Программа для дошкольной подготовки "Формирование элементарных математических представлений"
рабочая программа

Басс Наталья Михайловна

Программа для дошкольной подготовки "Формирование элементарных математических представлений" для преподавания на базе школы в рамках подготовки к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование элементарных математических представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

К шести годам ребенок усваивает относительно широкий круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве и времени.

В группе по подготовке к школе педагог будет содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению.

Курс направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

 В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

арифметическая (числа от 0 до 10), цифра и число

геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)

содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

Содержание математического цикла:

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни останавливались.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Содержательно – логические задания на развитие:

– внимания – простейшие лабиринты, игры “Веселый счет”, “Сравни рисунки”, найди общие элементы и др.;

– воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую и др.;

– памяти – зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

– мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

К концу подготовительной ступени дети должны:

Знать:

- названия однозначных чисел;

- как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним по ряду;

- различать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал;

- название текущего месяца, последовательность дней недели, времен года.

Уметь:

- называть числа в прямом и обратном порядке от 1 до 10;

- соотносить число предметов цифрой;

- выделять из множества предметов «лишний» по заданному свойству;

- показывать и называть предмет, расположенный справа, слева, внизу, вверху, посередине данного предмета;

-сравнивать предметы по размерам, форме, длине, ширине;

- сравнивать числа, используя слова «больше», «меньше», «столько же»

- пересчитывать предметы;

- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Тематическое планирование по математике

для группы детей предшкольной подготовки (35 часов)

Тема занятия

Задачи программного содержания темы        

Дата  

план

факт

1

Свойства предметов (цвет, форма, величина)

Закреплять сравнение предметов по цвету, форме, величине.

2

Количество и счет. Один – много – ни одного.        

Закрепить количественное отношение множеств6 столько - сколько; пустое множество – ни одного.

3

Ориентирование в пространстве. Справа – слева, между, посередине, впереди. Пространственные отношения: над, на, под, вверху, внизу.

1. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

2. Учить находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места (правый (левый), верхний (нижний) край листа; левый верхний (нижний), правый верхний (нижний) углы).

3. Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (слева, справа, за …)

4

Величина. Длинный – короткий. Высокий – низкий. Широкий – узкий. Толстый – тонкий.

Закреплять  умения сравнивать  два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры.

5

Ориентирование во времени: сутки, неделя.

1. Закреплять представление о последовательности дней недели .

2. Закреплять умение последовательно называть дни недели.

3. Упражнять в дифференцировании
длительности различных временных
интервалов.

6

Установление последовательности событий: вчера, сегодня, завтра, дней недели.

1. Закреплять умение правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом.

2. Развивать чувство времени, в своей деятельности.

7

Ориентирование во времени: месяц, год.

1. Закреплять представление о последовательности месяцев.

2. Развивать чувство времени.

3. Упражнять в дифференцировании
длительности различных временных
интервалов
.

4. Закреплять умение последовательно называть месяца.

8

Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник.

Закреплять знания о плоских геометрических фигурах: «треугольник» и «четырехугольник», использование терминов при выполнении заданий.

9

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

1. Закреплять представления  о четырехугольниках.

2. Учить:

– видеть знакомые геометрические фигуры в предметах
реального мира;

– конструировать их по чертежам;

– создавать геометрические фигуры по описанию, видоизменять их по условию;

– делать доступные обобщения.

10

Геометрические фигуры: круг, овал.

Закреплять знания о плоских геометрических фигурах: «круг» и «овал», использование терминов при выполнении заданий.

11

Равенство между предметами

1. Формировать умение сравнивать количество предметов, части и целое. 2. Закреплять понятия «поровну», «столько же».

12

Количество и счет. Число и цифра 1.

1. Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

2. Закрепить понятие - цифра как обозначение числа – обозначение числа один цифрой.

13

Количество и счет. Число и цифра 2. Состав числа 2.

Формировать знания о числе 2 как результат действия сложения числа 1 с числом 1.

14

Знаки «+» и «=».

Иллюстрация        математического действия сложения двух чисел.

15

Сравнение группы предметов.

Закреплять понятия «поровну», «не поровну», «больше»,  «меньше».

16

Количество и счет. Число и цифра 3. Состав числа 3.

Формировать знания о числе 3 как результат действия сложения числа 2 с числом 1; число 3 как результат действия сложения трех единиц:

2+1=3; 1+1+1=3.

17

Сложение. Перестановка слагаемых (частей).

Закреплять умения  сопоставлять количество с цифрой.

18

Вычитание. Знак «-».

Формировать понятия - алгоритм вычитания числа один из числа как переход к предшествующему числу.

19

Число и цифра 4. Состав числа 4.

1. Закреплять понятия цифра как обозначение числа (число четыре и цифра 4).

2. Познакомить с количественным составом числа 4.

20

Знаки сравнения «<», «>», «=»

1. Закреплять понятия «поровну», «не поровну», «больше»,  «меньше».

2. Закреплять умения правильно использовать знаки – равно, больше, меньше.

21

Количество и счет. Число и цифра 5. Состав числа 5.

1. Закрепить понятия цифра как обозначение числа (число пять и цифра 5).

2. Формировать понятия - счет числу в обратном порядке от 5 до 1.

22

Точки, линия, прямая и кривая линии.

Формировать понятия – точка, линия ,прямая, кривая; первичные представления о неограниченности (бесконечности) линий то есть линию можно бесконечно продолжать в обе стороны.

23

Количество и счет. Число и цифра 6. Состав числа 6.

1. Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

2. Познакомить с цифрой 6.

3. Познакомить с количественным составом числа.

24

Количество и счет. Число и цифра 7. Состав числа 7.

1. Формировать знания  о цифре 7

2. Познакомить с количественным составом числа 7.

25

Числовой отрезок. Приемы присчитывания и отсчитывания.

Формировать умение называть «предыдущее, последующее число», упражнять в названии - показывать цифрой.

26

Количество и счет. Число и цифра 8. Состав числа 8.

1. Формировать знания  о  цифре 8.

2. Познакомить с количественным составом числа 8.

27

Измерение объема с помощью условной мерки.

1. Закреплять сравнение предметов по объему.

2. Формировать понятие зависимости результата измерения длины от величины мерки.

28

Количество и счет. Число и цифра 9.  Состав числа 9.

1. Формировать знания  о цифре 9.

2. Закреплять предшествование и следование (число 9 как число, следующее за числом 8).      

3. Познакомить с количественным составом числа 9.

29

Количество и счет. Число 0 и его обозначение.

Формировать знания  о цифре 0.

30

Измерение массы.

1. Упражнять в измерении с помощью условной мерки.

2. Формировать понятие зависимости результата измерения длины от величины мерки.

31

Количество и счет. Число 10. состав числа 10.

1. 3акреплять навыки в счете.

2. Формировать понятие - число 10 как результат действия сложения 5+5=10.

32

Порядковый счет.

Формировать понятие порядковый счет. Закрепить порядковый счет.

33

Количество и счет. Числа 1-10. Обобщение.

Упражнять в навыках прямого и обратного счета  в пределах 10.

Список использованной литературы:

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  2. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильевой. Минс. просвещ. РСФСР, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Формирования элементарных математических представлений

Курс рассчитан на 28 учебных занятий для детей 6 лет....

Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...

Программа развития элементарных математических представлений дошкольников «Раз – ступенька, два - ступенька»

Программа предназначена для подготовки детей к школе. Рассчитана на 1 год ( 1 час в неделю).  Составлена на основе  программы Л. Г. Петерсон....

Консультация для родителей на тему: "Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей на тему: "Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"...

Программа преддошкольной подготовки "Формирование элементарных математических представлений"

Данная программа разработана и рекомендована для проведения занятий в "Школе будущих первоклассников"...

Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»

Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делов...