Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
статья

Редникова Елена Викторовна

В статье рассматривается проблема преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soblyudenie_printsipov_preemstvennosti.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного  и младшего школьного возраста

        Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека. Образование способно решить эту задачу, если оно опирается на принципы гуманизма, самоценности каждого возраста,  индивидуализации образования, его социокультурной открытости. Модернизация образования требует перехода от воспроизводящей системы обучения, направленной на усвоение информации, к развивающему обучению, акцентирующему внимание на освоении способов деятельности, формирование творчески мыслящей личности, способной к культурному созиданию.

     Всестороннее  развитие  и  формирование  личности  ребенка  зависит  от  взаимосвязанной  работы всех звеньев учебно-воспитательных учреждений системы образования                                                                                                                                                                                                                                              и от правильного осуществления преемственности  между  ними, которая  предполагает  установление  глубокой  внутренней  взаимосвязи  в  обучении,   воспитательном  воздействии

  и  формировании  личности  на  различных  ступенях  обучения.  

                            Со  стороны  детского  сада  преемственность   выражается  во  всесторонней  подготовке  

 к     обучению  с  учетом    требований  современной  начальной  школы.

    Соблюдение  преемственности  со  стороны  школы  заключается в  следующем: использовать  

                  то, что  приобрёл  ребёнок  в  детском  саду  для  обучения  на  более  высоком  уровне.

                      Можно  выделить   наиболее  приемлемые  для  развития  преемственности «детский сад –

                       школа» основополагающие принципы:  

  • сохранение  самоценности  каждого  возрастного  периода  развития  ребенка, психологической  готовности  к  школьному  обучению;
  • создание  условий  для  благоприятной  адаптации  к  школьному  обучению.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

        Одним из основных направлений реформы системы образования является изменение системы начальной ступени. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.  Начальная школа – важнейший период в развитии личности учащегося. Будущее ребенка, его интеллектуальное и нравственное развитие во многом определяются содержанием воспитания и обучения в начальной школе.

                         А   что   же    такое     готовность    к   школьному      обучению    и   в    чём    должны    быть  

                 приоритетные     цели   подготовки   к    школе?  Известно,   что    предметные     умения

                 и   навыки   только     на    первых   порах   выручают  учащихся.   Как   только   учебные    задачи  

                 требуют      высокого      уровня      развития      таких        качеств,      как          самостоятельность,

                 инициативность,   целеустремлённость,     как      только    задачу    надо    выполнить     творчески,

                 ученик     начинает     испытывать    трудности.      Часто   в    школу    приходят    дети,    умеющие  

                 читать,      считать,   но    не     умеющие      наблюдать,   сравнивать,      замечать     происходящие  

                 изменения.      Поэтому,      готовность    к      школе   –   это    прежде      всего     психологическое,

                 эмоциональное,    нравственно-волевое     развитие   ребёнка,  сформированное  желание  учиться

                 и  элементы  учебной  деятельности.      

      Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения прежде всего и развивает учитель, работая с учениками на определенном учебном содержании. Умения педагоги реально могут проконтролировать через решение учебных задач, в то время как развитие личностных качеств проверяется через психологическое тестирование и наблюдение.

     Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего  жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.

       В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребенка приобретает особенную остроту по следующим причинам:

  • появились новые учебники для начальных классов, требующие от учеников активной мыслительной деятельности для усвоения содержания;
  • активное внедрение курса информатики в перечень предметов, изучаемых в начальной школе.

     Данные умения развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся  соответствующей возрастной группы. Сегодня очевидно, что при оценке достижений учащихся необходимо учитывать не только предметные, но и общеучебные умения. Именно на это нас ориентируют государственные образовательные стандарты.

    В Федеральном компоненте государственного стандарта в разделе «Начальное общее образование» отмечено, что данный нормативно-правовой документ направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

        Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения.

     Все общеучебные умения можно разделить на 4 группы: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.

    Интеллектуальные общеучебные умения, такие как:

  • умение перерабатывать информацию, т.е. анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия для получения необходимого результата;
  • уметь преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую (текст, таблицу, схему, график, иллюстрацию)

предполагают высокий уровень развития логического мышления.

     Под логическим мышлением понимается способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия, а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной). Практика показывает, что если простые логические действия в определенной мере формируются у каждого человека стихийно, то составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большинства людей сами по себе не формируются, их развитие требует специальной целенаправленной методической работы.

      Опыт показывает, что начинать формирование простых логических действий (приемов мышления) можно уже у детей 3-4 летнего возраста, конечно на соответствующем материале и соответствующими возрастным особенностям методами, и тогда к 6-7 летнему возрасту они могут быть сформированы на весьма высоком уровне.  Период дошкольного и младшего школьного возраста является наиболее чувствительным и психологически благоприятным для того, чтобы стимулировать и развивать простые логические действия. В дальнейшем наличие этой базы поможет организовать специальную работу по формированию составных логических операций: обучению рассуждениям и способам доказательств.

      При этом, поскольку логические приемы мышления относятся к так называемым общеинтеллектуальным умениям, на практике возникает интересный психологический «резонанс»: специальная работа с ребенком приводит к активному проявлению того, что в школьной жизни чаще называют «способности», т.е. он начинает легко схватывать общую суть вопроса или приема деятельности. Если заранее не знать, что с ребенком специально (с 3 лет) занимались развитием логической сферы, то такой ребенок производит впечатление способного от природы, имеющего сильный мыслительный аппарат.

Начиная с 3-4 летнего возраста детям можно предлагать задания на:

  • выделение ярко выраженных признаков одного и того же объекта;
  • нахождение предмета с заданным признаком в группе однородных и разнородных объектов;
  • сравнение 2 объектов контрастных размеров по толщине, высоте, длине.

Детям 4-5 лет предлагаются задания на:

  • выделение такого свойства (признака) предметов, как общее название;
  • выделение предметов из группы по общему названию;
  • сравнение предметов;
  • распределение предметов на группы (классы) в соответствии с общим названием на серии из 3-5 объектов по величине.

 Дети 5-6 лет работают:

  • с заданиями на классификацию объектов в соответствии с такими свойствами, как цвет, размер, форма, назначение, материал, общее название;
  • устанавливают и продолжают простые логические закономерности;
  • моделируют отношения сериации (расположение объектов по степени выраженности какого-либо признака) с помощью наглядных моделей из полосок или кружков равномерно возрастающей или убывающей величины;
  • устанавливают отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое.

         При работе с этими заданиями последовательно и целенаправленно формируются приемы мыслительной деятельности, развивается логическая интуиция и словесно-логическое мышление (с опорой на осознанное использование словесно-логических моделей с употреблением связок «и», «или», «если… то…», а также кванторов общности и существования – слов «все», «всякий», «каждый», «любой», «существуют», «есть», «некоторые».

      Почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель – развитие логических приемов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.). Однако эти задания часто воспринимаются учителем как дополнительные и необязательные и потому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам класса. При этом опыт показывает, что отсутствие системы в работе над развитием логического мышления оказывает самое пагубное влияние на уровень сформированности мыслительных умений младших школьников.

     Целенаправленная работа в этом направлении позволяет выстроить систему приемов и заданий для индивидуальной работы с детьми по развитию логического мышления.

     Цель этих заданий – формирование и развитие простых логических действий на основе использования логического конструирования преимущественно на образном математическом материале.

     Кратко охарактеризуем систему заданий:

  • задания на выделение признаков одного или нескольких объектов (опознание признака, группировка объектов по выбранному признаку;
  • задания на прямое распределение признаков;
  • задания на распределение с использованием отрицания одного из признаков;
  • задания, связанные с изменением признака;
  • те же виды заданий, но трансформированные в другую графическую форму – матрицы (прямоугольные таблицы);
  • задания на поиск недостающей фигуры;
  • те же виды заданий, но трансформированные в новую графическую форму – алгоритмическую схему.

           В качестве одного из средств развития в учебно-познавательном процессе, позволяющем реализовать идею развития, выступают устные упражнения на этапе актуализации знаний, которые позволяют тренировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация), необходимые учащимся в процессе «открытия» нового знания. И на этапе «открытия» нового знания продолжается работа по формированию мыслительной культуры учащихся.

      Эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся. Реализация развивающего обучения составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит решению текстовых задач, так как именно задачи – мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, так и уровня умственных способностей.

         Стало традицией говорить об особом предназначении математики для развития логического мышления учащихся. Действительно, математические рассуждения с присущими им четкостью, последовательностью и лаконичностью являют собой яркий пример правильно организованного мышления, а владение математическим языком, понимание точного смысла утверждений и связей между логическими конструкциями в тексте задачи или доказательстве теоремы оказывает существенное влияние на языковое развитие личности и тем самым вносит весьма весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом. Однако не следует забывать, что искусство рассуждений одинаково во всех науках и сферах мыслительной деятельности человека, а, следовательно, умение рассуждать, доказывать или опровергать сказанное формируется не только на уроках математики, но и при изучении других дисциплин. Поскольку логика является основой всех наук, а не только математики, то логическая «линия» (точнее логико-языковая «линия») вообще, и в математике в частности, должна представлять собой интегрированную область познания, составленную, главным образом, на базе универсальных дисциплин, к которым относятся и предметы гуманитарного цикла, такие как русский язык, литературное чтение, риторика и т.д.

       Методика обучения русскому языку исходит из положения о связи языка и мышления. В прикладных целях, при выборе средств обучения, учитывается, прежде всего то, что в языке – в морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях – зафиксированы результаты отдельных мыслительных операций. Следовательно, овладевая речью, обучаясь родному языку, ребенок учится мыслить. На занятиях по развитию речи особое внимание должно уделяться методам языкового анализа и синтеза, использованию проблемно-поисковых ситуаций.

Языковой синтез может быть представлен заданиями нескольких видов:

  • синтез на уровне звуков и букв (составление слова из букв или звуков, составление слогов),
  • синтез слов (составление слов с заданным корнем, суффиксом, приставкой),
  • синтез морфологических форм (образование падежных форм, форм числа, склонение, спряжение),
  • синтез синтаксических конструкций.

      Таким образом, хочется отметить, что формирование логического мышления – это система последовательно, пошагово выстроенных задач, направленных на развитие мыслительной деятельности и доступных для решения всеми детьми данной возрастной группы. А для  реализации этой цели необходимы такие пособия для дошкольников и младших школьников, в которых существует специально выстроенная методика, направленная на формирование общеучебных, в том числе и общеинтеллектуальных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления у учеников младших классов

В процессе написания работы мною была изучена разнообразная литература на предмет содержания в ней логических задач и заданий развивающего характера. Решение логических задач и заданий развивающего ха...

Развитие логического мышления у учащихся младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления....

Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...

Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?От...

наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики

ВведениеЗа последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном про...

Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики

Большая часть детей дошкольного и младшего школьного  возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происхо...