Интегрированный урок математика - информатика по теме "Проценты и диаграммы"
методическая разработка по информатике на тему

Котельникова Юлия Евгеньевна

Интегрированный урок (математика и информатика).

Тема "Проценты и диаграммы".

Урок с использованием технологии модерации.

Разработка для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Авторы урока:  Солдатенкова Елена Валентиновна (учитель математики)   и   Котельникова Юлия Евгеньевна (учитель информатики)

Предмет: Интегрированный урок,        математика и информатика.

Класс:        5 класс

Продолжительность урока: 45 минут

Тема урока :  Проценты и диаграммы

Автор учебника, по которому ведётся обучение:   Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2013

Технология: Урок с использованием технологии модерации 

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. образовательная – обеспечить знания учащихся о диаграммах,  как способа представления численных данных, выраженных в процентах.
  2. развивающая – способствовать развитию умения анализировать информацию и представлять ее в графической форме (диаграммы); способствовать развитию творческого подхода при решении практических задач
  3. воспитательная – способствовать формированию навыков коллективной деятельности; уважительного отношения к интересам других

УУД, формируемые на уроке:

       образовательные – способствовать формированию знаний о диаграммах, как способа представления численных данных, выраженных в процентах.

       развивающие  – продолжить развитие универсальных учебных действий, таких как:

      Познавательные: поиск и обработка необходимой информации; создание графической модели при обработке статистических данных;

     Личностные: жизненное самоопределение; 

     Регулятивные: самостоятельная постановка учебной задачи, планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою деятельность, прогнозировать результат;

     Коммуникативные:  планирование и сотрудничество в поиске и обработке информации;

воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся лидерских качеств, готовности к творческому решению поставленных задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса.

Актуализация знаний: Виды представления информации (информатика)

Усвоение новых знаний: Понятие процента (математика), построение диаграмм в Excel  (информатика)

Закрепление ЗУН: Закрепление вычислительных навыков учащихся

Необходимое оборудование, материалы: 1) Лист команды (Приложение 1);  2) Лист данных (Приложение 2);  3) Стаканы с йодом, марганцем и зелёнкой; 4) Индивидуальные мензурки с водой; 5) Проектор; 6) Компьютеры для детей; 7) Компьютер для учителя; 8) Силуэт человека, вырезанный из бумаги; 9) Шаблон портрета пятиклассника.

Технологическая карта урока:

  1. этап урока: Инициация

Цель: Обеспечить динамичное начало урока, создать эмоциональный настрой и доверительную атмосферу в классе.

Задачи: 1) Снятие барьера общения;  2) Создание коммуникативных связей между участниками урока; 3) Формирование позыва к творчеству.

Необходимые материалы: силуэт человека, вырезанный из бумаги.

Технология проведения.

Метод АМО «Общий портрет». Каждый учащийся должен добавить к портрету свою деталь.

Деятельность учителя: Предлагает учащимся составить портрет пятиклассника, дорисовав к портрету разные детали. 

Деятельность учащихся: На вырезанном из бумаги силуэте дорисовывают детали, характерные для портрета пятиклассника (например, книга, мобильный телефон, очки и т.п.)

УУД, формируемые на данном этапе:  Коммуникативные  (оценка действий партнёра, принятие собственного решения и его реализация).

Регламент: 5 мин

  1. этап урока: Вхождение в тему

Цель: Определить тему урока.

Задачи:  1) На предварительном этапе - организовать опрос одноклассников; 2) На уроке -  формулировать тему занятия.

Необходимые материалы: листы данных, составленные на предварительном этапе (учащиеся должны были провести опрос одноклассников по темам: «Любимое блюдо», «Любимый урок», «Любимый вид спорта», «В свободное время я люблю…», «Я хочу стать…»)

Технология проведения:

Деятельность учителя: До урока проанализировать полученные от учащихся результаты опроса, составить Листы данных.

Подводит учащихся к необходимости обнаружения нового знания.

Слово учителя: Можно ли сравнить количество выборов какой-то группы при разном общем количестве?

Деятельность учащихся: Предварительно учащиеся провели опрос среди одноклассников по темам: «Любимое блюдо», «Любимый урок», «Любимый вид спорта», «В свободное время я люблю…», «Я хочу стать…»). Предлагают варианты сравнения полученных результатов.

УУД, формируемые на данном этапе: Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, управление поведением партнёра). Познавательные УУД (самостоятельное формулирование темы, структурирование знаний, логическая цепь рассуждений). Регулятивные (планирование деятельности, прогнозирование).

Мониторинг образовательного процесса:  До урока – анализ опросных листов.

Регламент: 5 мин

  1. этап урока: Формирование ожиданий учащихся

Цель: в игровой форме провести выяснение ожиданий и опасений.

Задачи: 1) формирование положительной учебной мотивации.

Необходимые материалы: 1) стаканы с йодом, зелёнкой и марганцем («диаграммы»); 2) индивидуальные мензурки с водой.

Технология проведения:

Метод АМО «Диаграмма ожиданий» (авторский). Учащиеся доливают воду в стаканы в соответствии со своим отношением к объявленной теме. 

Деятельность учителя: Демонстрирует стаканы с надписями  «У меня не получится» (красный), «Я могу ошибиться» (жёлтый), « Я уверен в себе» (зелёный).

После действий учащихся: анализирует полученный результат.

Деятельность учащихся: Наливают из индивидуальных мензурок воду, которая окрашивается в зеленый (зеленка), жёлтый (йод), красный (марганец) цвет в зависимости от выбора.

УУД, формируемые на данном этапе:  Регулятивные УУД (прогнозирование своей деятельности на уроке, самооценка)

Мониторинг образовательного процесса: На «диаграммах» наглядно представлен выбор учащихся.

Регламент: 5  мин

  1. этап урока: Интерактивная лекция

Цель: Познакомить учащихся с понятием «процент», показать необходимость использования процентных соотношений в жизненных ситуациях.

Задачи: 1) формирование положительной учебной мотивации; 2) введение понятия «процент».

Необходимые материалы: компьютер для учителя, проектор, Лист команды.

Технология проведения:

Деятельность учителя: учитель, используя презентацию, подводит детей к практической необходимости применения процентов; вводит понятие процента; рассказывает о происхождении символа процента; с помощью задач объясняет процесс нахождения процента от числа.

       Деятельность учащихся: В группе по ходу лекции выполняют задания на Листе команды.

УУД, формируемые на данном этапе:  Познавательные УУД (действие со знаково-символическими средствами, структурирование знаний, построение речевого высказывания). Коммуникативные (планирование сотрудничества, управление поведением партнёра, умение точно выражать свои мысли).

Мониторинг образовательного процесса:  Правильность заполнения Листа команды.

Регламент: 10 мин

  1. этап: Разминка

Цель: снятие усталости и напряжения

Задачи: 1) настроиться на новое учебное сотрудничество.

Деятельность учителя: координирует учащихся.

Деятельность учащихся: 1) выбирают лист с данными по одной теме из проведённого на предварительном этапе опроса одноклассников; 2) пересаживаются группами за компьютеры в соответствии с выбранным листом.    

УУД, формируемые на данном этапе: Коммуникативные (планирование сотрудничества).

Мониторинг образовательного процесса:  готовность к дальнейшей работе.                                                                                                                                                                                                        

Регламент: 2 мин.

  1. этап урока: Проработка содержания темы

Цель: показать построение диаграмм как один из способов предоставления информации.

Задачи: 1) развить умение применять полученные знания; 2) обобщать данные, полученные другими группами; 3) представлять результаты в творческой форме, 4) взаимодействовать с другими людьми в процессе практической деятельности.

Необходимые материалы: Лист данных по одной из областей опроса.

Технология проведения:

Слово учителя: «Сегодня вы уже встречались с графическим выражением процентов. Вспомним задание №1 на листе команды. Есть и другие варианты. Мы узнаем, как в этом помогает компьютер. Для этого используем программу Excel».

Деятельность учителя: Консультирует учащихся по работе с программой Excel. Создает положительный эмоциональный настрой, подбадривает и помогает отстающим. Демонстрирует для всех учащихся работы групп посредством проектора.

      Деятельность учащихся: Каждая группа выполняет построение диаграммы по результатам предварительного опроса: увлечение, любимый вид спорта, любимое блюдо, любимый школьный предмет (Приложение 2) 

Примечание. В каждой группе есть учащийся, владеющий программой Excel. Они вместе с учителем выступают консультантами и контролируют работу своей группы.

УУД, формируемые на данном этапе:  Познавательные УУД (поиск и анализ информации). Регулятивные УУД (планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою деятельность). Коммуникативные УУД (сотрудничать в команде, точно выражать свои мысли).

Мониторинг образовательного процесса:  Учитель направляет работу в группах, включая всех в выполнение задания. Результатом деятельности должны стать диаграммы, составленные в соответствии в полученным материалом, по ним каждая группа составляет обобщённый портрет пятиклассника.

Регламент: 10 мин

  1. этап урока: Подведение итогов

Цель: Проанализировать, оценить достигнутые результаты по сравнению с ситуацией в начале урока.

Задачи: 1)развить умение оценки и самооценки; 2) подвести итоги урока

Необходимые материалы: шаблон портрета пятиклассника.

Технология проведения:

Деятельность учителя: Предлагает проанализировать информацию, используя диаграммы. Вместе с учащимися обсуждает результаты  совместной работы над темой.

Деятельность учащихся: Заполняют  портрет пятиклассника: «Пятиклассник – ученик, который любит урок … . В столовой чаще всего кушает … . Из видов спорта предпочитает … . В свободное время ему нравится заниматься  … . Мечтает стать … .»

УУД, формируемые на данном этапе: Коммуникативные УУД (умение сотрудничать в команде). Воспитательные УУД (способствовать воспитанию у учащихся лидерских качеств, готовности к творческому решению поставленных задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса). Регулятивные УУД (самооценка)

Регламент: 3 мин

  1. этап урока: Рефлексия

Цель: Осмысление деятельности

Задачи: 1) соотнесение ситуации в начале урока с итогом деятельности.

Необходимые материалы: 1) стаканы с окрашенной водой; 2) мензурки с йодом, марганцем, зелёнкой (для каждого учащегося).

Деятельность учителя: Опрос учащихся.

Слово учителя: Кто хочет изменить своё отношение к изучаемой теме? 

Деятельность учащихся: Сравнивают свои ожидания и опасения в начале урока с результатом в конце урока.

УУД, формируемые на данном этапе: Воспитательные УУД (готовность к творческому решению поставленных задач) 

Мониторинг образовательного процесса:  Учащиеся, желающие изменить своё отношение к изучаемой теме, добавляют ингредиенты в нужный стакан.

Регламент: 2  мин

Приложение 1. Лист команды

Команда №…

Состав команды:

1.                                                                                      4.

2.                                                                                      5.

3.                                                                                      6.

Задания

№1

 

Сколько процентов закрашено?   … %                   Закрась 14% квадрата.

№2

Заполни таблицу.

                                                                                                                                              Решение:

№3

Сколько процентов закрашено синим цветом?      …%

Приложение 2. Лист данных

Урок

Блюдо

Спорт

Профессия

Свободное время

3а (23 чел.)

Естественные науки 5

Физкультура 12

Изобразительное искусство 2

Русский язык 2

Иностранный язык 2

Макароны 3

Экзотические блюда 1

Салаты 2

Сладости 1

Другое 15

Футбол 5

Волейбол 0

Плавание 5

Танцы 5

Другое 8

Творческие 5

Технические 3

Бизнес, спорт 9

Врач 4

Другое 2

Компьютер 10

Рисование 1

Прогулки 7

Чтение 2

Другое 3

5а (28 чел.)

Естественные науки 7

Физкультура 5

Изобразительное искусство 4

Русский язык 7

Иностранный язык 5

Макароны 5

Экзотические блюда 4

Салаты 3

Сладости 7

Другое 9

Футбол 10

Волейбол 3

Плавание 4

Танцы 4

Другое 7

Творческие 7

Технические 5

Бизнес, спорт 5

Врач 4

Другое 7

Компьютер 6

Рисование 3

Прогулки 4

Чтение 2

Другое 8

Библиография

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2013
  2. Грозовенко Ю. Проценты в гостях у Простоквашино [ http://volna.org/matematika/protsienty3.html ]
  3. Чернова О.А. Проценты в задачах [http://presentaci.ru/prezentacii-po-matematike/2557-procenty.html ]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Математика - информатика"

Необходимость перехода   к системе обучения на основе интересов учащихся обусловлена изменениями в современном обществе. Это требует организации условий, в которых личные приоритеты, способн...

Интегрированный урок математики и информатики

Данный урок по программе "Школа 2100" 1 класс...

презентация к интегрированному уроку математики и информатики по теме:"Закрепление пройденного" 1 класс

презентация к интегрированному уроку математики и информатики по теме:"Закрепление пройденного"....

Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс

Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...

Интегрированный урок математика + информатика

закрепить приемы сложения и вычитания чисел для случаев + 1, + 2, – 1, – 2;проверить нумерацию чисел от 0 – 10;совершенствовать вычислительные навыки;в игровой форме проверить знание учащимися к...

Интегрированный урок математики и информатики "Квадрат"

Интегрированный урок математики и информатики...

Интегрированный урок математика + информатика. УМК Начальная школа XXI век. 2 класс, автор: Н. Рудницкая, Т. Юдачева

  Интегрированный урок математика + информатика. Разработан для УМК "Начальная школа 21 век". Учебник "Математика", 2 класс, 2 часть, автор: .Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева.    Данны...