План открытого урока в 4 классе "Путешествие Гулливера в страну лилипутов"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Магомедзагирова Мадина Хамзатовна

План открытого урока в 4 классе "Путешествие Гулливера в страну лилипутов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Буйнакское районное управление образования

МКОУ «Карамахинская средняя общеобразовательная средняя общеобразовательная школа имени А.Атаева»

План-конспект открытого урока

учителя высшей квалификационной категории Магомедзагировой Мадины Хамзатовны

в 4 классе, направленный на развитие речи учащихся на уроках литературного чтения.

  1. Ф.И.О. учителя: Магомедзагирова Мадина Хамзатовна
  2. Предмет: литературное чтение.
  3. Класс: 4
  4. Дата: 25 апреля
  5. Место в системе уроков: 

   Второй  урок  по разделу: «Зарубежная литература», по теме: Джонатан Свифт « Приключения Гулливера»

  1. Тип урока: урок закрепления  материала.
  2. Технология: технология развития речи  через чтение и письмо,  технология групповой работы

 

Эпиграф:

Случайно на ноже карманном  
Найдешь пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
А.Блок

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

- продолжение знакомства  с повестью Д.Свифта «Путешествие Гулливера», обучать выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям, их поступкам;

- формирование умения определять  основную мысль произведения

- формирование навыков беглого, осознанного чтения

-формирование  умение  давать характеристику героям приключенческой литературы (описание внешнего вида, поступков)

Развивающая:

-совершенствование  мыслительных операций: анализа, сопоставления;

- развитие связной речи.

- развитие умения аргументировать своё мнение,

-развитие  познавательной активности,  наблюдательности, внимания, памяти;

-развитие умения давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

-воспитание  способность к  сопереживанию

-развитие коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог)

-создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

   Оборудование: ПК, медиа-проектор, карточки с заданиями, лист для проведения рефлексии, аудиозапись-мультфильм

                                                 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы.
  3. Постановка задач урока.
  4. Работа по теме урока.
  5. Физкультминутка.
  6. Творческая работа.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

                                           

Ход урока.

Ход урока:

1.-Здравствуйте, ребята, гости! Ребята у нас на уроке литературного чтения сегодня присутствуют гости. Не будем волноваться  и проведём урок как обычно. Начать урок, хотелось бы со слов русского поэта А.Блока.

Слайд 2. Случайно на ноже карманном

найдёшь былинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
А.Блок

2. - Тема урока: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

- Ребята, запишите тему в тетради.

3 . Слайд 3. - И мы перейдём к задачам урока.

 Слайд 4. Прочитайте «жужжащим способом». 

Где-то там, в далекой дали,
Где бывали вы едва ли,
На земле одной из стран
Жил добрейший великан.

 - Прочитайте выразительно. с интонацией удивления, раздражения, весёло.

- О ком речь в стихотворении?

- А каких  великанов вы знаете?

4. 1.

 - Теперь мы с вами поработаем в парах. Составьте из данных слов пословицы.

Хочешь узнать человека – соверши с ним путешествие. (Персидская)

Человека познают в игре и в дороге. (Итальянская пословица)

Кто путешествует, тот познаёт. (Арабская пословица)

Не тот больше знает, кто больше жил, а тот, кто дольше ходил. (Армянская)

Лёгким делается всё то, к чему приложишь старанье. (Таджикская)

Настойчивый дорогу осилит. (Монгольская)

- Что объединяет все эти пословицы?

 (Эти пословицы о знаниях и путешествиях, приключениях, о трудолюбии)

- О чем мы будем говорить на уроке? Ответы детей.

4.2. Слайд 5.Знакомство с жизнью и творчеством Джонатана Свифта.

Джонатан Свифт – величайший английский сатирик родился в ирландском городе (Слайд 6)  в небогатой протестантской семье. (1667 – 1745). Слайд 7.

Его отец, умер, когда сын ещё не родился, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин,  который обеспечил ему достойное образование. В доме дяди ему было тяжело и, поэтому он научился заботиться о себе сам. Учился в школе не очень прилежно, но поступил в колледж и начал писать сказки и романы. Его книги читают во всём мире. По ним сняты фильмы и мультфильмы.

Его лучший роман – это «Путешествие Глливера». Он совершил четыре путешествия. Слайды.8,9,10,11

Мы с вами отправимся с Гулливером в страну лилипутов.

4.3. Работа над произведением.  Ребята вам было задание прочитать отрывок из произведения дома. И подчеркнуть непонятные слова. Назовите эти слова.

4.4 Словарная работа (3 мин). Слайд 14.

Бриг – парусный корабль. Слайд 15.

Колышки – прутики. Слайд 16.

Колчан – чехол для стрел. Слайд 17.

 Врассыпную – разбежались в разные стороны.

Мальчик-паж – молодой человек из дворян, который прислуживает знатной особе. Слайд 18.

Лилипут – маленький человечек. Слайд 19.

Бристоль – один из крупнейших городов Англии.

Южный океан - условное название вод трёх океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду. Слайд 20.

4.5 - Сейчас Гулливер расскажет как он жил, до того как попал в страну лилипутов.

Меня зовут  Гулливер. Я живу в Англии.

Сейчас "4 мая 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле". я собрался в путешествие на бриге «Антилопа». Там на берегу остались моя жена и двое детей: сын Джонни и дочь Бетти.

Я очень люблю путешествовать. Еще в школе я тратил почти все деньги, которые присылал мне отец, на морские карты и на книги о чужих странах. Я усердно изучал географию и математику, потому что эти науки больше всего нужны моряку. К тому же работаю врачом на корабле.

Мой отец хотел, чтобы я стал врачом. Я учился и мечтал о море. Моя мечта сбылась. Я работаю врачом на корабле.

Во время плавания Гулливер я никогда не скучаю. У себя в каюте я читаю книги, взятые из дому, а на берегу приглядываюсь к тому, как живут другие народы, изучаю их язык и обычаи. На обратном пути он записываю дорожные приключения в записную книжку.

4.6 Слушание аудио-отрывка. Видео 1.

- Давайте узнаем, как проходило плавание. Приготовились слушать.

4.7. Опрос по содеражанию

- Проверим, кто из вас самый внимательный. Слайд 19.

1. О каком приключении Гулливера мы узнали?

2. Собирался ли Гуливер приехать в эту страну? Почему ты так думаешь?

3. Как автору удалось показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном?

4. Как Гулливер отнёсся к лилипутам?

5. Какого числа отплыл Гулливер из Бристоля.

6. Какое другое название вы дали тексту? Почему?

7. Что ты думаешь о Гулливере? Какой он?

8. Чем угощали Гулливера лилипуты?

9. На каком языке Гуливер, сказал им что он хочет есть? На английском?

10. Какие слова на лилипутском знаете вы?

11. Какие слова пропущены в следующем тексте?

Слайд 20. Тонкие …, опутывали всё его тело от подмышек до колен; руки были стянуты …; … обвивали каждый его палец. Даже длинные густые волосы Гулливера были туго намотаны на маленькие колышки, вбитые в землю, и переплетены …

Гулливер был похож на рыбу, которую поймали в ….

Слайд 21. Проверим ребята.

  1.  Физминутка  Слайд 22.
  1. Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули.

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два, вперёд нагнулись,

Раз и два, назад прогнулись.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей.

6. Закрепим наши знания в групповой работе. Слайд 23.

6.1. Мы с вами сейчас поработаем в группах.

Группа 1. План характеристики героя.

1

Имя героя

Гулливер

2

Место жительства

Англия

3

Автор

Автор Джонатан Свифт

4

Характер героя

Волевой, смелый, добрый, не боится трудностей, скромный

5

Профессия Гулливера

Корабельный врач, путешественник и моряк

6

Название корабля

7

Любимое занятие с детства

Любил читать книги и карты

Группа 2.

План характеристики героев.

1

Название народа страны

2

Место  жительства

3

Характер людей этой страны

смелые, изобретательные, трудолюбивые, забавные, подвижные,

4

Рост лилипутов

5

Как они писали

От одного угла к другому

6

Как они отнеслись к незнакомцу вначале

7

Как изменилось отношение после

8

Группа 3. Составьте план из пунктов, расположив их по порядку.

Гулливер проснулся.

Маленькие человечки ходят по груди Гулливера.

Не может пошевелить рукой.

Лилипуты стреляют.

Речь посла.

6.2. Тестовая работа.

- Проверим,  хорошо ли вы знаете текст. Выполните тестовые задания. Слайд 24.

Когда Гулливер проснулся,  было уже совсем …

  1. темно
  2. светло
  3. холодно
  1. Гулливер был похож на …, которую поймали в сеть.
  1. щуку
  2. акулу
  3. рыбу
  1. Крошечный человечек был ростом…
  1. в три пальца
  2. в два пальца
  3. в четыре пальца
  1. Самый смелый подкрался к лицу Гулливера и потрогал копьём его…
  1. нос
  2. брови
  3. подбородок
  1. Человечки подкатили к руке Гулливера бочки с вином. Их было…
  1. две
  2. три
  3. четыре
  1. Сонный Гулливер не сбросил с себя маленьких прыгунов потому, что…
  1. они ему не мешали
  2. он не мог
  3. он пожалел их
  1. Для того, чтобы  зачитать послание лилипуты построили …
  1. мост
  2. помост
  3. корабль.

- Теперь проверьте меняйтесь ответами с другой группой, поставьте знак «плюс» за каждый правильный ответ. Оцените работу.  Слайд 24.

  1. б
  2. в
  3. а
  4. в
  5. а
  6. в
  7. б

  1. Подведение итогов урока

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. 

- Итак, отрывки, из какого произведения мы с вами читали?

- Как зовут нашего героя?

- Кто автор этого произведения?

- Что больше всего вам понравилось, удивило, поразило на уроке?

-  Что мы поняли из этого урока? Какова самая главная мысль произведения?Слайд 26.

Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. А как его можно продолжить?

- взять книгу в библиотеке и прочитать

- придумать самому продолжение.

- А вам хочется его продолжать? –

- Какое у вас сейчас настроение?

  1. Домашнее задание. .

 Слайд 27

А задание у каждого будет своё

Слайдм28.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Путешествие в страну Правознайку».

 Тема:«Путешествие в страну Правознайку».Цель:ознакомить учащихся с их правами и обязанностями.Задачи:- познакомить учащихся с ООН, показать его роль и значение в мировом сообществе;- познакомить с Вс...

Диафильм Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов"

Литературное чтение 4 класс. УМК Школа России.  Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.htt...

Открытый урок по теме: "Путешествие в страну больших букв" 4 класс.

На этом уроке я закрепила знание детей о написании имён собственных. Воспитывала любовь к Родному краю....

Открытый урок по внеурочной деятельности. Кружок « Страна Мастеров»

Тема урока : «Изготовление бабочки из различных материалов»Цели урока:               -использование учащимися УУД для самост...

Разработка открытого урока по теме: «Путешествие по стране Здоровья»

урок предназначен для учащихся начальной школы...

Открытый урок "Из города Азбука в страну Читалию"

Урок-праздник.Тема: «Из города Азбука в страну Читалию»Цели:обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;      подвести итог работы всего коллектива детей...

План открытого урока по окружающему миру Тема урока: «Кто что ест?» УМК «Школа России»

1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп; 2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать...