Использование средств ИКТ на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.
статья по информатике по теме

Тропина Лариса Леонидовна

            Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья  имеют как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи, так и специфические задачи, обусловленные иными возможностями ребенка, медленным темпом освоения материала, структурой дефекта, его индивидуальными особенностями. Умственная отсталость у детей проявляется в резком интеллектуальном отставании от сверстников. Ребенок намного хуже усваивает учебный материал, не понимает разъяснений учителя, у него не формируется учебная деятельность, отсутствует критическое отношение к своим возможностям, дети имеют разные формы нарушения речи. Знание программы коррекционной школы  помогают мне не дублировать преподносимый детям материал, а делать его более индивидуализированным и адресным . Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать обучение осознанным, опираюсь в работе на нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии, одной из которых является ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sredstv_ikt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тропина Лариса Леонидовна,

учитель начальных классов, учитель-логопед,

высшая квалификационная категория.

Муниципальное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями развития.

Специальная (коррекционная)общеобразовательная

                                                                                                           школа –интернат № 4  (VIII вида)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.

«Мы должны стремиться не корректировать дефект,  

а работать с ребёнком, который имеет дефект.

Изучать ребёнка, воспитывать и обучать»

Владимир Селивёрстов,

заведующий кафедрой дошкольной

                                                                                                        дефектологии Московского

                                                                                  педагогического государственного университета.

            Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья  имеют как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи, так и специфические задачи, обусловленные иными возможностями ребенка, медленным темпом освоения материала, структурой дефекта, его индивидуальными особенностями. Умственная отсталость у детей проявляется в резком интеллектуальном отставании от сверстников. Ребенок намного хуже усваивает учебный материал, не понимает разъяснений учителя, у него не формируется учебная деятельность, отсутствует критическое отношение к своим возможностям, дети имеют разные формы нарушения речи. Знание программы коррекционной школы  помогают мне не дублировать преподносимый детям материал, а делать его более индивидуализированным и адресным . Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать обучение осознанным, опираюсь в работе на нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии, одной из которых является ИКТ.

              Мною  выработаны определённые направления работы  по использованию средств ИКТ

на  уроках чтения, письма и развития речи, логопедических занятиях   с целью максимальной  

коррекции связной речи младших школьников, развития их познавательной активности,

коррекции психических процессов.

1 направление Использование стандартного набора программ Windows

 Программа Paint (рисование) - позволяет закреплять в игровой форме  знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;

  Работа с текстовым редактором word for Windows. Данная программа позволяет сохранить в памяти компьютера задание в первоначальном виде, что даёт возможность последовательно проработать его со многими детьми. При работе в любой момент задание может быть усовершенствовано, внесены коррективы в соответствии с индивидуальными трудностями конкретного ученика.  

                 Программа «Звукозапись»  - система звукозаписи и воспроизведения компьютера

операционной системы Windows.  Для логопеда данная программа – инструмент для отслеживания динамики коррекционной работы по исправлению недостатков произношения конкретного ученика  и создания базы данных речевых показателей в целом с целью последующего анализа и сравнения. Работа с микрофоном, наушниками с прослушиванием своего голоса через колонки компьютера вызывает у детей живой интерес, способствует созданию положительной мотивации для дальнейшей работы по  исправлению речевых нарушений.

                 Работа в программе  Movie Maker:, которая обрабатывает  видео – кадры, фотографии,

позволила мне создавать ЦОРы непосредственно при подготовке к занятиям  путём применения педагогического дизайна.

  Так, в серии занятий по развитию речи по теме «Осень» я использовала созданные мной видеоролики  «Осенние листья», «Любимый Мончегорск», которые, благодаря соответствующему музыкальному оформлению, создали  у ребят лирическое настроение, побудили их  к творческой деятельности.

 

      Использование в работе электронных презентаций, созданных в программе Power Point, эффективно как  в индивидуальной  коррекционной работе по преодолению фонетических дефектов у обучающихся (на этапах постановки звуков, автоматизации  и дифференциации поставленных звуков, введении их в спонтанную речь), так и при подгрупповых формах работы.

     Работая над созданием презентации, стараюсь делать её многофункциональной. Например, с целью проведения первичного логопедического обследования детей  мною была создана презентация « Материал для обследования состояния устной речи обучающихся специальной коррекционной школы VIII  вида». Данную презентацию применяю не только в целях диагностики и уточнения речевого диагноза, но и на индивидуальных занятиях с обучающимся , при изучении нового материала, на подгрупповых занятиях с обучающимися   при закреплении, повторении изученного материала.                                                                                                                                

                 Программа   Power Point , позволяет  создать презентации разнопланового содержания

                 Опираясь в  работе по развитию связной речи  младших школьников на методику В.К.Воробьёвой, с помощью электронных презентаций я организую подготовительную работу  (пример: занятие по теме: « В зимнем лесу», в ходе которого  дети активно привлекаются к работе с тренажёром «Звуко –буквенный анализ слов»). В индивидуальной  игровой форме проходят тесты по темам «Звуки», «Слово», «Предложение».

                   Процесс подачи материала на логопедическом занятии более индивидуализированный, чем на уроке в классе, поэтому вышеперечисленные программы  активно используются  в индивидуальной работе на логозанятиях.

                   Классно –урочная форма работы позволяет  активно использовать   технологии мультимедиа. с использованием электронных презентаций, выполненных  в  программе  Power Point.. Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Презентация – удобный и эффективный способ предоставить обучающемуся информацию об окружающем его мире. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Принцип детской электронной презентации     «обучаюсь, играя!» Легко и ненавязчиво начинается процесс  усвоения азбуки, чтение,  развитие связной речи. Дети очень полюбили электронные «Коррекционные минутки», проведение которых стимулирует их познавательную активность, «физминутки для глаз»

               Интересные и занимательные традиционные формы  работы в сочетании с использованием компьютерных технологий воспринимаются  детьми сначала на уровне игры. Обучающиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой идёт процесс развития навыков связной речи и  личности ребёнка.  Так, например, решив принять участие в конкурсе «Планета –наш дом» , объявленным Городской детской библиотекой, мы с ребятами провели в течение 10 дней экологические наблюдения за изменениями в природе (с 18.05-28.05.2011) .Во время экскурсий и прогулок по территории школы и ближайшим окрестностям  я, как учитель и логопед, создавала речевые ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями . Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащалась  в непринужденной обстановке. Дети учились  способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, при этом развивались умения высказываться в форме небольшого рассказа. Продуктом и результатом наших наблюдений стала электронная презентация «Пробуждение природы».

              Нет необходимости перечислять или показывать те или иные видеоролики, презентации,  Их создание – процесс творческий. Каждый педагог  подходит к этой работе  индивидуально, с личным опытом работы, собственным знанием и видением материала

              В коррекционной работе по преодолению речевых нарушений, помимо собственных  презентаций, я активно использую авторские  презентации, видеоклипы,  слайд шоу с сайтов viki.rdf.ru, «Логобург», «Loqozavr. ru» и др.

  Мною составлен  подробный «Перечень цифровых образовательных ресурсов», в который вошли и мои авторские ЦОРы, и презентации, видеоклипы, созданные другими авторами. В настоящее время я продолжаю работу по созданию и накоплению презентаций, видеоклипов.

2 направление.

Другим направлением логопедической работы по использованию  средств ИКТ считаю  организацию работы обучающихся с помощью  готовых программных продуктов ( ГПП).
Со многими из них можно познакомиться в школьной медиатеке. Созданная  с использованием современных мультимедиа-технологий, медиатека предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика.  Использование электронных информационных объектов медиатеки  активизирует образное мышление обучающихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и создает все условия для наиболее полной реализации коррекционно – развивающего обучения.

              Одной из  программ , которую я успешно использую в работе с детьми,  является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры"(автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004 ). Данная программа представляет системный подход к коррекции нарушений речи, создана   с учётом закономерностей и            специфических особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, направлена на преодоление нарушений речи, проявляющихся в рамках стёртой формы дизартрии, дислалии,  ринолалии, заикания, общего недоразвития речи, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, добиваться хороших результатов коррекции речи.

  Основные принципы, положенные в основу программы «Игры для Тигры»:

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при  котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль.

 Большой объём упражнений, предлагаемых программой , позволяет построить коррекционную работу с ребёнком, исходя из индивидуальных образовательных потребностей.

            Прекрасная  анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.

 С 2010 -2011 учебного года апробирую в работе по обучению обучающихся чтению, письму и развитию речи, развитию связной речи, на логопедических занятиях  компьютерные  продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере". Руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта.

  1. «Компьютерный практикум для начальной школы»

«Математика 1-4 класс» авторы Крылова А.В., Варченко В.И.

«Русский язык 1-4 класс»  авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И,

«Окружающий мир 1-4 класс» авторы Прохатилова И.А,, Жадобко Е.Б., Варченко В.И.

  1. «Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе»

«Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;

  1. «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.

Очень важно, как отмечает В.И.Варченко, что практикум имеет широкую область

применения, его могут использовать не только учителя начальных классов и информатики, но и логопеды, психологи , родители.

 3 направление. Использование возможностей локальной сети Интернета.

               Возможности специальной коррекционной школы, в которой я работаю, позволяют в ходе индивидуальных  логопедических занятий работать в режиме «Он –лайн»..Например, выходить на сайт «Logozavr. Ru», .разработчики которого и являются авторами лицензированных  вышеперечисленных компьютерных практикумов, помогать детям проходить «Уроки мудрой совы» и тем самым делать процесс усвоения новых знаний увлекательным.  

                                               

             Опыт работы по использованию средств ИКТ   был предоставлен мной в виде публикации статей в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».      Участие в Фестивале   не только предоставляет мне площадку для публикаций. Это  бесценный опыт дистанционного профессионального общения с коллегами.  Полученные по окончании Фестиваля подарочные диски с материалами участников также пополняют мою личную медиатеку .

Большую  помощь, профессиональную поддержку  в поиске материалов по развитию связной речи учащихся нахожу в Международной «Сети Творческих Учителей» через общение с коллегами, изучение представленного на сайте  материала.

             Внедряя в практику работы ИКТ, я  исхожу  из принципа «не навредить» здоровью ребёнка, забочусь  о снижении неблагоприятных воздействий на организм и  соблюдаю рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере.

  Современное занятие трудно представить себе без использования информационно – коммуникационных технологий. Практика работы показывает, насколько тесно взаимосвязаны и перекликаются логопедические занятия, уроки чтения, письма и развития речи.  Электронные презентации, видеоролики, компьютерные программы и игры в сочетании с традиционными методами обучения в моей практике стали представлять собой единый программно – методический комплекс, способствующий эффективной коррекционной работе по  обучению чтению, письму  и развитию связной речи детей с ограниченными возможностями развития.

Литература

Королевская Т.К. «Видимая речь – 3»/Т. К, Королевская//Дефектология.-1998.-№ 5.-с.63-65

 

Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. - № 1.с. 47-55

Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы/О.И.Кукушкина//Дефектология.-1994. -№ 5.

Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе/ О.И.Кукушкина// Дефектология.-1994.-№ 6.

Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. –Пермь,2005

Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа « Игры для Тигры»/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).-с.285-287

Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы/ Ж.А.Тимофеева // Дефектология.-1997.-№ 2.-с.41-49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы по теме:" Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных".

Цели: развивать умения у учащихся различать название животных и его кличку; коррекция мыслительных операции (анализа и синтеза), культуры речи, творческих способностей учащихся; закрепление знаний о ...

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости соглас...

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...

Реализация программных компьютерных продуктов на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.

Современное занятие в коррекционной школе трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проб...

Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.

Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация    возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы,  но и пу...

Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития р...

Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли к...