Любимые детские игрушки в изображении народных мастеров.
план-конспект занятия по теме

Татьяна Владимировна Чернованова

Знакомство с видами декоративно - прикладного искусства. Анализ художественных особенностей произведений народных мастеров. Обязательное привлечение к беседе-рассказу детей с выявлением их представления и раннего знакомства с игрушками народных мастеров. Ознакомление с эскизной работой, как подготовительным этапом в прикладной деятельности старших дошкольников. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_khudozhestvenno.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому направлению

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Любимые детские игрушки в изображении народных мастеров (на примере матрешки)».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».

Цели и задачи: Продолжить знакомство с видами декоративно - прикладного искусства. Анализ художественных особенностей произведений народных мастеров. Обязательное привлечение к беседе-рассказу детей с выявлением их представления и раннего знакомства с игрушками народных мастеров. Ознакомление с эскизной работой, как подготовительным этапом в прикладной деятельности старших дошкольников. Развитие речи.

Вид занятия: беседа.

Оборудование:  Простой карандаш, гуашь, кисти, вырезанный силуэт матрешки.

Зрительный ряд: Дымковские игрушки: Загорские, Семеновские, Полхово -Майдановские.

                                          План занятия.

                1.Вступительное слово педагога-воспитателя.

                2.Любимые детские игрушки (рассказ-беседа).

                3.Музыкальная пауза.

                4.Выполнение элементов эскиза матрешки обучающимися под

                 Руководством педагога.

                5.Самостоятельная работа.

                6.Анализ работ.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок, начинается урок. Я рада видеть ваши лица,     улыбки. Сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

  1. Вступительное слово педагога.

Тема: «Любимые игрушки в изображении народных мастеров».

 Чем мы будем заниматься? Продолжим знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Поучимся анализировать художественные произведения народных мастеров, выполним эскиз одной из игрушек, а какой именно вы узнаете дальше.

  1. Рассказ-беседа.

   Прежде чем начать свой рассказ, я хочу познакомить вас с некоторыми словами-терминами изобразительного декоративно-прикладного искусства:

Эскиз - подготовительный набросок.

Береста - липа, береза (сохнет от 3 до 5 лет).

Декоративно-прикладное искусство- искусство изготовлять бытовые предметы (посуда, мебель, игрушки, вышивка и т.п.).

Композиция - составление элементов, из которых состоит рисунок.

   Дети, прочитайте эти слова. Кто может объяснить термин? (Дети объясняют, учитель исправляет, дополняет).

     Давным-давно в России, где еще не было специальных фабрик детских игрушек, в деревнях мастерили детские потешки. Их лепили из глины, обжигали в печах, резали из дерева, мастерили из бересты и соломы. Про них теперь рассказывают повести и легенды, складывают песни и стихи. Многие игрушки - потешки и сейчас изготовляют, тщательно выдерживая их формы и роспись в стилевых традициях старых народных промыслов. В разных местах большой нашей страны игрушки привыкли делать по-своему. Места, где живут мастера - художники называют центрами народных промыслов. Таких центров у нас в России много, но мы с вами познакомимся лишь с некоторыми.

   Дымковские игрушки произошли от названия деревни Дымково. Глину брали зимой у реки, над рекой стоял туман в пасмурные дни, а из труб домов валил дым. Деревня в дыму , и игрушка именуется дымковской. Посмотрите на эти игрушки. Вот игрушки и иллюстрации с изображением, изготовленные и расписанные руками учащихся 2 класса. Чем они похожи? Как вы думаете, какой краской покрывается игрушка  сначала? Белые они от того, что когда их лепили  мастера,  все было белым - бело, вот и игрушку сделали белой, но так она делалась к празднику, поэтому они должны быть яркими.                      Обратите внимание на узор. Какие формы узоров? (кружки, полоски, точки). Цвета, характерные для дымковских игрушек: красно-алый, фиолетовый, синий. Есть еще ряд игрушек других центров и мастеров, с которыми можно познакомиться на внеклассных занятиях.

    Все эти игрушки из глины, но я хочу подробнее остановиться на деревянной игрушке. Эта игрушка спрятана здесь. Мне хочется, чтобы вы сами ее угадали.

                                    Ростом разные подружки,

                                    Не похожи друг на дружку,

                                    Все они сидят друг в дружке,

                                    А всего одна игрушка.

                                                                    (Матрешка)

   Эти нарядные деревянные куклы нравятся всем: и детям, и взрослым. Они известны не только у нас в стране, но и за рубежом. На всемирной выставке в столице Бельгии г. Брюсселе в 1958 году нашей матрешке присуждена золотая медаль.

    Первая матрешка появилась в конце 90-х годов прошлого века, т.е. сейчас, ребята, ей более 100 лет. Авторами были художник С. В. Малютин и токарь В. П.Звездочкин. У этой игрушки тоже есть свой центр - это с.Загорское, где даже есть единственный музей в России русской игрушки.

    Вот они гости из Загорска. Обратите внимание, у нее есть платок, кофта, сарафан, фартук. А вот сестрица из п.Семенова:

Посмотрите-ка,

Куда идет матрешка?

За ягодой морошкой!

Принесу морошки

Полные лукошки.

Приходите в воскресенье,

Угощу вас всех вареньем!

   Отличается она тем, что в правой руке у нее лукошко с ягодами, цветами или просто букет.

   И последние  матрешки из с. Полхова - Майдана. У этих матрешек, ребята,  платок без завязанных концов. У нее нет таких конкретных деталей. Украшением у них являются яркие цветы: «большая роза», «колокольчик» и т.д.

   А теперь мы переходим к выполнению эскиза матрешки. Но вначале мы должны отдохнуть, зарядиться энергией, чтобы наши матрешки получились веселыми и красивыми.

4.Музыкальная пауза. Стихи и песни о матрешках.

    Я приглашаю сюда живых, настоящих и веселых, красивых русских матрешек: Эмилию и Олечку.

Миля:  Все они Матрешеньки,

             Все они малешеньки,

             Все с аленькими щечками,

             Под пестрыми платочками

             Нарядные, пригожие

             Чуть на меня похожие.      

 Оля:    Как две радуги брови,

             Губы-маки

             Пунцовый наряд,

             И румянцем свежее моркови

             Глянцеватые щеки горят.

Песня. Мы веселые матрешки

            Ладушки, ладушки

             На ногах у нас сапожки

             Ладушки, ладушки.

                                  Завязали мы платочки

                                  Ладушки, ладушки

                                   Раскраснелись наши щечки

                                  Ладушки, ладушки.

              В сарафанах наших пестрых

              Ладушки, ладушки

              Мы похожи словно сестры

              Ладушки, ладушки.

   Ребята, каких мастеров напомнили эти матрешки? (Семеновские).

Отдохнули, а теперь примемся за работу.

5.Выполнение работы дошкольниками с помощью педагога.  

   У вас у каждого на парте есть готовая  выкройка матрешки из бумаги. Обратите внимание, если согнуть силуэт по линии изгиба, то мы увидим, что левая часть полностью совпала с правой частью матрешки, это говорит о том, что игрушка симметрична по форме (как лист дерева), но если мы сложим ее по продольной линии, то половинки не совпадут. Попробуем нарисовать самую простую матрешку. Как вы думаете, какая это матрешка? (Полхово - Майдановская)

   Взяли в руки карандаш,  вместе со мной вы начинаете выполнять карандашный эскиз матрешки по элементам:

  1. Начнем с личика.На что похоже лицо матрешки? (на круг, овал)
  2. Платок.

 6.Самостоятельная работа детей.

    Частичная гуашевая роспись платка.

 7.Анализ работ.

Одеть своих матрешек в красивые нарядные сарафаны предлагаю вам на следующем уроке.

     Ребята, игрушки-гости из каких центров побывали у нас в гостях?

( Из Загорска, Семенова и Полховского Майдана).

 

Приложение №1

                                        Анкета

  1. Какие виды изобразительной деятельности вам больше всего нравятся и почему? (рисование, лепка, аппликация, художественная роспись, резьба по дереву, чеканка.)
  2. Чем хотели бы заниматься на внеклассных занятиях по изобразительному искусству?  (художественная вышивка, вязание, плетение из лозы, макраме, составление букетов, экибано, работа с соломкой, резьба по дереву, чеканка, выжигание.)
  3. Какими жанрами изобразительного искусства вы хотели бы заниматься на внеклассных занятиях?  (пейзаж, портрет, натюрморт.)
  4. Нравятся ли вам уроки ИЗО? Что вы хотели бы изменить?

Литература

1.Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности. - М. :Журнал «Начальная школа: + -», 2000.- №1.

2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М. 1984.

3. Исупова Л.С. Ж. « Начальная школа», 1996.- №2.

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д/саду. М.Просвещение, 1990.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев. 1979.
  3. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. – М. Просвещение. 1986.
  4. Шпикалова Т.Я.- Журнал «Начальная школа», 1984.- №7.
  5. Эльконин Д.Б. и др. Мир детства. Дошкольник. Издательство Педагогика.-1979.
  6. Кузина В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.- М. Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров.

Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. "Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров". Дети вспоминают, что такое узор, орнамент, какие бывают узоры. Сами создают узор растительного ...

К юбилею любимого детского писателя Н.Н.Носова

Предлагаю план работы по подготовке литературной декады, посвященной 105-летию Н.Н.Носова....

К юбилею любимого детского писателя Н.Н.Носова

План мероприятий; разработка викторины, грамоты, Блиц-турнир, ведомость для жюри; презентации...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

Презентация "Моя любимая дымковская игрушка"

Стартовая презентация для занятия по теме: творческий проект "Моя любимая дымковская игрушка"...