Мастер-класс:«Разработка индивидуального образовательного маршрута как одна из форм личностно-ориентированного обучения»
материал на тему

Мезенцева Татьяна Сергеевна

Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №14 г.Тайшета

Мастер-класс «Разработка индивидуального образовательного маршрута как одна из форм личностно-ориентированного обучения»

Автор: Мезенцева Татьяна Сергеевна –

учитель начальных классов

Ребенок младшего школьного возраста

учится лучше и научится большему,

когда он изучает то, что

соответствует его интересам

и потребностям.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются уже в начальной школе. У нас можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. С такими детьми я предлагаю разработать индивидуальный образовательный маршрут по предмету.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут?  

Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

       Цели:

-создание условий для развития творческой личности;

-развитие индивидуальности ребенка, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;

-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ученика;

-развитие духовно-нравственных основ личности ребенка;

       Принципы:

-принцип развивающего и воспитывающего обучения;

-принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;

-принцип учета возрастных возможностей;

     При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

      1)  Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

     2) Углубление.  Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

     3) Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, которое   выходит за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.

     4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.

Методы и средства обучения при реализации индивидуальных маршрутов

   - Ведущими и основными являются методы творческого характера-  проблемные, поисковые, исследовательские, проектные. Они применяются в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

      В своей деятельности учителя разрабатывают индивидуальные образовательные  маршруты на одного или группу учащихся по выбранному предмету. Педагог совместно с ребенком и его родителями разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на каждый год обучения в начальной школе (Приложение 1).

(Бланк показываю, и учителя видят его у себя на столах)

       Сейчас  изучим рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными детьми.

Эти рекомендации помогут вам при работе в группах.

Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными школьниками.

1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.

2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.

3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.

4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и  т.д.

5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.

6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.

7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.

 Эту работу можно проводить не только с одаренными детьми. По такому маршруту может работать учитель с ребенком, имеющим большое количество пропусков. Поможет такой вид работы  и с детьми, обучающимися по программам другого вида, а так же при обучении детей на дому.

 Групповая работа.

      Учителя разделены на группы. Участникам группам предъявляются бланки, набор учебников по математике, русскому языку и окружающему миру, набор тетрадей и рекомендации.

       Итак, вам предлагается разработать индивидуальный образовательный маршрут для работы с учащимися. Одна группа разработает маршрут по окружающему миру для детей с легкой умственной отсталостью, другая по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью, а третья по математике для детей с легкой умственной отсталостью.

  Давайте проверим, как группы справились с заданием. Представление работы     каждой группы.

Группы представляют свои наработки.

Подведение итогов работы групп.        

3. Подведение итогов.

Включение учащихся в работу по индивидуальным образовательным маршрутам способствует повышению познавательного интереса, осуществлению дифференцированного подхода, развивает творческие способности, воспитывает самостоятельность и инициативность.

     Результативность. 

В результате этого наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.  Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов исследовательских работ.

4. Рефлексия.

                 Выберите афоризм, который больше всего подходит к теме нашего        

занятия и почему.

  • «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
  • «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
  • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
  • «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
  • «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.

       Давайте сделаем вывод:

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные  нашим ученикам, и они, достигнут  соответственных высот,  или они останутся нераскрытыми.

Педагог совместно с ребенком и его родителями разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на каждый год обучения в начальной школе (Приложение 1).

Приложение 1

Индивидуальный образовательный маршрут

Морозова Артема на -------уч.г.

Рефлексия

Психолого-педагогическая поддержка, кураторство

Диагностика, анализ

Знаю-умею-достиг

1.Хороший уровень знаний по математике и окружающему миру.

2.Особый интерес вызывает проблема здоровья человека.

3.Умею писать небольшие доклады, делать презентации, пользоваться Интернет.

4.Мои результаты:

  • 1 место в городском конкурсе рисунка «Нижегородский край – моя Родина»,
  • 1 место в городском конкурсе творческих работ «Учительница первая моя»,
  • 1 место во Всероссийской дистанционной викторине «Потерянный мир», 
  • 3 место во Всероссийской дистанционной викторине «В мире сказок»,
  • 1 место во Всероссийской дистанционной викторине «Занимательная математика»

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная.

Задачи куратора:

  1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.
  2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка.
  3. Развивать навыки исследовательской деятельности.
  4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.

Проектирование

Хочу узнать – научиться-достичь

1.Заниматься исследовательской деятельностью в области биологии.

2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня.

Для составления ИМ из «Матрицы возможностей» выбираются конкретные виды деятельности:

  1. Научно-исследовательская работа в рамках НОУ младших школьников «ЮниС».
  2. Решение задач экологической направленности в рамках занятий «Импульс» (отделение «Школы высоких достижений»).
  3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.

Организация

Мои шаги в достижении цели

- чтение дополнительной научной литературы по предметам,

- занятие в школе одаренных детей «Импульс»,

- работа в НОУ,

- участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях

ноябрь

декабрь

январь

февраль

апрель

  1. участие во Всероссийской дистанционной

викторине  «Таинственный мир растений»;

  1. участие в конкурсе по русскому  

языку  «Русский медвежонок»

участие в предметной неделе по филологии – конкурс необычных сказок

участие в предметной неделе по окружающему миру – проект «Скажи наркотикам: НЕТ!»

  1. участие в игре  по математике  «Кенгуру»,
  2. участие в предметной неделе по математике -  Математический КВН между 4 классами

участие в школьной научно-практической конференции «Старт в науку»

- консультации куратора,

- занятия в школе одаренных детей «Импульс» при МОУ «СОШ №7»

Мониторинг и анализ

Узнал – научился – достиг

1.Мои победы:

- 1 место во Всероссийской дистанционной викторине  «Таинственный мир растений»;

- 1 место в школьной научно-практической конференции «Старт в науку»

2. Мои открытия

– написание научной работы «Есть или не есть: вот в чем вопрос»

3.Мои достижения: завершил обучение в начальной школе с одной «тройкой» по русскому языку

Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности.

Артем принимал активное участие во всех предметных неделях. В составе команды «Ум2» победил в математическом КВНе среди 4-х классов.

Роль дятла в спектакле «Как Медведь трубку курил» (проект «скажи наркотикам: НЕТ!») была очень интересно исполнена и произвела на зрителей прекрасное впечатление.

Сказка «Как винчестер вирусы одолел» заняла 1 место в школьном конкурсе необычных сказок.

Научная работа по биологии «Есть или не есть: вот в чем вопрос» была признана лучшей в секции «Биология» в школьной научно-практической конференции «Старт в науку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут: Волейбол - форма жизни, ученика 3 класса Маркина Сергея.

Название спортивной секции: Волейбол – форма жизниКраткое описание:Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообра...

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....

Система работы с одаренными детьми как одно из направлений личностно-ориентированного обучения

У каждого ребенка есть способности и таланты.  Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое рук...

Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"

Цель мастер-класса - поделиться опытом  планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...

Мастер-класс_ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов

Мастер-класс_ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов...