Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
план-конспект на тему

Короткова Юлия Владимировна

 

  1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
  2. совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannoy_nod_v_starshey_gruppe.docx28.59 КБ
Файл Развитие Речи1.12 МБ

Предварительный просмотр:

                                                           Короткова Юлия Владимировна

Конспект интегрированной НОД в подготовительной  группе.

по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество».

Обучающие задачи:

  1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
  2. совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
  3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
  4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи:

  1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
  4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
  5. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей .
  2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью  мнемотаблиц, слушание музыки.

- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

- игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи правильно», «Блиц опрос»,словесные  игры («Сосулька», «Веснянка»).

игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

- практический: рисование картин о весне.

- приём « радуга настроения».

Оборудование:  мнемотаблицы «Весна» письмо в конверте, воздушный шар, мяч, карандаши, краски, альбомные листы, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Предварительная работа:

 экскурсии и наблюдения в природе;

 чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

 наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

 чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

 рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

 рисование по теме «Весна»;

 разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

 разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает… », стихотворений о месяцах весны.

 дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход проведения:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:  Доброе утро!
— Доброе утро! Солнцу и птицам!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

I. Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик. Здесь письмо!  Хотите узнать, что в нём написано? - Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам медвежонок Умка . Мы жители Севера никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста

- Ребята, а где живёт Умка ? (живёт  он в Антарктиде)

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему белые медведи и другие обитатели Севера не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Проблемная ситуация.

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь ему?

- Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.

 Для того чтобы интересно рассказать, подготовим наши язычки к работе, повторяйте все за мной  

На -на-на наконец пришла весна,

да-да-да- кругом вода ,

ка-ка-ка- разлилась наша река ,

ель-ель-ель-с крыши капает капель.

ей-ей-ей- бежит ручей.

Итак, давайте поговорим о весне.

- Что же такое «весна»? (Это время года).

- После, какого времени года приходит весна?

- Какое время года вы ещё знаете?

- Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло,

птицы прилетают из тёплых стран, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

закапали сосульки с крыш домов,

 - Как называется явление природы, когда с крыши тают и капают сосульки?- Это явление природы называется капель.

игра Сосульки
Шаловливые сосульки
Сели на карниз.
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Посмотрели чем заняться?
Стали каплями кидаться.
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон!

А теперь поиграем со словом весна.

 II. 2. Игра « Добавь словечко»

• Пришла….

• Мы ждали….

• Мы рады…

• Мы встречали …

• Мы будем гулять….

• Мы поём песни о ….

(Садятся на стульчики)

Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?

3. Игра «Какая, какое?»

Весна (какая?) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…

Солнце (какое) - яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…

Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) - голубое, облачное, серое…

4. А сейчас Блиц опрос.

- Что такое блиц опрос? ( Быстрый опрос - ответы те, которые вам первые приходят в голову.)

Игра « Скажи правильно » (накапливаем словарь глаголов)

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?

• Порхают птички или жучки? А что делают жучки?

• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?

• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?

• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки? 

Зима была такой долгой , холодной и от неё все устали. Наступления весны люди ждали во все времена. ... Зазывать весну начинали уже с первых чисел марта.

_Давайте  встанем в хоровод и тоже споем закличку.

"Веснянка."

 Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Приседают.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

У меня в руках мячик , вы сейчас будете его передавать друг другу и составлять предложения о весне.

каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной животные просыпаются после зимней спячки.

Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

- Давайте, расскажем Умке  - какая бывает весна?

- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Умка  запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.

В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите картинки о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.

Игра "Карусель"

- Спасибо, ребята.

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.) ».

Я вам ещё раз включу эту музыку, а вы нарисуете рисунки о весне, которые отошлём в подарок Умке

Дети рисуют рисунки.

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Составление рассказа - описания по картинно - цифровому плану".

Материалы конспекта могут быть использованы учителем как  на уроках письма, так и на логопедических занятиях....

План-конспект коррекционной НОД по познавательно-речевому развитию. Составление рассказа с опорой на собственный опыт "Моя кукла".

Коррекционное занятие по развитию связной речи детей с ОВЗ 7-9 лет. Составление рассказа "Моя кукла" по коллективно составленному плану и опорным словам, опираясь на собственный опыт....

Конспект урока по русскому языку по теме:"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"

"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"...

Конспект занятия для 1 класса по развитию связной речи "Составление рассказа о весне"

Одним из основных моментов логопедических занятий является необходимость активизировать все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Дети должны на занятии проявлять речевую ...