Реализация программных компьютерных продуктов на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.
статья по информатике по теме
Современное занятие в коррекционной школе трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropina_mezhregionalnyy_n-pr_seminar.doc | 303.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Л.Тропина,
учитель, учитель – логопед,
муниципальное бюджетное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 4 (VIII вида)
г. Мончегорск, Мурманская область
Реализация программных компьютерных продуктов на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.
Современное занятие в коррекционной школе трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.
Одной из программ, которую я успешно использую в работе с детьми, является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры"(автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004). Программа представляет системный подход к коррекции нарушений речи, создана с учётом закономерностей и специфических особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, направлена на преодоление нарушений речи, проявляющихся в рамках стёртой формы дизартрии, дислалии, ринолалии, заикания, общего недоразвития речи, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, добиваться хороших результатов коррекции речи.
Основные принципы, положенные в основу программы «Игры для Тигры»: системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития, игровая форма обучения, интерактивность, полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль.
Большой объём упражнений, предлагаемых программой, позволяет построить коррекционную работу с ребёнком, исходя из индивидуальных образовательных потребностей.
На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую комплексный подход к коррекции речевых нарушений, т.к. программа содержит более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединённых в четыре блока: « Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.
Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в необходимом направлении в соответствии с уровнем развития ребёнка. В процессе коррекционной работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, при этом работа проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка.
Проводимые занятия по программе «Игры для Тигры» дали положительную динамику с детьми, которые имеют проблемы в общении, аутичного характера. При традиционной системе обучения ребёнок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигрёнком - способствует развитию коммуникативных навыков у детей за счёт того, что специально подобранные задания побуждают ребёнка вступить с ним в диалог. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания: «Хоррррошо!», подбадривает, если не всё получается: «Не унывай!», «Попробуй ещё!», иногда сердится: «РРРРР», но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.
Прекрасная анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.
В настоящее время также успешно использую в работе по обучению обучающихся чтению, письму и развитию речи, на логопедических занятиях компьютерные продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере" (руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы – Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта):
1.«Компьютерный практикум для начальной школы»
«Русский язык 1-4 класс» авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И.
2.«Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе» «Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;
3.«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.
На основе предлагаемого в практикумах дидактического материала мною разработаны тематические маршрутные листы.
Пример маршрутного листа по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш], букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
В гостях у Тигры и Логоши.
Маршрутный лист.
Название папки | № задания |
Раздели рисунки. | 21 |
Обучение грамоте. | 11, 24 |
Выбери | 39 |
Физминутка для глаз. | |
Мостик. | 32 |
Стыковка. | 78 |
Соедини. | 63 |
Покажи картинку. (Сюрприз от Логоши) | 1, 16 |
Секретные материалы | 39 |
Фрагмент логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях», этап занятия: применение знаний, формирование умений (логопедический практикум. Программа «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе")
1.Развитие фонематического слуха.
- 1 задание. «Раздели рисунки», № 21.
Разделение графических объектов на две группы по определённым признакам: распознать звуки [С], [Ш] в названиях картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик –со звуком [Ш], 2 столбик –со звуком [С].
[Ш] чашка машина лягушка шар карандаш шишки | [С] аист кактус оса лиса автобус лист |
2.Связь звука с буквой. Дифференциация букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
- 2 задание «Обучение грамоте», № 11,№ 24.
Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в слово (начало, середина, конец слова).
- 3 задание «Выбери», № 39.
Выбор одной из групп символов по определённым признакам. Дифференциация букв с, ш в словах.. Вставить в слово вместо точки пропущенную букву с или ш.
Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка, . тихи, . пали, кро . ка, у . ы, о . ы, . палы, пу . шок.
Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с компьютером.
- 4 задание «Мостик», № 32.
Составление символьных последовательностей по определённым правилам. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
- 5 задание «Стыковка», № 78.
Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
шу но |
фо ба |
как шок |
сти ки |
шиш тус |
страш кус |
- 6 задание «Соедини», № 63.
Нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах: роса, гроза, шарф, шутка. Какое слово можно назвать лишним? Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).
- 7 задание. Покажи картинку.
Сюрприз от Логоши: Логоша танцует при правильном выполнении задания: чтение слов и указание соответствующей картинки. Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.
1 ученик - № 1(8 слов из 3-4 букв); 2 ученик - № 16 (16 слов из 4-8 букв).
- 8 задание: «Секретные материалы», № 39.
Составить рассказ о семье.
Семья – это родные (?) (?) вместе и (?) друг друга. Члены большой семьи: её родоначальники - (?) родители -(?) дети -(?). Обязанности каждого члена семьи - (?) и (?) друг о друге – залог счастливой семьи. | забота люди любящие живущие братья и сёстры взаимопомощь бабушки и дедушки папа и мама |
Семья – это родные люди, живущие вместе и любящие друг друга. Члены большой семьи – её родоначальники – бабушки и дедушки, родители 0 папа и мама, дети – братья и сёстры. Обязанности каждого члена семьи - взаимопомощь и забота друг о друге – залог счастливой семьи. |
Практика работы показывает, насколько тесно взаимосвязаны и перекликаются логопедические занятия, уроки чтения, письма и развития речи. Реализация программных компьютерных продуктов на этих занятиях в условиях коррекционной школы делает процесс обучения более индивидуализированным и адресным, способствует формированию учебной мотивации, развитию познавательных процессов, формированию речевого здоровья детей.
Литература
Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. - № 1.с. 47-55;
Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. –Пермь, 2005;
Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).-с.285-287.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы по теме:" Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных".
Цели: развивать умения у учащихся различать название животных и его кличку; коррекция мыслительных операции (анализа и синтеза), культуры речи, творческих способностей учащихся; закрепление знаний о ...
Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"
Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости соглас...
Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"
Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...
Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.
Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы, но и пу...
Использование средств ИКТ на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеют как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи...
Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»
Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития р...
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли к...
- Мне нравится (1)