Рабочая программа по информатике 1 класс Школа "России" учебник А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко
рабочая программа по информатике (1, 2, 3, 4 класс)

Гумина Ольга Михайловна

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  а также основной образовательной программой начального общего образования по информатике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов «Информатика 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).  Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_1-4_klass.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/ ______________/

Протокол МО

№____ от «____»___________2020 г.

«Согласовано»

Председатель

Методического совета

__________________/ __________/

Протокол МС

№____ от «____»___________2020 г.

«Утверждено»

Директор

____________/ ______________/

Приказ

№____ от «____»___________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Начальное общее образование, 1- 4 класс

Информатика

Автор / Разработчик  Гумина О.М.

Утверждена на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «____» __________2020 г.

2020-2021 учебный год

г. Москва

«Утверждаю»

Директор школы «Ступени»

____________/ Шустик Ю. М.

 «28» августа 2020 г.

Пояснительная записка

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Информатика» является   усвоение содержания учебного предмета «Информатика», и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего образования,  и основной образовательной программой начального общего образования.

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  а также основной образовательной программой начального общего образования по информатике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов «Информатика 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).  Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

        Программа рассчитана  на 128 учебных часов, 1 час в неделю.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп:  личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной задачей изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
  • Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Содержание программы (128 часов)

Правила игры

Понятие о правилах игры

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.  

Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.  

Язык

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы,  дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов

Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.

Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.

Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.  

Игры с полной информацией

Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации

Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Решение практических задач

  • Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).
  • Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»)
  • Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа с текстом»).
  • Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).
  • Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).
  • Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).
  • Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).
  • Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).
  • Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).
  • Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

Решение практических задач. ИКТ-квалификация

  • Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (бейджа) (проект «Моё имя»).
  • Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).  
  • Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).
  • Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).
  • Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).
  • Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).
  • Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).
  • Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картинка»).
  • Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования исполнителя в программе ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации (проект «Наш мультфильм»).
  • Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
  • Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
  • Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
  • Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

 

Планируемые  результаты освоения предмета

Личностные результаты:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.

  1.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).

  1.  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  2. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

В наиболее полной мере эти результаты обучения  формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  1. владение базовым понятийным аппаратом:
  • знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
  • знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
  • знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
  • формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
  • знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
  • знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
  • знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
  • знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  1. овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
  • построение выигрышной стратегии на примере игры Камешки;
  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
  • построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

ИКТ-квалификация

  • сканирование изображения;
  • запись аудио-визуальной информации об объекте;  
  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
  • заполнение учебной базы данных;
  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютерах и зачеты.

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Практическая работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся начальной школы по информатике

Оценка

ставится, если учащийся:

5

(высокий уровень)

  • владеет системой понятий в пределах, определенных учебными программами, устанавливает как внутрипонятийные, так и межпонятийные связи;
  • умеет распознавать объекты, которые охватываются усвоенными понятиями разного уровня обобщения, ответ аргументирует новыми примерами;
  • умеет применять способы деятельности по аналогии и в новых ситуациях;
  • самостоятельные работы выполняет под опосредованным руководством учителя;
  • выполняет элементарные творческие задания.

Учащийся продемонстрировал уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:

  • отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
  • не более одного недочета (два недочета приравниваются к ошибке);
  • логичность и полнота изложения.

4

(достаточный уровень)

  • владеет понятиями программного материала, воспроизводит их содержание, иллюстрирует не только известными, но и новыми примерами, устанавливает известные внутрипонятийные и межпонятийные связи;
  • во время ответа может воспроизвести усвоенное содержание в иной последовательности, не меняя логических связей;
  • владеет умениями выполнять отдельные этапы решения проблемы и применяет их в сотрудничестве с учителем (частично-поисковая деятельность);
  • владеет изученным материалом, применяет знания в стандартных ситуациях,
  • самостоятельные работы выполняет  с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи.

Учащийся продемонстрировал уровень выполнения требований выше удовлетворительного:

  • наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
  • не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
  • незначительные нарушения в логичности выполнения задания и полноте изложения.

3

(средний уровень)

  • усвоил знания в форме понятий, воспроизводит их содержание, иллюстрирует примерами из учебника;
  • ответ строит в усвоенной последовательности;
  • владеет умениями на уровне копирования образца выполнения способа деятельности;
  • владеет умениями на уровне применения способа деятельности по аналогии;
  • самостоятельные работы выполняет со значительной  помощью учителя;  
  • типовую задачу решает частично.

Учащийся продемонстрировал достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, и допустил:

- не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;

- не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;

- отдельные нарушения в логичности выполнения задания и полноте изложения.

2

(начальный уровень)

- усвоил знания в форме отдельных фактов, элементарных представлений, которые может воспроизвести;

- различает информационные объекты, представленные в готовом виде (понятия, определения, действия и т.д.);

- дает определения понятий с ошибками и неточностями;

- умеет распознавать объекты, которые охватываются усвоенными понятиями;

- выполняет самостоятельную работу под непосредственным руководством учителя, но помощь не может воспринять сразу, а требует детального неоднократного ее объяснения;

Уровень выполнения задания ниже удовлетворительного:

- наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;

- наличие более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;

- отсутствие логичности при выполнении задания.

1

(критичный уровень)

- имеет слабое представление об информационных объектах, которые может воспроизвести только с помощью учителя;

- воспроизводит учебный материал только с помощью учителя;

- обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- знает и соблюдает правила безопасного поведения во время работы в компьютерном классе. 

 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.  

Ошибки: 

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильно выполненном задании — неумение дать соответствующее объяснение.

Недочеты: 

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе — неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ в выполненном задании;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. 

Ошибки: 

  • незнание или неправильное применение понятий, правил, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неумение выявлять существующие закономерности; определять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных в пределах изученного материала;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда задание основывается на вычислительных знаниях и умениях;
  • незнание видов информации и работы с информацией;
  • неумение осуществлять поиск информации в различных источниках в пределах изученного материала и подготовки простых сообщений с использованием различных источников информации;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
  • неумение делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, строить простейшие логические выражения;
  • незнание или неправильное применение алгоритмов, лежащих в основе выполнения задания;
  • неумение исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
  • неумение применять комплексные знания или выполнять задание без помощи учителя.

Недочеты: 

  • неточности в определении причинно-следственной связи и анализе исходных данных в пределах изученного материала;
  • неточности в выборе действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда задание не основывается на вычислительных знаниях и умениях;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, заполнении таблиц;
  • неточности при осуществлении простейших выводов, построении простейших логических выражений;
  • неточности при исполнении и составлении несложных алгоритмов для изученных исполнителей;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.

Оценивание заданий, выполняемых на компьютере

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: самостоятельность, правильность выполнения и объем выполненного задания. 

Ошибки: 

  • неумение применять знания, полученные на уроке, при закреплении изученного материала с помощью прикладных программ на компьютере;
  • неумение выполнять простые действия с информационными объектами на экране компьютера;
  • неумение осуществлять поиск информации в электронных словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
  • неумение вводить текст с клавиатуры компьютера;
  • неумение исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных компьютерных исполнителей;
  • неумение применять комплексные знания или выполнять задание без помощи учителя.

Недочеты: 

  • неточности в применении знаний, полученных на уроке, при закреплении изученного материала с помощью прикладных программ на компьютере;
  • неточности при выполнении простых действий с информационными объектами на экране компьютера;
  • неточности при исполнении и составлении несложных алгоритмов для изученных компьютерных исполнителей;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.

Количество контрольных и проверочных работ

 

1 класс

Период обучения

Контрольные

работы

Проверочные

работы

1 четверть

-

-

2 четверть

-

1

3 четверть

-

-

4 четверть

-

1

Итого:

-

2

2 класс

Период обучения

Контрольные

работы

Проверочные

работы

1 четверть

-

1

2 четверть

1

-

3 четверть

-

1

4 четверть

1

-

Итого:

2

2

3 класс

Период обучения

Контрольные

работы

Проверочные

работы

1 четверть

-

1

2 четверть

1

-

3 четверть

-

1

4 четверть

1

-

Итого:

2

2

4 класс  

Период обучения

Контрольные

работы

Проверочные

работы

1 четверть

-

1

2 четверть

1

-

3 четверть

-

1

4 четверть

1

-

Итого:

2

2

  • Тематическое планирование

Тематическое планирование УМК «Информатика 1 – 4» (Рудченко, Семенов) дано для двух вариантов изучения курса – компьютерного (2-й вариант) и бескомпьютерного (1-й вариант). Курсивом выделены все темы и виды деятельности, которые относятся только к компьютерному варианту изучения курса.

С учетом различных возможностей школы в части выделения часов на информатику в начальном звене и оснащенности средствами ИКТ в тематическом планировании УМК «Информатика 3 – 4» (Семенов, Рудченко) предлагается 5 вариантов изучения курса. В зависимости от общего числа часов, отведенных на курс, вариантов изучения курса может быть три. Сокращенный вариант (1 в. и 2 в.) рассчитан всего на 68 часов, то есть по одному часу в неделю в течение 3 и 4 классов. Стандартный вариант (3 в. и 4 в.) рассчитан всего на 102 часа, то есть по одному часу в неделю в течение 2, 3 и 4 классов или в среднем по 1,5 часа в неделю в течение 3 и 4 классов. Расширенный вариант (5 в.) рассчитан на 136 часов, то есть по 2 часа в течение 3 и 4 классов. Сокращенный и стандартный варианты могут быть при этом реализованы как компьютерные (2 в. и 4 в.) или бескомпьютерные (1 в. и 3 в.).

В тематическом планировании распределение часов по темам дано с учётом вариативности изучения курса – указанно минимальное число часов на каждую тему. Оно может быть увеличено в рамках общего числа часов отведенных на курс каждого года обучения. Знаком * помечены те вопросы и темы, которые рассматриваются только при компьютерном варианте изучения курса.

Особенностью тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания. При этом наиболее продуктивными на уроках информатики оказываются два вида организации урока: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребёнка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. Кроме того работа по правилам позволяет реализовать на уроках информатики деятельностный подход к обучению, который включает формирование высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счёт явного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений. Правила игры, как и все понятия курса, вводятся на листах определений, с помощью наглядных графических примеров. Тексты при этом играют второстепенную роль и не предназначаются для заучивания.

При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс. Таким образом, организация урока в рамках правил игры подразумевает целый комплекс видов деятельности учащихся. В таблице они в основном перечислены в теме «Правила игры» (и выделены курсивом), поскольку именно в этой теме ребята знакомятся с данными видами деятельности, остающимися актуальными на протяжении всего курса.

Другой вид организации урока в рамках данного курса – проектная деятельность. Это деятельность (часто групповая) ребят по решению практической информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения. Проектная деятельность также подразумевает целый комплекс видов деятельности (в таблице они выделены курсивом), которые представлены в разделах «Решение практических задач». Однако элементы проектной деятельности (в виде мини-проектов, парного или группового решения сложных задач, коллективного планирования работы) входят в большинство уроков курса.

Многие вопросы курса имеют интегративный, обобщающий характер и их можно отнести к определённой теме лишь условно. Поэтому материалы в разных темах планирования частично пересекается. Это необходимо, чтобы явно указать виды деятельности учащихся, наиболее актуальные для данной темы.

Полужирным выделены виды деятельности, соответствующие метапредметным универсальным учебным действиям (УУД). Работа учащегося с учебником осуществляется только в рамках правил игры. Такая работа подразумевает формирование целого комплекса УУД. Наиболее важные входящие в него учебные действия перечислены в первом разделе. Дальше в тех разделах, где эти УУД формируются особенно активно, они указаны обобщённо «Работать по правилам». При выполнении групповых проектов, также формируется целый комплекс коммуникативных и регулятивных УУД. В таблице перечисляются лишь основные, они указаны в блоке «Работать в группе».

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

СЛЕДУЮЩИЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 3-х частях / Семенов А.Л. Рудченко Т.А – М.: Просвещение: Ин-т технологий,2020.
  2. Информатика. 3-4 класс. Рабочая тетрадь В 3-х частях / Семенов А.Л. Рудченко Т.А – М.: Просвещение: Ин-т технологий,2020.
  3. Информатика. 3-4 класс. Тетрадь проектов В 3-х частях / Семенов А.Л. Рудченко Т.А – М.: Просвещение: Ин-т технологий,2020.

РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Основная литература

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
  2. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании: Теория и практика. А.Л.Семенов/М.: ИНТ, 2006.
  3. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей. Юнеско, 2005.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь (любое издание).
  5. Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Информатика 1-4. Учебно-методический комплект. М.: Просвещение: ИНТ, 2011-2012
  6. Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Информатика 3-4. Учебно-методический комплект. М.: Просвещение: ИНТ, 2008
  7. Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Информатика 5. Комплект учебных пособий. Просвещение: ИНТ, 2006
  8. Звонкин А.К., Ландо С.К, Семенов А.Л. Информатика 6. Алгоритмика. Комплект учебных пособий. Просвещение: ИНТ, 2006
  9. Дополнительная литература
  10. Информатика в начальном образовании: Рекомендации. А.Л.Семенов, А.Книезингер. М.: ИИТО, ИНТ, 2000.
  11. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989
  12. Кутукова О.Г. Взгляд на ИУМК «Информатика 1-4» А.Л.Семенова и Т.А.Рудченко. В ногу со временем. Журнал «Информатика и образование» №4, 2011
  13. Хохлова Е. Н. ИУМК «Информатика 3—4» А. Л. Семенова и Т. А. Рудченко. Обзор содержания и перспективы использования. Журнал «Информатика и образование» №4, 2011
  14. Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Булин-Соколова Е.И., Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2012

Цифровые образовательные ресурсы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных пособий по курсу: учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов.
  • Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.
  • Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и проч.

Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.

  • Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.
  • Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.
  • На сервере школы должно быть выделено дисковое пространство для разворачивания внутришкольного сайта и хранения работ учащихся.
  • Каждое компьютерное рабочее место должно быть в обязательном порядке оборудовано компьютером под управлением ОС Windows 2000 или выше, или под управлением Мac ОS Х.
  • К каждому компьютеру обязательно должны быть присоединены большие удобные крепкие наушники.
  • В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обязательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текстами (например, Word или Works), с растровой графикой (например, Paint или KidPix), с презентациями (например, PowerPoint или KeyNote).
  • Очень важно, чтобы на каждом ученическом компьютере был установлен шрифт Pragmatica (утвержденный в СанПиН для использования в печатных изданиях для начальной школы).
  • Все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть  и иметь (локальный) доступ к серверу, на котором развернут сайт курса.
  • В учебном классе должен находиться цветной принтер и сканер, присоединенные к локальной сети.
  • Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Раскрашиваем как хотим.

Правило раскрашивания. Цвет

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.

Проект «Моё имя»

Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).

Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бейдж).

Области. Одинаковые (такая же) Разные

Работать по правилам игры. Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом.

Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора.

Соединяем

Обводим

Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры. Выполнять действия «соедини», «обведи» в соответствии с правилами игры. Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах.

Бусины

Одинаковые бусины. Разные бусины

Осуществлять сравнение и классификацию по форме и цвету бусин. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин.

Проект «Мышки» («Разделяй и властвуй», часть 1)

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе хорошо различимых фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи).

Вырезаем и наклеиваем

Работать по правилам игры. Выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне» в соответствии с правилами игры. Сравнивать фигурки наложением. Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.

Сравниваем фигурки наложением

Рисуем в окне

Все, каждый

Работать по правилам. Выполнять действие «пометь галочкой» в соответствии с правилами игры. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию обводкой или галочкой. Применять общие информационные методы для решения задачи  (проводить полный перебор объектов).

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «галочка» в компьютерных задачах.

Помечаем галочкой

Проверочная  работа 1

Проект «Фантастический зверь»

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей). Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук.

Русские буквы и цифры

Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать  инструмент «текст» в компьютерных задачах.

Цепочка. Бусины в цепочке

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком элементов в цепочке, «следующий/предыдущий», «раньше/позже».

Изготавливать телесную модель цепочки бусин – картонные бусины и нить (ось цепочки). Нанизывать телесные цепочки бусин по описанию. Строить и достраивать числовую линейку.

Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными).

Цепочка: следующий и предыдущий

Раньше – позже

Числовая линейка

Одинаковые цепочки. Разные цепочки

Мешок

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице. Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах.

Мешок

Одинаковые мешки. Разные мешки

Таблица для мешка

Таблица для мешка

Проверочная  работа 2

Выравнивание, решение проектных задач

Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую информацию в рамках одной задачи. Сопоставлять описание объекта и его изображение.


2 класс

Номер

темы

Название темы

Характеристика деятельности учащихся

Истинные и ложные утверждения

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений об элементах, цепочках, мешках. Выделять, достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и их значений истинности.

Определяем истинность утверждений

Считаем области

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм.

Проект «Снаружи и внутри»

Знакомиться с топологическими понятиями – снаружи и внутри.

Освоить построение информатической модели игровой ситуации (научиться выигрывать в «Веревочку»).

Слово

Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков. Выделять, строить и достраивать слово по описанию. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить рассуждения, включающие понятие «все разные» и имена объектов.

Имена

Все разные

Отсчитываем бусины от конца цепочки. Проверочная работа.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Если бусина не одна. Если бусины нет

Проект «Разделяй и властвуй», часть 2 (рожицы)

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе очень похожих фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

Русская алфавитная цепочка

Осваивать знаково-символическую систему русского и иностранных языков – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания), упорядочивать русские буквы по алфавиту.

Раньше – позже. Если бусины нет. Если бусина не одна

Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, характеризующие порядок элементов с конца, «раньше/позже», в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Строить логически грамотные рассуждения, избегая ситуаций бессмысленности утверждений.

Раньше – позже. Если бусины нет. Если бусина не одна

Словарь

Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму.

Словарь

Контрольная работа 1

Проект «Новогодняя открытка»

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов.

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма.

Сложение мешков

Складывать мешки – ссыпать бусины из двух мешков в один мешок.

Вместимость. Переливание

Знакомиться с понятием «вместимость» и с единицей вместимости  – литром. Решать задачи на переливание – задачи на составление программы для формального исполнителя (Водолея).

Мешок бусин цепочки

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков. Строить мешок бусин цепочки. Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку ее бусин и описанию, содержащему понятия частичного порядка.

Латинский алфавит. Проверочная работа

Знакомиться с буквами латинского алфавита, упорядочивать латинские буквы по алфавиту.

Разбиение мешка на части

Знакомиться с операцией, обратной сложению мешков, – операцией разбиения мешка, которая напрямую связана с темой «Классификация».

После и перед

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, характеризующие порядок элементов относительно какого-либо элемента.

Таблица для мешка (по двум признакам)

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков, таблиц. Проводить классификацию объектов с использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.  

Круговая цепочка. Календарь. Проект «Календарь»

Знакомиться с циклическим объектом – круговой цепочкой. Приобретать навыки адаптации в окружающем мире: строить календарь на текущий год, отмечать в этом календаре государственные, семейные праздники и памятные даты, упорядочивать даты в календарном порядке, использовать календарь для получения информации о месяцах и днях года.

Круговая цепочка. Календарь. Проект «Календарь»

Контрольная работа 2

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец»

Строить текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать программу подготовки презентации – подготовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст, с использованием макета слайда. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением.

Обобщение пройденного

Обобщение пройденного

Обобщение пройденного


3 класс

Номер

темы

Название темы

Характеристика деятельности учащихся

Длина цепочки

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по описанию, включающему понятие «длина цепочки». Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию.

Цепочка цепочек

Таблица для мешка (по двум признакам)

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. Сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки правильности заполнения мешка.

Словарный порядок. Дефис и апостроф

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф.

Дерево. Следующие и предыдущие вершины, листья

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.

Уровень вершины

Уровень вершины дерева

Робик. Команды для Робика. Программа для Робика. Проверочная работа.

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач.

Робик. Команды для Робика. Программа для Робика

Перед каждой бусиной. После каждой бусины

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». Определять истинность утверждений о цепочке с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.

Перед каждой бусиной. После каждой бусины

Склеивание цепочек

Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.

Склеивание цепочек

Контрольная работа 1

Выравнивание, решение необязательных задач

Путь дерева

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие «путь дерева».

Проект «Определение дерева по веточкам и почкам»

Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.

Все пути дерева

Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, в частности, представлять информацию о степени родства в виде дерева, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства.  

Все пути дерева

Деревья потомков

Робик. Конструкция повторения.

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. Строить программы для Робика, включающие конструкцию повторения.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для определения начального положения Робика по его программе, включающей конструкцию повторения.

Робик. Конструкция повторения.

Проверочная работа

Склеивание мешков цепочек

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

Склеивание мешков цепочек

Таблица для склеивания мешков цепочек

Проект «Турниры и соревнования», часть 1

Проект «Турниры и соревнования», часть 1

Выравнивание, решение необязательных задач

Проект «Живая картинка»

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя.

Проект «Живая картинка»

Обобщение пройденного. Контрольная работа

Повторение

Обобщение пройденного


4 класс

Номер

темы

Название темы

Характеристика деятельности учащихся

Проект «Турниры и соревнования», часть 2

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.  

Круговой турнир. Игра крестики-нолики

Правила игры. Цепочка позиций

Игра камешки

Игра камешки

Игра ползунок

Игра сим

Проверочная работа

Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности:  исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.  

Выигрышные стратегии в игре камешки

Выигрышные стратегии в игре камешки

Дерево игры. Исследуем позиции на дереве игры

Дерево игры. Исследуем позиции на дереве игры

Контрольная работа 1

Проект «Стратегия победы»

Выравнивание, решение необязательных задач

Дерево вычисления

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения.

Дерево вычисления

Робик. Цепочка выполнения программы

Робик. Цепочка выполнения программы

Дерево выполнения программ

Дерево выполнения программ

Проверочная работа

Проект «Наш мультфильм»

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее движение нескольких персонажей: рисовать фон для картины, программировать сложное движение объекта с помощью команд исполнителя.

Записывать звуковые файлы для озвучивания реплик персонажей мультфильма.

Проект «Наш мультфильм»

Дерево всех вариантов

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.  

Дерево всех вариантов

Лингвистические задачи

Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава.  Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева.  Шифровать и расшифровывать сообщения.

Шифрование

Шифрование

Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 1

Наблюдать и фиксировать  величины – регистрировать различные параметры погоды в течение суток. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбовые диаграммы для различных параметров погоды за месяц.  

Контрольная работа 2

Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 2

Работать в компьютерной адаптированной среде: оформлять результаты наблюдений в виде итогового отчёта, в том числе в цифровой форме: составлять текст в письменной форме, печатать текст с клавиатуры, готовить презентацию по итогам проекта, выступать с устным сообщением по итогам своей деятельности, в том числе с графическим сопровождением.  

Выравнивание, решение необязательных задач



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 2 класса Семенов Рудченко

Рабочая программа по информатике для 2 класса с календарно- тематическим планированием....

Рабочая программа по информатике для 3 класса Семенов Рудченко

Рабочая программа с календарно - тематическим планирование для 3 класса по информатике по программе "Школа России"...

Рабочая программа по информатике для 4 класса Семенов Рудченко

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа по информатике к учебнику Т.А. Рудченко, А.Л.Семёнова 3 класс

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действи...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...

Рабочие программы по информатике 3 (часть 1), 3-4 (часть 2), 4 (часть 3) классы А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко

Рабочая программа  3, 3-4, 4 классы А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко (начальная школа)...