Фрагменты уроков по применению деятельностного подхода в обучении.
методическая разработка (1 класс) на тему

Прончева Оксана Александровна

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не впрок, а в контекстежизненной ситуации, как "умение жить здесь и сейчас". Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, перерабатывать или создавать новую. И то, и другое, и третье - результат деятельности, а деятельность - это решение задач В этой работе я постаралась показать, как можно осуществить деятельностный подход в обучении уже в первом классе, не затрачивая на это много сил и времени при подготовке к уроку и во время работы с уащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагменты уроков по применению деятельностного подхода в обучении.

“Великая цель образования -
это не знания, а действия”

Герберт Спенсер

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Но их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов.

 Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте  жизненной ситуации, как "учение жить здесь и сейчас". Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, перерабатывать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к выводу о необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:

  • учет интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание - следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.[4]

Чтобы обеспечить разностороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы.

Хочу представить  вашему вниманию фрагменты конспектов уроков, проведенных в первом классе, направленные на решение конкретных учебных задач путем деятельностного метода обучения.

Математика (это не полная технологическая карта урока, а фрагмент)

Тема: «Уменьшаемое, вычитаемое, разность»

Программа «Школа России», учебник Моро, 1 класс

Деят. учителя

Деят. Учеников

1

(у детей конверт с материалом)

Работа в паре

  1. Составьте пример на сложение.
  2. Прочтите пример, называя компоненты при сложении
  3. Составьте пример на вычитание, используя эти же числа.
  4. Прочтите пример, называя компоненты (создана проблема: дети не знают названия этих компонентов)

- Где мы можем это посмотреть?

5)Сформулируйте тему урока.

6)Достаньте из конверта карточки со словами: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Давайте вместе подумаем, как может называться каждое число в примере.

7)Как мы можем убедиться в правильности ваших предположений?

8)Сделайте вывод: как называются компоненты при вычитании и почему?

9)Подумайте, как получить уменьшаемое?

10)Сделайте вывод: как получить уменьшаемое?

11)Подумайте, как получить вычитаемое?

12)Сделайте вывод: как получить вычитаемое?

  1. Учащиеся составляют.
  2. Ответы учащихся

  1. Работа учащихся

  1. Мы можем посмотреть в учебнике в названии темы урока (открываем, смотрим)
  2. Название компонентов при вычитании.
  3. Дети делаю предположения (основном они правильные)

7)Посмотреть в учебнике (дети сверяют свое решение этой задачи с информацией в учебнике)

8)Ответы детей.

9)Дети работают с наборным материалом, составляют пример для получения уменьшаемого.

10)Чтобы получить уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность.

11)Работа с наборным материалом, составляют пример для получения вычитаемого.

12)Чтобы получить вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Далее мы закрепляем материал: чтение, запись и решение примеров на вычитание;

решение примеров вида:

Δ-3=7              9-Δ=4

Δ=7+3             Δ=9-4        

Δ=10               Δ=5

Внимание! Взаимосвязь между компонентами при вычитании на данном этапе не изучается, но я считаю целесообразным показать ее, так как это удобно сделать, используя наборный материал и работу в паре для развития логического мышления и работая в области ближайшего развития ребенка для пропедевтики алгебраического материала.

Русский язык (это не полная технологическая карта урока, а фрагмент)

Тема: «Слова – названия предметов, действий предметов, признаков предметов»

Программа «Школа России», учебник Канакиной,

1 класс

Деят. учителя

Деят. учащихся

1

Заранее заготавливаются три таблички:

1)предметы

Кто? Что?

2)действие предмета

Что делает?

Что делают?

3)признак предмета

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

  1. (на слайде слова: девочка красивая читает

мальчик умный рассказывает (можно взять другие). Проблема: расположите слова в 3 группы.

2)Как только появились правильные варианты ответов, учитель записывает слова в три столбика на доске.

3)Учитель вызывает к доске трех учеников и раздает им заранее заготовленные карточки с названием слов предметов, действий, признаков.

4)Давайте каждого ученика у доски отошлем в нужное место. Как вы думаете, куда пойдет первый ученик (в предметы), второй ученик (в действия), третий – (в признаки)

5)Как мы разделили слова на группы?

6)На какие вопросы отвечают предметы?

7)Почему вопросов 2?

8)На какие вопросы отвечают действия предметов?

9)На какие вопросы отвечают слова-признаки предметов?

1)Дети думают, делают предположения (учитель ждет правильных ответов, можно задать наводящие вопросы, если возникли большие затруднения).

  1. Дети говорят учителю, где писать каждое слово.

  1. Вызванные дети становятся у доски так, чтобы все видели что у них в руках и сами они видели написанные на доске три группы слов.

4)Каждый вызванный ученик подходит к своей группе слов и магнитом прикрепляет свою табличку.

5)Мы разделили слова по названиям.

6)Ответы детей.

7)Бываю предметы живые и неживые. (одушевленные и неодушевленные)

8)Ответы детей. (вводим понятие единственное и множественное число)

9) Ответы детей. (вводим понятия рода и числа)

Далее мы закрепляем материал, используя дидактический материал учебника или подбираем другой материал.

Хочется отметить, что практически для каждой темы и по любому предмету можно подобрать материал, с помощью которого легко организовать деятельность учащихся для формирования обще-учебных умений. Даже в первом классе это сделать нетрудно, и это не занимает много времени на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая записка на тему "Применение деятельностного подхода на уроках литературного чтения"

Технология деятельностного подхода в обучении делает обучение мотивированным. Младшие школьники стремятся самостоятельно добывать знания, расширять кругозор, познавательный интерес....

Доклад на педсовете на тему "Результативность применения деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах"

Доклад на педсовете теоретического и практического характера. В данном материале деятельностный подход в обучении прослеживается на всех этапах урока....

"Деятельностный подход в обучении начальных классов. Построение образовательного пространства на основе деятельностного подхода"

любоУсвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усва...

Применение образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода в обучении.

В данном материале раскрывается понятие "системно-деятельностного подхода" в условиях реализации ФГОС. А также рассказывается о том,какие технологии  в условиях реализации системно...

фрагменты уроков с применением проблемного обучения

фрагменты уроков с применением проблемного обучения...