Особенности развития ловкости и чувства ритма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
статья по физкультуре

Калинин Андрей Алексеевич

 

 Особенности развития ловкости и чувства ритма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_kalinin_a_a_4-3b_izm.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности развития ловкости и чувства ритма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

        Ловкость — это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость — это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются: координационная сложность двигательного задания, точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения. Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности. Поэтому настолько важно развивать ловкость у детей с умственной отсталостью в школьном возрасте. [4]

        Ловкость, как двигательное качество, включает в себя: координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление), разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания), чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма). Периодизация развития ловкости. Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.

Наибольшие сдвиги в развитии ловкости у детей с умственной отсталостью наблюдаются возрасте от 10 до 12 – 14 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцированная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно–мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма. [3]

        Таким образом, мы должны целенаправленно развивать ловкость у детей с умственной отсталостью с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в учебный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания ловкости движений.

        В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, (которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при составлении стратегического плана развития ловкости. 
Чувство музыкального ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Ритм формирует физическое и духовное развитие ребенка, помогает ему развить свои способности и творческие проявления, что особенно важно для детей с умственной отсталостью. А также способствует развитию речи и ее восприятия. [3]

        У данного контингента детей часто наблюдаются речевые нарушения, которые, могут корректироваться на занятиях с помощью упражнений под музыку. Под влиянием музыки и физических упражнений положительно развиваются чувство ритма, чище становится речь. Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с умственной отсталостью, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия. Исходя из особенностей детей, для развития чувства ритма, нужно учитывать такие факторы, как дифференцированный подход. Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка. Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей. Отличным способом развития чувства ритма, являются занятия фитнесом, детям очень нравится выполнять различные упражнения под музыкальное сопровождение и соединять это в целый комплекс упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".

Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....

Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представлены особенности восприятия, мышления, памяти, воображен...

Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста

laquo;Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»Автор: учитель музыки Норицына Анна НиколаевнаМладшие школьники обладают хорошей координацией движений при ходьбе, беге, прыжках...

Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В наше время перед педагогами стоит задача по формированию социально активной личности. Одним из важнейших признаков такой личности являются ясная и правильная речь, изложение своих мыслей в свободной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, ребенок, сказки, легкая степень нарушения интеллектаКлючевые слова на английском языке: primary school age, speech development, child, fairy ta...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Сформированность коммуникативных навыков детей определяет их социализацию и личностное развитие. Сильное влияние на формирование навыков общения у детей с интеллектуальными нарушениями оказывают их пс...