Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 4 класс. Тема "Деревня - деревянный мир"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Бондарева Тамара Алексеевна

Данный материал поможет сформировать представления об изучаемом предмете. На уроке учащиеся продолжат знакомиться с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами. Главная задача: создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ДЕРЕВНЯ - ДЕРЕВЯННЫЙ МИР

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

4 А

Автор урока

Бондарева Тамара Алексеевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Иланская СОШ №2»

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Время реализации урока 

45 минут

Цель деятельности учителя

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный /коллективная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек, знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.pokrovchram.ru>arhitektura, http://www.razumniki.ru, http://www.gusH.su>narodnyejpesni_detiam

Дидактическое обеспечение урока

Мультимедийный ряд: презентация «Русская деревня». Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение.

Как я люблю свои березы, Свои леса, свои луга,

И ночи летние, и грозы,

И зиму с стужей, и снега!

Люблю я речки серебристой Хрустально-нежный разговор,

И травки бархатный, душистый,

С цветами скромными ковер.

Люблю я мирные картины

Своих полей, своих лесов,

Люблю мычание скотины

И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем, Люблю я эту красоту.

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту.

М. Чехов «В деревне»

  • Ребята, как вы думаете, где такую красоту мог увидеть автор этих стихов?
  • Правильно, в деревне. И сегодня мы будем говорить на уроке о том, как строились деревни

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к.

Отвечают на вопрос

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально- ценностное отношение к русской природе

Устные ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Русская деревня».

Деревни строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд - «лицами» на улицу, а дворами к реке. На «задах» деревни «стайкой» стояли амбары, а около самой

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость «Изобразительное

искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия

и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня».

Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня».

Физкультминутка

воды - бани (чтобы воду далеко не таскать). Около дороги возводили «ветряки» (мельницы), ведь к ним нужен подъезд. Дополнялся такой деревенский (или сельский) ансамбль резными срубами колодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями да одинокими обетными крестами у дороги, обещанными богу за победу или исцеление, либо поставленными в местах, где кто-то внезапно умер без покаяния. Центром села всегда оставалась церковь (храм), а в деревне - соответственно часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь, то церковь всегда строилась на краю торга.

- Давайте послушаем стихотворение о храме, которое подготовили ученики нашего класса.

ШАТРОВЫЙ ХРАМ Венчая живописную вершину, Возвысившись на острове святом, Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.

Шатровый храм стоит так одиноко! Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами, Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу, Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой, Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева

  • Ребята, понравилось вам стихотворение и то, как его прочитали наши ребята?
  • Мне тоже очень понравилось.
  • Значение какого слово вам непонятно?
  • Давайте попробуем разобраться, что такое шатровый храм, как его строили зодчие.
  • В русском деревянном зодчестве шатер является распространенной, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей.

В целом схема построения всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик («восьмерик на четверике»), служивший опорой для высокого восьмигранного шатра. Но при этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм.

не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно. Сам храм был окружен гульбищем - в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета (нижний нежилой этаж).

Мы в лес пошли, топор нашли. Дрова рубили:

 - Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.)

Обсуждают, сравнивают, анализируют

Двое учащихся выразительно декламируют стихотворение, класс внимательно слушает.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Творческая практическая деятельность

Создание коллективного панно. Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении Академического русского народного оркестра имени Н. П. Осипова

Делит учащихся по группам, определяет этапы работы:

  1. я        группа рисует на больших листах пейзаж того места, где будет строиться деревня. После полной компоновки панно дорисовывают деревья и другие детали.
  2. я        группа из цветной бумаги вырезает силуэты изб, учитывая, что избы вдали должны быть меньше по размерам. Украшают силуэты деталями декора (конек, наличники и т. д.) и аккуратно вклеивают заготовки в панно.
  3. я        группа выполняет силуэты мельницы, колодца, храма, ворот. Украшают силуэты деталями декора и аккуратно вклеивают заготовки в панно. Выполнение заданий на с. 26 учебника

Составляют план работы над панно в группах. Рисуют красками.

Выполняют аппликацию из цветной бумаги

Коллективная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение. Выполнение коллективной работы

IV. Итог

урока.

Рефлексия

Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая Оценка. Обобщающая беседа

  • Что нового узнали вы на уроке?
  • Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русской деревни?
  • Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимаю значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 2 класс "Изображение и реальность"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 2 класс " Изображение и реальность"- удобный, эффективный инструмент, позволяющий осуществлять проектирование урока в соответствии с ФГОС втор...

Технологическая карта по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Деревянный дом из бревен"

Цель деятельности учителяЗадачиСлепить по представлению деревянный дом из природного материала - пластилина.1. Образовательные:-развитие эстетического восприятия и формирование образов предметов и явл...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Искусство народов мира» (УМК "Школа России, 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАДата:10.05.2022Студентка: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: №74Учитель: Новикова Анна АлександровнаКласс: 4 «М» Урок:1 Время:...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Искусство народов мира. Обобщение», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Расширение  представлений о культуре разных стран, создание условий для развития интереса к истокам мирового искусства, разв...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Музеи искусства"

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о музеях искусстваЗадачи урока:Дидактические:1)  Познакомить с музеями искусства, их историей и значением2)...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме: "Златоустовская гравюра на стали" (4 класс, УМК «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить детей с промыслом «Златоустовская гравюра на стали» и выполнить эскиз тарелки.Задачи урока:Дидактические:1) дать пред...