Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Чтение» и «Письмо» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.
олимпиадные задания по иностранному языку (4 класс) на тему

Кондылева Марина Сергеевна

При подготовке к олимпиаде необходимо прививать ученикам умение понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста. Необходимо заметить, что именно здесь важна опора на знания по русскому и литературе. Необходимо провести параллели с такими понятиями из русского языка, как синонимы, антонимы, словообразование, состав слова, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение, композиционная структура высказывания и т.д.; из литературы – цитирование текста, перефразирование, идея, главная мысль, стихи, пословицы, изречения и прочее. Умение ученика проводить параллели между языками, их грамматическими структурами обеспечит успешность выполнения многих олимпиадных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При выполнении заданий по чтению нужно ставить перед учащимися цель продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Здесь очень ярко прослеживается связь с другими предметами. Ученик должен знать и понимать страноведческую информацию: сведения о стране изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной и т.д.

При подготовке к олимпиаде необходимо прививать ученикам умение понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста. Необходимо заметить, что именно здесь важна опора на знания по русскому и литературе. Необходимо провести параллели с такими понятиями из русского языка, как синонимы, антонимы, словообразование, состав слова, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение, композиционная структура высказывания и т.д.; из литературы – цитирование текста, перефразирование, идея, главная мысль, стихи, пословицы, изречения и прочее. Умение ученика проводить параллели между языками, их грамматическими структурами обеспечит успешность выполнения многих олимпиадных заданий.

Стратегии подготовки к разделу «Reading»
Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом?
Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания
Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного.

После выполнения тестовых  заданий следует провести последующий анализ выполнения заданий и разбор типичных ошибок.

Вот пример задания раздела «чтение» для четвертых классов, имеющее страноведческую направленность.

TASK 2 (10 points). Read the advertisement of an amusement park and write T (true) or F (false).

Are you looking for adventure and a good time?

Come to Chessington World of Adventures

Britain’s Wildest Theme Park!

For a fun-filled day for the whole family Chessington has it all!

  • Exciting rides and roller coasters
  • Zoo with over 1000 animals
  • Sea Life Centre
  • Places to eat and relax

Tickets:

Ages 13 and over                   £35

Ages 12 and under                 £25

Kids under a meter                free

Better prices for families

Special prices online

Opening time: 9 am – 11 pm daily

At Chessington Theme Park:

30) you can watch sea animals. ______

31) you don’t have to pay for little children. ________

32) you can’t buy tickets on the Internet. ________

33) you can have fun only at the weekend. _______

34) tickets are cheaper for a family. _______

Нужно отметить, что школьнику для успешного участия в таком интеллектуальном состязании как олимпиада, необходим развитый лингвострановедческий кругозор, знание языкового и страноведческого материала. В формировании лингвострановедческого кругозора большая роль принадлежит разнообразной литературе. Здесь учитель вправе отойти от рамок УМК, используемого как основного на уроках английского, и самостоятельно выбрать материал для заданий. Важно также научить ребенка пользоваться межпредметными связями для общего понимания текста, т.е. подчеркнуть возможность использования своего личного опыта из области истории, географии, литературы и т.д. для понимания текста, т.е. тех знаний, на которых базируется языковая догадка.

Возьмем самый простой текст о BigBen:

TASK 1 (5 points). Read the text and write T (true) or F (false) for sentences 1-5.

(new words: landmark- ориентир, popular/famous-знаменитый,bell- колокол,tower- башня, tourist attraction-достопримечательность)

Big Ben or Elizabeth Tower is a popular landmark in London. TheTower has four clocks and five bells. Big Ben is the name of the clock in the Tower. It is a famous tourist attraction but you can not go inside.

  1. Big Ben is in Moscow.
  2. TheTower has four bells.
  3. The Tower has four clocks.
  4. Big Ben lives in the tower.
  5. You can not go in the Tower.

Sample answer sheet:

1

F

2

3

4

5

Что касается раздела “письмо”, то здесь нужно руководствоваться исключительно требованиями к выполнению олимпиадных заданий данного раздела. Следует регулярно практиковаться в выполнении письменных заданий разного объема. Темы можно брать как из предыдущих олимпиад, так и на свободные бытовые темы. Здесь также большую роль играет личный опыт учащегося, базирующийся на знаниях по различным предметам. Например:” Write about your typical day”, “Write about your family”, “Write about your friend”, “Write about your favourite toy/ book character, superhero”, “Write about your town” и другие схожие темы. Эти же темы затем можно заучить в качестве ответа заданий этапа “Speaking”. Перед выполнением заданий данных разделов перед учащимися необходимо ставить следующие цели:

  1. Полно и точно выполнить задание в соответствии с поставленными задачами. Дать развернутый ответ на все представленные в упражнении вопросы, внимательно вчитываясь в каждое слово.
  2. Высказывания или подобранный для ответа материал должен быть логично выстроен. Для этого необходимо использовать средства логической связи в речи и на письме.
  3. Строго соблюдать регламент высказывания в устной речи или количество слов в разделе «Письмо».
  4. Важно научить учащихся анализировать и редактировать свои собственные письменные работы, а после написания работы проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы.
  5. Оригинальность всегда приветствуется.

Для закрепления в речи и на письме использования средств логической связи с учащимися можно выполнить подобное упражнение:

Read the text. For 1-5 choose the right linking words and write them on lines.

Choose from: and, but, because, after that, at first.

Nature awakens in spring. _________(1) the sun becomes warmer  ________(2) it melts the snow._______(3) thefirstgrassappears. In April you can see first flowers _______(4)  there is still no bees______(5) it’s still very cold for them.

Sampleanswersheet:

1

At first

2

3

4

5

Исходя  из выше сказанного, можно с уверенностью утверждать, что олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. В тоже время, для их успешного выполнения, ученику надо уметь пользоваться знаниями по другим предметам, т.е. самому устанавливать межпредметные связи . От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковую догадку. Проведению олимпиады на иностранном языке предшествует, как правило, большая и кропотливая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося. Эффективными формами подготовки обучающихся являются различные занятия: индивидуальные с учителем-наставником, факультативные и занятия в школах для одаренных детей, непременное участие детей в очных и заочных языковых олимпиадах, участие в языковых конкурсах различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки младших школьников к олимпиадам

В докладе представлена игровая методика обучения на уроках по английскому языку. ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Презентация на тему " Система подготовки младших школьников к олимпиадам"

В данной презентации представлена система работы по подготовке учащихся начальной школы к предметным олимпиадам....

Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»

Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады....

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...

Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет с...