"Школа будущего первоклассника"
рабочая программа (1 класс) на тему

Захарова Анна Модестовна

программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

«Руэмская средняя общеобразовательная школа»

" УТВЕРЖДАЮ"

Директор  МОБУ «Руэмская средняя

 общеобразовательная школа»

_____________ Ю.А.Харужина

 «01» сентября 2017 г

Программа

«Школа будущего первоклассника»

на 2017 – 2018 учебный год

Составители:

 учителя начальных классов

С.А.Самоделкина

А.М.Захарова

Т.А.Токтаева

Е.Б.Мертвищева

Руэм, 2017 г.


Содержание

I. Пояснительная записка.

      1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет.

      2. Цель, задачи, принципы.

II. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе.

1.  Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.

      2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты                 освоения программы.

      3.   Материально-техническое обеспечение реализации программы.

III. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.

    1.   Учебные занятия  «Грамотейка».

    2.   Учебные занятия  «Весёлая математика».

    3.   Учебные занятия  «Окружающий мир».

    4.    Тематическое планирование.

IV. Методические рекомендации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования.

V. Приложения.


I. Пояснительная записка

1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет.

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.  

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий  (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. 

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность  «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых  средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним  свои  действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие  в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать.         Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

 «Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Для формирования  «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику  необходимо не просто рассказывать о школе,  не просто «дать  поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.  

2. Цель, задачи, принципы

Цель рабочей учебной программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у  ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя  для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.

 Основная форма обучения по данной программе – занятие.

 Занятия в «Школе будущего первоклассника»  призваны  решать следующие задачи:

- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;

- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;

- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

- формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;

- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,

заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

 Цель  и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:

1. Гуманистический принцип предполагает:

 — всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;

 — защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

 — усвоение  нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;

2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:

 — как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной  речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;

 — как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;

3. Принцип творческой активности предполагает:

 — стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;

 — участие в  коллективных формах работы;

 — создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.

4. Принцип обучения деятельности.

Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам  не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой  как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.  


II. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе

1. Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.

Программа рассчитана на 30 недель. Занятия в «Школе  будущего первоклассника» проводятся 1 раз в неделю в период с октября по апрель текущего учебного года. В один день – 3 занятия. Общее количество часов – 81 ч.

Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями – перерыв 10  минут. Наполняемость группы – 25 – 27 человек.

2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы

В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку  своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы  по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:

- продолжать заданную закономерность;

- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

- вести счет предметов в пределах 10;

- соотносить число предметов и цифру;

- сравнивать группы предметов  с помощью составления пар;

- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

- классифицировать  объекты  по форме, цвету, размеру, общему названию;

- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

- распознавать известные геометрические фигуры  (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку  и изображать простейшие фигуры «от руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

3. Материально-техническое обеспечение реализации программы.

 Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе будущего первоклассника».  Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-        заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.).

Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала.

Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное  требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).


III. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.

1. Учебные занятия "Звуко - буквенные тропинки"

Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5,5–6,5 лет:

  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  5.   Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Основное содержание

Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.

1. Лексическая и грамматическая работа:

 –  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

 – употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

 2. Развитие связной речи:

 – ответы на вопросы, участие в диалоге;

 – подробный пересказ текста по зрительной опоре;

 – составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

 3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

 – выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

 – выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

 – «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

 4. Обучение звуко-слоговому анализу:

 – звуковой анализ состава слогов и слов;

 – дифференциация понятий «звук» и «буква»;

 – соотнесение букв и звуков.

 5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Планируемые результаты

 • Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

 • отвечать на вопросы педагога;

 • задавать свои вопросы;

 • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

 • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

 • выделять звук в начале слова;

 • различать звуки и буквы;

 • узнавать и называть буквы русского алфавита;

 • соединять звуки в слоги.


Учебные занятия  « Весёлая математика».

        Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

        Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5,5–6,5 лет:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

2. Подготовка  к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе  составления пар.

3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

                        Основное содержание.

     Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

     Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

     Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

     Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел.           Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

     Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

     Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

      Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

      Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

      Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

     Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

     Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.

     Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

Планируемые результаты

 • Называть числа от 1 до 10;

 • продолжить заданную закономерность;

 • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

 • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

 • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

 • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

 • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.


Учебные занятия "Окружающий мир".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ни для кого не секрет, что успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний и вся его дальнейшая “школьная карьера” во многом зависят от дошкольной подготовки. Почему один ребенок хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается с серьёзными проблемами? Причину надо искать в развитии, которое получает ребенок в первые шесть—семь лет своей жизни.

Как помочь ребенку,  который не  получил  необходимого развития в домашних условиях? Как подготовить его к обучению в школе? Такую помощь могут оказать школьные образовательные учреждения, в которых организована предшкольная подготовка в различных её формах. Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен.

Субботняя школа развития детей представляет собой комплексную образовательную услугу по подготовке детей  дошкольного возраста к школьному обучению, оказываемую школой родителям (законным представителям)  детей шестилетнего и семилетнего  возраста.

Целью подготовительного курса  является: всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учетом возрастных и психических особенностей.

Задачи  данного курса:

1.Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей;

 2.Развивать познавательные  интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;

3. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе;

4. Учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа;

 5. Воспитывать организованность, дисциплинированность, уважение к старшим, умение и желание самостоятельно  объединяться для совместной игры и труда.

 Важными условиями эффективной работы с детьми  являются:

обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

создать условия для развития у детей разнообразных способностей;

обеспечить всестороннюю подготовку детей к школе без лишнего давления и перегрузки;

наладить  сотрудничество школы и родителей (законных представителей).

         Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

учет индивидуальных особенностей и способностей детей;

интегрированный подход к построению педагогического процесса;

разнообразие форм и методов  развития детей, разумное сочетание классических и инновационных направлений работы, учет специфики содержания работы

систематичность и последовательность занятий.

         Главное назначение подготовительного курса состоит в том,  чтобы научить детей свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; раскрыть их творческие способности;  приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний; воспитывать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной  атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Данная программа поможет учителю активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни. Занятия по подготовке детей к обучению в школе предусматривают формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в первом классе, а также они должны способствовать возникновению положительного отношения к учебной деятельности.

     Содержание курса « Ознакомление с окружающим миром»  (30 часов)

    Умственное воспитание ребенка — важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна  и задач умственного воспитания — ознакомление детей с фактами явлениями окружающего мира. Знакомить с  ними надо таким образом, чтобы обогащая представления детей, стимулировать любознательность и познавательные интересы, которые не развиваются сами по себе.  Содержание раздела “Ознакомление с окружающим миром” состоит из двух составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни.

      Введение в предметные мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. Детей знакомят с многообразием окружающего мира.

     Содержание занятий опирается на программные требования:

Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и  последовательность времен года, называть основные признаки сезона.

Наблюдать различные живые  объекты природы (растения, животных). Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.

Знать название родного города, страны, столицы.

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналы светофора.

В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта)

Знать свое полное имя, отчество, день рождения, адрес.

Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования учителя, правила поведения в классе. Быть внимательным, сдержанным, аккуратным, уметь организовывать место для занятий. Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо - плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Стараться доставлять радость другим.

Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей.Главная задача – правильно выстроить диалог с ребенком.  И, конечно же, очень важно следить за тем, чтобы ребенок запоминал необходимую информацию.

Умственное воспитание ребенка — важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна  и задач умственного воспитания — ознакомление детей с фактами явлениями окружающего мира. Знакомить с  ними надо таким образом, чтобы обогащая представления детей, стимулировать любознательность и познавательные интересы, которые не развиваются сами по себе.  Содержание раздела “Ознакомление с окружающим миром” состоит из двух составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни.

      Введение в предметные мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

     Детей знакомят с многообразием окружающего мира.

 Расширяют представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дают представления о школе и правилах поведения учащихся в ней.

     Расширяют представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

     Расширяют и углубляют представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

     Учат ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т.д.)

Требования к результатам обучения курса «Ознакомление с окружающим миром»

     В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться;

 обследовать предмет  с помощью  восприятия;

различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;

представлять историю создания предметов;

делать элементарные выводы и умозаключения.

      В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

1)дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона;

2)имена и отчества родителей;

3)герб, флаг России;

4)что предметы—творения человеческой мысли;

5)существенные характеристики предметов, их свойства и качества;

6)причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

- объяснять, как люди помогают друг другу жить;

- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

- называть основные особенности каждого времени года.

- оценивать правильность поведения людей в природе;

- оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающиеся получат  возможность научиться:

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы, пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами

 


3. Тематическое планирование.

Тематическое планирование занятий "Звуко - буквенные тропинки"

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Звук, слог, слово.

1

2

Знакомство с гласными звуками и буквами А, О

1

3

Знакомство с гласными звуками и буквами У, Э.

1

4

Знакомство с гласными звуками и буквами И, ы.

1

6-7

Знакомство с согласными звуками и буквами Л, М.

2

8-9

Знакомство с согласными звуками и буквами Н, Р.

2

10

Закрепление . Чтение слогов с пройденными буквами.

1

11-12

Знакомство с гласными звуками и буквами Е, Ё.

2

13-14

Знакомство с гласными звуками и буквами Я,Ю.

2

15-16

Закрепление. Чтение слогов с пройденными буквами Л, Г, Н, Р и гласными А,Я,О,Е,У,Ю,Ы,И,Э.

2

17

Знакомство с согласными звуками и буквами Г- К (звонкие и глухие)

1

18

Знакомство с согласными звуками и буквами Д-Т (звонкие и глухие)

1

19

Знакомство с согласными звуками и буквами В-Ф (звонкие и глухие)

1

20

Дифферицирование- гласные и согласные.

1

21

Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

1

22

Знакомство с согласными звуками и буквами З-С (звонкие и глухие)

1

23

Знакомство с согласными звуками и буквами Б-П (звонкие и глухие)

1

24

Знакомство с согласным звуком и буквой Х.

1

25

Знакомство с согласными звуками и буквами Ж-Ш (звонкие и глухие)

1

26

Знакомство с согласными звуками и буквами Ч, Щ.

1

27

Знакомство с согласным звуком и буквой Ц.

1

28

Знакомство с согласным звуком и буквой Й.

1

29

Знакомство с буквами Ъ, Ь.

1

30

Обобщение. Алфавит.

1

ИТОГО:

30 ч

Тематическое планирование занятий « Весёлая математика».

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

     1.

Счёт предметов. Сравнение групп предметов.

1

2.

Больше, меньше.

1

3.

Налево, направо, вверх, вниз.

1

4.

Число и цифра 1.

1

5.

Число и цифра 2. Состав числа.

2

6.

Число и цифра 3. Состав числа.

2

7.

Число и цифра 4. Состав числа.

2

8.

Число и цифра 5. Состав числа.

2

9.

Число и цифра 6. Состав числа.

2

10.

Число и цифра 7. Состав числа.

2

11.

Число и цифра 8. Состав числа.

2

12.

Число и цифра 9. Состав числа.

2

13.

Число и цифра 10.Состав числа.

2

14.

Число 0.

2

15.

Точка. Линии. Геометрические фигуры.

1

16.

Играем и считаем. Закрепление пройденного.

2

ИТОГО:

27 ч.

Тематическое планирование занятий «Окружающий мир».

Название темы занятия

Кол-во часов

1.

Что нас окружает?

1

2

Живая и неживая природа.

1

3-4.

Овощи и фрукты. В лесу. В саду. На огороде. Витаминный калейдоскоп.

2

5-6.

Круглый год. Времена и месяцы года. Их основные признаки. Дни недели. Приметы.

2

7

Моя Родина. Россия наше государство. Герб, флаг нашего государства. Столица России. Наш посёлок.

1

8.

Профессии. Учимся выражать свои мысли.

1

9.

Где и куда? Учимся определять направления.

1

10.

Зеленые помощники человека.

1

11.

Цветы садовые и полевые.

1

12

Деревья. Грибы.

1

13.

Насекомые.

1

14-15.

Дикие и домашние животные. Их детеныши. Правила поведения в природе.

2

16.

Животные севера и жарких стран.

1

17

Военные профессии.

1

18-19.

Транспорт. Виды транспорта. Правила поведения на улице. Дорожное движение.

2

20-21.

 Удивительные вещи. Природа и человек. Богатства природы.

2

22.

В реке, море, океане. Обитатели морей и рек.

1

23.

История возникновения вещей.

1

24.

Предметный мир. Игрушки. Школьные принадлежности

1

25.

Я и общество. Расскажи о себе. Моя семья.

1

26.

Правила вежливости. Учимся выражать свои эмоции

1

27-28

Наши помощники: органы чувств.

2

29

Охрана и укрепление здоровья.

1

30

Учимся быть самостоятельными.

1

IV. Методические рекомендации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования.

            При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

           Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.

            В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

 1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.

 2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

 3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

 4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.

         При подготовке конкретного занятия педагог должен:

 - оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

 - предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;

 - учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

 - предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.


V. Приложения.

 Приложение №1

Тест школьной зрелости

Дата проведения: апрель текущего года.

Время проведения: 20 минут.

Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника.

Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.

  1. Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
  2. Какое животное больше: лошадь или собака?
  3. Что раньше: обед или завтрак?
  4. Днем светло, а ночью?
  5. Утром мы завтракаем, а днем?
  6. Яблоки, груши, персики – что это?
  7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
  8. Скажи одним словом: Москва, Рязань, Киев – это ___________ .
  9. В каком городе ты живешь?

10. Какие ты знаешь транспортные средства?

11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.

12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?

13. Чем похожи  друг на друга молоток и топор? Назови два признака.

14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?

15. Зачем люди занимаются спортом?

16. Чем отличается старый человек от молодого?

17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?

18. От какого животного получают молоко?

19. Назови по порядку дни недели.

20. Назови по порядку времена года.

21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.

22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.

23. Подбери по три слова на буквы  А, Н.

24. Какое слово длиннее: веревка или река?

25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении?

26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1.

27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).

28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?

29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

Критерии оценки теста:

Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал  верные и полные ответы на 23 – 29 вопросов.

Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил  на 17 - 23 вопроса.

Низкий  уровень школьной зрелости – дошкольник ответил  менее  чем на  16 вопросов.


 Приложение №2

Проверочная работа

Дата проведения: апрель текущего года.

Время проведения: 25 минут.

Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов.

Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.

№1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.

       Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.

№2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.

        Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, знать  арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.

№ 3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе составления пар.

        Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».

№ 4. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться  на листе бумаги.

        Умения, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать цвета, изображать простейшие геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги,

№ 5. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.

        Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.


№1.  Продолжи ряд.

/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ ____________________________________________________________________

12    21  _______________________________________________________________________

№2.  Соедини линией.

№3.  Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.

       Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.

   Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.

№ 4.  Составь узор.

         

- закрась кружок красным цветом;

- сверху нарисуй красный квадрат;

- справа от квадрата – желтый треугольник;

- под треугольником нарисуй зеленый круг;

- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.

№ 5. Выполни штриховку.

Критерии оценивания работы:

Высокий уровень достижения планируемых результатов –  выполнено 100%  работы.

Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более.

Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"

Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....

Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...