Конспект занятия "Колючая сказка"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Нестерова Наталья Николаевна

Создаем образ симпатичного лесного зверька

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:


   Конспект занятия «Колючая сказка»

                          Цель - развитие эстетического отношения к жизни, формирование у детей способности видеть в создаваемых природой формах красоту

                          Задачи:

-расширить представления детей о жизни ежей;

- развивать наблюдательность и творческое воображение при рассматривании природных форм;

-продолжить освоение приемов работы пастелью;

-продолжить освоение выразительных возможностей линии;

-воспитывать заботливое отношение и любовь к животным;

-развивать умение создавать образ симпатичного лесного зверька

                        Материалы: 

     Фотоматериалы с изображением ежей, мультфильм «Сказочка про линии», бумага для набросков, салфетки, сангина, простые карандаши, цветная бумага для пастели, пастель.

                      Ход занятия:

      Давайте вспомним, с помощью чего художник может изображать то, что задумал?

 (пятно, линия)

     Изображается на доске мелом силуэт кошки и кошка «от пятна»

     То, что мы изображаем с помощью линий во многом зависит от характера этих линий. Что же такое характер линии? Раньше  я рассказывала детям сказочку про линии, а в этом году учащиеся вторых классов приготовили для вас сюрприз и создали мультфильм, который так и называется – «Сказочка про линии»

     Просмотр мультфильма.

     А сейчас я назову тему нашего занятия.

      На доске «колючими» буквами пишется тема – «Колючая сказка».

     Какая из сестер-линий пришла ко мне на помощь, когда я писала тему?

(зубчатая, колючая)

     Что можно изобразить  зубчатой линией?

(Траву, замок, солнце, колючки, елку)

     Мы сегодня создадим композицию, в которой главная роль будет отводиться зубчатой линии. Где может происходить действие колючей сказки?

 (В лесу)

Кто станет ее героем?

(Ежик)

Что же известно о ежиках.     Я прочитала в энциклопедии,  что латинское название «еж» означает  «колючий барьер».

                Обыкновенный ёж — животное небольших размеров. Длина его тела составляет 20—30 см, хвоста — около 3 см, Морда вытянутая. Носик  у ежа острый и постоянно влажный. На лапах по 5 пальцев с острыми когтями. На голове иглы разделены на 2 части «пробором». Поверхность игл гладкая, окраска их слагается чередованием буроватых и светлых поясков. У взрослых ежей обычно 5—6 тысяч игл, у более молодых особей около 3 тысяч.

                  На морде, ногах и животе у обыкновенных ежей окрас изменяется от желтовато-белого до тёмно-коричневого цвета. Иглы буроватого цвета, с тёмными поперечными полосами.

                   Ёж предпочитает опушки, перелески, небольшие поляны, поймы рек. Он вполне может жить рядом с человеком.

                  Ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях.

                  Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев, в нём находится подстилка из сухой травы или листьев, мха. При помощи длинных средних пальцев на ногах ежи ухаживают за своими колючками.

                  Ежи — довольно быстрые животные для своих размеров. Они способны  быстро бегать хорошо умеют плавать и прыгать. При ходьбе и беге ежи ступают на землю всей ступнёй, поэтому топают. С наступлением заморозков европейские ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку и спят с октября по апрель.

                  Ёж — это всеядное животное Основу его питания составляют насекомые, Из растений может поедать ягоды и фрукты.

                   Ёж полезен уничтожением вредных насекомых. Но в то же время он уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.

                   Ёж может быть переносчиком серьезных заболеваний, т. к. от клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен избавиться.

     Спрашиваю детей: как вы думаете, зачем ежу колючки?  (переносить еду на иголках, для защиты от врагов и т.п.) Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации с изображением ежей.

Дети слушают сказку: ( читаю)

                                Сорочьи сказки

                                         Ёж

Телёнок увидал ежа и говорит:

—  Я тебя съем!

Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

—  Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит,

потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

—  Ой, ой, ой! — заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется.

—  Ёж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

—  Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.

—  У нас ёж — богатырь, — шёпотом со страху говорили звери.

( А.Н. Толстой)

      Итак, что же наш ежик понесет домой? Апельсины?  Бананы? Мандарины? Морепродукты?

(Яблоки, грибы, ягоды)

     Далее продолжаем беседу. Напоминаю детям, что ёж помимо грибов, яблок и других лакомств переносит на иголках сухие листья, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.

     Спрашиваю детей, кто хотя бы раз видел ёжика?  Прошу описать его.

 ( округлый, чуть вытянутый, с заострённой мордочкой, с колючей спинкой.)

Напоминаю, что ежи днём спят, а ночью выходят на охоту.: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Семья ежей очень дружная. Взрослые ежи заботятся о своём потомстве, обучают их всему тому, что умеют сами.

     А теперь – упражнение. Изображать ежика легко и приятно. Боковой поверхностью мелка рисуем пятно, затем от центра начинаем набирать колючки.   Объясняю, чтобы ежи смогли защищаться от врагов, у них должно быть много иголок. Показываю как это изобразить (на спинке ежа рисуем много-  много зубчиков), при этом говорю, что иголки можно изображать и с помощью штриха - линии, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной ( в зависимости от того, что рисуем). Затем появляется мордочка (на доске рисунок с мордочками в обе стороны) и лапки, направленные туда же, куда  и мордочка. Нарисуем выразительный нос и хитрый глаз – ежик готов. Давайте разместим получившихся ежиков на доске. Мы видим, что у всех ежиков разные характеры, как и у вас.

               Разминка для пальцев «гладим кошку»

     Действие  сказки происходит в лесу, что же может окружать нашего героя?

(Деревья, кусты, грибы)

     Если ежик сидит или идет под елкой, какого размера будут елка и ежик, чтобы на листе поместились все, кого мы хотим изобразить? Обязательно ли нам рисовать елку от корней до макушки, целиком, или можно иначе обозначить?

(Можно нарисовать только нижнюю ветку)

     Для ветки мы рисуем направляющую линию, а затем используем уже знакомый нам прием, набираем колючки.

    Далее предлагаю детям  на цветной бумаге нарисовать семью ежей, которые гуляют по колючему лесу.

 Дети приступают к рисованию. ( Помогаю, если кто-то затрудняется.)

       Подвожу итог: итак, ребята, у нас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие, трудолюбивые ёжики, им не страшен ни холод, ни голод, ни враги, т.к. их колючие иголки, которые мы с вами нарисовали, помогут им в трудную минуту.

На дом раздаю детям картинки с изображением ежей.

 В конце занятия – выставка работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Данный урок "Сказка о мёртвой царевне"  направлен - Продолжить работу над произведением ; - Отрабатывать навыки беглого , выразительного , осознанного чтения ; - Учить анализировать поступки г...

Конспект урока-сказки на тему "Решение задач"

Урок по математике в 3 классе на закрепление умения анализировать и решать задачи, формирование вычислительных навыков, закрепление знания таблицы умножения....

Конспект урока Сказка " У страха глаза велики" 2 класс

Конспект урока составлен с соблюдением норм федерального стандарта нового поколения....

Конспект урока "Сказки К. Чуковского"

Конспект дистанционного урока литературного чтения с использованием интерактивного модуля приложения Web 2.0 LearningApps.org позволяет проверить  знания детей о творчестве К.И. Чуковского. При н...

Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.

Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....

Конспект урока. Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане... ) (проблемный метод)

Урок для использования в 3 классе по системе "Школа России"...