ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".
учебно-методический материал по музыке (1 класс) по теме

Бусурина Виктория Сергеевна

Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom.docx209.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования.

«Владимирский государственный университет».

Курсовая  работа

Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр

Выполнила:

Бусурина Виктория Сергеевна

                                                                                          студентка 4 курса заочного отделения.

Научный руководитель:

доцент

Ромашкова Елена Ивановна.

Оценка: Отлично

Владимир

 2012

План

                                                   

                                               

                                                         

Введение

Глава 1. Формирование представлений детей младшего школьного возраста о русском фольклоре через народные игры.

1.1.Обращение к фольклору с раннего возраста – основа формирования эстетического сознания школьников……………………………………………………………………………………………………………………6

1.2. Основные принципы организации музыкально-фольклорной работы с младшими школьниками…………………………………11

1.3. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………………………………………………………19

ГЛАВА 2.  Развитие чувства ритма младших школьников посредством народных музыкальных игр.

Введение………………………………………………………………………………………………………………………23

2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………………………25

2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………………………31

2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………………………35

2.4. Анализ результатов исследования и выводы……………………38

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………38

Библиография……………………………………………………………………………………………………………39

Приложение…………………………………………………………………………………………………………………41

Введение.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и

старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании школьников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания школьников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь  немногие школьные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Это и послужило выбору темы нашего исследования: "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора - народными играми".

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания школьников позволил выявить ряд противоречий между:

1.Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;

2.Большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования:

поиск психолого-педагогических условий музыкального развития школьников через развитие у них чувства ритма средствами музыкального фольклора.

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора.

Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей младшего школьного возраста посредством народно-музыкальных игр.

Предмет исследования: методика развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мы предположили, что использование музыкальных народных игр будет способствовать развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

1)Анализ психолого-педагогической литературы по использованию музыкальных народных игр в формировании эстетического сознания школьников и приобщение их к народной культуре;

2)Рассмотреть принципы организации музыкально-фольклорной работы со школьниками;

3)Изучить особенности развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста;

4)Подобрать музыкальный репертуар – народные музыкальные игры и составить конспекты занятий.

Научная новизна исследования состоит в разработке методики развития чувства ритма младших школьников, посредством заданий, основанных на музыкальном фольклоре – народных музыкальных играх.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина,  Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.)

Теоретическая значимость исследования состоит в  конкретизации понятия «чувство ритма школьников»; выявлении компонентов, критериев, показателей, уровней.

Опытно – экспериментальная работа проводилась в феврале 2010 г.г. в три этапа в школе с. Черкутино Собинского района.

I    Констатирующий эксперимент.

II   Формирующий эксперимент.

III  Контрольный эксперимент.

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, индивидуальная беседа с детьми, наблюдение, беседа с преподавателем музыки, тестирование (с примерами).

Глава 1.Формирование представлений детей младшего школьного возраста о русском фольклоре через музыкальные игры.


 1.1. Обращение к фольклору с раннего возраста – основа формирования эстетического сознания школьников.

 Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности   детской   психики,   мышления определили отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и
задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия   на   юные   поколения   совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
Поэзия пестования, материнская поэзия, открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Содержание   небольших   произведений   народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок;
заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

  Приобщение детей к традиционной культуре через народный календарь.

 В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой ,календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой. Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии. Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей, это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий. В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками. В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно – егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские. Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни про березку поют, несвязывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.

Для взрослых людей череда многочисленных будничных дней, зачастую монотонных, изредка заменяется праздниками, суть которых мы часто  не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления о их значении и  традициях празднования. Проведение праздников заменилось просто застольем,  и иногда  отличия видятся только в том, что на  Новый год праздничный стол соседствует с  елкой.

У детей по сравнению со взрослыми - другое измерение времени. И каждый день может и должен быть для них  праздником, если об этом позаботятся взрослые.  Дети еще умеют «праздновать жизнь».  Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка.   В   детстве, когда   закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется  внутренний мир личности, так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости,   положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.

Науке  радостного проживания каждого дня мы должны учиться сами и стремиться идти к детям только с  хорошим настроением  и улыбкой. Сделать пребывание  ребенка в школе  эмоционально  благополучным,  радостным нашим педагогам  помогает     традиционная   народная   культура.  Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки,  ласковые потешки, яркие и образные изделия  декоративно – прикладного искусства – все  первые  прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей  радостную улыбку,  восторг, изумление.

Младших школьников, которым уже  доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем   к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения   праздников, досугов,  фольклорных  посиделок  совместно с родителями, согласно  народному   календарю.

Задача педагогов, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры,  предоставить детям возможность познакомиться  с  культурным наследием наших  предков, по капельке добавляя  в повседневную жизнь. А вершиной этой работы становятся  наши праздники, которые являются результатом сотворчества детей и сотрудников в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства.

В практике работы школы  народный календарь занимает особое место. Чередование будней и праздников календаря, основанного на цикличности хозяйственно – обрядовой   деятельности   народа,  учит  детей строить свою жизнь  в согласии  с природой  и друг с другом в течение года.

1.2. Основные принципы организации музыкально-фольклорной работы со школьниками.

 Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в  воспитании детей.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией.
Фольклорно-игровые занятия с детьми - деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия   элементы   артистичности,   индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые
занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с детьми.
Педагог   должен   знать   уровень   развития   своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие с взрослым и взять на себя любую роль.
При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом,   устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать прием действенного соучастия детей, привлечение их к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.
Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.
Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - учителю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка. Или:

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!

        Нельзя забывать, что словарный запас детей не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся учителем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию. Произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Учителя могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет! или:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ,топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!


Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у школьников дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в классе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Учитель может вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».
В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:

Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить.

    В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даёшь.
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.

 Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам,   животным,  людям.  Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Необходимо  подобрать  соответствующие  настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений   народного   жанра,   формировать   умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей   знакомых   потешек,   прибауток,   сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью   рассматривают   иллюстрации,   пересказывают содержания знакомых потешек.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его
 эстетические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Чтение народных песенок, потешек; сопровождаемые показом наглядного материала; более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:

Валенки - валенки,
Невелички маленьки.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Шар покачу, гулять хочу.

При укладывании спать:

Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,
Все касаточки спят, Нашему Сереженьке спать велят.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.

    Очень важно научить ученика слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку,
и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, насколько вы заинтересуете малыша, увлечете ребенка своими действиями.
Прекрасно, если родители и учителя наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. (Потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми, представлены в Приложении).

Возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет.

  В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения. Увеличивается  мышечная масса, сила мышц. Активно развиваются мелкие мышцы кисти. Идет процесс окостенения позвоночника.

Отмечается качественное и структурное изменение головного мозга – устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных отношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально – логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний.  Таким образом, мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно – логическому Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.  Возможности памяти очень велики, однако дети не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения (плохо развит самоконтроль, самопроверка при заучивании). Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

Для данного возраста характерна известная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию.

 Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников.

Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания.  Педагогу и родителям следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способных вызвать интерес школьников.  Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды наглядности: чувственно – конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы,  графики).

Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную возможность для  нравственного воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Авторитет педагога, родителя как носителя коллективных норм и ценностей для детей этого возраста достаточно высок. Следует прибегать к описанию ситуаций нравственного выбора, стремиться к изложению своей точки зрения, объяснению причин такого выбора, формированию собственной позиции младших школьников. Воспитывающее обучение способно стать средством   формирования отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношения к себе и самооценки. 

1.3. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста.

  Одна из основных музыкальных задач – развитие ритмических способностей ребенка.

Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий и сам принимает участие в них. Он шагает, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Учитель музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу.

Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность.

Современная детская психология и педагогика доказали, что детям 6—7-летнего возраста в значительно большей степени доступна отвлеченная мыслительная деятельность,  чем это предполагалось раньше.

Задача музыкальной педагогики — найти правильный синтез игровых и учебных форм деятельности в школе. С этой целью, по моему мнению, нужно применять формы, близкие к игре, возможно чаще, но в то же время учить детей наблюдать музыкальные явления, сравнивать их, находить и правильно называть закономерности. На первом месте - должно быть слушание и исполнение музыки; в этом процессе возникают и развиваются музыкальные представления ребенка, для уточнения,  упорядочения, осмысления которых нужны определенные понятия, соответствующие названия, а также графические знаки. Я считаю необходимым подчеркнуть эту истину, ввиду того, что до сих пор еще встречаются случаи, когда педагог начинает ритмическое воспитание с объяснения длительностей нот, с которыми ребенок, не имеющий никакого музыкального опыта, не может связывать свои слуховые представления. Здесь, пожалуй, не лишне напомнить, что наиболее элементарным способом освоения музыки детьми было и остается пение по слуху, то есть разучивание мелодий рефлекторно-подражательным путем.

Я бы рекомендовала в начале обучения детей музыке ритмическому воспитанию уделять особое внимание. Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легко доступных детям разнообразных движениях. Это соответствует, с одной стороны, моторной природе музыкального ритма и ритмического чувства, с другой — естественной биологической потребности детей в движении. К, такого рода, занятиям удается привлекать всех без исключения детей. Коллективные занятия по ритмике повышают дисциплину, помогают сплачивать класс воедино. Вместе с тем в ритмических упражнениях, аккомпанементах, импровизациях удобнее всего поручать то одному, то другому ребёнку «сольную» роль, что вызывает общий интерес. Именно ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре. Если же дети, выполняя ритмические движения, привыкают внимательно слушать музыку, это оказывает косвенно благотворное влияние также на развитие их мелодического слуха и ладового чувства.

Ритмическое воспитание целесообразно начинать не с деталей, а с восприятия целостного музыкального произведения, прежде всего с темпа, ибо темп —элементарное выразительное средство большой действенной силы и вместе с тем важный жанровый признак. Знакомство с каждым новым произведением следует начинать, вслушиваясь в его темп, в основной характер движения.

Музыкальные игры и методика их разучивания.

 Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно  и интересно.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда учитель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).
Различение свойств музыкальных звуков (высота, динамика, тембр) лежит в основе музыкально-сенсорных способностей.
Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первичных ориентировок в языке музыки.
Существуют разные квалификации игр и пособий. Например, Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные.
Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.
Так Л.Н.Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия. Для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры и пособия именно по этому основанию - их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлении и чувства ритма.
Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.

Глава 2.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

 ВВЕДЕНИЕ.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧА И ГИПОТЕЗА.

 Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора.

Гипотеза исследования: развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста будет успешным, если:

  1. Разработана методика разучивания музыкально-народных игр.
  2. Выделено рабочее определение понятия «чувство  ритма».

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. Выделить компоненты, критерии, показатели развития чувства ритма;
  3. Подготовить музыкальный репертуар, составить конспекты уроков.

         

 

                   

 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ.

 Опытно-экспериментальная работа проводилась в 1 классе Черкутинской средней школы. В эксперименте участвовали 12 детей 7 лет.

1 подгруппа детей – это способные дети. Катя Б.,

Лена З., Юля К. Девочки сильные, легко обучаются, быстро осваивают новый материал. Родители занимаются развитием детей, что очень продуктивно.

2 подгруппа – Ира Г., Саша М., Рома К. чуть послабее детей первой подгруппы, но благодаря грамотному воспитанию, они перестанут отставать.

3 подгруппа – дети воспринимают материал не сразу, но очень стараются выполнить всё правильно. Дома, к сожалению, они не получают необходимую информацию, это Андрей Г., Лена Б., Лиза Н., Уля Е., Илья Д., Наташа Г.

2.1.КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

На основе выделенной гипотезы: развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста, констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:

1 выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития чувства ритма детей;

2.определить средний уровень музыкально развития.

Для решения первой задачи были выделены критерии, показатели и уровни развития чувства ритма:

     Таблица 1

   

Компоненты музыкальных способностей

Критерии оценки компонентов музыкальных способностей

.

1.Чувство ритма.

1.Точность, четкость передачи ритмического рисунка.

2. Музыкальное движение.

2. Запас танцевальных движений, умение с их помощью передавать характер того или иного образа.

Таблица 2

     3 уровня развития чувства ритма.

Высокий                Средний               Низкий        

Чёткая точная    Передача отдельных       Нет точности

передача         элементов                передачи        

ритмического     ритмического рисунка;    ритмического                                                              рисунка;                                  рисунка;

                улучшение показателей     нет

                после                     улучшений

                повторного показа.        показателей

                                          повторного

                                          показа.                            

Для решения задач констатирующего эксперимента давалось следующие задания:

               

Задание 1 имело целью определить наличие и развитость чувство ритма у детей.

Детям предлагалось: а) повторить хлопками заданный ритмический  рисунок;

б) прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой экспериментатором на 1-ой ступени, например "Барашеньки" – русской народной песни;

в) прохлопать ритмический рисунок попевки "Ладушки", исполняемой в диапазоне от 2 - ступеней.

С первым заданием справились более половины детей успешно (67%), кроме Лены Б., Андрея Г.. Наташи Г., Лизы Н. (33%). Дети с большим интересом выполняли

задание, даже там где имелись ритмические неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно.

Ко второму типу задания многие дети отнеслись настороженно, оно им показалось сложным. Наташа Г., Лены Б., Андрея Г., Лизы Н. Илья Д., Уля Е. (50%),

выполняли задание с трудом и нежеланием, эмоционально скованно, делая много ошибок. Лишь Лена З., Катя Б. (8%) смогли без погрешностей, точно выполнить задание. Прохлопать ритмический рисунок из четырех ступеней не смог ни один ребенок.

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента детям давались

следующие задания.

     

Задание 2 ставило целью определить наличие у детей двигательных навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений. Детям

предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями под музыку русской пляски "Барыня". У детей отмечена неуверенность, робость при

выполнении задания. Движения примитивны, не выразительны, не ритмичны. Дети не обладают запасом движений. Многие дети (83%) просто повторяют движения других детей. Илья Д., Ульяна З. (17%) выразили отказ в выполнении задания, объясняя отказ словами: "Я так не умею".

Для анализа результатов проведенных занятий нами были выделены критерии оценки на развитие чувства ритма:

точность, четкость передачи ритмического рисунка;

музыкальное движение – запас танцевальных движений, умение с их помощью

передавать характерного или иного образа.

Анализ результатов данных по данным способностям позволил составить таблицы.

                                                                       Таблица 3

Критерии и уровни оценки развития чувства ритма

детей

     

Чувство ритма

Муз. Движ.

3ада-ние 1

Задание 2

3ада-ние 3

1. Анд. Г.

Н

С

Н

С

2. Лена Б.

Н

С

Н

С

3. Ира Г.

В

С

Н

Н

4. Юля К.

С

С

Н

С

5. Катя Б.

В

В

Н

С

6. Саша М.

С

С

Н

С

7. Лиза Н.

Н

Н

Н

Н

8. Лена З.

В

С

Н

С

9. Уля Е.

В

Н

Н

Н

10.Илья Д.

В

Н

Н

Н

11.Нат. Г.

Н

Н

Н

С

12.Рома К.

В

С

Н

С

Критерии оценки:

В - высокий уровень;

Н - низкий уровень;

С - средний уровень.

                                                                       Таблица 4

Уровни развития чувства ритма детей по

заданиям

     

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Зад.№1

3

12

2

16

7

21

Зад.№2

-

-

3

20

9

31

Средние

данные

12 %

36 %

52 %

 Уровни развития чувства ритма детей в процентном соотношении 

     

     

     

     Проценты

                   

Высокий  12%                Средний 36%

Низкий   52%

       

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:

1.Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для

погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности;

2.У детей на данный момент слабо развито чувство ритма, дети не справились даже с простейшими ритмическими заданиями, многим эти задания казались непонятным

3.У детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о неразработанности механизмов музыкальной памяти.  

В целом можно констатировать, что чувство ритма школьников находится в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности,

неумения проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей.

Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков школьников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к данной деятельности дают основание предположить, что эти трудности преодолимы при осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных способностей на доступном материале музыкального фольклора.

Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий на развитие чувства ритма с

разнообразными заданиями.

                     2.2.ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Организация и руководство процесса развития чувства ритма младших школьников

Исходя из данных констатирующего эксперимента, разработана технология развития музыкальных способностей и сформулирована задачи формирующего

эксперимента.

1. Подобрать музыкальный репертуар (в приложении).

2. Составить конспекты уроков.

3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.

Формирующий эксперимент включал в себя занятия, состоящих из заданий на развитие чувства ритма. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной  и понятной для детей деятельности.

В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.

При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах.

Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность.

Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале детского музыкального фольклора.

Применялись такие виды музыкальной деятельности как ритмическая, танцевально-пластическая, игровая во взаимосвязи и интегрировании.

 Развивающий этап был направлен на накопление навыков

развития чувства ритма.

Форма обучения на занятиях: народно-музыкальные игры, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.

                                                                       Таблица 5

     

Программа развития чувства ритма

дошкольников средствами музыкального фольклора

Этап.

№ занятия

      Цели

 Содержание работы

 Развивающий

1.

.Развитие чувства ритма; умение соотнести характер музыки с изоб-

ражением на рисунке; знакомство с жанром колыбельной песни и плясовой русской народной

1"Ко-лыбельная" русская народная песня.

2"Ах, вы сени"  русская народная плясовая.

2.

Развитие чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изобра-жаемой схемой.

Муз. Игра "Тень-тень".

3.

1.Знакомство с навыками импрови-зации.

2.Развитие воображенияи творчест-ва в движении, соотношение харак-тера движений и звучаний музыки, формирование поисковых действий при выборе выразительных средств передачи замысла своего движения; умение подбирать различные варианты движения в передаче конкретного образа.

1.Игровые задания для развития импровизации в  танцевальном творчестве.

2. Муз. игра "Отгадай, кто   мы?"

     

При выполнении задания 1,при проведении музыкальной игры "Зайцы", дети с интересом и вниманием слушали рассказ экспериментатора о жанрах колыбельной и плясовой. "А мне мама поет колыбельную на ночь", – заметила Катя Б. "А я уже слышала похожую музыку, она веселая, задорная, шуточная", – отметила Лена З. Единодушно соотнесли с изображением на картинке музыку, исполняемую экспериментатором. "Можно мне попробовать поотгадывать, что звучит колыбельная или плясовая?" – спросила Юля К. Благодаря яркости и контрастности подобранных плясовых и колыбельных, дети справились с заданием. Небольшие затруднения возникли у Ильи Д., Ромы К. Но после повторного прослушивания и они успешно справились с заданием.

В задании 2 "Тень-тень", дети с удовольствием и желанием разучили шуточную песенку "Тень-тень". Веселым смехом реагировали на слова песенки.

Активно откликнулись на призыв пропеть по ролям. "Можно мальчики будут петь за медведя?" – спросил Рома К. "А можно мы с Катей будем лисичками?" – спрашивала Лена З. "А я буду зайкой!" – сказал Андрей Г. Каждая группа старалась без ошибок прохлопать свой ритмический рисунок, хотя все справились с заданием неплохо, но лучше всех прохлопали лисички.  Большой интерес вызвало задание, где голосок должен спрятаться, а ладошки хлопать ритмический рисунок. Так как дети уже прохлопали задание с голосом, без поддержки  голосом оно также не вызвало особого труда. Успешнее других  справились Юля К., Лена Б., Илья Д., Наташа Г. Выложить ритм песенки короткими и длинными палочками вызвались Андрей Г., Уля Е., Лиза., Катя Б. Таким образом, все дети приняли активное участие в игре и неплохо справились с заданием.

В задании 3  детям была предложена игра "Отгадай, кто мы?" дети выбрали ведущего, экспериментатор объяснил ему правила игры, затем удалился. Дети с большим интересом и желанием выслушали и посмотрели показ экспериментатора о возможных повадках, движениях животных, которые должны изобразить произвольными движениями дети. Несколько вариантов были показаны экспериментатором, но также им было замечено, что дети должны придумать свои варианты движения. Дети с готовностью ответили: "Мне кажется, что зайчик прыгает вот так" – заметил Илья Д., "А мой зайчик спрятался, у

него замерзли лапки" – ответил Андрей Г. "А мой зайчик смелый, он никого не боится, он будет радостно скакать по лесу и собирать ягоды" – заметила Лена Б.

В  движениях детей видна была свобода и фантазия. Задание нравилось и ведущим  детям, и исполняющим его.

2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Динамика развития чувства ритма детей младшего школьного возраста.

Для определения эффективности разработанной педагогической технологии развития чувства ритма младших школьников средствами музыкального фольклора был проведен контрольный эксперимент.

Задачи контрольного эксперимента:

1.Выявить динамику развития чувства ритма детей школьного возраста;

2.Определить эффективность разработанной педагогической технологии музыкального развития детей школьников средствами музыкального фольклора.

Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента.

Данные результатов контрольного эксперимента изображены в таблице.

                                                                       Таблица 6

Динамика развития чувства ритма

детей школьного возраста.

     

Чувство ритма

Муз. движ.

3адание 1

3адание 2

1. Андрей Г.

В

В

В

2. Лена Б.

С

В

С

3. Ира Г.

В

В

С

4. Юля К.

В

В

В

5. Катя Б.

С

В

В

6. Саша М.

В

С

В

7. Лиза Н.

Н

С

В

8. Лена З.

В

В

9. Уля Е.

С

В

В

10. Илья Д.

С

С

С

11. Нат. Г.

В

В

В

12. Рома К.

В

В

С

     

Зад.№1 9      31  2     16   1     8

Зад.№2 2      16  10    29   -     -

Средние     47        45        8

Данные      %         %         %        

     Сравнительный уровень развития чувства ритма детей школьников "до" и "после" формирующего эксперимента.                  

     

Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

1.Чувство ритма.

У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и

напряжения.

2.Музыкальное движение.

При выполнении задания у детей отмечено разнообразие движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом.

2.4.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ.      Заключение

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы – развитие народно-ритмических движений и позволили сформировать следующие выводы:

1.Конкретизировано понятие «Чувство ритма», которое

было выбрано в качестве рабочего.

2.Выделен компонент музыкальных способностей -  чувство ритма; критерии оценки чувства ритма. Определены показатели и уровни развития чувства ритма.

3.Разработана технология развития чувства ритма детей

Младшего школьного возраста.

Развивающий этап – направлен на накопление умений и навыков развития чувства ритма, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

4.На основе разработанной технологии была составлена программа музыкального развития, а именно чувства ритма, школьников средствами музыкального фольклора, которая может быть использована в школе. Научно-методическое обеспечение данной программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем музыкального развития школьников, уточнить структуру, содержание, методики управления педагогическим процессом.

   

Библиография

1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 1983.

2. Алексеев В.В. Русская народная песня в начальной школе. – Оса: Росстанина-Каме, 1994. – 78 с.

3. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры.  – М., Советский композитор, 1988.

4. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971.

5. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.

6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

7. Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх т. Т.3. Перевод. – М.: Мысль, 1981. – 613 с.

8. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – с.5.

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 1973.

10. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.

11. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.

12. Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1968.

13. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство , 1971.

14. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

15. Василенко В.А. Детский фольклор.Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.

16. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988.

17. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – М., 1996. с.468.

18. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

19. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968 – 415 с.

20. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в

детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. – Изд. 2-е – М., Просвещение, 1982.

21. Виноградов Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина, Иркутск, 1924 вып.2, 1. 55-86.

22. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.: Искусство, 1989.

23. Воспитание и обучение в детском саду. – М., 1976.

24. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М.:

25. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд. 2-е. – М.: МГУ, 1977.

26. Горький А.М. Заметки. Т.2. – с. 382.

27.  Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.: Просвещение, 1990.

28. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.: Советский композитор, 1971.

29. Громов Е.С. Художественное творчество. Опыт характеристики некоторых проблем. – М.: Политиздат, 1970.

30. Гусев В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового творчества. Специфика фольклорных жанров. Л.: Наука, 1967.

Приложение

ЗАЙЦЫ

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. На планшете изображены лес, поляна (в центре сделан разрез или кармашек, в который могут вставляться картинки - "Зайцы спят", "Зайцы пляшут").

Ход  ИГРЫ. Взрослый предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке. "Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда

услышите  музыку". В грамзаписи звучит мелодия колыбельной или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее и по просьбе взрослого вставляет соответствующую картинку в прорези   или   кармашек   на планшете. Участвующие в игре могут аплодировать тому, кто правильно выполнил  задание.

ПРИМЕЧАНИЕ: Взрослый может не пользоваться грамзаписью,   а напевать мелодию колыбельной или на слог "ля" напевать  любую  плясовую мелодию (хорошо использовать  напевы  русских  народных  плясовых:   "Ах  ты, береза", "Ах вы, сени", "Как у наших у ворот"). Ритмический   рисунок   колыбельной отличается   от ритма пляски, и это должны научиться различать дети.

НАУЧИ МАТРЕШЕК ТАНЦЕВАТЬ

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Большая матрешка и маленькие(по числу играющих). Ход ИГРЫ. В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей - маленькие.

"Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.  

                                                     ИГРА "ТЕНЬ-ТЕНЬ"

 Спойте ребёнку хорошо знакомую песню "Тень-тень"

и для развития у него ритмического чувства выполните ряд игровых заданий.

Тень-тень, потетень,                                Выше города плетень,                                Сели звери на плетень,                          Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

"Всему свету я краса!"

Похвалялся зайка:

"Пойди,догоняй-ка"!

Похвалялися ежи:

У нас шубки хороши!"

Похвалялись блохи:

"И у нас неплохи".

Похвалялся медведь:

"Могу песни я петь!"

 Похвалялася коза:

"Всем вам выколю глаза!"

1. Спойте песню вместе с ребенком, постарайтесь, чтобы он запомнил текст.

2. Попросите ребенка петь и одновременно тихонько

хлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.

3.Пропойте песню по ролям: вы за автора, а ребенок за героев песни (лису, зайку,ежей, блошек, медведя и козу). Попросите ребенка одновременно хлопать свою роль ладошками.

4. Пойте песню по ролям. Попросите ребёнка "петь" свою роль ладошками. Голосок должен спрятаться, а ладошки "поют" вместо него.

5. Поменяйтесь с ребенком ролями и выполните предыдущие задания.

6. Попросите ребёнка всю песню от начала до конца "спеть" ладошками. Как и в первом случае, сначала можно перейти на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем

полностью спрятать голосок и оставить одни ладошки.

7. Если ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.                                    

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай-

Это очень, очень важно.

Кончаловская Н.

   

ЧЬЯ ОЧЕРЕДЬ

Дети делятся на четыре подгруппы.

Одни будут изображать "зайчиков", другие - "птиц", третьи - "лошадок", четвертые - "медвежат". Для каждой подгруппы используется "своя" музыка, с которой дети предварительно познакомились. Взрослый произвольно меняет музыкальное сопровождение. Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке узнают свою "очередь" для начала движения. Как только меняется

сопровождение, меняется группа. Предыдущая возвращается на свое место. Если взрослый не владеет инструментом, можно использовать грамзапись или в качестве сопровождения взять ударные инструменты (маракасы, бубны, треугольник, барабан и т. д.).  

 

.

     

ЗАИНЬКА, СЕРЕНЬКИЙ

Игровое задание развивает чувство ритма и творческие способности. Взрослый сажает ребенка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает:  

Заинька, серенький в гости пошел,

Заинька,  серенький ложки нашел.

(Поднимает с пола деревянные ложки.)

Ложки нашел да к дому подошел.

Тук,  тук, тук. Ребенок: Кто там?

Взрослый: Я, зайка, серый попрыгайка, а ты кто?

Ребенок: А я волчишка, серый бочишка. (Ребенок

может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком.) Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи,

Да смело в ложки постучи!

Взрослый передает ребенку ложки, и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка.  

.

Конспекты комплексных Факультативных занятий.

1Занятие. Конспект музыкального занятия на тему: «Русская плясовая».

Программное содержание:

  1. Учить двигаться переменным шагом; исполнять энергичные притопы; согласовывать движения с плясовой музыкой.
  2. Развивать двигательные навыки, чувство ритма.
  3. Воспитывать умение действовать сообща, танцевать в коллективе.

Оборудование:

Музыкальный кабинет (зал), ноты народной песни «Русская плясовая» в обработке А. Иванова.

Ход занятия:

-Здравствуйте дети! Садитесь поудобнее и внимательно послушайте музыкальную пьесу. Послушали? Теперь скажите, какая она: грустная или весёлая? (Дети определяют её весёлый, плясовой характер).            -Да, ребята, это «Русская плясовая», и мелодия этой музыки народная. Послушайте вступление к ней, и две части (вторая часть более весёлая и радостная).         А теперь давайте встанем в хоровод, и будем выполнять переменный шаг. Я вам напомню, как он выполняется. Спинка прямая, ручки на поясе, движения выполняются под музыку. Вот как Саша делает, Катя тоже старается. А теперь притопываем, Катя, покажи, как правильно выполнить притоп (нога резко опускается на пол и ударяет, затем отскакивает от пола).           Мальчики, одновременно с притопом, делайте скользящие хлопки, вот так. Девочки, а вы представьте, что у вас в руках платочки, и вы ими машете вправо-влево, вверх-вниз (голова то приподнимается, то упускается).       А теперь мальчики и девочки повторяют разученные движения под музыку: двигаемся переменным шагом, выполняем энергичные притопы, согласуем движения с плясовой музыкой (прог. содержание).                                     А теперь, каждый по отдельности. Сначала девочки: Катя, Маша и т. д., а теперь мальчики. (Дети вместе с педагогом оценивают качество исполнения каждого ребёнка). Все молодцы, а теперь все вместе попляшем!

2 Занятие

Программное содержание: Сочетать переменный шаг с полуприседанием и выставлением ноги на пятку.         –А сейчас, ребята, мы повторим все движения, разученные на предыдущем занятии (на первую часть «Русской плясовой» выполняется переменный шаг, а на вторую притопы).    А теперь, дети, будем учиться делать полуприседания с выставлением ноги на пятку. Выполняем это движение весело, задорно, держим спинку прямо.

3 Занятие

Программное содержание: Сочетать переменный шаг с выбрасыванием ног и кружением на дробном шаге.

-Дорогие ребята, напоминаю вам, что мы разучиваем «Русскую плясовую». Давайте повторим первую часть: переменный шаг. Молодцы, хорошо всё усвоили. А теперь вторую часть: притопы, полуприседания с выставлением ноги на пятку.  И я вам покажу другие плясовые движения: выбрасывание ноги вперёд и кружение на дробном шаге.

4 Занятие

Программное содержание: Выполнять плясовые движения по своему выбору, составлять их различные комбинации.

Здравствуйте дети.  Что мы с вами сейчас разучиваем? (Ответ детей: «Русская плясовая»). Давайте мы свами первую часть музыки пройдём переменным шагом. Не забывайте про осанку. А на вторую часть музыки исполняйте любые плясовые движения, и таким образом, у вас получится очень интересный, задорный танец. Давайте каждый из вас покажет, на что он способен, и много ли движений знает (по просьбе педагога дети показывают наиболее интересные комбинации, другие оценивают их пляску).

Сравнительные уровни развития чувства ритма детей по заданиям.

Констатирующий эксперимент:

     

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Зад.№1

3

12

2

16

7

21

Зад.№2

-

-

3

20

9

31

Средние

данные

12 %

36 %

52 %

Контрольный эксперимент:

Зад.№1 9      31  2     16   1     8

Зад.№2 2      16  10    29   -     -

Средние     47        45        8

Данные      %         %         %        





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи  младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...

Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки.

Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки....

Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии.

Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетенции так как дети учатся ставить и решать задачи посредством...

Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста

laquo;Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»Автор: учитель музыки Норицына Анна НиколаевнаМладшие школьники обладают хорошей координацией движений при ходьбе, беге, прыжках...

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Особенности развития ловкости и чувства ритма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Особенности развития ловкости и чувства ритма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью...

Консультация для родителей «Развиваем чувство времени у детей младшего школьного возраста»

Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять её во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через зад...