Деревня - деревянный мир
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Коновалова Лилия Сергеевна

Урок изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevnya_otkrytyy_urok.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

4 КЛАСС

ТЕМА: ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВЯННЫЙ МИР.

Цели: познакомить учащихся с деревянной архитектурой, рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек, формировать конструктивный навык, укреплять межпредметные связи, развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование. Для учителя: аудиозапись «Народные наигрыши», магнитофон, медиапроектор, компьютр, компактдиск с подборкой слайдов.                        

 Для учащихся: картон, цветная бумага, конверты с шаблонами.

Зрительный ряд: словарные слова на карточках, слайд-шоу, репродукции картин русских художников с изображением деревни, таблица « Символическое устройство избы», дидактическая игра « Перспектива».

ХОД УРОКА:

I  Организационный момент.

Звучит народная музыка. Дети входят в класс, становятся около своих мест.

Ребята, вы зашли под очень красивую необычную музыку и это не случайно. Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус. ( Деревня )

А как вы думаете,  от чего произошло это слово?

Давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров. Для этого, оденьте волшебные повязки и произнесите заклинание: «Вокруг себя обернись, в мастера превратись».

  Итак, все готовы. Займите свои рабочие места и в путь.

 II  Знакомство с новой темой.

1. Вводная беседа.

Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.

Богата лесами наша земля,

И лес в ней и строен, и ровен.

Когда-то и стены, и башни Кремля,

И те собирали из бревен.

Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.

А как же называлось такое жилище? ( Изба ) (Слайд 1)

Какой смысл в древности вкладывали в это слово? ( Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)

Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень ровно я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Что за дерево догадались? (Сосна)

Сосна была основным материалом для строительства.

А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)

Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.

Из бревен рубили избу мужики,

Один лишь помощник-топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор)

А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? ( Плотник)

А гвозди у плотников в старину были? (Нет)

А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб. (Слайд 2)

Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой. (Слайд 3, 4)

Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху) (Слайд 5)

Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник) (Слайд 6)

Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы? ( Резьбой) (Слайд 7)

Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску)

Какие мотивы использовались в резьбе? (Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой)

Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы? ( Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)

Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.

Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары – для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота – въезд во двор, церковь) (Слайд 8)

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? ( От природы, передавали из поколения в поколение)

2.Инструктаж.

Надеюсь, и вы будете работать с вдохновением. Ваша работа будет состоять из следующих этапов:

1 Проектирование.

На этом этапе вы в каждой группе выбираете «главного мастера», который будет следить за ходом работы, и помогать другим. Затем распределяете в группе, кто какой элемент будет изготавливать, и берете соответственно названию нужный конверт. (Конверты подписаны)

2 Подготовка деталей.

Используя содержимое  конверта, каждый изготавливает свой элемент.

Из какого материала лучше всего изготовить элементы построек, чтобы передать характерные особенности дерева?

3 Декорирование.

Готовые элементы панно украшаете деталями наличников, коньков, причелин и т. д.

Из какого материала изготовите детали декора?

Каким способом их удобнее изготовить?

Используем в работе клей и ножницы. Напомните правила безопасного труда.

4 Сборка панно.

Располагаете готовые элементы на заранее подготовленных вами плакатах с изображением пейзажа. Здесь ваша задача – составить композицию с передачей пространства, перспективы. (Слайд 9)

3.Игра «Перспектива».

 Используя элементы, попробуйте правильно расположить все детали на листе, вспомните правила передачи перспективы. (Учащиеся по одному  выходят к доске и прикрепляют элементы построек на плакате с изображением пейзажа. Далее перечисляют правила: дома не должны загораживать один другой, то, что дальше - по размеру меньше и располагается на листе выше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже)

Когда распределите основные элементы на панно, дополните его элементами пейзажа. (силуэты деревьев, облака и т. д.)

Закончив сборку, дайте название своей деревне.

III Физ. минутка.

Чтобы работа спорилась в руках, давайте подготовим их к работе.

Нужно ставить новый дом,

Всех работать мы зовем.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Окна расписные,

Ставеньки резные.

Щели паклею забьем,

И готов наш новый дом!

А сейчас приступаем к работе.

IV Самостоятельная работа учащихся в соответствии с планом-памяткой.

Вашу работу будет сопровождать народная музыка. (Звучит фоном музыка)

За 7 минут до звонка начинаем сборку панно.

V Анализ работ.( За 2 минуты до звонка)

Группы по очереди представляют свои работы.

Правильно ли составлена композиция?

На сколько удачно декорированы элементы построек?

Выставление оценок.

VI Итог.

Мы с вами построили удивительные деревни. А сейчас возвращаемся обратно. Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню? Справились ли мы с намеченным планом? Все ли удалось? Что узнали нового интересного?

ТСОШ №1

КОНСПЕКТ УРОКА  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

4 КЛАСС

ТЕМА: ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВЯННЫЙ МИР

СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ

 НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 КОНОВАЛОВА Л. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деревня - деревянный мир.

Презентацию можно использовать на уроках ИЗО....

Гармония жилья с природой . Деревня – деревянный мир.

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в  классе по Программе Б.Неменского....

«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».

Презентация к уроку ИЗО по программе Б.Н. Неменского 4 класс, 1 четверть. В презентации рассматриваются вопросы гармоничной связи человека с окружающим миром природы, единство конструкции и декор...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 4 КЛАССЕ «Деревня. Деревянный мир. Русская изба»

Цель урока: Развитие навыков изображения. Знакомство с родной культурой. Воспитание патриотизма. Знакомство с родной историей. Развить мелкую моторику. Задача урока: Нарисовать русскую ...

Конспект урока по ИЗО. Тема: "Деревня-деревянный мир"

Данный конспект поможет познакомить обучающихся с деревянной архитектурой - избой; развить творческие способности обучающихся; воспитать интерес к народному искусству....

Открытый урок "Деревня -деревянный мир"

Сформировать представления об изучаемом предмете особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси.Ссылка на презенацию:...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 4 класс. Тема "Деревня - деревянный мир"

Данный материал поможет сформировать представления об изучаемом предмете. На уроке учащиеся продолжат знакомиться с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами. Главная...