Формирование навыков беглого чтения у младших школьников
статья на тему

Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beglost_chteniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков беглого чтения у младших школьников

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.  Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.

По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

  • развитие оперативной памяти;
  • развитие периферического зрения (угла зрения);
  • формирование устойчивого внимания;
  • предупреждение повторов при чтении;
  • пополнение словарного запаса ученика;
  • развитие артикуляционного аппарата.

Всеволод Николаевич Зайцев

  • Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
  • Жужжащее чтение.
  • Ежеурочные пятиминутки чтения.
  • Чтение перед сном.
  • Режим щадящего чтения
  •  Прием стимулирования.

Одной из причин,  тормозящих процесс развития техники чтения, является слаборазвитая оперативная память. Что это значит?

Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из нескольких слов. Дочитав до 3-4 слова, он забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики.

Наиболее эффективны из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко оказались следующие упражнения:

  • Зрительный диктант,
  • Многократное чтение,
  • Чтение в темпе скороговорки,
  • Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Упражнения для развития навыка беглого чтения.

Игры на развитие кратковременной памяти

  • «Фотограф». В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями.
  • «Кто самый внимательный». Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом.  Дети должны за это время успеть прочесть слово.
  • «Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.

«Найди слова»
Задание: слова спрятались среди букв. Попробуй их найти.

Чтение строчек с прикрытой верхней половиной слов или прикрытой нижней половиной слов.

Чтение с помехой.

Чтение с решёткой

Упражнения, направленные на формирование устойчивого внимания.
Таблицы Шульте

«Игра в прятки».

Учитель начинает читать текст не сначала, а в любом месте, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя.  Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.

 

«Мнимое слово».  

Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.

      Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в собственных силах.  Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.

Упражнения на развитие периферического зрения (угла зрения)

Гимнастика для глаз.  (Все упражнения выполняются в положении сидя за партой).

  • Откинуться на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно, зажмурить глаза, открыть глаза.  Повторять 5-6 раз.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговое движение против часовой стрелки.
  • Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, затем перенести вор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторять 5-6 раз.

Выполнять  сидя.  Быстро  моргать  в  течение  1-2  мин.   Упражнение способствует улучшению кровообращения

Чтение «пирамидок слогов и слов».

Задание: смотри на цифру.  Читай слоги, слова.

«Непослушные слова».

Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.

        Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Приемы способствующие лучшему развитию навыков беглого чтения у младших школьников с ОВЗ"

выступление на МО на тему "Приемы способствующие лучшему развитию навыков беглого чтения у младших школьников с ОВЗ" . В докладе расскрываются особенности построения процесса качественного обучения бе...

Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Доклад на ШМО учителей начальных классов. В работе раскрывается понятие осознанного чтения в психолого-педагогической литературе, описывается процесс формирования навыка осознанного чтения и особеннос...

Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи у младших школьников с нарушениями интеллекта приводят к нарушению осознанности чтения. Особенности формирования навыка чтения проявляется уже...

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.

В работе раскрывается технология продуктивного чтения, методы и приемы формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы....

Формирование эффективных навыков беглого чтения у младших школьников.

Описание некоторых упражнений, которые могут помочь повысить скорость чтения младших школьников....

Современный подход к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников

1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования п...