Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс
методическая разработка по информатике (4 класс) по теме

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Voronezhskiy_kostyum.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока информатики

  1. класс

Тема урока: Создание изображения путем копирования, перемещения и изменения размера на примере воронежского народного костюма.

Составила учитель

начальных классов    

МОУ СОШ №36

имени И.А. Артамонова

Родюкова Е.В.

                                        

Воронеж        2010        г.


Тема урока: Создание изображения путем копирования, перемещения и изменения размера на примере воронежского народного костюма.

Цель урока: познакомить с особенностями воронежской вышивки и приемами композиционного построения геометрического орнамента с помощью компьютера

Задачи урока:

  • дать знания детям о вышивке, как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с символикой узоров, композицией построения узоров, цветовой гаммой, технологией вышивания;
  • формировать практические умения по составлению композиций геометрического орнамента с помощью компьютера
  • развивать художественный вкус, творческое воображение, фантазию
  • воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного творчества
  • продолжить работу над формированием у учащихся навыков работы с графическим редактором Paint
  • организовать творческую деятельность путем составления своих геометрических узоров, как на бумаге, так и с помощью графического редактора

Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры,

Ход урока.
1. Самоопределение к учебной цели.

Представьте что вы дизайнеры. Чем занимаются дизайнеры, что они украшают? Сегодня вы будете дизайнерами по художественной вышивке и вам надо разработать эскизы вышивки в народном стиле. Давайте посмотрим на экран, полюбуемся красотой воронежского края, послушаем песню. (1 слайд) 

Дизайнеры начинают свою работу с изучения исторических материалов. А вы знаете, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

Взгляните на эти костюмы,  на их дивное многоцветие.(2 слайд) Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе! В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Посмотрите на костюмы воронежских исполнителей. Обратите внимание на вышитые элементы костюмов.

2. Тема и цель урока.

-Сегодня мы с вами познакомимся с народной вышивкой.

- Что такое вышивка? Это вид декоративно-прикладного искусства, шитье узорами на ткани (3 слайд).

- Каково значение вышивки?

1) украшение, декорирование текстильных изделий

2) оберег (4 слайд).На экране мы видим косники - украшения-обереги, которые вплетали в косу девушки.

Вышитые узоры в народном сознании связаны с добром, благом. Вышитые узоры наделялись магической силой и служили оберегом – это основная функция вышивки, а декоративность на втором плане.

С самого раннего возраста девушка заготавливала себе приданое, в котором обязательными были вышитые полотенца, одежда, предметы быта. (5слайд).

Это помогало решать такие проблемы как:

  • материальное обеспечение будущей семейной жизни;
  • стремление украсить свою одежду, интерьер жилища;
  • возможность выразить себя, свое чувство красоты;
  • приучение девушек к кропотливому труду, воспитание ее воли.

Поговорим с многоцветии воронежского костюма. На уроках краеведения вы узнали о цветовой символике. Расскажите о цветовых пристрастиях воронежских мастериц. (Ответы детей.) (6 слайд).

3. Актуализация знаний.

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный        человек”.(7Слайд)                                                                                                                        Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом. (8 слайд)

Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца.

(9 слайд) Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти.

(10 слайд)  Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх .

Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.

(11 слайд). Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан, и даже подвенечная одежда была украшена черной вышивкой, (12 слайд), мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.

4. Проблемное объяснение нового материала.

Посмотрите на вышитые изделия и костюмы исполнителей государственного русского народного хора.(13,14 слайд) и послушайте весёлую песню в их исполнении.

У вышивальщиц в разных краях и областях свои узоры, приемы выполнения вышивки.

        -В чем отличие костюма северных областей от средне-южного (15 слайд) по  цветовой гамме?

   -  Несколько слов об орнаменте. Элементы, составляющие мотив узоров, имеют древнее происхождение и связаны с почитанием нашими предками культа языческого божества посредством особых знаков – символов, знаков – оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам Добра о том, чтобы они вовремя отводили в сторону руку Зла. В традиционном представлении русского народа мир являлся упорядоченным: все имеет свой смысл. (16слайд) Кузнецова Лена нам кратко расскажет о символах воронежского костюма. Доклад.

Исполнительницы костюма использовали геометрический ромб – наиболее устойчивую фигуру в орнаменте, знак лучезарного солнца. Наиболее используемая фигура в воронежской вышивке – ромб. (17слайд)  С давних времен изображение ромба с крючками символизирует плодородие. Его еще называют «репей». В орнаментации воронежских ромбов можно увидеть изображение солнца в виде свастики, равноконечного или косого креста. (18слайд).

Наиболее праздничные рубахи дополнительно украшали кружевом или вставкой, расшитой золотыми нитями “золотой ремень”.(19слайд)  Такие рубахи молодые женщины и девушки надевали на праздники, хороводы и свадьбу. У пожилых женщин рукава рубахи отделывали белым кружевом или мережкой, черный цвет исключался.

 Крест – символ мужчины. ( Техника вышивания крестом до сих пор существует в нашей местности.) Растительные орнаменты, которые являются самыми распространенными.  (20слайд)   

5. Включение нового материала в систему знаний.

Проанализируйте старинные образцы вышивок по цвету, узорам, композиции (21слайд)

ВЫВОД: узоры располагаются строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трехчастных композиций: срединная - широкая полоса и бордюры, симметрично обрамляющие центральную часть (21слайд)

Многоярусные композиции украшали наиболее нарядные изделия.

Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, вышитые узоры очень разнообразны по общему виду. Это достигалось благодаря различным комбинациям и перестановкам фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.

 Теперь, как специалисты, как дизайнеры расскажите, кому могли принадлежать эти рубахи и обоснуйте свои выводы.(22,23,24 слайды).

Молодцы! Еще одна загадка. Кто на слайде и чем она была знаменита? (25 слайд). 

Динамическая пауза

Да, это М.Н. Мордасова, и в награду за ваши знания послушаем ее частушки и даже можно поплясать. (25 слайд).

7.Повторение и включение нового материала в систему знаний.

Проанализируйте костюм певицы. Какие цвета в нем используются, какие узоры?

-Как создавали прабабушки узоры на одежде?

А как сейчас можно нам, художникам – дизайнерам, это сделать? С помощью чего?

-Сегодня на уроке мы продолжим работать  в графическом редакторе. Как вы думаете, что мы будем создавать?

Надо вспомнить технику безопасности при работе на компьютере.

(26,27,28,29,30 слайды)

Фронтальный опрос

  • Как создать на компьютере орнамент, узор? Какая программа нам поможет?
  • Как можно загрузить программу графического редактора? (31слайд)
  • Какие инструменты графического редактора вам известны? (32слайд)
  • Что такое палитра цветов?
  • Как можно изменить фон рисунка? 

8.Основной этап – работа на ПК

-Прежде чем нарисовать ваши орнаментальные композиции, давайте для начала нарисуем небольшой узор все вместе, используя стандартную программу Paint. Откройте ее.

-Как вы сами будете выполнять рисование этого фрагмента? Варианты ответов детей. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ.

-ТОТЖЕ РИСУНОК МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ПО ДРУГОМУ АЛГОРИТМУ. У каждого из вас на столах лежат алгоритмы рисования орнамента. Попробуем по нему сделать этот рисунок.

-Для этого надо уметь работать с фрагментами рисунка . (33 слайд).

     Алгоритм рисования орнамента

Фигура

Инструменты

меню «Правка» - «Копировать» (предварительно выделить фигуру)

чтобы соединить два квадрата нужно

меню «Рисунок» - «Отразить слева направо»

(меню «Рисунок» - «Отразить сверху вниз»)

Пользоваться этим способом удобнее при создании орнамента, т.е. при повторении одного рисунка несколько раз. Попробуем составить свой узор из тех фрагментов, что у вас получились.

-Как можно сохранить рисунок? (34 слайд).

Давайте сравним ваши узоры и  узоры наших прабабушек. В чем их схожесть? (35 слайд).

  1. Рефлексивный и итоговый этап

Теперь настала пора подвести итоги нашего урока. Посмотрим, чем же нас порадуют наши мастера, художники-дизайнеры из 4 «Б». Давайте подойдем к каждому компьютеру и посмотрим, у кого что получилось.

-Что было трудно сделать на нашем уроке?

-Чему еще хотели бы научиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока по чтению в 1 классе

Конспект знакомит учащихся с различными видами сказок и их героями. Урок интегрирует предметы: окружающий мир, трудовое обучение....

конспект интегрированного урока по чтению в 1 классе

Конспект знакомит учащихся с различными видами сказок и их героями. Урок интегрирует предметы: кружающий мир, трудовое обучение....

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Конспект интегрированного урока чтение\русский язык. 3 класс

Интегрированный урок (чтение/русский язык) В. Астафьев "Капалуха"...

Конспект интегрированного урока ОБЖ для 1-го класса с элементами трудового обучения на тему: "Повторение правил дорожного движения. Светофор"

Урок позволяет повторить правила дорожного движения с практическим выполнением модели светофора....

Конспект интегрированного урока (математика + окружающий мир), 4 класс. Тема: Решение задач. Московский Кремль.

Конспект интегрированного урока (математика + окружающий мир), 4 класс. Тема: Решениие задач. Московский Кремль....

Интегрированный урок математика +краеведение в 4 классе. Якутия в цифрах.

Урок математики с элементами краеведения для 4 классов....


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Большое спасибо за пополнение нашей библиотеки. Интересный материал для ознакомительных  уроков с декоративно-прикладным искусством, на котором можно познакомить учащихся с символикой узоров, композицией построения узоров, цветовой гаммой, технологией вышивания;