Интегрирование занятие кружка по изобразительному искусству и музыке по теме: "Первообразы в искусстве (общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи) Сказ о дымковском чуде"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Карпова Ольга Евгеньевна

 

Интегрированное занятия кружка по изобразительному искусству и музыке.

Цель занятия:

Изобразительное искусство

научить видеть общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи; закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки; формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;  развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; прививать любовь к искусству народных мастеров, гордость за свою родину. 

Музыка:

Закрепить знания обучающихся о танцах русского народа. Закрепить танцевальные движения русского хоровода. Развивать эмоциональную отзывчивость при  исполнении русского народного хоровода и песни «Звезда России». Формировать интерес к музыкальной культуре своего народа, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; прививать любовь к искусству народных мастеров, гордость за свою родину. 

Материал можно использовать при проведении уроков ИЗО, технологии

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации Управление образования мэрии Тайшетского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14


 г/п Тайшет. 


 

Интегрированное занятие

по изобразительному искусству и музыке в 4 классе

Авторы: Карпова Ольга Евгеньевна –

учитель начальных классов;

Вьюн Екатерина Александровна –

учитель музыки

2011год

Тема: Первообразы в искусстве (общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи)  Сказ о дымковском чуде.

Цель занятия: 

Изобразительное искусство

научить видеть общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи; закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки; формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;  развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; прививать любовь к искусству народных мастеров, гордость за свою родину.

Музыка:

Закрепить знания обучающихся о танцах русского народа. Закрепить танцевальные движения русского хоровода. Развивать эмоциональную отзывчивость при  исполнении русского народного хоровода и песни «Звезда России». Формировать интерес к музыкальной культуре своего народа.

Ход урока

(Слайд №1)

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы

Ольга Евгеньевна (руководитель творческого объединения «Волшебный карандаш»): У нас сегодня открытое занятие кружка, на которое мы пригласили гостей и всех учеников нашего класса, для того, чтобы показать, что мы умеем и чем занимаемся на наших занятиях.

Екатерина Александровна (учитель музыки) :А для начала просмотрите, пожалуйста, небольшую видеозапись. Постарайтесь запомнить все, что увидели.

(Видео ансамбль «Берёзка»)

  1. Что увидели? Какой вид музыкального искусства представлен? (танец)
  2. Какой это танец? (народный)
  3. Танец какого народа увидели? (русского)
  4. Как определили? (звучат народные инструменты, исполнители одеты в народные костюмы)
  5. А какие народные танцы вы знаете? (хоровод, кадриль, пляска)
  6. Какой танец вы разучили на уроках музыки и можете показать? (хоровод)

Танцуют хоровод

(Слайд №2)

Ольга Евгеньевна (руководитель творческого объединения «Волшебный карандаш»):

  1. У вас получился очень красивый танец, но чего-то все таки  не хватило. Как думаете, что нужно добавить, чтобы ваш танец получился зрелищным?
  1. Кто занимается созданием костюмов для танца? (художники декораторы, модельеры)
  2. Какой бы костюм вы выбрали для этого танца? (народный сарафан, косоворотка)

Ольга Евгеньевна (руководитель творческого объединения «Волшебный карандаш»): Мы с вами на занятии поговорим о том,

Екатерина Александровна (учитель музыки): что объединяет музыку нашего народа

Ольга Евгеньевна (руководитель творческого объединения «Волшебный карандаш»): и народные росписи.

(Слайд №3)

Екатерина Александровна (учитель музыки):

  1. Нарисуйте у рисунок своего танца.
  1. Проверьте свою работу (рисунок танца высвечен на слайде) (Слайд №4)

Ольга Евгеньевна (руководитель творческого объединения «Волшебный карандаш»:

  1. Где еще можем увидеть подобный узор? (в декоративной росписи, в росписи тканей)
  2. Как думаете, почему рисунок танца и народная роспись похожи? (предположения детей)
  1. Работа с текстом:

Давайте проверим наши предположения. У вас на столах лежат листы с текстами. Прочтите.

КАРТОЧКА:

Все узоры в народной декоративной росписи знаковые, связанные с природой, оберегами. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Есть «солнечные» знаки, например, круг с пересекаемыми полосками; знаки семян и зародышей - точки в круге или чередующиеся точки с кругом.  Знак плодородия - ромб. Вода -  линия волнообразная. Мать земля сыра и зерна в ней (засеянное поле) - две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки - ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага. Все узоры напоминают о связях человека и природы.

  1. Верны ли были ваши предположения?
  1. Что узнали из текста?
  2. На какие группы делятся все знаки?
  3. Давайте сравним знаки в росписи и рисунок танца. Остановимся на четырех основных.

Выводы по слайдам: 

(Слайд №5) Знак солнца (в росписи - это круги, а в танце - хоровод в один и два круга, спираль);  

(Слайд №6) Знаки воды (в росписи - волнистые и ломаные линии, а в танце - змейка);

(Слайд №7) Засеянное поле (в росписи ромбы и овалы с точками внутри, а в танце - прямые параллельные линии, которые в танце носят название – улицы,  и лодочки);

(Слайд №8) Хлебные зерна (в росписи – веточки и колосья, а в танце – движения парами и тройками).

  1. Какие народные росписи, в которых используются подобные знаки вы знаете (дымковская, хохломская, филимоновская, палехская и др.) Из всех декоративных росписей мы более подробно остановимся на росписи дымковской игрушки.
  2. Как думаете почему? (Костюм игрушки ближе всего к народному костюму и подойдет для танца)

(Слайд №9)

Дымковскую игрушку знают не только взрослые и дети в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

(Слайд №10)

Называется она так потому, что родилась в слободе Дымково недалеко от города Кирова. Разными ремеслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье

(Слайд №11)

с озорным и веселым названьем. Вначале его называли «Свистопляска», а позже «Свистунья».

(Слайд №12)

А почему Свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек (показ). Свистели все – и взрослые и дети. Игрушки-свистульки лепили особенно тщательно, по частям. Обычно они были в виде сказочных животных – это петушки, козлики, уточки, коровки, индюшки. Народные мастера, создавая декоративных птиц, отмечали в орнаментальной росписи ее главные особенности: красивое крыло, хвостик, хохолок на голове, красивое оперение грудки. Кроме свистулек на ярмарке представлялись игрушки: барыни, всадники.

(Слайд №13)

Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. В городе Кирове поставлен памятник дымковской игрушке, и называется этот памятник «Семья».

(Слайд №14)

  1. Этапы росписи (Слайды с 15 по 20)

У вас на столах есть изготовленная вами игрушка барыня. Прежде чем приступить к росписи игрушки,  давайте посмотрим,  как она расписывается.

Этапы на слайде Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой - три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки.

На  игрушке намечаются карандашом основные элементы (лицо, узор)

Раскрашивается головной убор, жакет и один из элементов росписи на юбке одним из цветов.

Расписывается юбка 

Рисуется лицо

Прорисовываются детали

Особенности росписи (Слайд №21)

  1. Головной убор и жакет одноцветные.
  2. Цвет орнамента на юбке такой же как на жакете и головном уборе   (это 2 цвета и ещё 2 любых цвета)
  3. Лицо барышни: бровки – дугой, глаза-точки,  рот – кружок, бантик или сердечко.
  4. Румянец на щеках и цвет рта одинаковые.

(Слайд №22)

В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой - цвет неба.

  1. Роспись дымковской игрушки Самостоятельная работа обучающихся (учитель – помощь слабоуспевающим)

(Слайды №№23,24,25)

  1. Составление хоровода на полу из расписанных кукол.
  2. Посмотрите, какой красивый, пестрый хоровод у нас получился. Видя такое можно только гордиться нашими мастерами придумавшими и сохранившими такую красоту.

Екатерина Александровна (учитель музыки): Посмотрите, какой красивый, пестрый хоровод у нас получился. Видя такое можно только гордиться нашими мастерами придумавшими и сохранившими такую красоту. Какую песня звучит у вас сейчас в душе, которая бы смогла выразить эти чувства?

(Исполнение песни «Звезда России»)

(Слайд №26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию кружка ИЗО по теме "Первообразы в искусстве"

Данная презентация к занятию кружка на тему "Первообразы в искусстве (Общие элементы рисунка в танце и декоративной росписи). Сказ о дымковском чуде". Из-за большого объема презентация была разбита на...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ", К УРОКАМ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассказывается о необходимости бережного отношения к голосовому аппарату, правила охраны голоса....

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Интегрированное занятие кружка "Колокола,колокольный звон и житие Серафима Саровского"

Занятие  будет посвящен очень хорошему  человеку – преподобному  Серафиму Саровскому   и замечательному явлению- колокольному звону и его значению в жизни русского человека....

Конспект занятия кружка по изобразительному искусству «Акварелька», 2 класс

Тема занятия: Рисование на тему «С чего начинается Родина» (карандаш, акварель) Цели:ознакомления с произведениями изобразительного искусства;формирование у детей представления: о родной природе,...

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,  интегрированный  урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс...