Адаптированные рабочие программы для подготовительного класса. (ОВЗ НОДА вариант 6.3, надомное обучение)
рабочая программа по математике

Рабочие программы составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по математике для подготовительного класса

(ОВЗ НОДА вариант 6.3, надомное обучение)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

Цели и задачи:

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с ОВЗ НОДА (вариант 6.3).

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

- формирование доступных умственно обучающихся с НОДА и умственной отсталостью математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с НОДА и умственной отсталостью средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль            и самоконтроль;

- личностное развитие обучающихся, основанное на принятии новой для них социальной роли ученика и включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.

Место учебного предмета «Математика» в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом индивидуального обучения на дому рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Математика. 1 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. В 2 частях. Часть 1/ Т.В.Алышева. – М.: Просвещение, 2017.

Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. В 2 частях. Часть 1/ Т.В.Алышева. – М.: Просвещение, 2016.

Содержание учебного предмета

Свойства предметов

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение.

Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

Временные представления

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Геометрические формы

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.

Числа 1–5

Счет предметов в пределах 5. Количественные, порядковые числительные, цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотношение количества, числительного, цифры. Получение чисел пересчитыванием предметов.

Измерение длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества произвольной меркой.

Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Сравнение чисел путем установления взаимно однозначного соответствия, а также по месту в числовом ряду. Состав чисел из двух слагаемых.

Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий (« + » и «–»).

Простые задачи на нахождение суммы, остатка, решаемые на основе выполнения практических действий.

Структура задачи: условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ.

Планируемые образовательные результаты

Свойства предметов

Учащиеся получат возможность научиться:

– определять цвет, величину, массу, размеры, форму предметов, различать предметы по этим параметрам.

Сравнение предметов

Учащиеся получат возможность научиться:

– определять положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;

– называть слова, их обозначающие;

– сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку».

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Учащиеся получат возможность научиться:

– оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

Учащиеся получат возможность научиться:

– увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества, объяснять эти изменения.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Учащиеся получат возможность научиться:

– определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;

– устанавливать и называть порядок следования предметов.

Временные представления

Учащиеся получат возможность научиться:

– называть части суток, порядок их следования, дни: вчера, сегодня, завтра.

Геометрические формы

Учащиеся получат возможность научиться:

– узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;

– определять форму знакомых предметов.

Числа 1–5

Учащиеся получат возможность научиться:

– определять количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых; названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания;

– писать (печатать) цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;

– пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания; производить и записывать (печатать) действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;

– решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать (печатать) решение задачи в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать (печатать) с наименованиями;

        – выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.

Тематическое планирование

Тема/раздел

Количество часов

1.

Свойства предметов

1

2.

Сравнение предметов

11

3.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

2

4.

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ

2

5.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

8

6.

Временные представления

5

7.

Геометрические формы

7

8.

Числа 1 - 5

29

9.

Итоговое повторение

1

Календарно-тематическое планирование учебного предмета

Дата

Тема урока

1.

Цвет, назначение предметов.

2.

Круг.

3.

Большой – маленький.

4.

Одинаковые, равные по величине.

5.

Слева – справа.

6.

В середине, между.

7.

Квадрат.

8.

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

9.

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

10.

Длинный – короткий.

11.

Внутри – снаружи, в, рядом, около.

12.

Треугольник.

13.

Широкий – узкий.

14.

Далеко – близко, дальше – ближе, к, от.

15.

Прямоугольник.

16.

Высокий – низкий.

17.

Глубокий – мелкий.

18.

Впереди – сзади, перед, за.

19.

Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за.

20.

Толстый – тонкий.

21.

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

22.

Рано – поздно.

23.

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

24.

Быстро – медленно.

25.

Тяжелый – легкий.

26.

Много – мало, несколько.

27.

Один – много, ни одного.

28.

Давно – недавно.

29.

Молодой – старый.

30.

Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

31.

Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

32.

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.

33.

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.

34.

Число и цифра 1.

35.

Число и цифра 1.

36.

Число и цифра 1.

37.

Число и цифра 2.

38.

Число и цифра 2.

39.

Число и цифра 2.

40.

Число и цифра 2.

41.

Шар.

42.

Число и цифра 3.

43.

Число и цифра 3.

44.

Число и цифра 3.

45.

Число и цифра 3.

46.

Число и цифра 3.

47.

Число и цифра 3.

48.

Число и цифра 3.

49.

Куб.

50.

Число и цифра 4.

51.

Число и цифра 4.

52.

Число и цифра 4.

53.

Число и цифра 4.

54.

Число и цифра 4.

55.

Число и цифра 4.

56.

Число и цифра 4.

57.

Число и цифра 4.

58.

Брус.

59.

Число и цифра 5.

60.

Число и цифра 5.

61.

Число и цифра 5.

62.

Число и цифра 5.

63.

Число и цифра 5.

64.

Число и цифра 5.

65.

Число и цифра 5.

66.

Итоговое повторение.




Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по русскому языку

для подготовительного класса

(ОВЗ НОДА вариант 6.3, надомное обучение)

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык» подготовительного класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

        Программа ориентирована на обучающихся с двигательными нарушениями средней и тяжелой степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющие недоразвитие речи осложненное дизартрическими нарушения и моторной алалией.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.

Для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (вариант 6.3 ФГОС НОО (ОВЗ)) учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА и умственной отсталостью реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, замещающее клавиатурное письмо, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий

Цели образовательно-коррекционной работы:

– формирование доступных учащимся знаний по русскому языку, умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к социальной адаптации;

        – максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета и коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

        – коррекция  и развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.);

– формирование манипулятивных функций;

– совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

– воспитание у школьников самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности;

– формирование умения работать по словесной инструкции, по алгоритму;

– формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей;

– развитие и обогащение связной речи, обогащение словаря;

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом индивидуального обучения на дому рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Комарова С.В. Принципы организации уроков развития устной речи в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида / С.В.Комарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2013.

Содержание учебного предмета

1. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

2. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму).

Данные разделы не предусматривают конкретного количества часов, так как работа проводится на каждом занятии в течение всего учебного года

Планируемые образовательные результаты

Учащиеся получат возможность научиться:

  • действовать по показу, по памяти после предварительного анализа, по словесной инструкции;
  • осуществлять выбор и группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);
  • осуществлять выбор и группировку геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);
  • осуществлять выбор и группировку предметов изображенных на рисунках (листья, фрукты, овощи и т.д.);
  • конструировать  из предложенных  геометрических форм, палочек;
  • обводить по клеткам;
  • пользоваться тетрадью, правильно держать ручку;
  • писать элементы букв, отдельные буквы.

Учащимся, у которых в силу их состояния не могут быть сформированы  графомоторные навыки, получат возможность научиться работать на клавиатуре: ориентироваться на клавиатуре, знать расположение основных кнопок, печатать символы и буквы.

Календарно – тематическое планирование учебного предмета

Дата

Тема урока

1.

Вводный урок.

2.

Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками.

3.

Рисование мелками линий  произвольной длины и направления.

4.

Ознакомление с шаблонами простой конфигурации, их соотнесение с предметами окружающей действительности.

5.

Обводка по шаблону круга в воздухе, на доске, на парте.

6.

Обводка по шаблону квадрата в воздухе, на доске, на парте.

7.

Рисование в альбоме круга по шаблону.

8.

Рисование в альбоме квадрата по шаблону.

9.

Рисование в альбоме треугольника по шаблону.

10.

Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с помощью учителя.

11.

Обводка цветными карандашами по контуру композиции из геометрических фигур.

12.

Рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов (круг - мяч, шарик, яблоко).

13.

Рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов (квадрат - флажок)

14.

Письмо элементов букв: наклонные палочки длинные.

15.

Письмо элементов букв: наклонные палочки длинные и короткие.

16.

Палочки с закруглением внизу.

17.

Палочки с закруглением вверху.

18.

Палочки с закруглением вверху и внизу (крючки).

19.

Письмо овалов.

20.

Письмо полуовалов.

21.

Письмо нижней петельки.

22.

Письмо петельки вверху.

23.

Чередование верхней и нижней петельки.

24.

Элемент буквы е.

25.

Соединение из одинаковых элементов.

26.

Буква а. Знакомство со строчной буквой а и упражнения в ее написании.

27.

Буква у. Знакомство со строчной буквой у и упражнения в ее написании.

28.

Слова ау и уа. Звуко-буквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв. Упражнения в написании данных слов.

29.

Буква о. Знакомство со строчной буквой о и упражнения в ее написании.

30.

Прописная буква О.

31.

Буква м. Знакомство со строчной буквой м и упражнения в ее написании.

32.

Прописная буква М.

33.

Обратные слоги ам и ум. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слогов.



Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по чтению

для подготовительного класса

(ОВЗ НОДА вариант 6.3, надомное обучение)

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Чтение» подготовительного класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

Программа ориентирована на контингент обучающихся с двигательными нарушениями средней и тяжелой степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющие недоразвитие речи осложненное дизартрическими нарушения и моторной алалией.

. Для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (вариант 6.3 ФГОС НОО (ОВЗ)) учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА и умственной отсталостью реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графомоторных навыков, пространственных и временных представлений, замещающее клавиатурное письмо, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Практическая направленность обучения, т.е. направленность на социализацию и воспитание автономности.

Цели образовательно-коррекционной работы

Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с НОДА с умственной отсталостью. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель обучения чтению детей с НОДА с умственной отсталостью неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Обучение в подготовительном классе формирует готовность к участию в систематических учебных занятиях. На уроках происходит обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных обучающимся с НОДА с умственной отсталостью видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).

Общая характеристика учебного предмета

В подготовительном классе реализуются следующие направления работы:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

- коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы школьников на основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев;

- практическое овладение понятиями слово и предложение, формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2–4 слов с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;

- знакомство с пятью звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, умение слышать звуки в начале и конце слова, выделять изучаемый звук;

- чтение двубуквенных слогов (закрытых и открытых) и слов из этих слоговых структур, их звуко-буквенный анализ (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня учащихся).

Знакомство учащихся только с печатным шрифтом при изучении букв объясняется сложностью параллельного усвоения и дифференциации четырех буквенных знаков, обозначающих один и тот же звук, а также теми трудностями, которые возникают у детей при переводе графического образа буквы с печатного на рукописный шрифт. В связи с этим в подготовительном классе школьники овладевают первоначальными навыками чтения в предельно ограниченном объеме, как с точки зрения буквенных знаков, так и слоговых структур. Подготовка учащихся к письму осуществляется в процессе выполнения различных по характеру упражнений: раскрашивание по трафарету геометрических фигур, рисование несложных орнаментов, обведение контуров рисунков, в том числе аналогичных буквенным знакам, письмо элементов букв и др.

Место учебного предмета «Чтение» в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом индивидуального обучения на дому рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комарова С.В., Якубовская Э.В. «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму». Учебно-наглядное пособие для подготовительного класса.

Обучение грамоте. Методические рекомендации. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные образовательные программы/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. – М.: Просвещение, 2016.

Содержание учебного предмета

Подготовка к усвоению грамоты включает в себя: 

1. Подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения:

- развитие слухового внимания, фонематического слуха;

 - элементарный звуковой анализ;

- совершенствование произносительной стороны речи;

- формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»; часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки»;

- деление слов на части;

- выделение на слух некоторых звуков; - определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

2. Подготовку к усвоению первоначальных навыков письма:

- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа;

- совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук;

 - усвоение гигиенических правил письма.

3. Речевое развитие:

- понимание обращенной речи;

- выполнение несложных словесных инструкций;

- называние предметов, подбор слов, характеризующих их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, материалу), подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по определенному признаку;

- обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям;

- активизация словаря;

- составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.);

- расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения;

- формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно- практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью, выражение своей просьбы и желания и т.п.;

- слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста;

- рассказывание сказки с помощью учителя с опорой на наглядность;

- разучивание коротких стихотворений с голоса учителя.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), их последовательное введение. Выкладывание и называние цветных полосок по показу учителя. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных коротких и длинных полосок по образцу схематического изображения знакомых предметов. Выкладывание по образцу из полосок (ниточек) различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта (А, У, М, О, Х, С, Н) без их называния.

Знакомство и последовательное введение простейших геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета (сначала из двух фигур, потом – трех). Выкладывание из геометрических фигур конфигураций знакомых предметов. Показ и называние предметов, их изображений в заданном порядке (2 – 3 предмета) слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки. Выкладывание из кубиков (4 кубика) картинки по образцу. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2 – 3) по заданной характеристике: цвету, форме, величине. Рисование, лепка, дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки, счетный материал, природный материал, геометрические формы и фигуры.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха и элементарного звукового анализа 

Различение звуков окружающей действительности, их узнавание (шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Использование игровых упражнений на определение источника звука (кто позвал?), направления звука (отгадай, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д. Дифференциация неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой или маленькой резиновой игрушки и т.д.

Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по имитации голоса: корова – му, собака – ав и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: как звенит комар, воет ветер, жужжит жук и др.

Работа над звукопроизношением 

Выполнение артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики. Подражание речи учителя; соотнесение звуков с реальным объектом; заучивание и четкое, правильное произнесение вслух слов, предложений, пословиц, строчек из стихотворений и т.п.

Слово 

Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением (черта черного цвета). «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами. Четкое различение предмета и слова (где предмет, а где записано слово?) Называние окружающих предметов, предметов на картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три, без ошибок повтори: дом – дым, мишка – миска, Боря - Поля) с показом предметов или их изображений. Выделение слов из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова) с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение 

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 слов, далее из 3 по подобию с опорой на картинку (Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает; Девочка читает. Девочка рисует, Девочка спит). Составление схем предложений (длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце). «Чтение» каждого предложения.

Деление предложения на слова, их фиксация условно-графической схемой и последующее «чтение» предложения. После того как у учащихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение.

Различение сходных предложений, сказанных учителем, показ ситуации на картинке: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря тоже машина. Катя держит мишку. Катя держит кошку.

После успешного формирования практических представлений о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы.

Часть слова (слог)

Деление двусложных слов на части (А-ня, О-ля, Ви-тя). Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация части слов (слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам с опорой на картинку и условно – графическую схему.

Дифференциация сходных слогов: ма – мо, со – су, ма – на, ва – фа, бо – по, ту – ду и т.д.

Буква 

Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и соотнесения ее со звуком): А, У, М, О, Х, С, Н.

Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга, объединение одинаковых букв, разных по размеру, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок.

Звук и буква 

Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других.

Слог

Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах (а - у, у – а), закрытые двубуквенные слоги (ам, ум); открытые двубуквенные слоги (ма, му). Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо. Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова».

Слово 

Чтение слов, состоящих из двух слогов с изученными слоговыми структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку).

Звук 

Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, назови на одном выдохе игрушки на столе (2 – 3) и др. Отработка четкого и выразительного произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем. Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приемов. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным значком (белым квадратиком). Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Планируемые образовательные результаты

Планируемые личностные результаты 

- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;

- расширение представлений о многообразии окружающего мира;

- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий и действий одноклассников;

- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

- принимать участие в диалоге;

- принимать участие в работе парами и группами;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;

- называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.

Планируемые предметные результаты 

Достаточный уровень:

- понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;

- дифференцировать шесть основных цветов, правильно называть их;

- выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур по образцу;

- дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками;

- исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;

- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;

- составлять предложения на основе выполненного действия, по картинке, по вопросу учителя;

- определять количество слов в предложении (2 – 3), выкладывать условно-графическую схему предложения и слов его составляющих;

- делить двусложные слова на слоги (части), с опорой на схему;

- выделять звуки А, У, М, О, Х, С, Н, в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

- знать наизусть 2 - 3 коротких стихотворения (четверостишия);

- рассказывать содержание знакомой сказки (рассказа) с опорой на иллюстрации, вопросы учителя;

- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры

- рисовать несложные орнаменты, рисунки;

- выполнять штриховку;

- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;

- рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Минимальный уровень:

- называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;

- знать основные цвета (3 цвета), называть и дифференцировать их;

- находить лишний предмет по цвету, форме, величине;

- подбирать по образцу геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов по образцу и с помощью учителя;

- различать и дифференцировать звуки окружающей действительности;

- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;

- составлять предложение из двух слов по действию, предметной картинке, вопросу учителя, выделять каждое слово с помощью учителя с опорой на условно - графическую схему;

- выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

1.

Выявление представлений детей о школе и празднике 1 сентября.

2.

Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности

3.

Звуки вокруг нас (источник звука, направление звука, сила звука).

4.

Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с опорой на иллюстрации вопросы учителя.

5.

Рассказывание сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации.

6.

Исключение четвертого лишнего по признаку цвета.

7.

Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением.

8.

Называние предметов, изображенных на картинках, «чтение".

9.

Соотнесение формы и предмета.

10.

Условно-графическая фиксация слов, обозначающих изображенные предметы, с последующим «чтением» записи.

11.

Подбор слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

12.

Рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на иллюстрации вопросы учителя.

13.

Закрепление понятия «форма предмета». Закрепление понятия «слово».

14.

Исключение четвертого лишнего по признаку формы.

15.

Подбор слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

16.

Рассказывание сказки «Репка» с опорой на иллюстрации вопросы учителя.

17.

Условно-графическая запись слов, обозначающих героев сказки, с последующее «чтение» записи.

18.

Дифференциация сходных по звучанию слов (игра «Раз, два, три – повтори и покажи»).

19.

«Чтение» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки.

20.

Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением.

21.

Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение»

22.

Беседа на тему «Зоопарк»

23.

Составление предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение».

24.

Знакомство с делением на слова двухсловного предложения, его условно-графическое изображение и «чтение».

25.

Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание имён детей.

26.

Составление по картинкам предложений из двух слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме.

27.

Знакомство с делением предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение».

28.

Беседа на тему «Кто что любит?» с опорой на картинки. Соотнесение картинок с помощью стрелок.

29.

Составление по картинкам предложений из трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме.

30.

Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение»

31.

Составление по картинкам предложений из трёх слов, их запись в прямоугольнике в виде условно-графической схемы, «чтение» предложений и последующее выделение каждого слова на слух и в схеме.

32.

Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов.

33.

Беседа на тему «У нас соревнования» с опорой на иллюстрацию.

34.

Деление слов, обозначающих имена, на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам.

35.

Беседа на тему «В магазине «Овощи-фрукты» с опорой на иллюстрацию.

36.

Деление слов, обозначающих овощи и фрукты, на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам.

37.

Знакомство с новой формой условно-графической записи предложения.

38.

Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с опорой на иллюстрации.

39.

Определение места звука [а] в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.

40.

Подбор имен детей, начинающихся со звука [а]. Условно-графическая запись слова и первого звука.

41.

Определение места звука [у] в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.

42.

Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука [у].

43.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

44.

Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука [у] (обозначение стрелочками).

45.

Составление и условно-графическая запись предложения со словами автобус, самолёт.

46.

Определение места звука [о] в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.

47.

Выделение на слух слов, начинающихся со звука [о]. Анализ слов по схеме.

48.

Определение места звука [м] в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.

49.

Выделение на слух слов, начинающихся со звука [м]. Анализ слов по схеме.

50.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

51.

Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука [о] (обозначение стрелочками).

52.

Составление предложений со словом медведь с опорой на условно-графическую запись. «Чтение» предложений по условно-графической записи.

53.

Определение места звука [с] в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.

54.

Определение первого звука в словах сапоги, сарафан, сумка, условно-графическая запись слов и первого звука.

55.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

56.

Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука [м] (обозначение стрелочками).

57.

Составление и условно-графическая запись предложения со словом сливы.

58.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

59.

Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука [с] (обозначение стрелочками).

60.

Составление и условно-графическая запись предложения со словами мышка или муха.

61.

Дифференциация сходных по звучанию слов (игра «Раз, два, три – повтори и покажи»)

62.

Условно-графическая запись слов осы, косы, усы, бусы, устное деление слов на слоги, «чтение» схемы слов целиком и по слогам.

63.

Рассказывание сказки «Заячья избушка» с опорой на иллюстрации.

64.

Условно-графическая запись предложений, состоящих из двух-трёх слов.

65.

Беседа на тему «В книжном магазине»

66.

Закрепление пройденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для подготовительного класса школы 2 вида

Рабочая программа для подготовительного класса школ  2 вида ( для слабослышащих детей)...

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...

Рабочие программы для подготовительного класса

Рабочие программы по математике и лепке для  детей подготовительного класса...

Адаптированная рабочая программа за 2 класс

Адаптированная рабочая программа с планированием за 2 класс по ФГОС. Предназначена учителям, дефектологам....

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса...

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Развитие речи и альтернативной коммуникации" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Развитию речи и альтерн...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 кл, вариант 7.1

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...