Из книжной сокровищницы Древней Руси
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Колесникова Виктория Игоревна

Технологическая карта по окружающему миру (история)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_4_klass.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Цель этапа

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный

Организация учебной деятельности учащихся

Проверка готовности учащихся к уроку

Взаимопроверка готовности к уроку

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

  1. Переход к изучению новой темы

Мотивация на изучение новой темы

Формулирование темы урока.

Постановка целей урока.

  1. Вводная беседа с демонстрацией слайдов:

- Сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о городах 10–11 веков Киеве и Новгороде.

Индивидуальная работа по карточкам:

(4 человека работают с карточками)

Карточка 1. Расскажите, что такое кремль.
Карточка 2. 
Что вам известно о занятиях новгородцев?
Карточка 3. Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев?
Карточка 4. В чем важность открытия берестяных грамот?

  1. Постановка темы и целей урока.

- На прошлом уроке мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать.

- О чем мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

-Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения.

- (Слайд 2, 3):
А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б) на чем Руси На писали и чём?

-  Наша с вами задача найти ответы на поставленные вопросы.

Работают по карточкам.

Устно отвечают на вопросы.

 

Определяют тему и ставят цели урока.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: строят рассуждения.

П: строят рассуждения.

  1. Изучение нового материала. Освоение практических умений

- фронтальный контроль

- фронтальный контроль

- фронтальный контроль

- соревновательная деятельность

Создание условий для лучшего усвоения нового материала.

Поисковая деятельность

Нахождение ответа на первый вопрос: «Кто создал на Руси славянскую письменность

Систематизировать учебный материал.

Формирование творческих способностей учащихся.

Расширение понятийной базы по учебному предмету.

Расширение понятийной базы по учебному предмету.

Поисковая деятельность

Нахождение ответа на вопрос.

Формирование у

обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.

Выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.

Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Проверка усвоения изученного материала

  1. Изучение нового учебного материала

– Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусства. Впрочем, давайте начнем по порядку.

- Кто создал на Руси славянскую письменность?

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст (слайд 4, 5).

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».

- Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.)

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла – Кириллицей.

– Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа»)

– Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)

– Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий)

  1. Сообщение учителя, творческое задание.

- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. (Слайд 6).

- Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию. (
Слайд 7).

- Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).

- Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 9–10).

- Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь».

- С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

- В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. (Слайд 11).

- В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. (Слайд 12).

  1. Рассказ учителя. На чём и чем писали в Древней Руси?

- Что такое летопись? Летопись – описание событий по годам. (Славянское слово «лето» – переводится «год»).

- Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13).

- В конце 11 века – начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет». (Слайд 14).

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

– Как вы думаете, о чём хотел сказать Нестор?

(перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство»?) (Слайд 15).

- Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. Художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Работа эта была очень кропотливой и долгой.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

  1. Сообщения детей (из истории возникновения книг)

– Сейчас вы сами прочитайте статью в учебнике на стр. 56–57.

Ученики отвечают на вопросы по тексту:

  1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

  1. Какие чернила использовали для письма?

  1. Что такое киноварь?

  1. Какого цвета краска охра?

  1. Какими были книги в Древней Руси?
  1. Блиц – опрос (соревнование между парами).

(Проверка усвоения изученного материала) (Слайд 20).

  • Кто создал славянскую письменность?
  • Как называлась 1 славянская азбука?
  • Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор?
  • В каком году была создана кириллица?
  • Что такое летопись?

  • Где и кем велись летописи?

  • Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?
  • На чем писали в Древней Руси?

  • Что такое пергамент?

  • Почему его ценили?

  • Что такое береста?
  • Чем писали в Древней Руси?

  • Каким способом написания на бересте пользовались?

  • Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

  • Какие чернила использовали для письма?

  • Что такое киноварь?
  • Охра?

  • Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?
  • (Слайды 17–19). Опишите книгу.

Слушают рассказ учителя.

Предполагают.

Работать с учебником. Читать текст на слайде.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать рассказ учителя.

Отвечать на вопросы по прочитанному материалу.

Знакомство со славянской азбукой.

Предполагать.

Слушать рассказ учителя.

Рассматривать иллюстрацию в учебнике/на слайде.

Предполагать.

Слушать рассказ учителя.

Анализировать полученный материал.

Слушать рассказ учителя.

Выполнять упражнения вместе с учителем.

Работать с текстом в учебнике.

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

(Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

(Черные или коричневые)

(Краска оранжево-красного цвета)

(Краска желтого цвета)

Участвовать в соревнованиях.

Работа в парах.

Отвечать на вопросы.

(Кирилл и Мефодий)

(Глаголица)

(Кириллица)

(В 863 году)

(Летопись – писание событий по годам)

(Монахами в монастырях)

(Нестор)

(На бересте и пергаменте)

(Писчий материал из телячьей кожи)

(На пергаменте можно было писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно было использовать повторно)

(Кора березы)

(Перьями и писалами)

(Выдавливали и
выцарапывали буквы)

(Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

(Черные или коричневые)

(Краска оранжево-красного цвета)

(Краска желтого цвета)

(В 1992 году)

Описывают книгу.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: осуществляют синтез

П: осмысленно читают

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: строят рассуждения.

П: осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока, оценка деятельности, рефлексия.

Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  1. Итог урока

– Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были получить ответы во время урока.

– Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке.

А) Кто создал славянскую письменность на Руси

Б) На чем и чем писали на Руси?

Славянскую письменность создали X и Y. 
(Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий)

На Руси писали на «?» и «?», используя для этого «?» и «?». 
(На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья) (
Слайд 21).

– Понравился ли вам урок? Что интересного, что нового вы узнали?

- Если вам понравился наш урок и вы усвоили полученные знания – поаплодируйте себе. Если нет – потопайте.

- Спасибо за работу! Урок окончен.

Отвечать на вопросы.

Восстанавливать предложения.

Вставлять пропущенные слова.

Отвечать на вопросы урока. Анализировать свою деятельность на уроке.

Самооценка.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;


Дата: 15.11.2016

Учитель:                 

Школа: 

                       Методист: Мухина И.Г.

Класс: 4

 Студентка: Колесникова Виктория

Кабинет: 

  Группа: 42

Урок: 3

Конспект урока по истории

Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цели деятельности учителя: сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси;

Планируемые результаты:

Предметные:  формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о летописях как исторических документах, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;  формирование информационных компетенций:  учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы,  обобщать

  • Личностные: слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
  • Оборудование урока: презентация; карточки; учебник «Мир вокруг нас», 4 класс, А.А. Плешаков.

Тип урока: урок открытия нового знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А....

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Урок по окружающему миру в 4 классе....