Рабочие программы для подготовительного класса
рабочая программа на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

Рабочие программы по математике и лепке для  детей подготовительного класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по  предмету «Развитие математических представлений»

для подготовительного  класса

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения ООП НОО, на основе авторской   программы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова «Математика».

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

К шести годам ребенок усваивает относительно широкий круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве и времени.

В подготовительном классе учитель должен содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовить детей к школе.

В подготовительном классе рекомендуется проводить два занятия в неделю – 66 занятий в год. На занятиях наряду с объяснением учителя и совместными действиями детей обязательно предусматривается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом.

Основными целями обучения математике являются:

•        Математическое развитие дошкольников.

•        Формирование системы начальных математических знаний.

•        Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Основные задачи:

  • Создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у дошкольников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения.
  • Сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач.
  • Научить пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах обыденной практической жизни).
  • Ведущие принципы обучения математике  — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в подготовительном классе начальной школы отводится по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 66 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения математике у  дошкольников направлено на формирование у обучающихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Обучающиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.

Содержание программы.

В примерной программе по математике, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования, представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения»,«Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».

Предметное содержание направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности обучающихся.

Содержание предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности.Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в подготовительном классе в школе для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

Планируемые результаты  освоения программы:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Устанавливают связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находят части целого множества и целое по известным частям.
  • Считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносят цифру (0–9) и количество предметов.
  • Составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками («+», «–», «=»).
  • Различают величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес), время и способы их измерения.
  • Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимают зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Делят предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивают целый предмет и его часть.
  • Различают и называют: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб; проводят их сравнение.
  • Воссоздают из частей, видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному результату; составляют из малых форм большие
  • Сравнивают предметы по форме.
  • Узнают знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира.
  • Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначают взаимное расположение и направление движения объектов; пользуются простейшими знаковыми обозначениями.
  • Определяют временные отношения (день – неделя – месяц), время по часам с точностью до 1 часа.

Знают:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Арифметические знаки «+», «–», «=»; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5 рублей.
  • Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года***.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

•        понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

•        понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

•        принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

•        выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

•        осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию под руководством учителя;

•        осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

             Обучающиеся получат возможность научиться:

•        понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

•        выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

•        фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные

Обучающиеся научатся в соответствии с индивидуальными возможностями:

•        понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

•        понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

•        проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

•        определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

•        выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

•        осуществлять синтез как составление целого из частей;

•        иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

•        находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

•        выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

•        находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

•        устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

•        применять полученные знания в измененных условиях;

•        объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

•        выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

•        задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

•        воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

•        уважительно вести диалог с товарищами;

•        принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

•         понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

             Обучающиеся получат возможность научиться:

•        применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

•        включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться;

•        слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

•        интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

•        аргументировано выражать свое мнение;

•        совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

•        оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

•        признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

•        употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       У обучающихся будут сформированы:

•        начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

•        начальные представления о математических способах познания мира;

•        начальные представления о целостности окружающего мира;

•        понимание смысла выполнения контроля и оценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

•        проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;

•        осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

           Обучающееся получат возможность для формирования:

•        основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»,  отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

•        учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

•        способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

Календарно - тематическое  планирование 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.

Темы

кол-во часов

1

Деление множества (группы предметов) на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком.

1

2-3

Объединение частей в целую группу (множество), дополнение, удаление из множества части (частей), сравнение отдельных частей.

2

4

Установление зависимости между множеством и его частью.

1

5

Нахождение по части целого и по целому его части

1

6-7

Закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

2

8

Отсчитывание предметов по образцу и заданному числу из большего количества.

1

9

Счет на слух, по осязанию, счет движений (в пределах 10)

1

10-11

Счет предметов, звуков, движений в пределах 20. Знакомство с особенностью образования чисел второго десятка (при условии успешного овладения навыками счета до 10)**

2

12-13

Развитие понимания независимости числа от пространственно-качественных свойств предметов (цвета, формы, размера), расположения предметов в пространстве, направления
счета (слева направо, справа налево, с середины, от любого предмета)

2

14- 23

Знакомство с цифрами 0–9

10

24-25

Определение количественного состава числа из единиц
(в пределах 10)

2

26-27

Закрепление навыков порядкового счета (в пределах 10); уточнение значения вопросов: «сколько?», «какой?», «который?», представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом

2

28-29

Развитие представления о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание последующего и предыдущего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах 10, взаимно-обратных отношений между рядом стоящими числами
в пределах 10 (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1 и др.)

2

30-31

Называние чисел в прямом и обратном порядке от любого
числа (устный счет) в пределах 10.

2

32-33

Называние предыдущего и последующего чисел к названному числу или обозначенному цифрой, называние пропущенного при счете числа, понимание выражений «до» и «после»

2

34-35

Уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части

2

36-44

Ознакомление с составом чисел из двух меньших (на числах до 10)

Состав чисел 2, 3,4,5,6,7,8,9,10

9

45

Знакомство с монетами достоинством в 1, 2, 5 рублей, 1, 5, 10 копеек, их набором и разменом

1

46

Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание.

1

47

Знакомство со способами вычислений (присчитывание второго слагаемого и отсчитывание вычитаемого по единице).

1

48

Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков («+», «–», «=»)

1

49

Счет предметов со сменой основания счета (счет групп)

1

50

Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

1

51

Развитие понимания зависимости результата измерения длины
от величины меры

1

52

Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

1

53

Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры

1

54

Сравнение предметов по весу (тяжелее – легче). Знакомство
с весами

1

55

Развитие представлений о геометрических фигурах

1

56

Знакомство с многоугольником, его элементами (углы, вершины, стороны).

1

57

Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек

1

58

Развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради).

1

59

Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, вокруг и т. д.

1

60

Определение направления движения в пространстве (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз)

1

61

Развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями

1

62

Моделирование пространственных отношений с помощью плана, схемы

1

63

Элементарные представления о времени, развитие чувства
времени

1

64

Повторение.Нумерация чисел первого десятка

1

65-66

Повторение. Решение  простейших  задач

2

итого:

66 часов



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Первые шаги в математику».

Пояснительная записка

Подготовительный  класс      

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения ООП НОО, на основе авторской   программы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова «Математика».

Место курса в учебном плане

На изучение математики в подготовительном классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 33 часа.

Основными целями обучения математике являются:

  • Математическое развитие дошкольников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Основные задачи:

  • Создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у дошкольников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения.
  • Сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач.
  • Научить пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах обыденной практической жизни).

Ведущие принципы обучения математике  — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения математике у  дошкольников направлено на формирование у обучающихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Обучающиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.

Основные содержательные линии.

В примерной программе по математике, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования, представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения»,«Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».

Предметное содержание направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности обучающихся.

Содержание предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Арифметические действия

Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения (больше на.., меньше на..).  Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник.

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний.

Темы учебного курса.

Тема

Кол-во часов

Рабочая программа

1

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

2

2

ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0

Нумерация

14

3

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10

Сложение и вычитание

15

4

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 0 классе»

2

всего

33 часа

Планируемые результаты освоения программы к концу подготовительного класса:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


      У обучающихся будут сформированы:

  • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
  • начальные представления о математических способах познания мира;
  • начальные представления о целостности окружающего мира;
  • понимание смысла выполнения контроля и оценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
  • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
  • осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

           

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
  • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
  • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию под руководством учителя;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Познавательные

Обучающиеся научатся в соответствии с индивидуальными возможностями:

  • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
  • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
  • выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
  • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
  • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
  • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Коммуникативные 

Обучающиеся научатся:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
  • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
  • уважительно вести диалог с товарищами;
  • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
  •  понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся научатся в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями:

  • считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
  • читать, записывать (в зависимости от физических возможностей), сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
  • объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
  •  распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10) и продолжать ее;
  • выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр)

Обучающиеся научатся:

  • понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
  • выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
  • выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10
  • решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
  • составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
  • отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения под руководством учителя;
  • устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи под руководством учителя;
  • понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
  • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве:  слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
  • находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
  • распознавать, называть,  изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
  • находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
  • измерять (с помощью линейки) и записывать или правильно говорить длину (предмета, отрезка), используя изученные единицу длины сантиметр;
  • чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки (в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося);
  • выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
  • читать небольшие готовые таблицы под руководством учителя;
  • строить несложные цепочки логических рассуждений под руководством учителя;
  • определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.


Тематическое планирование по предмету «Первые шаги в математику» 1 час в неделю,  всего 33 часа  за год

Тема

Цели

кол-во часов

1

Подготовка к изучению чисел

Формировать общие представления о действии сложения как объединении частей в единое целое, об отношении и зависимости части от целого.

Закрепить представление о равенстве и неравенстве: воссоздавать равное
(и неравное) количество предметов по образцу и заданному числу.

Учить самостоятельности при выборе способа (приема) сопоставления групп предметов

1

1

1

1

2

Пространственные и временные представления

Развивать общее представление о действии вычитания как части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей.

Закрепить знания состава числа из двух меньших (в пределах 5) на конкретном материале

3

Образование чисел с 6 до 10

Повторить образование чисел второго пятка. Рассмотреть образование двух чисел (например, 6 – из 5 и 1, 6 без 1 равно 5).

Закрепить понятия: об образовании последующего числа добавлением единицы к предыдущему; образовании предыдущего числа удалением единицы из последующего

4

Упорядочивание по разным основаниям. Прямой и обратный счет в пределах 10

Закрепить навыки количественного счета в пределах 10.

Учить считать в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и независимо от формы расположения предметов

5

Сравнение объектов по определенному признаку. Ориентирование в пространстве и на плоскости.

Закрепить умение сопоставлять совокупности разных предметов, и разбивать группы
на подгруппы и сопоставлять друг с другом.

Упражнять в подсчете клеток в тетради, рисовании отрезков длиной в 5 клеток и т. д.

Развивать координацию движений рук и глаз

1

1

1

1

6

Сравнение групп объектов. Выделение признаков каждой группы

Закрепить умение сравнивать предметы, отличающиеся каким-либо одним признаком, устанавливать количественные соотношения между ними.

Учить группировать предметы по 2–3 разным признакам (размер, форма, расположение и т. д.)

7

Понятия «больше», «меньше», «столько же». Способ сравнения количества без пересчета

Закрепить понятия
«столько же», «больше», «меньше».
Учить находить способы, с помощью которых удобнее и быстрее считать  предметы в зависимости  от характера их расположения

8

Число и цифра. Способы изображения чисел.

Формировать понятие числа при счете не только
реальных предметов и изображений, но и звуков,
движений.

Учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь)

9

Сопоставление числа и количества предметов

Формировать понятие о том, что число (количество предметов) не зависит
от формы расположения предметов, расстояния между ними, цвета, формы, размера и направления счета.

Закрепить понятие о том, что число изменяется только в том случае, если к группе добавляются предметы или удаляются из нее

1

1

1

1

10

Количественный, порядковый счет в пределах 20.

Познакомить со счетом в пределах 20, особенностью образования двузначных чисел (11–20).

Закрепить:

– знание о составе чисел из единиц первого пятка;

– умение сопоставлять численность множеств предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, красных и синих)

11

Образование чисел второго десятка

Упражнять в устном счете в пределах 20.

Закрепить знания об особенностях образования двузначных чисел в пределах 20

12

Устная нумерация двузначных чисел второго десятка

Формировать понятие числа (в пределах 20) не только реальных предметов и изображений, но и звуков, движений.

Учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь)

13

Число и цифра 0.

Письмо цифры 0

Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать не только сосчитав их, но и глядя на цифры.

Учить:

и– соотносить цифру и количество предметов;

– рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры.

Познакомить с цифрой 0

1

1

1

1

14

Сравнение конфигураций цифр 1, 4, 7

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ознакомить с цифрами 1, 4 и 7.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр

15

Сравнение конфигураций цифр 2, 5

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ознакомить с цифрами 2 и 5.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр

16

Сравнение конфигураций цифр 3, 8

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ознакомить с цифрами 3 и 8.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр

17

Сравнение числовых характеристик множеств.

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр

1

18

Состав изученных чисел5

Закрепить знание о количественном составе чисел
из единиц (в пределах 5).

Ознакомить с цифрами
6 и 9.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр

19

Число и цифра 6

Познакомить с количественным составом
числа 6.

Закрепить представление о цифре 6

1

1

20

Число и цифра 7

Ознакомить с количественным составом числа 7 из единиц.

Закрепить представление о цифре 7

21

Число и цифра 8

Ознакомить с количественным составом числа 8
из единиц.

Закрепить представление о цифре 8

1

1

1

1

22

Число и цифра 9

Ознакомить с количественным составом числа 9
из единиц.

Закрепить представление о цифре 9

23

Число и цифра 10

Ознакомить с количественным составом числа 10 из единиц.

Закрепить представление о цифрах 1, 0

24

Количественные и порядковые числительные

Закрепить:

– навыки порядкового счета (в пределах 10);

– понятие порядкового значения числа и порядковых отношений.

Уточнить знание вопросов «сколько?», «какой?»,
«который?»

25

Ориентирование в пространстве: использование предлогов: на, в, под, между,перед, за, над.

Закрепить представление о взаимном расположении предметов в ряду.

Учить: пользоваться в речи предлогами и наречиями, обозначающими пространственно-временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше); определять последовательность всех дней недели

1

1

1

1

26

Упорядочивание по разным основаниям

Формировать умение
называть последующее и предыдущее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.

Упражнять в установлении соответствия между количеством предметов и цифрой в пределах 10

27

Упорядочивание по разным основаниям

Упражнять:

– в назывании последующих и предыдущих чисел;

– в сравнении рядом стоящих чисел

28

Закрепление пройденного материала

Закрепить умение называть последующее и предыдущее число.

Побуждать, используя наглядный материал, доказывать, что 8 меньше 9 на 1,
а 9 больше 8 на 1, между
ними находится число 7

29

Равенства и неравенства

Учить формулировать свое высказывание, правильно использовать знаки «больше», «меньше», «равно»

1

1

1

1

30

Равенства и неравенства

Закрепить: умение сравнивать рядом стоящие числа; умение уравнивать множества.

Учить самостоятельно выбирать способ доказательства, что одно множество больше другого: путем составления пар, расположения напротив друг друга, соединения стрелками или замещения реальных предметов символами

31

Прямой и обратный счет в пределах десяти

Учить называть числа в прямом и обратном порядке на конкретном предметном материале в пределах 10.

Закрепить знание о составе чисел из единиц первого пятка и определение количественного состава чисел из единиц второго пятка

32

Закрепление пройденного материала

Закрепить:

– знание о назывании чисел в прямом и обратном порядке на наглядном материале;

– знание о количественном и порядковом значении
числа в пределах 10.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке без наглядного материала

33

Повторение изученного

Закрепить:

– знания об отношении целого и его частей; – приемы деления на две равные части.

Ввести понятие «одна вторая часть».

Упражнять в делении и составлении целой фигуры, работая с листом бумаги, квадратом, кругом

1

Итого: 33 часа



Предварительный просмотр:

Программа по лепке для подготовитвельного класса

1.Пояснительная записка

        Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по технологии  под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

     Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Знание последовательности этапов работы,  четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • Освоение продуктивной проектной деятельности.
  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:        

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 - развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

-  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

2.Общая характеристика  учебного предмета.

Теоретической основой данной программы являются:

-  Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности: переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Программа обеспечивает изучение начального курса  технологии   через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности.   Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы  с технологической картой.

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор  и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние,  и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

3. Место предмета  «Технология» в учебном плане:

На изучение технологии в  подготовительном классе отводится 1 ч в неделю.  Курс рассчитан  на 33 ч.  (33 учебные недели).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуаль­ного, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

-  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

       - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В результате освоения курса  ученик должен:

знать/понимать

  • значение слов: художник, народный мастер; композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
  • выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
  • конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
  • пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
  • выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
  • проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
  • проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.

6.Содержание курса

Лепка (33 ч.)

В    каждой теме реализован  принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

         Особое внимание в программе отводится содержанию практических  работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы)  разметки, раскроя, сборки, отделки;
  •  первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;  
  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  • изготовление  преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного  восприятия);
  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
  • использование в работе  преимущественно конструкторской, а не  изобразительной деятельности;
  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

     Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.  

В программу включены элементы национально – регионального  компонента: названия  бурятских природных материалов,  промыслов, фамилии бурятских  художников и мастеров.


 Тематическое планирование раздела «Лепка»

№ п/п

Тема

Содержание

Дата  по плану

Дата по факту

1

Колобок

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики

Игры

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций  произведений живописи и книжной графики, тематических выставок  (по временам года, настроению и др.)

Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности

Создание макетов, коллекций и их оформление

Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики

Игры

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций  произведений живописи и книжной графики, тематических выставок  (по временам года, настроению и др.)

Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

2

Колечки

3

Мостик

4

Грибы

5

Овощи

6

Печенье для кукол

7

Фрукты

8

Котёнок

9

Лужок

10

Гусеница

11

Мудрая сова

12

Матрёшка

13

Мышка

14

Ёлочка

15

Дед  Мороз

16

 Снегурочка

17

Зверюшки на новогоднем празднике.

Коллективная работа

18

Северный олень

19

Дед Мазай и зайцы (по сказке)

20

Мы любим спорт»

Коллективная форма работы

21

Утица-крылатка

22

Чашки - кружки

23

Букет из роз

24- 25

Мебель для кукол

26

Сказочная рыбка

27

Ракета

28

Учимся лепить птиц

29

Автомобили

30

Светофор

31

Три медведя (по  сказке Л. Н. Толстого)

32

Ваза для весенних цветов

33

Что мы умеем и любим лепить

Итого:

Литература.

  1. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  2. Голицына Н.С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование.–М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности  в  группе детского сада. Конспекты занятий. -2-е издание, исправленное. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Программа  под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для подготовительного класса школы 2 вида

Рабочая программа для подготовительного класса школ  2 вида ( для слабослышащих детей)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению грамоте

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Адаптационно-подготовительных занятийдля будущих первоклассников»по обучению грамоте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по математике

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по математике...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы

Настоящая рабочая программа по развитию детей подготовительной  группы (6-7 лет) МК ДОУ детский сад №156 «Сказка» г. Новосибирск  разработана на основе примерной основной общеобр...

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  «Новодугинский детский сад»    ПРИНЯТА...

Адаптированные рабочие программы для подготовительного класса. (ОВЗ НОДА вариант 6.3, надомное обучение)

Рабочие программы составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптиров...