Рабочая программа по физической культуре 1 класс (ФГОС)
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Сараева Ирина Васильевна

Рабочая программа по физической культуре Лях  1 класс (ФГОС) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizicheskoy_kulture_1_klass_fgos_.docx63.06 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета Физическая культура составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 29.12.2014 № 1643;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
  • Приказ  Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года  № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
  • Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего образования» №253 от 31 марта 2014г.        
  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).
  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Обутверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».                                                                                                                  
  • основной образовательной программой начального общего образования ……….;
  •  Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в…...
  • авторской программы Ляха В.И. «Физическая культура. 1 – 4  классы» (М.:Просвещение, 2014 г.).

«Физическая культура» — обязательный учебный предмет в общеобразовательном учреждении. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

-  овладение школой движений;

- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся 1 класса начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества— идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.

2. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметом обучения физической культуре является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане начального общего образования учебный предмет «Физическая культура» изучается с 1 класса, по 3 часа в неделю (33 учебные недели в год).  Общий объём учебного времени в 1 классе составляет 99 часов в учебный год, 33 учебные недели.

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 1 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

- развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических особенностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

  -овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

  - формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

 - В том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Знания о физической культуре:

Когда и как возникли физическая культура и спорт.

Современные Олимпийские игры.

Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта.

 Что такое физическая культура.

Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе

 Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка)

Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении.

Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.

Сердце и кровеносные сосуды

Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями.

Органы чувств

Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения.

Орган осязания — кожа. Уход за кожей.

Личная гигиена

Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья).

Закаливание

Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.

Мозг и нервная система

Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему.

Органы дыхания

Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках.

Органы пищеварения

Работа органов пищеварения. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника.                                                                                                                            

Пища и питательные вещества

Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.

 Вода и питьевой режим

Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов.

Тренировка ума и характера

Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.  Спортивная одежда и обувь

Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.

Самоконтроль

Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных)

способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.

 Первая помощь при травмах

Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение).

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).                                                                                  

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность                                                                            Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.                                                                    Комплексы упражнений на развитие физических качеств.                                                          Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Легкая атлетика 22 часа

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

Гимнастика с основами акробатики 18 часов

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

Лыжная подготовка 21 час

Лыжные гонки Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы; торможение. Комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

Подвижные игры 38 часов

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Спортивные игры».

Раздел «Знания о физической культуре»

Выпускник научится:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  •  раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.                               

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Раздел «Способы физкультурной деятельности»

Выпускник научится:

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Раздел «Физическое совершенствование»

Выпускник научится:

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
  • плавать, в том числе спортивными способами;
  • выполнять передвижения на лыжах.

Уровень физической подготовленности

1класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

11 – 12

9 – 10

7 – 8

9 – 10

7 – 8

5 – 6

Прыжок в длину с места, см

118 – 120

115 – 117

105 – 114

116 – 118

113 – 115

95 – 112

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,2 – 7,0

6,3 – 6,1

6,9 – 6,5

7,2 – 7,0

Бег 1000 м

Без учета времени

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений автора В. И. Ляха: «Физическая культура. 1-4 классы» (М.: Просвещение, 2011).

Распределение  учебного времени на различные виды программного

материала уроков физической культуры (сетка часов)

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

класс

1

1

Знания о физической культуре

В процессе уроков

2

Способы физкультурной деятельности

В процессе уроков

3

Физическое совершенствование

В процессе уроков

Спортивно-оздоровительная деятельность

4

Легкая атлетика

18

5

Спортивные и подвижные игры

39

6

Гимнастика с элементами акробатики

21

7

Лыжная подготовка

21

Итого:

99

7. Календарно-тематическое планирование

физическая культура

1 класс

 3 ч в неделю, в год – 99ч;

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Сроки прохожения

план

факт

Легкая атлетика (11 ч)

1

Инструктаж по ТБ.

 Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках. Подвижная игра «Два мороза».

Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60 м. Применять правила ТБ на уроках легкой атлетики.

01.09.

2

Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег 30 м. Подвижная игра «Вызов номера».

Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 30 м. Бегать на короткую дистанцию.

02.09.

3

Разновидности ходьбы. Бег с ускорением. Бег 60 м. Ходьба с высоким подниманием бедра. Подвижная игра «Вызов номера».

Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60 м.

06.09.

4

  Ходьба на носках, пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Бег 30, 60 м. подвижная игра «Зайцы в огороде».

Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 30 м, до 60 м.

08.09.

5

 Нормы гто,                     бег 30 м. Челночный бег3.10м (сек).

Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60 м.

09.09.

6.

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. Подвижная игра «Два мороза». Смешанное передвижение(1км),без учета времени.

Выполнять прыжки на одной ноге и на двух на месте.

13.09.

7

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Нормы гто. Прыжок в длину с места. Подвижная игра «Два мороза».

Выполнять прыжки на одной ноге и на двух на месте.

15.09.

8.

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. Подвижная игра «Лисы и куры».

Приземляться в яму на две ноги.

16.09.

9.

Метание малого мяча из положения, стоя грудью в направления метания. Подвижная игра «К своим флажкам».

Метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений

20.09.

10.

Метание малого мяча из положения, стоя грудью в направления метания на заданное расстояние. Сгибание разгибание рук в упоре лежа. Подвижная игра «Попади в мяч».

Метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений

22.09.

11.

Метание малого мяча из положения, стоя грудью в направления метания на заданное расстояние. Подвижная игра «Кто дальше бросит».

Метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений

23.09

Подвижные игры (13 ч)

12

Инструктаж по ТБ.

Эстафеты. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза».

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.

27.09.

13-14

Эстафеты. Игры: «К своим флажкам», «Два    мороза». Метание Теннисного мяча в цель (Кол-во попаданий)

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.

29.09.

30.09.

15-17

Эстафеты. Игры: «Пятнашки», «Два мороза».

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.

04.10.

06.10.

07.10.

18-20

Нормы гто. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать  пальцами пол) Эстафеты. Игры: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде».

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.

11.10.

13.10.

14.10.

21-24

Игры: «Лисы и куры», «Точный расчет».

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями

18.10.

20.10.

21.10.

25.10.

Гимнастика (18 ч)

25

Инструктаж по ТБ

Основная стойка. Построение в колону по одному и в шеренгу, в круг. Группировка. Игра «Лисы и куры»  .

Выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации.

27.10.

26-27

Основная стойка. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. Игра «Лисы и куры».

Выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации.

28.10.

08.11.

28-29

Основная стойка. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. ОРУ. Игра «Совушка».

Выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации.

10.11.

11.11.

30

Основная стойка. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. Игра «Лисы и куры».

Выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации.

15.11.

31-33

Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Размыкание на вытянутые в стороны руки. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Игра «Змейка».

Выполнять упражнения в равновесии.

17.11.

18.11.

22.11.

34-36

Лазание по гимнастической стенке. Лазание по гимнастической стенке в упоре присев и стоя на коленях. Игра «Ниточка и иголочка».

Выполнять упражнения в равновесии.

24.11.

25.11.

29.11.

37-39

Лазание по гимнастической стенке. Лазание по гимнастической стенке в упоре присев и стоя на  коленях.. Игра «Ниточка и иголочка».

Выполнять упражнения лазать по гимнастической стенке, канату.

01.12.

02.12.

06.12.

40-42

Подтягивание, лежа на животе по  гимнастической скамейке. Игра «Ниточка и иголочка».

Выполнять упражнения лазать по гимнастической стенке, канату.

08.12.

09.12.

13.12.

43-45

Инструктаж по ТБ

Бросок мяча снизу на месте. Игра «Школа мяча».

Играть в мини-баскетбол владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр;

15.12.

16.12.

20.12.

46-48

Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра «Играй, играй, мяч не теряй».

Играть в мини-баскетбол владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр.

22.12.

23.12.

27.12.

Лыжная подготовка  (21 ч)

49

Инструктаж по ТБ

Переноска и надевание лыж

Правильно ухаживать за лыжами.

10.01.

50-52

Нормативы гто. Бег на лыжах на 1км (мин,сек)или на2км. Ступающий и скользящий шаг«Играй, играй-мяч не теряй».

Передвигаться на лыжах.

12.01.

13.01.

17.01.

53-54

Ступающий шаг без палок «Играй, играй-мяч не теряй».

Передвигаться на лыжах.

19.01.

20.01.

55-56

Ступающий шаг с  палками «Играй, играй-мяч не теряй».

Передвигаться на лыжах.

24.01.

26.01.

57-59

Скользящий шаг без палок «Играй, играй-мяч не теряй».

Передвигаться на лыжах.

27.01.

31.01.

02.02.

60-62

Скользящий шаг с палками Игра «Школа мяча».

Передвигаться на лыжах.

03.02.

07.02.

09.02.

63-65

Повороты переступанием. Игра «Школа мяча».

Передвигаться на лыжах.

10.02.

14.02.

16.02.

66-67

Подъёмы и спуски под склон. Игра «Школа мяча».

Передвигаться на лыжах.

17.02.

28.02.

68

Подъём лесенкой наискось. Игра «Школа мяча».

Передвигаться на лыжах.

02.03.

69

Передвижение на лыжах до 1 км. Игра «Школа мяча».

Передвигаться на лыжах.

03.03.

Подвижные игры на основе баскетбола (6 ч)

70

Инструктаж по ТБ

Бросок мяча снизу на месте в щит. Эстафеты с мячами. Игра «Попади в обруч».

Играть в мини-баскетбол владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр.

07.03.

71

Ловля и передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте. Эстафеты с мячами. Игра «Мяч водящему».

Играть в мини-баскетбол владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр.

09.03.

72

Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). Игра «Попади в обруч».

Играть в мини-баскетбол владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр.

73

Ведение на месте правой и левой рукой. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). Игра «У кого меньше мячей»

Играть в мини-баскетбол владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр.

74-75

Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой. Игра «У кого меньше мячей»

Играть в мини-баскетбол.

Подвижные игры (13 ч)

76

Инструктаж по ТБ

Подвижная игра «Пятнашки».

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.

24.03.

77-80

Подвижная игра «Лисы и куры»

играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.

04.04.

06.04.

07.04.

11.04.

81-82

Подвижная игра «Прыгающие воробушки»

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.

13.04.

14.04.

83-85

Подвижная игра «К своим флажкам»

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.

18.04.

20.04.

21.04.

86-88

Подвижная игра «Зайцы в огороде»

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.

25.04.

27.04.

28.04.

Легкая атлетика (11 ч)

89

Инструктаж по ТБ

Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег 30 м. Подвижная игра «К своим флажкам»

Бегать с максимальной скоростью.

02.05.

90-92

Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег в заданном коридоре. Бег 60 м. Эстафеты

Бегать с максимальной скоростью до 60 м.

04.05.

05.05.

11.05.

93-95

Прыжок в длину с места. Эстафеты.

Прыгать в полную силу.

12.05.

16.05.

18.05.

96-97

Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты

Прыгать в полную силу.

19.05.

23.05.

98

Метание малого мяча в цель с 3–4 метров. Метание набивного мяча из разных положений. игра «Метко в цель»

Метать различные предметы и мячи на дальность с места, из различных положений; метать в цель; метать набивной мяч из различных положений.

25.05.

99

Метание малого мяча в цель с 3–4 метров. Метание набивного мяча из разных положений. игра «Метко в цель»

Метать различные предметы и мячи на дальность с места, из различных положений; метать в цель; метать набивной мяч из различных положений.

26.05.


8. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

старт не из требуемого положения;

отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.

9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

учебного предмета

Козел гимнаст.

Канат.

Гимнастические скамейки.

Шведская стенка.

Перекладина для подтягивания.

Скакалки.

Палки гимнастические.

Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, для метания на дальность и в цель, набивные).

Гранаты 500гр, 700гр.

Мат гимнастический.

Лыжи на ботинках (с креплениями и палками).

Щиты баскетбольные.

Сетка волейбольная.

Сетка баскетбольная.

Кегли, кубики.

Эстафетные палочки.

Рулетка, аптечка.

Учебно-методический комплект

  1. Лях, В. И. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы [Текст]: программа для начальной школы:1-4 класс/В.И.Лях.- М.: Просвещение, 2014.-190с

  1. Учебник: Лях, В. И. Мой друг физкультура 1-4кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. И. Лях.- М.: Просвещение, 2011.- 190с.

                                                       Список литературы

Для учителя:

  1. Баршай, В. М. Активные игры для детей [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений/ В. М. Баршай.- М.: Феникс, 2010.- 320с.
  2. Кузин, В. В. Баскетбол [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/ В. В. Кузин, С. А. Полиевский.- М.: Физкультура и спорт, 2002.- 136с.
  3. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами [Текст]: методическое пособие/ В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий.- М.: ЭМАС, 2009.- 136с.
  4.  Егоров, Б.Б Физическая культура 1-4 кл. [Текст]: поурочные разработки/ Б.Б Егоров.- М.: Вако, 2011.- 170с.
  5. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физкультуры [Текст]: методическое пособие для учителя/ Б. И. Мишин.- М.: Астрель, 2009.- 526с.
  6. Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений/ П. К. Петров.- М.: Владос, 2009.- 448с.
  7. Смирнова, Л. А. Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников [Текст]/ Л. А. Смирнов.- М.: Владос, 2009.- 320с.  
  8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ж. К. Холодов.- М.: Академия, 2012.- 480с.

Для учащихся:

  1. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток [Текст]: учебное пособие/ В. И. Ковалько.- М.: ВАКО, 2010.- 208с.
  2. Колодницкий, Г. А. Физическая культура [Текст]: учебное пособие для учащихся начальной школы/ Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов.- М.: Просвещение, 2009.- 222с.
  3. Литвинов, Е. Н. Ура физкультура! [Текст]: учебник для учащихся/ Е. Н. Литвинов.- М.: Просвещение, 2010.- 95с.
  4. Шаулин, В. Н. Физическая культура [Текст]: учебник для учащихся/ В. Н. Шаулин.- М.: Федоров, 2013.- 176с.
  5. Шишкина, А. В. Физическая культура 1-2 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Шишкина, О. П. Алимпиева, Л. В. Брехов.- М.: Академкнига, 2013.- 144с.

Электронно-образовательные  ресурсы:

  1. Российский образовательный портал [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.school.edu.ru – свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической 1 класс ФГОС

Рабочая программа по предмету «Физическая культура»  составлена на основе программы начального общего образования учебного предмета « Физическая культура » разработана в соответствии с требования...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс ФГОС

Рабочая программа по физической культуре 1 класс ФГОС. Составлена на 3 часа в неделю....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

Рабочая программа по физической культуре 3 класс по ФГОС

Рабочая программа по физкультуре  3  класс  с  УУД...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс ФГОС

Рабочая программа по «Физической культуре» для 1 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС 1-4 классы

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы и адаптирована для слабослышащих младших школьников...