Технологическая карта урока информатики в 3 классе по теме:"Таблицы".
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему

Технологическая карта по информатике для 3 класса по теме "Таблицы". Урок подготовлен для работы с учебником «Информатика и ИКТ» 3 класс, авторы – Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. Технологическая карта сооттветствует требованиямм ФГОС НОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_po_informatike._3_klass._tablitsy.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ПРЕДМЕТ: Информатика

КЛАСС: 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: Перспективная начальная школа.

ТЕМА: Таблицы.

ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

ВИД УРОКА:  Урок смешанного типа.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  • Образовательная: познакомить учащихся со структурой таблицы;  развивать у них умение делить объекты на классы.
  • Развивающая: развивать умение формулировать свое собственное мнение, аргументировать высказанное мнение.
  • Воспитательная: развитие познавательного интереса; воспитание командного духа; воспитание самостоятельности, воспитание интереса к работе на компьютере.

Планируемые результаты:

Предметные: знать структуру таблицы;  уметь делить объекты на классы;  уметь использовать информацию об объекте, записанной в таблице.

 Метапредметные: высказывать свои мысли;  слушать и воспринимать речь других; объяснять и аргументировать свою позицию; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; использовать различные формы общения для выражения доказательства своей точки зрения; с помощью учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; соблюдать установленные правила в планировании способа решения; ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно рассуждать, какая информация полезна для решения учебной задачи; выбирать эффективные способы решения задач.

 Личностные: мотивация к обучению; формирование позитивной самооценки.

Оборудование: учебник «Информатика и ИКТ» 3 класс, авторы – Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, рабочая тетрадь к учебнику, компьютеры, программа «В магазине», раздаточный материал  для групповой работы, раздаточный материал с планом урока, цветные карандаши, учебник, доска.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.

Мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы готовы к уроку?

- Итак, начнем наш урок.

Сегодня нас ждет большая работа. Чтобы справиться с ней, вы должны быть внимательными и активными, проявлять старание.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

- Здравствуйте.

- Да.

Личностные:

-смыслообразование,

- самоопределение.

II. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

- Сначала вы разобьетесь на три группы. Каждая группа получит задание. Вам нужно определить отличительные признаки объектов и дать название этому свойству.

Дети получают раздаточный материал (Приложение 1) и готовятся к ответу.  

Ответы групп:

1 – у нас круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и ромб. Отличительное свойство – форма.

2 –  у нас черный, синий, голубой, красный, зеленый, оранжевый прямоугольники. Отличительное свойство – цвет.

3 – у нас треугольники разного размера от совсем маленького до большого. Отличительное свойство – размер.

Коммуникативные:

- умение кратко формулировать мысль,

- умение работать в группе сообща.

Предметные:

- закрепление понятий: объекты, свойства объектов, характеристика объекта.

Личностные:

- саморегуляция.

III . Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

- Дома вы тоже определяли свойства объектов. А теперь проверим, как вы с этим справились.

- Кто сможет перечислить значение свойства «Форма ножки» для разных грибов?(Спрашивает одного ученика).

- Хорошо, а теперь давайте кто-нибудь  прочитает, какой цвет шляпки у разных грибов?  (Спрашивает другого ученика).

- Какое свойство нам осталось проверить? (Спрашивает третьего ученика).

- Прочитай нам значение этого свойства у каждого гриба.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

- Как вы думаете, может ли кому-нибудь понадобиться только одно свойство или два?

- А как вы думаете,  можно ли эту же информацию записать в другом виде, чтобы мы могли сразу прочитать те свойства, которые нам нужны?

- Давайте вместе подумаем.

- У боровика ножка толстая, у мухомора ножка с утолщением в основании, у подберёзовика – длинная тонкая, у бледной поганки ножка с утолщением в основании.

- У боровика коричневая шляпка, у мухомора – красная с белым крапинами. Подберёзовик имеет коричневую шляпку, а у бледной поганки шляпка или белая, или зеленоватая.

- Мы еще не проверили свойство «съедобность».

- Боровик и подберёзовик съедобны, мухомор ядовит, а бледная поганка очень ядовита.

- Да, например, если кто-нибудь захочет нарисовать гриб, ему не обязательно знать о его съедобности.

Дети затрудняются с ответом.

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос,

- умение формулировать свои мысли.

Регулятивные УУД

- принятие и сохранение  учебной задачи;

- определение цели урока.

Личностные:

- самоопределение к деятельности.

IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Чтобы решить данную задачу, нам необходимо выполнить следующее:

1. Составить списки из имеющейся информации.

2. Представить информацию в новом виде.

3. Выполнить работу с учебником.

4. Выполнить работу за компьютером.

- Чтобы вам было легче работать на уроке, я раздам вам план урока (Приложение 2). После выполнения каждого этапа раскрашивайте личико в определенный цвет, в зависимости от того, как вы справились с заданием:

* легко – зеленый,

* справился, но было сложно – синий,

* сделал ошибки или потребовалась помощь – красный,

* не справился – желтый.

- Давайте на доске запишем в первый столбик все значения класса грибов, во второй – значения свойства «Цвет шляпки», в другой столбик – значение свойства «Форма ножки» и в следующий – «Съедобность».

- Что нужно сделать, чтобы наша запись была всем понятна?

- Вы догадались, как называется новая форма записи, с которой мы сегодня познакомимся?

- Давайте сформулируем тему урока.

- Раскрасьте личико на листе.

На интерактивной доске выводится пустая таблица.

Дети по очереди записывают по свойству.

боровик

коричне-вый

толстая

съедобный

мухомор

красный с белыми крапинами

утолщение в основании

ядовитый

подберёзо-вик

коричне-вый

длинная тонкая

съедобный

бледная поганка

белый или зеленова-тый

утолщение в основании

очень ядовитый

- Надо сверху записать названия свойств.

- Да, это таблица.

- Тема урока: « Таблица».

Дети раскрашивает личико в нужный цвет.

Коммуникативные:

- умение слушать,

- умение формулировать свои мысли.

Личностные :

-формулирование собственного мнения (позиции).

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

- Теперь откройте учебник на стр.39. Посмотрите, как будет выглядеть запись.

- Информацию о свойствах одного класса удобно записывать в таком виде.

- Из чего состоит таблица? Найдите информацию на этой же странице.

- Сколько строк в таблице «Грибы»?

- Какая строка отличается от остальных?

- В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного объекта.

- Информация о каком объекте записана в последней строке таблицы?

- Что образует пересечение строки и столбца? Найдите в учебнике.

- Сколько ячеек во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком?

- Рассмотрим таблицу «Пять самых крупных зверей» на стр. 39.

 – В какой колонке записана информация о массе зверей?

— На рисунке показано, как в таблице найти ответ на вопрос: «Где рождается детёныш самого крупного зверя?». Найдите в таблице информацию о том, где рождается детёныш самого  маленького из этих зверей.  

Дети смотрят.

- Таблица состоит из строк и столбцов.

-  В таблице 5 строк.

- Первая строка имеет отличие.

-В последней строке таблицы записана информация о бледной поганке.

- Пересечение строки и столбца – ячейка.

- Во втором столбце 4 ячейки.

- Эта информация записана в третьей колонке.

- В колонке «Масса» этой таблицы самое маленькое число – 2. Это масса морского слона, значит, он самый маленький из зверей, записанных в таблице.

Его детёныш рождается на пляже.

Предметные :

- умение работать с таблицей.

Регулятивные:

- контроль своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленные вопросы.

VI.  Первичное закрепление нового знания.

- Обратимся к номеру 41 на стр. 40. Рассмотрите изображение.

- Как можно назвать класс объектов?

- Какие свойства есть у каждой связки шаров?

- Теперь посмотрим задание b.

- Какие свойства «число шаров» и «форма шаров» имеет связка 1?

- Поставьте 1 под подходящей связкой. Таким же образом выполните задание.

- Какое свойство вы не использовали?

- Здесь изображен класс – Связки воздушных шаров.

- Они имеют свойства: число шаров, цвет шаров, форма шаров.

- В 1 связке 3 шара и они продолговатой формы.

- Мы не использовали свойство «Цвет шаров».

Предметные :

- формирование навыков работы с таблицей,

- закрепление навыков работы с объектами.

Личностные:

-  развитие логического мышления и памяти.

Коммуникативные  УУД:

- умение отвечать на поставленные вопросы.

Предметные:

- развитие умения работы с таблицей,

- закрепление умения работать со свойствами объектов.

VII . Самостоятельная работа и проверка по эталону.

– А теперь выполните задание с самостоятельно.

После выполнения несколько детей читают свои варианты выполнения.

- Дома вам нужно будет также поработать с таблицей. Откройте дневники и запишите задание 44. на стр. 43. Давайте посмотрим на него.

- Как можно озаглавить первый столбец?

- Есть ли вопросы по заданию?

Если есть вопросы, учитель отвечает на них.

Дети могут по-разному выполнить задание.

Название класса 1: Связки из 2-х шаров

Элементы класса 1: связки шаров №3 и №4.

Название класса 2: Связки из 3-х шаров

Элементы класса 2: связки шаров №1 и №2.

Название класса 1: Связки из круглых шаров

Элементы класса 1: связки шаров №2 и №3.

Название класса 2: Связки из продолговатых шаров.

Элементы класса 2: связки шаров №1 и №4.

Название класса 1: Связки из желтых шаров

Элементы класса 1: связки шаров №3 и №4.

Название класса 2: Связки из желтых шаров

Элементы класса 2: связки шаров №1 и №2.

Дети предлагают варианты и приходят к выводу, что это «материал».

Личностные :

- развитие мышления.

Коммуникативные:

- умение высказывать и аргументировать свои мысли,

- умение приходить к выводу на основе размышлений,

- умение задавать вопросы.

Регулятивные:

- умение принимать задачу,

- выполнять поставленные задачи.

Предметные:

- развитие умения работы с таблицей,

- закрепление умения работать со свойствами объектов.

VIII. Включение в систему знаний и умений.

- А сейчас обратимся к заданию 42. на стр. 41.

- Вам надо определите истинность высказываний.

После выполнения задания дети меняются работами и проверяют друг друга.

- Кто-нибудь прочитает, что должно было получиться.

- Поднимите руки, у кого не было ошибок. 1 ошибка, 2, 3,4.

- Раскрасьте личико.

- А теперь рассаживайтесь за компьютеры. Пока компьютеры включаются, мы сделаем упражнение для глаз.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

- Теперь откройте задание 43 на стр. 43 учебника и выполните его в программе «В магазине». Вам нужно раскрасить вещи и разложить их по полкам.

Для того чтобы определить,

на какую полку надо

положить вещь, необходимо

знать её размер и цвет. Размер

дан на рисунке — на ярлыке,

а цвет берётся из таблицы.

Например, в строке названа

красная блузка 32-го размера.

На рисунке одна блузка

32-го размера; значит, она красная и её кладут на правую

верхнюю полку.

- У кого получилось выполнить задание?

- Раскрасьте третье личико.

 

Выполнение работы:

Все объекты на рисунке — элементы класса «Одноэтажные дома » – ложь.

 Некоторые объекты на рисунке принадлежат классу

«Одноэтажные дома» – истина.

Некоторые объекты на рисунке — элементы класса «Деревянные дома» – истина.

Один объект на рисунке принадлежит одновременно двум классам — «Двухэтажные

дома » и «Деревянные дома» – истина.

- Ученик читает.

Дети выполняют работу за компьютером.

Дети поднимают руку.

Предметные:

- развитие умения работы с таблицей,

- закрепление умения работать со свойствами объектов,

- развитие умения работы за компьютером.

 Личностные:

- умение работать со своим партнером,

- снятие эмоционального и физического напряжения.

Регулятивные:

- умение принимать и выполнять поставленную задачу.

IX. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Теперь посмотрите на свой лист и продолжите высказывания:

Сегодня на уроке я (мне)…

- научился …

- было интересно …

- было трудно …

- больше всего понравилось …

Учитель комментирует работу учащихся и выставляет оценки.

Дети высказываются. Например:

Сегодня на уроке я научился работать с таблицами.

Сегодня на уроке мне было интересно определять свойства предметов.

Сегодня на уроке было трудно распределить шары по группам.

Сегодня на уроке мне понравилось выполнять задание за компьютером.

Личностные:

- развитие самооценки.

Регулятивные:

- оценивание собственной деятельности,

- принятие оценки учителя.

Приложение 1.

Задание для 1 группы.

   

Задание для 2 группы.

                                           

Задание для 3 группы.

Приложение 2

План урока:

1. Составить списки из имеющейся информации  и представление информации в новом виде.

2. Выполнить работу с учебником.

3. Выполнить работу за компьютером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 2 класс по теме "Волшебная таблица" УМК "Планета Знаний"

В данном файле представлена подробная технологическая карта урока математики по УМК "Планета Знаний"...

Технологическая карта урока информатики 3 класс "Общее название предметов", УМК "Школа 2100"

Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование начального представления об общих именах, обозначающих группу объектов;умения называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе объекто...

Технологическая карта урока информатики 3 класс "Высказывания", УМК "Школа 2100"

Тип урока : "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о высказываниях и их значениях.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить учеников с понятиеми «высказывани...

Технологическая карта урока информатике 2 класс УМК "Школа России" "Симметрия"

план-конспект урока по информатике (информатика, 2 класс)...

Технологическая карта урока информатики 2 класс УМК "Школа России" "Истина ложь"

план-конспект урока по информатике (информатика, 2 класс)...