерах показывают, а учитель на интерактивной доске)

 (проблема!)

-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 7, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка)

3. « Открытие» нового знания и формулирование темы урока(2 мин)
- Как вы думаете о каком числе пойдет сегодня речь на уроке?
- Кто готов назвать тему урока?

(Слайд № 7 )

 - (Число 7. Цифра 7)

- А какие цели поставим, чтобы стремиться к достижению хороших результатов?

(Познакомиться с числом 7, с цифрой 7, научиться писать эту цифру, изучить состав числа 7)

(прикрепить на доску заранее напечатанные цели урока)

Физминутка (1 мин)

Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем.
Мы за парты снова сядем

Как сидеть мы всем покажем!

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. (5 мин)

а) (Слайд 8)

  - Посчитаем звёзды. Какая по счёту последняя звезда? Кто знает, что у нас получилось? (Ковш-  созвездие Большая медведица)

Историческая справка:

-Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что в голове у нас 7 отверстий...посчитайте. С  тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало - ВСЁ.

Мы часто слышим поговорки и пословицы, где встречается число 7 ("Семь бед - один ответ", "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "На седьмом небе от счастья", "Семеро одного не ждут", "Лук от семи недуг"…и т.д.)
Какие вы знаете знаменитые сказки, где в названиях есть число 7? ( "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" «Цветик – семицветик»)
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 цветов радуги, 7 чудес света в Древней Греции.


б) Знакомство с проектной работой «Семь чудес света»

- А вот Юля начала готовить проектную работу о семи чудесах света.

 Слушайте внимательно и запоминайте.

- А кому это интересно стало, можете почитать в этой книге, в энциклопедиях и по Интернету)

(Слайд №9 )

в)  Работа с кубиками.        

Сколько у меня на столе кубиков? Что я сделала? Какой по счёту красный кубик? Как получили число 7? Если я уберу один кубик, какое будет число?


г) Работа по числовому ряду.

-Какое число следует за числом 6: найдите карточку с числом 7

- Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7)

- Давайте посчитаем до 7 и обратно.

д) Работа по учебнику.
-Откройте учебник, на той странице, где у нас прикреплена закладка. Кто назовет номер страницы? 76. Прочитайте тему урока. Правильно мы определили тему?


Выполнение задания №1 по учебнику.

Было 6 вагонов, добавили 1 как записать выражение? (6+1).

Запишем это выражение в тетрадь на С.37  

В записи этой страницы тоже встречается цифра 7.

 Выполнение задания №2 по учебнику.

- Сколько всего вагонов на рисунке?

- Какой по счёту последний вагон?

- Сколько точек надо нарисовать на последней карточке?

- Верно ли, что шесть и один будет 7?

Выполнение задания №3  по учебнику.

- Назовите число предметов на каждом рисунке. Как получили?

- Ребята, на что похожа цифра 7?

 (Чтение стихотворения учеником)

Цифру семь перевернём 
И с утра на луг пойдём.
Чем семёрка не коса?
Коси коса, пока роса!
(Азалия)

(Слайд № 10)

А вот что поэт С.Я.Маршак говорит нам о цифре 7

 (С.Я. Маршак – известный русский поэт, драматург, переводчик. Он много писал для детей. Вы знаете его произведения « 12 месяцев», «Весёлое путешествие от А до Я» , «Кошкин дом», «Багаж», «Вот какой рассеянный»)


4.  Работа в печатной тетради с.37.

Смотрите, как пишут цифру 7, обозначающую число семь. Объясните, как правильно писать эту цифру. 

(Слайд 11  )
Объяснение. Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой горизонтальной палочки, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки. Начинаем писать волнистую горизонтальную палочку чуть левее середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем подчеркиваем ее посредине маленькой палочкой
(
Далее учащиеся работают по образцу в тетради стр.37)

Пропишите красиво три цифры 7 на клеточной строчке.

Посмотрите на следующую строчку. (Работаем в парах)

Какую закономерность вы заметили?

Выполнение задания №5  по учебнику.

-Назовите число в «окошке».

- Верно ли, что семь без одного будет шесть?

- Верно ли, что число шесть при счёте стоит непосредственно перед числом семь?

 -Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут нам в этом треугольники.

(Слайд 12)  1+6=7, 6+1=7

(Слайд 13)  2+5=7, 5+2=7

(Слайд 14) 3+4=7,   4+3=7

(Слайд 15)
-Итак, как получить число 7? /Учитель помещает эталон состава числа 7/
-Справились мы с возникшим затруднением? (да)
(Слайд 16)

Геометрический материал.

Из скольких  фигур состоит наша ракета? (7).

На какие группы мы их разделим? 3 треугольника , 3 круга и 1 прямоугольник. Какое выражение мы можем составить? 3+3+1

Чему равно значение выражения? (7)

(Слайд 17)

Динамическая пауза (Про ракету под музыку?)

(Слайд 18- пустой)

4. Первичное закрепление.

Выполнение задания №6  по учебнику. ( в группах)

-Напоминаю, работать дружно, вслушиваться  в ответы всех ребят.

- Работа по карточкам в группах.


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

• - Чему вы учились на этом уроке?
• - Какие задания вам показались особенно интересными?
• -Что запомнилось больше всего?
• - Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "светофоре".
• - С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
• - Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО.

 (Слайд 19)

Резерв

Самостоятельная работа
Составить выражение на сложение  к стихотворению

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал трёх окуней.

Рыбак Евсей- четырёх карасей.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?


– (Слайды 21. 22. 23) Найти спрятанные цифры и показать их на числовом веере 

Итог урока - Песенка про состав числа 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"

Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи       воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...

конспект урока и презентация к уроку математики во 2 классе

Разработка содержит конспект урока математики по УМК "Перспективная начальная школа". Учащиеся 2 класса закрепляют изученное вместе с героями известной сказки. Различные формы и виды работы позволяют ...

Конспект урока и презентация к уроку ИЗО "Осенний пейзаж родной Земли"

конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение...

"Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления". 2 класс. Конспект урока и презентация к уроку.

Программа "Школа России"Конспект урока на тему  "Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления"Цель урока:-Составить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, п...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...