Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии.
презентация к уроку на тему

Гончарова Наталья Николаевна

Данный материал может быть полезным как для работы (коррекция дислексии) с школьниками так и дошкольниками (профилактика дислексии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Дислекия1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101 города Тюмени Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии. Выполнила: учитель - логопед Гончарова Н.Н.

Слайд 2

Титульный лист Содержание Определение дислексии Причины дислексии Классификация дислексии Основные методы и приемы по преодолению дислексии на уроках литературного чтения Литература Содержание:

Слайд 3

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Слайд 4

Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией . Эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.

Слайд 5

По степени выраженности выделяют: АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата). ДИСЛЕКСИЮ Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться удетей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью .

Слайд 6

В основе дислексии могут лежать различные этиологические причины: - биологические причины: недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный), патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе чтения.

Слайд 7

При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития. - социально-психологические причины: к таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. д.

Слайд 8

По А. Егорову четыре ступени навыка чтения: 1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв. 2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

Слайд 9

3. Становление целостных приёмов восприятия. Слова знакомык простые по структуре , читаются целостно. Трудные по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка. 4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача – осмысление прочитанного.

Слайд 10

Классификация Р.И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения. С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: - фонематическая; - оптическая; - аграмматическую; - мнестическая; - семантическая; - тактильная;

Слайд 11

Фонематическая дислексия – вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии. Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.

Слайд 12

Вторая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза. В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа: - определение наличия (отсутствия) звука; - определение первого (последнего) звука; - определение места звука в слове (начало, середина, конец); - определение количества звуков определение последовательности звуков; - определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки);

Слайд 13

При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов. Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

Слайд 14

Различные нарушения: - зрительного гнозиса; - оптико-пространственного гнозиса и праксиса; - несформированность пространственных представлений. Аграмматическая дислексия – проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Слайд 15

В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки: изменение падежных окончаний существительных, числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже; прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов.

Слайд 16

Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Мнестическая дислексия. Обусловлена нарушениями речевой памяти , вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв).

Слайд 17

Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Слайд 18

Основное нарушение при тактильной дислексии -нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв). Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения).

Слайд 19

Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислексии: - замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв; - нарушения слияния букв в слоге; - искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов); - нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения; - аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение;

Слайд 20

Неречевая симптоматика дислексии 1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).

Слайд 21

Основные методы и приёмы при работе по преодолению дислексии на уроках литературного чтения

Слайд 22

Основные приемы и методы работы с детьми дислексиками: Массаж 1. Оттянуть уши вперёд. Затем назад. Медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз. 2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30. 3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Слайд 23

Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов: 1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука: в начале, в середине и в конце слова .

Слайд 24

2. Определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона )

Слайд 25

Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком .

Слайд 26

3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных:

Слайд 27

4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква: 5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?

Слайд 28

6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями :

Слайд 29

7. Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные):

Слайд 30

Модифицированные зрительные диктанты Федоренко – Пальченко. Диктант №1 1. Тает снег. (8 букв) 2. Идет дождь. (9) 3. Небо хмурое. (10) Диктант №22 1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45) 2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46) 3. По нашему краю течет красивая полноводная река Енисей. (46)

Слайд 31

Зеркальное рисование Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Слайд 32

- чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения; - рисовать то же самое обеими руками вместе; - рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии; - так же рисовать круговыми, синусоидовидными движениями; - рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси; - рисование несложных орнаментов: совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному.

Слайд 33

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Можно предложить детям следующие упражнения: 1. Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные. Вот ладошка, вот кулак. Всё быстрей делай так. 2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять. Мы играли в ладушки— Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем.

Слайд 34

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук. Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве, Смена рук. И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков! 4. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз: Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь). 5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук. Вертишейки, вертихвостки Не хотят носить обноски — Им бы праздничные блестки Да высокие прически !

Слайд 35

Интеллектуально – развивающие словесные игры: Анаграмма (греч. ) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон . Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка . (Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой. Примеры : карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота,

Слайд 36

Цепочки слов. Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку : мышка - мошка - кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, Например: Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать. (Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век; час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гон

Слайд 37

Ребусы:

Слайд 38

Слова-перевертыши: молоко - окмоол игрушка - гришука кукла - лукка мама - аамм каша - аакш коляска – яклоаск Ехала деревня Мимо мужика, А из-под собаки Лают ворота:

Слайд 39

Слова матрешки Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например: ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА; АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК; КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ. Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные ц епочки.

Слайд 40

К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные .

Слайд 41

Задание предполагает прочтение слова и соединение его с соответствующей картинкой. Вставь букву

Слайд 42

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он: 1) плохо различает и воспроизводит звуки; 2) с трудом учит стихи; 3) путается в порядке следования времён года и дней недели; 4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три; 5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами; 6) плохо ориентируется в понятиях “право - лево”; 7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки; 8)затрудняется в составлении рассказа по серии картинок. Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т.н. сенсомоторный уровень.

Слайд 43

Логопедия - Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

В публикации представлены направления работы в профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников....

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников

Вопрос чтения и не читающих современных детей на сегодняшний день встает критически остро. Снижение мотивации к  читательской деятельности и потребности учиться у детей неразрывно связано с...

Рекомендации родителям по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников

13 рекомендаций по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников...